Вопрос. Искусство лирико-психологической прозы. Казаков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Искусство лирико-психологической прозы. Казаков.



Юрий Павлович Казаков прожил не долгую жизнь, но осталься в русской литературе, как мастер лирико-психологической новеллы. Он был большой любитель путешествий, и поэтому такое ощущение движения присутствует во всех его произведениях. Одним из интереснейших его произведений, давшей название целой книги – «Голубое и зеленое» Эта повесть о любви, которая окрашена для рассказчика чистыми и яркими крассками. Девушка, которую любит герой, не описана. Просто дается впечатление необыкновенного голоса, крепкого рукопожатия девушки. Случайная встреча имеет продолжение. Все это проходит под лейтмотив чистоты (постоянный мотив): розовые щеки, голубые окна. Все это в общем-то создает атмосферу счастья. Сюжета практически нет. Поэтому пересказывать трудно, но тем не менее, даже без сюжета автор описывает как зарождается и усиливается их бесконечное чувство. Например, их бесконечные прогулки по Москве, разговоры ни о чем. Их отношение на некоторое время приостанавливаетя, потому что автор уезжает на Север, о котором он давно мечтал. Возвращается он через месяц, и эта встреча после месячного расставания активизирует их чувства. И опять разговоры ни о чем. Какие-то сумасшедшие дожди. То есть, опять все очень импрессионистично все. Автор разрывается между желанием быть с Лилей и уехать на Север, испытать себя в тяжелом каждодневном труде. Он вместо воспевания юности, как это бывает обычно, говорит, что это очень трудное время, потому что тут необходимо сделать выбор, определить, что тебе надо: любовь или место в жизни. В вот эти бесконечные шатания героя утомили и любимую. Она устала от того, что он не может принять никакого решения и выходит замуж за другого. Именно этот другой увозит ее на Север. То есть, герой думал, что она такая слабенькая и не поедет. А она говорит, что очень счастлива., потому что встретила настоящего человека, с которым и уехала. Он один. Юность кончается. То есть, в повести показ герой интелегент, который весь погряз в размышлениях. Юность проходит, он заканчивает институт, но так в общем-то и не определился в жизни, хотя день его занят с утра до вечера: спортивные соревнования, конференция, практика, экзамены и только во сне ему сниться Лиля, и это выбивает его из размеренного ритма жизни. Ему просто хочется отбросить все эти ненужные на его взгляд воспоминания, но ничего не получается. И он мечтает, что б только она по реже ему снилась. (господи, ребят, как грустно-то. На самом деле. Этот гоша столько лирики дал, боже.. нельзя было чего-нибудь нормального?? Че все грустное такое(((). Следующий рассказ – «Во сне ты горько плакал».
Этот расказ о детстве. Рассказчик наблюдает за поведением своего двухлетнего сына Алеши, для которого мир прекрасен, удивителен и интересен. Сердце его просто расскрывается от любви к окружающим людя: к папе, к собаке Чифу. А папа не может полностью отдаться своему сыну, потому что в это самое время узнает о самоубийстве друга, и он все время думает об этом, отвлекаясь от собственного ребенка. Он наблюдает за Алешей и видит какую-то очень глубокую внутреннюю жизнь, которую он не может выразить: мало слов знает, непонятно чему он улыбается,чему он хмурится. Весь рассказ этому посвящен. Человек вспоминает себя только после 5-6 лет. А что с ним происходит раньше – это великая тайна. «Ты говорил мало и коротко, но по лицу твоему и глазам видно было, что ты думаешь постоянно. Ах, как хотел я стать на минутку тобою, что б узнать твои мысли, ведь ты уже был человеком!» Самая большая загадка в том, что мальчик плакал во сне. Горько, отчаянно и безнадежно. Так он никогда не плакал наиву. И непонятно было что он успел узнать на свете такого, что бы так горько плакать. Или уже в младеньчестве у нас скорбит душа страшась предстоящих страданий. То есть, это очень глубокое взросление близкого человека, и призыв к оценке каждого дня, потому что он неповторим и бесценен.


 

