Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 9. Понятие синестезии.

Поиск

Русский композитор начала двадцатого века Скрябин стремился через звук передать цвет. Он признавался, что видит через в звуке цветовую гамму и даже пытался подсветить клавиши фортепьяно разными цветами, что бы эффект был более полным.

Синестезия - совместное чувство и одновременное ощущение. В искусстве синестезия принадлежит к разряду явлений, характеризующихся одновременным восприятием двух и более стимулов, как одного обобщенного образа. Феномен восприятия, состоящий в том, что впечатление, соответствует данному раздражителю и специфичное для данного органа чувств сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом. Синестезией называют также взаимодействие между зрительнымии и слуховыми явлениями.

ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ СИНЕСТЕЗИИ: Еще философы Древней Греции отмечали, что человек имеет несколько органов чувств – глаза, уши, нос – но одновременно с эти один сенсорный опыт. Это наводило на вопрос о том, как разные ощущения сливаются в единое целое восприятия. Философы древности не занимались синестезией с позиций нейронауки, но само понятие синестезии подразумевалось в их размышлениях, судя по тому вопросу, который многие из них ставили: Как возникает единство различных ощущений человека? То, что предложил Аристотель в качестве ответа, не теряет свою актуальность по сей день. Синестезия связана с использованием 2-х видов наглядности: "внутренняя" и "внешняя". Внутренняя - возникновение в воображении внутри читателя образов и зримых картин - "лента видений". Читатель не только воспроизводит, но и "довоображает". Также Аристотель полагал, что за так называемыми внешними ощущениями существует и sensus communis, то есть общее чувство, через которое мы и получаем представление об общих свойствах предметов окружающего мира, а иначе говоря – о квалиях. (Ferwerda & Struycken 2001). Например, мы ощущаем яркость, ритм, интенсивность образов, звуков, запахов, привкусов, тактильных ощущений.

Идеи Аристотеля сильно повлияли на средневековые умы, и так появилась «трехкамерная теория». Теолог Фома Аквинский (1225-1274) предположил, что человеческий мозг разделен на три отдела или камеры. В первой камере ощущения от органов чувств, или внешние ощущения (exterior senses), влияют на общее чувство (sensus communis), которое, в свою очередь, будоражит воображение (imaginativa и fantasia). Во второй мозговой камере знание (cognitativa), рассуждение (ratio), и суждение (aestimativa) определяют насколько то или иное ощущение важно, основываясь на предыдущем опыте, который содержится в памяти (memorativa) – третьей камере мозга (Adler & Zeuch 2002).

Веками эта теория существовала как одна из главных и претерпела мало изменений в Эпоху Возрождения. Великий итальянец Леонардо да Винчи был продолжателем идей Фомы Аквинского, но поместил общее чувство в центр трехкамерной модели мозга - во вторую камеру.

Философы эпохи Просвещения, и позже, в период Романтизма делали вывод о том, что человеческое восприятие окружающего мира глубоко индивидуально. Немецкий философ восемнадцатого столетия Александр Готтлиб Баумгартен (1714-1762), основоположник эстетики как философской дисциплины, утверждал, что человек имеет способность не только к интеллектуальному, но и чувственному познанию (van Campen, 1994). Чувственное познание отличается от интеллектуального тем, что последнее предполагает использование рациональных принципов и логики, тогда как первое воспринимает эстетическую сторону мира непосредственно через впечатления.

Одним из примеров может служить восприятие последовательности звуков как целостной мелодии. Мелодия – это форма восприятия, единое целое, имеющее смысл, или гештальт (Gestalt), такое название «единому целому» позже дали немецкие философы. Французский философ Жан Жак Руссо выдвигал сходные идеи, проводя различие между разумом чувственным (raison sensitive) и рассудочным разумом (raison intellectuelle) (Adler & Zeuch 2002).

Впервые в истории, философы стали относиться к чувствам, как неким активным, творческим органам человеческого восприятия. Утверждалось, что люди по-разному используют общее чувство. Кто-то более одарен, больше склонен к творчеству, более чуток по своей природе, чем другие.

В конце восемнадцатого века, немецкий философ Имануил Кант (1724-1804) провел различие между общим чувством (sensus communis), которое считал одинаково развитым в любом человеке, и общим эстетическим чувством (sensus communis aetheticus), в котором проявлялись индивидуальные особенности человека (Kant 1790). Все люди одинаково наделены способностью ощущать ритм танца и ритма песни, или совпадение обоих этих ритмов. Но очень немного людей способны эстетически воспринять цвет звуков скрипки.

Билет. Основные понятия классицизма, нашедшие выражение в искусстве, литературе XVIII века.

