Русская иконопись на жития святых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская иконопись на жития святых



Иконопись - это живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник видит, а некий прототип, которому он должен следовать. Отсутствуют падающие тени, объём в иконе создаётся с помощью особой штриховки или тона ‒ стилизуются пропорции человеческого тела, стилизуются складки одежд. Для архитектуры используется особая символика цвета, света, жестов, атрибутов.

Житийная икона является попыткой изобразительного единения иконы и жития, словесного и живописного образа.

Все иконы пишутся по определенным канонам. Для иконописи характерны следующие стилистические особенности: - используется особая система изображения пространства; - в изображении могут сочетаться события, происходившие в различное время и в разных местах, или один и тот же персонаж изображён несколько раз в разных моментах действия; - все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах, принятых иконографической традицией;

В среднике иконы изображается святой, а на полях иконы в клеймах – эпизоды из его жития. Клейма четко отделяются друг от друга. Расположенные в хронологической последовательности жизни святого они составляют определенный рассказ. В верхнем ряду рассказывается о рождении и о событиях ранних лет святого, в нижнем ‒ о его кончине. Боковые ряды посвящены проявлениям его святости: чудесам, поступкам во имя веры, мученическим подвигам, явлениям после смерти.

Золотой век русской иконописи начался в 80-х годах XIV века. Гениальность русских иконописцев продолжала проявляться в XV и XVI веках, в период расцвета Московской, Новгородской, Тверской и Псковской школ иконописи.

Представители русской иконописи: Феофан Грек (1340 - 1410) - учитель Андрея Рублева. Родился в Византии, до приезда на Русь работал в Константинополе. Им написаны знаменитые иконы: Богоматерь Донская - согласно легенде она помогла русским войскам победить в Куликовской битве и других знаменитых сражениях; Преображение.

Андрей Рублёв (1340/1350 - 17.10.1428) - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи. Дошедшие до нас иконы: «Троица», «Апостол Павел», «Владимирская богоматерь», «Спас в силах», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим».

Дионисий (ок. 1440 - 1502) - ведущий московский иконописец конца XV - начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева. Среди дошедших до нашего времени икон известны:, «Богоматерь Одигитрия», «Крещение Господне», «Распятие», «Спас в силах» и житийные иконы митрополитов Петра и Алексея. Житийные иконы писались на Руси с древнейших времен. Но лишь при Дионисии они приобрели ту художественную шлифовку, которая делает их выдающимися образцами древнерусской живописи.

ПРИМЕР: Икона Божией Матери «Экономиссы» представляет собой изображение тронной Богоматери, принимающей приношения.

На иконе Богородица изображена сидящей на престоле с Младенцем на левой руке. Ее главу венчает корона, поддерживаемая в воздухе двумя парящими ангелами. Правая рука Богородицы простерта с жестом благословения к преподобному Афанасию Афонскому, подносящему Пресвятой Деве соборный храм основанной им Лавры.

Приношение Афанасия не только символически изображает плод его деяний во славу Пресвятой Богородицы, но означает и просьбу об особом попечении, покровительстве и заботе о созданной им обители со стороны Божией Матери.

С левой стороны престола Деве Марии предстоит преподобный Михаил Синадский, держащий в руках развернутый свиток со словами приношения и посвящения Лавры Пресвятой Богородице.

 


 

Вопрос. Искусство и Литература Древней Руси.

