Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Искусство лирической прозы: теория.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лирическая проза - некий «сплав» лирической поэзии и эпоса. Как и в лирике, основным предметом изображения в ней являются чувства и мысли автора. Однако в отличии от лирической поэзии, в лирической прозе художник использует для раскрытия своего духовного мира не только лирические, но и всё богатство эпических приёмов повествования. Потому что событийность и многоплановость, присущие эпосу сливаются в лирической прозе с эмоциональной оценкой происходящего, причём описываются не только события и явления, но и связанные с ними чувства и размышления. Принадлежность эпоса - чётко очерченные характеры рассматриваются здесь с лирических позиций, с точки зрения восприятия лирических героев героем-рассказчиком. Сюжет ослаблен, роль героя-рассказчика велика. Действие в лирическом повествовании сочетает диалектическую последовательность возникновения, протекания и разрешения противоречий с прерывностью, разновременностью, «высвечиванием» лишь отдельных «узловых» эмоциональных моментов. Внутренний мир героя раскрывается не через поступки, а через эмоциональное, душевное состояние, переживание конкретной жизненной ситуации. Таким образом, в органическом слиянии далёких и не сочетаемых элементов поэзии и прозы, лирики и эпоса, на их стыке и рождается цельное литературное явление – лирическая проза. Жанры лирической прозы: миниатюра, рассказ, повесть, эссе. Жанрово-стилевое течение: лирическая проза. Называют литературой потока сознания. Композиционные формы лирической прозы: эпистолярная, дневниковая, автобиографическая, путешествие, эссе. Известны произведения в этом жанре И. А. Бунина «Жизнь Ареньева», Зайцева, Шмелёва «Лето Господне», К. Г. Паустовского, В. А. Солоухина («Камешки на ладони», «Капля росы», «Черные Доски», «Третья охота» (о грибах, о том, как надо собирать грибыJ, очень крутая штука, жалко, он ее не дал..), А. де Сент-Экзюпери. Вопрос. Лирическая проза. Бунин «Жизнь Арсеньева» 1870-1953 Бунин Иван Алексеевич – первый нобелевский лауреат в русской литературе. Творческий путь Бунина делится на две части: дореволюционный и эмигрантский. Оба по-своему значительные. Уезжал из России Бунин с проклятием революции и революционеров, тем самым отрезав себе всякий путь к возвращению. Написал книгу о революции «Окоянные дни». Название собствено говорит само за себя. Книга «Жизнь Арсеньева» написана в эмиграции с 1927 по 1933 год (5 лет), а охватывает она период с детства героя до 20-25 лет, когда проходит самое становление характера. Константит Паустовский очень высоко оценил эту книгу, сравнив ее с картиной художника Нестерова «Святая Русь», благодаря тому, что действие в ней (в книге) происходит в Средней России (конец XIX начало XXвв) среди безграничных полей и лугов или зимнего безграничнего моря. Хотя повествование ведется от первого лица, описывается жизнь Алеши Аресеньева с детства, когда он стал воспринимать себя как человека, эта книга филосовская, потому что с первых страниц встает вопрос о смысыле человеческого существования. О жизни и смерти. О природе, о любви. Можно сказать, что это произведение импрессионистическое, потому что писатель выхватывает из глубин своей памяти те моменты, которые в общем-то и не кажутся знаменательными, но раз они сохранились в глубине души, значит они очень важны. Они будут сопровождать человека от рождения до смерти. Например, одно из самых ранних чувств героя, это чувство полного одиночества, которое неизвестно почему его посетило. Это одиночество человека перед лицом мироздания: «Сесть на облако и плыть-плыть нанем в этой жуткой высоте!» – это говорит о мечтательности мальчика, которое впоследствии сформирует в нем писателя. Его интересует все: и рыжий жук (он подробнейшим образом описывает его), и травинка, и звезда. То есть, такие детали, которые в общем-то не важны для развития сюжета. Это и говорит о том, что это лирическая проза. То есть, для автора, как и для главного героя, важны не столько факты, сколько его отношение к этим фактам, чувства