Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лирический герой в поэзии М.Ю.Лермонтова

Поиск

Периодизация творчества Лермонтова:

1) юношеский (1828 – 1831)

2) переходный – от юношеского творчества к поре творческой зрелости (1832 – 1836)

3) зрелый (1837 – 1841)

Основная особенность лермонтовской лирики – ее протестующий, бунтарский и одновременно трагический характер. Источники трагического бунтарства лир. Героя – признани6е безграничных прав личности, оказавшейся в конфликте с обществом, эпохой, утратившей цельность и гармоничность восприятия мира.

В ранней лирики личность романтика противопоставлена «целому миру» не только обществу, но и Богу и мирозданию. Лирическое «я» - могущественная личность, способная решить вопросы общественного и нравственного мира, который кажется ей абсолютно несовершенным. Герой ранней лирики был «избранником неба, которого ожидает трагическая судьба. Жизнь героя не описана в подробностях, но это не бытовая жизнь среди обыденной толпы, это высокая миссия – личная, гражданская и поэтическая:

Настанет день - и миром осужденный,

Чужой в родном краю,

На месте казни - гордый, хоть презренный -

Я кончу жизнь мою; (1831)

Романтический бунтарь, побуждаемый духом протеста и мятежа, не желает постичь счастья и не желает убежать от него, а счастье для него – само движение. В стихотворении «парус» (1832) представлена целая жизнь романтического героя с мятежной душой, который покою предпочитают бурю, с презрением относится к любому «берегу», который может ограничить его свободу. Гармония в природе не соответствуют его внутреннему состоянию мятежа и бури. Только буря способна примирить его с миром.

В лермонтовской лирике позднего периода (1836–1841) субъективный, эмоциональный элемент резко идет на убыль. Лирический герой предстает теперь в более сложной, опосредствованной форме, но по-прежнему остается основой и оправданием романтического пафоса Лермонтова; и в поэзии Лермонтова по-прежнему нет «случайностей».

Отходя от лирической исповеди, от откровенного автобиографизма своих первых опытов, Лермонтов в последние годы все настойчивее обращается к повествовательным формам стиха, но придает им волнующий личный смысл.1 Кратчайшие лирические новеллы и баллады (вовсе уже не похожие на балладу) символически выражают душевную жизнь поэта-героя. Это как бы отдельные участки бытия, на мгновенье вырванные и преломившиеся все в том же едином сознании: «Тучи», «Сосна», «Утес», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» – романтическая символика природы, зашифровывающая мотивы изгнания, одиночества, опустошенности.

 

В «Тучах» символический план настолько прозрачен, что Лермонтов откровенно приписывает тучкам в высшей степени человеческие свойства и отношения:

 

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

 

Тюремные новеллы «Узник», «Сосед», «Пленный рыцарь» вплетаются в субъективную лирику Лермонтова и автобиографическими подразумеваниями и в особенности темой свободы. В «Пленном рыцаре» лирическое я формально отсутствует. Но это стихотворение, несмотря на балладный ритм и балладные аксессуары ничего общего не имеющее с настоящей эпической балладой, в тюремном цикле, быть может, самое лирическое и личное; оно утверждает, что человеку, потерявшему свободу, в качестве выхода остается смерть.

В дополнении: Главная тема Лермонтова - личность в процессе самопознания и развития. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника - недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи - датой или словами "отрывок", "исповедь", "монолог".

Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в то время как всему внутреннему строю самого поэта глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм - с его культом избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру - и отторжения от людей. Часто стихи Лермонтова являются вариациями на тему одного и того же поэтического сюжета, где мы встречаем устойчивый образ лирического героя: романтический герой лермонтовской поэзии - цельный, бескомпромиссный, устремленный к свободе, но предельно, катастрофически одинокий.

Одинокий герой противостоит толпе, всему миру, Богу. Это один и тот же тип героя, однако необходимо помнить, что в "Демоне", например, воплощен "пессимистический", а в "Мцыри" - "гармонический вариант лирического героя". Лирический герой, гордый и непреклонный, всегда платит сполна не только за свободу (ключевое для поэзии Лермонтова понятие), как Демон, но даже за порыв к свободе, как герой поэмы "Мцыри".