Вопрос. Литература в русской прозе. Солженицын

Говорить о миниатюре в русской прозе можно, начиная с Тургенева, который в концежизни написал цикл «Старческое. Стихотворение в прозе.» Можно сказать, что Солженицин является прямым продолжателем этого жанра, потому что свой цикл «Крохотки» создал уже в конце XX века после возвращения из Америки в Россию. Первая публикация в 1997 в журнале «Новый Мир» (кстати, Солженицы лауреат нобелевской премии, а их у нас всего пять). Каждая из крохотных произведений на пол странички состоит из описания природы и сопостовления того или иного явления природы с жизнью человека. Например, крохотка молния. Удар молнии расщепляет дерево поплам. После этого, дерево гибнет или целиком, или частично. И так же и челвоек. Если его настигнет какой-нибудь удар судьбы, некоторые сломаются на всю жизнь. Он будет живой мертвец, а некоторые могут устоять и продолжать жить. Некоторые крохотки сопоставляют отдельные явления природы или искусства судьбой самой России. Например, «Колокол Углича». Колоко Углича зазвонил, когда был зарезан царевич Димитрий. Этот колок предвещал беду России. За это колокол был снят сколокольни, бит плетьми, отрезали ему язык и сослали его за 2 тысячи войск в Тобольск. Только через 300 лет его вернули назад в углич. Хотя и не повесили на колокольню, но даже и на земле он поражает своей красотой и дивной музыкой звона. Таким образом, солженицын говорит, что тревога народная, выраженная этим троном, и сейчас досадная помеха власти. «Колокольня» – следующее произведение Солженица. Всем известна потрясающая картина – среди Волжской воды стоит Калязинская колокольня. Когда построили плотину, волжские воды разлились и затопили целый город, но колокольню власти не разобрали, потому что считали, что она и сама в воде не выдержит. Вот и прошло больше 50 лет, а они и стоит не покосясь. И даже на шпиле крест уцелел. И вот Солженицин видит символ России в этой колокольне: «Нет! Всю Русь до конца не попустит Господь утопить» Так как в «Крохотках» отражается итог человеческой жизни, здесь много размышлений о старении, о болезнях, об итогах человеческой жизни. Это такие крохотки, как «старение», «утро», «ночные мысли», «повинование усопших». Он размышлает о том, что старение – это накапливание опыта, воспоминаний. И одновременно понимает, что всего этого может не быть, если старость пройдет в нищете и холоде, как у многих русских стариков. Так как он в молодости он пережил анкологическое заболевание (34 года), то он может прекрасное размышлять о том, что есть больезнь, и что есть здоровье для осознания человеческой жизни. Об этом он говорит в крохотке «Завеса». И завершаются его крохотки главной поминования усопших, которое говорит о том, что это память о прошлых, об ушедших людях нам больше нужна, чем им, а молтива за души их перекидывает от нас к ним рамку. И обещает встречу, духовную встречу. В целом, крохотки писались по одной в разное время, но собраны воедино уже тогда, когда он вернулся. Лирические миниатюры такого филосовского, созерцательного характера свойственны и для Владимира Солоухина. Это его книги «Камешки на ладони».


 

Символизм

Символизм как течение зародился в России, но на основе группы французских поэтов Поля Верлена, Артюра Рембо, которые изменили традиционную систему стихосложения. Их стали называть декадентади (от слова декаданс – упадок). На самом деле это был не упадок, а совершенно новые, свободные принципы худ.творчества, в первую очередь в поэзии. Символизм – это разновидность модернизма. В русской литературе началом символизма считается 1892 год, когда Дмитрий Мерешсковский выступил со своим докладом «О причинах упадка и о новых течениях в русской литературе». Он призывал отказыватся от социально содержания в поэзии, от борьбы за свободу народу, считая все это низкими темами. Главными задачами нового искусства он считал расширение поэтической выразительности, мистическое содержание и символы. Его единомышлиниками стали Зинаида Гиппиус (его супруга, тоже поэтесса), Валерий Брюсов. Второму принадлежит особая роль в становлении раннего русского символизма, потому что он имел возможности издать собственные произведения и произведения своих друзей и тем самым популяризировать проэзию. 4 тома альманаха «Русские Символисты», среди которых стихи самого Брюсова: скандально известное одностишье «О закрой свои бледные ноги», програмные стихотворения «Юному поэту», в котром Брюсов призывает отказаться от всех тех гуманистических достижениях, которые были свойственны русской поэзии. Он дает поэтам три основных завета: первый завет – никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно, помни второй – поклоняйся искусству, только ему безраздельно, бесцельно, третий завет – не живи настоящим, только грядущее – область поэта. Символисты очень большое значение уделяли расширению поэтической выразительности. Сам Брюсов стремился уловить закономерности между звуком и цветом, рисунком и запахом. Многие символисты большое значение придавали звукописи, особенно Бальмонд, Андрей Белый. Например, Бальмонд писал: «Я изысканность русской медлительной речи, предо мной остальные поэты – предтечье». Андрей Белый же эксперементировал со словом и музыкой, например свой роман «Петербург» назвал симфонией. В русском символизме можно выделить два этапа:

1) ранний символизм, московский

2) *------младосимволисты или петербургская группа

В петербургской группе главную роль играли филосов Владимир Соловьев и поэт Александр Блок. Владимир Соловьев развил гегелевское учение о мировой душе как Вечной Женственности, то есть мир имеет женское материнское начало. Александр Блок, будучи влюбленным в дочь химика Менделеева Любовь Дмитриевну, написал целый цикл, названный «Стихи о Прекрасной даме». В этих стихах весь мир делился как бы на две части: тьма и тума – это там, где нет прекрасной дамы, а лучезарность, свет – то, что связано с ее появлением. Влияние Блока на символистов было так велико, что все петербурские символисты приклонялись перед Любовью Дмитреевной преклонялись, как перед богиней. Младшие символисты просуществовали как течение около десяти лет, и сменило их такое направление как акмеизм, куда входили Анна Ахматова, Гумилев, которые считали, что мир хорош сам по себе, безо всякой мистики. Они призвали воспевать красоты и безобразие реального мира как проявление его полноты. В живописи русский символизм в наибольшей степени проявился в творчестве Врубеля с его романтическим приувеличением и красоты, и трагичности, и мистичности героев. Это его знаменитые картины в Третьяковке «Демон» и «Царевна лебедь».


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.007 с.)