его. Например, первое путешествие в город (они дворяне, но жили в усадьбе в деревне) – ощущение огромных домов, которых он не видел. Эти дома на столько его потрясли, что удивили больше чем впоследствии пирамиды Хеопса. Уже с раннего детства его жгучий интерес вызывали проблемы жизни и смерти. Вот он даже не видел, просто узнал, как какой-то Сенька (крестьянин рабочий) сорвался с лошади и погиб. И вот уже через много лет он вспоминает этого Сеньку и мучает себя бесплодными вопросами о том, что такое жизнь и что такое смерть. Еще в большей степени потрясла его смерть младшей сестренки Нади, которая была всеобщей любимицей, топала толстенькими ножками и сгорела за несколько дней от какой-то болезни. В жизни дворянских детей большое место занимало чтение. Вот и Алеша вспоминает свои любимые книги, которые сформировали его как личность. Книги и понимание того, что смерть настигнет любого человека заставляет его обратиться к богу, к молитве. И круг чтения его расширается: он начинает читать житея святых. Затем он описывает свою учебу в гимназии, которая особо не затронула его сердце, потому что там учили уму-разуму, а не совершенствованию душевной жизни, что является главным в этом произведении. Политическая жизнь вторгается и семью Арсеньевых (конец XIX века). За что-то арестовывают его брата Григория. Он убегает, прячется, но в конце концов попадает в тюрму. Потихонечьку происходит взросление героя, его первые влюбленности (Анхин – Аня). Его первые интимные отношения с горничной (Тонька – Антонина). У Тоньки был муж, который уехал на промослы, и Алешка бегал к ней. Страшно ревновал, когда муж приезжал. В конце концов все закончилось тем, что муж все узнал, и они (тонька и муж) навсегда уехали из этого имения. Алеша отправляется путешествовать, что б познать себя и мир. Бунин сам очень люби путешествие, поэтому тут тоже проявляются какие-то автобиографические моменты. А вернувшись поступает на службу к город Орел в редакцию, потому что его уже как-то тянула к себе писательская работа. И вот, в редакции он встречается с Ликой, которая по его собственным словам, стала самым большым событием в его жизни. И вот даже сейчас, много лет спустя во Франции он вновь и вновь вспоминает о том счастье и о той горечи, которая была связана с этой любовью. И роман прирывается лирическим отступлением о море, которое гудит, ревет, и оно очень далеко от того мира, в котором он жил. И самое главное, все это так далеко от его молодости. Дальше он описывает свой роман с Ликой, они уже собирались пожениться, но пока просто жили месте. И вот, когда они стали жить вместе, у них какое-то притупление их отношений случилось, ну, привыкли друг к другу. И Лике показалось, что Алеша ее больше не любит. И вот, однажды он, приехав домой, видит, что ни Лики нет, нет и ее вещей. Он пытается ее найти, но Ликины родственники тоже ничего о ней не говорят. Он собирался покончить с собой, но потом передумал. И вот эти главны подробнейшим образом описывают ту горечь потери. И даже через 30 лет, когда ему 50, он вспоминает о своих чувствах так, как будто они только вчера произошли. Он упорно ждал ее письма и не мог поверить, что она была так жестока, а оказывается она уехала от него и вскоре после этого умерла, но умерая просила не сообщать об этом, что он мог жить спокойно. Роман заканчивается тем, что он видит ее во сне, и с такой силой любви, радости, с такой телесной душевной близостью, которую он не испытывал нигде и никогда. «Жизнь Арсеньева» удивляет силой чувств, широчайшей эрудиция (он цитирует почти всю русскую лирику, начиная от Жуковского, заканчивая Фетом, Шевченко, причем цитирует часто не точно, а по памяти. Это тоже характеризует героя как человека тонкого, с душой, то есть он пропустил всю русскую литературу через себя.) Паустовский считал это произведение одним из замечательнейших произведений мировой литературы, которое рождает грусть, волнение и даже слезы. Первоночальный подзаголовок – «Истоки дней», то есть то, из чего рождается река жизни, из чего рождается человеческий характер.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.239 (0.007 с.) |