Письменный период древнерусского искусства начинается в X веке, когда греческие монахи Кирилл и Мефодий внедрили в Киевской руси азбуку, которой мы пользуемся до настоящего времени (она даже называется Кириллица). Это было связанно с крещением Руси. Первоначально, культурными центрами, в которых и была сосредоточенна письменность, были монастыри. Одним из древнейших жанров было летописание. В каждом монастыре существовали грамотные писцы, которые записывали в книге значительтные события или какие-то легенды, истории, описание князей. Каждая запись начиналась с датировки от сотворения мира. Летописи создавались в каждом монастыре свои. В XII веке монах Киево-Печерской лавры Нестр на основе частных летописей создал книгу, которая называется «Повесть минувших лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжити». Сейчас этот памятник древнерусской литературы получит называние «Повесть временных лет». В эту книгу входит не только события русской истории, но и переводы из везантийских источников. Фактически, это первая история Руси от дней ее формирования, до периода феодальной раздробленности. Начинается она с рассказа о призвании варягов. Рассказывается и о смерти Олега от своего коня, и об убийстве Игоря, о княжении его жены Ольги, и о Ярославе Мудром и пр. «Повесть временных лет» дошла до нас в Лаврентиевской летописи XIV века. (то что Нестр записывал, было утрачено, но сама летопись с его книги переписывалась. И вот она, переписанная в монастыре святого Лаврентия, и дошла до нас). Подленным шедевром древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве» (примерно в 1195). У этого произведения была очень драматическая судьба. Найдено оно было только в XVIII веке графом Мусиным-Пушкиным. Он сделал выписки, то есть, он переписал несколько раз это произведение и даже подарил один переписанный вариант Екатерине II. Его даже издали в 1800 году. В 1812 году пожар уничтожил этот сборник, в котором находилось «Слово о полку Игореве» и, поэтому, на всем протяжении XIX века, были споры, не потделка ли это великолепное произведение. Много сил и энергии отдал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев для того, что бы доказать его подленность и сейчас сомнений в подленности не осталось. Интересно то, что повесть рассказывает о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против половцев. Игорь решил отправится на половцев не заручивший поддержкой всех князей, а позвал только своего брата Всеволода, который княжил в Курске. Поход с самого начала был неудачным. Об этом говорило, и затмение солнца, и грай воронов, которые кричали вслед Игорю, и волки, которые выли, но Игорь ни на что не смотрел. Далее описывается сражение иИоря с половцами. В первый день они победили половцев, но расслабились, отдыхая после битвы, и на следующий день огромное полчище половцев захвотило игорево воиско. Игорь мог бы спастись, но он возвращается на поле боя, что бы помочь своему брату Всеволоду. Всеволод погиб, а Игоря взяли вплен. Непродуманный поступок Игоря открыл половцам путь на Русскую землю. Центральное место занимает «Золотое слово Святослава» - киевского князя – отца Игоря. Сначало ему приснился сон, в котором он видит поражение русских воиск, а затем он обращается ко всем своим сыновьям, которых у него было аж восемь, с призывом не помнить былых обид и объединиться, что бы спасти землю русскую. Это слово имело очень важное значание как раз на кануне татаро-монгольского нашествия. Очень интересным элементом «Слова о полку Игореве» является плач Ярославны, молодой жены князя Игоря. Он построен на основе фольклерных пречитаний: она обращается к ветру, к Непру, к солнцу. Заканчивается «Слово..» тем, что князь Игорь бежит из плена, несмотря на то, что в плену ему было неплохо: к нему относились с почетом. И родная земля принимает его с радостью, несмотря на то, что он столько горя ей принес. Главная особенность «Слова о полку Игореве» – это необыкновенная поэтичность и лиризм, а споры об авторе слова продолжаются до сих пор. В связи с ведением Христианства в древнерусской литературе появляется такой жанр, как житие. Первоначально, жития возникли в древнегреческой литературе, а в русской литературе были переводными. Но затем по образцу древнегреческих житий стали создаваться и русские жития. Одним из первых образцов жанра были «Сказания о Борисе и Глебе». Это первое житие о святых великомученниках. Далее, «Житие Александра Невского». Это житие о воинских подвигах конкретного человека. И «Житие Сергия Радонежского», рассказывающее о реальном христианском подвижнике, который основал монастырь (Сергиев Пасад), ставший центром русского христианства. «Житие Сергия Радонежского» написано Епифанием Примудрым – очень талантливым писателем, который прославился «плетением словес». То есть, умением очень хорошо выражать свои мысли. Общим для житийного жанра является то, что в нем рассказывается о прижизненных или посмертных чудесах, которые должны убеждать читателя в святости героя. Как правило, древнерусская литература была анонимна, поэтому важно знать этих немногих авторов. Особое место занимает «Повесть о Петре и Февронии», которая написана Ермолай-и-Размом. (это имя у него такое). В этой повести используется сказочный сюжет. В честь Петра и Февронии был учрежден «День Любви» 7 июля, в противовес «Дню Святого Валентина» у католиков. В период москвовской Руси уже писатели не скрывали своего авторства, одним из известнейших авторов того времени был иван Грозный, прославившийся своей перепиской с Андреем Курбским. В XVII «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим. Очень яркоя выразительная стилистика, использование даже кое-где нецензурных выражений, когда он описывает своих врагов, потрясает силой веры протопопа, готового идти на смерть ради своих убеждений. И, в конце концов, его, кстати, сожгли, что явилось подтверждением жития. Древнерусское искусство ярко выразило себя и в архитектуре. XI, XII век – это киевский собор Святой Софии, построенный по образцу знаменитой Софии в Константинопле, Десятинная церковь в Киеве. Подленными шедеврами древнерусской архитектуры являются соборы города Владимира и Суздоля. Среди них храм Покрова на Нерли. Снаружи он кажется очень лакончиным и миниатюрным, но внутри производит впечатление своей объемностью и высотой. Кроме того, он расположен на ровном месте на берегу реки Нерль, при этом весеннии разливы этой реки всегда доходят только до порога этой церкви, никогда ее не затапливая. Новгородские храмы славятся не только своей архитектурой, но и фресковой живописью Деонисия. Подленными произведениями искусства являются древнерусский рукописные книги, написанные на пергамене, украшенные великолепными миниатюрами (иллюстрациями). Большое влияние на древнерусское искусство оказывает Древняя Греция, позднее Италия (московский кремль – итальянские зодчии, среди которых Фиорованти. Среди русских зодчих – это Барма и Постник, строители храма Покрова на Красной Площади, изветного под именем «Храм Василия Блаженного». Ну, и, конечно, древнерусская иконопись. Андрей Рублев (Троица (в третьяк галерее), Деонисий, Феофан Грек


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.006 с.)