Классицизм как направление в искусстве возник во Франции в XVII веке и оттуда распространился по всей Европе. Теоретиком классицизма по праву считается Николя Буало, который в своем трактате «Поэтическое искусство» определил основные принципы и правила, которым должны следовать пиатели: подражание античным образцам, следование канонам классического искусства и разионаллизм. В России своего наивысшего успеха классицизм достиг уже в первой половине XVIII веке. Само слово «классицизм» означает «образцовый, достойный изучения». Французские классицисты в первую очередь обращали внимание на античность, считая, что учеба у представителей Эллады (Древней Греции) и Древнего Рима является путем к совершенству. Классицизм во Франции возник в эпоху абсолютной монархии, культа короля Людовика XIV. В России абсолютная монархия сформировалась в послепетровское время, поэтому и классицизм в это время оказался искусством, наиболее приспособленным к действительности. В ХVIII веке русская литература отказывается от подчинения христианским ценнотям и преобретает светский характер. Главное в искусстве классицизма – это воспевание монархии и служение ей. Поэтому, Идейный смысл произведения заключался в дидактизме (нравоучительный характер), в главенстве долга перед государством и подчинение личного общественному. В то же время, русский классицизм был более связан с действительностью, чем французский. В частности, было меньше сюжетов на античные темы, больше на исторические, связанные с русской историей. Первый этап русского классицизма связан с послепетровской эпохой с именами Кантемира и Ломоносова. Кантемир писал сатиры, то есть, такие стихотворные произдвения, в которых он обличал всякого рода недостатки общества или отдельного человека и противопоставлял им какие-то идеальные нравоучительные понятия. Но, конечно, главную роль в становлении русского классицизма сыграл Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов – человек универсальных талантов, но больше всего он прославился в химии, физике и литературе. В 1739 году, находясь в Германии на стажировке, он, помимо отчетов по физике и химии, прислал трактат о русском языке и оду «На взятие Хотина», в которой впервые продемонстрировал на практике принципы классицизма. Эта ода воинская, то есть, в ней воспевается победа русской армии над турками. Следуя принципам воспевания монархии он главную роль в этой победе отводит императрице Анне Иоановне, безудержно воспевая ее мудрость, смелость, отвагу. Он воспевает силу русского оружия «под мудрым анниным крылом». Передает свой собственный восторг, охвативший его при известии о победе над турками. Эта победа и христианских ценностей. «Даже месяц, символ мусульманства, стыдливо спрятался над тучами, символизируя победу христианства». Эта ода патриотическая и монархическая, что так же тесно связанно с классицизмом. Среди од Ломоносова выделяется ода «На день восшествия на пристол Императрици Елизаветы Петровны». Меняется императрица (была Анна, теперь Елизавета), меняются и взгляды Ломоносова, потому что для него главное – воспеть монархию, в этом и проявляется классицизм. Анна Иоановна была воинственной, и он воспевал воинские подвиги, а Елизавета Петровна, дочка Петра, взойдя на престол поклялась, что за время ее правления будет мирное время. И Ломоносов начинает свою оду с воспевания мира, «возлюбленной тишины». Он призывает Елизавету Петровну быть достойной дочерью своего великого отца, и, так же как и он, способствовать расцвету наук. В этой оде выражаются, и общегосударственные идеи, и его общие мысли. Устав от засилия иностранцев, он, в стихотворной форме пытается убедить Елизавету Петровну в том, что бы она способствовала расцвету наук, и тогда, он уверен в том, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать», то есть своих собственных ученых, а не тех, кого призывают из-за границы, потому что они не могут так любить Россию, как русские граждане. В одах Ломоносова используются принципы «трех штилей»

· Высокого – с элементами старинной книжности. (Ода Ломоносова «День восшвествия на пристол Императрицы Елизаветы Петровны», где он называет ее дщерь Петра.

· Среднего – с использованием литературных слов, употребляемых культурными людьми. (Фонвизит в рече Стародума и Милона используется как высокий, так и средний штиль)

· Низкого – просторечные слова, выражения, используемые в комедиях, сатирах, эпиграммах и тд. (У Простоковой и Метрофанушки используется низкий штиль (нешто).

 

Русский классицизм широко проявил себя и в драматургие (пьесы). Для драматургии классицизма свойственна «теория трех единств» разработаннаяп Николя Буало

· Единство времени

· Единство места

· Единство действия

Сущность заключалась в следующем: действие в драматическом произведении должно развиваться на протяжении одних суток, а чаще всего с утра до вечера одного дня. В одном месте, а конкретнее, либо на главной городской площади, либо во дворце вельможи персонажей должно быть мало. Каждый из них выражает одну черту характера, и часто это подчеркивается говорящими именами. Например, комедия Фонвизина «Недоросль» написа по законам классицизма. Действие происходит в доме госпажи простаковой в течении одного дня, и персонажи носят знаменательные фамилии, отражающие суть их характера: отрицательные Скотинины и Простаковы, положительные – Правдин, Милон. Основными жанрами классицизма являются оды, сатиры, комедии и трагедии. Помимо комедий Фонвизина большой популярностью пользовались комедии Капниста «Ябеда», в которой высмеивается такой порок, как корпуция. Трагедии писал Алексанлр Сумароков на темы русской истории. Например, «Сенав и Трувор», «Хорев» и «Дмитрий Самозванец» смутное время. Именно в XVIII веке сформировался русский театр, руководил которым Федор Волков. Классицизм развивался не только в литературе, но еще и в живописи и архитектуре. Лучше здания Санкт Петербурка построены в стиле классицизма, например Зимний Дворец, архитектор Расстрелли. В Москве Дом Пашкова (библиотека напротив кремля), архитектор Казаков. В живописи парадные портреты со всеми регалиями важных вельмож, например портреты Боровиковского, Рокотов, Брюлова. В частности, следуя принципам классицизма, Брюлов пишет картину «Последний день Помпеи»


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.50 (0.006 с.)