душа героя многопланова: в ней сосуществует безудержный мечтатель и трезвый аналитик, поэт и философ, страстный жизнелюб и ярый ненавистник жизни окружающего его светского общества, горячий защитник нравственного достоинства личности и бесстрашный борец с самодержавием. Два устремления, два тяготения сложно переплелись в едином характере: стремление уйти в мечту, воля к утверждению мечты и тяга к миру. В его размышлениях постоянно пробивается стремление примирить непримиримое — совместить мечту и жизнь, преобразовать жизнь мечтой и вдохнуть «живую жизнь» в мечту. Герой зрелой лирики остро ощущает разлад своей высокой мечты, утверждающей личность, ее самосознание и нравственное достоинство, с той действительностью, которая его окружает.

Для героя характерно острое чувство своего времени как переходного периода, отмеченного своими специфическими исканиями и недугами. Мыслящему сыну века, задумавшемуся над путями исторического развития страны и осмыслившему необходимость ее внутреннего переустройства, показалось, что нарушилась «логика времен» (Чаадаев), порвалась связь между настоящим, прошлым и будущим.

По мнению поэта, высшее дворянское общество — свет — в своей подавляющей массе — мещанствующая толпа, обыватели, тупая и страшная сила, враждебная всему высокому, чистому и благородному. Представители света развращены «гордой роскошью». Они являются носителями ложной цивилизации, поскольку усвоили внешние формы европейского стиля жизни, переняли «земли чужой язык и нравы». В их жизни много «ложной мишуры». Эта жизнь отмечена внешним «блеском» и «суетой», «красивой пустотой». В жизни людей света нет смысла, нет никаких высоких стремлений, отсутствуют идеалы, интерес к проблемам общества, к судьбам народов и государств, они заняты собой и жаждут только развлечений. «Праздная жизнь не может быть чистой!» (Чехов). Светская жизнь без общеполезной деятельности, ставшая вечным праздником, чревата преступлениями. Беспринципность в достижении цели, скрытая под маской благопристойности, — ее принцип. В светской гостиной поэт встречает «важных шутов», которые в жизни ценят только злато, в вихре бала перед ним

 

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски.

Вся жизнь света герою представляется суетой и тщетой. Маскарад в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» вырастает в обобщающий символ жизни света. Эту жизнь лермонтовский герой клеймит гневным словом отрицанья.

Любовь обычно для романтика — святыня, смысл существования. Женщина — ангел, божество, идеал, Прекрасная Дама, воплощение Любви, Добра и Красоты. Вспомним, например, исповедь Демона, объясняющегося в любви к Тамаре: «И вновь постигнул я святыню Любви, Добра и Красоты». Мечта о высокой духовной любви — одна из постоянных тем лирики Лермонтова. Большой жизненной ценностью лермонтовский герой считает дружбу. Через любовь и дружбу он старается обрести «родную душу», которая избавила бы его от гнетущего одиночества, сняла «венец мученья» с головы мятежного сына века. Мечта о «родной душе», о человеке-друге, которому можно было бы «руку подать в минуту душевной невзгоды», постоянно пробивается в лермонтовских поэтических раздумьях. Максималистская для лермонтовского героя мечта о дружбе искренней и чистой, о любви без измен, расчета

Огромной жизненной ценностью герой считает свободу. Он тоскует по свободе, понимаемой как свобода мысли и волеизъявления личности. Тоска по такой свободе пронизывает «Жалобы турка», «Парус», «Смерть поэта», «Прощай, немытая Россия» и др. Герой тоскует по справедливой, достойной человека жизни. Во всех его раздумьях пробиваются стремления к установлению гармонии отношений между личностью, обществом и народом. Не находя этой вожделенной для него гармонии в обществе, герой обращается к природе. Светлая мечта переносит поэта из маскарадной залы в мир нетронутой красоты («Как часто пестрою толпою окружен»).

Природа воспринимается поэтом во всем богатстве ее многоцветных красочных оттенков, во всем могуществе буйных жизненных сил. Острота восприятия природы усугубляется осознанием разрыва человека цивилизованного общества, живущего в атмосфере искусственного быта, с первозданной жизнью природы и жаждой преодолеть этот разрыв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 946; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.78 (0.011 с.)