Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Европейский путь: от Просвещения к Революции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Европейское Просвещение и его влияние на мировое развитие. В западной Европе на смену Реформации под влиянием происходивших изменений пришло Просвещение, которое на протяжении XVIII и первой половины XIX веков определяло духовные устремления передовых слоев общества. В основе Просвещения, как идейного течения, лежало убеждение в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека в обществе. Просветители выступали против невежества, мракобесия, религиозного фанатизма, которые они считали причинами человеческих бедствий. Просветители выступали против феодально-абсолютистских режимов, за политическую свободу, гражданское равенство, права людей. Просвещение возникло в Англии, где его наиболее видными представителями являлись Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери. Целую плеяду просветителей дала Франция в период с 1715 по 1789 г., который называли «веком просвещения». Произведения Вольтера, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеция, П.А. Гольбаха получили самую широкую известность. В Германии для просвещения своего народа многое сделали Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гёте. В США просветители Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн активно участвовали в общественно-политической жизни. Нелегко пришлось Н.И. Новикову, А.Н. Радищеву в России. Просвещение стало переломной эпохой в мировом развитии. На смену старым моральным и политическим авторитетам пришли новые моральные и политические принципы. Человек с помощью своего собственного разума, без каких бы то ни было религиозных или светских влияний, стал решать вопросы, возникавшие в жизни общества. Просвещение заложило основы нового взгляда на мир. Господство разума, главенство науки, стремление к универсальному братству людей стали фундаментальными ориентирами для миллионов людей на протяжении десятилетий и веков. Складывание системы международных отношений в Европе. Историю международных отношений с середины XVII до конца XVIII вв. исследователи называют Вестфальской системой, которая возникла после окончания Тридцатилетней войны (1618 -1648). Начавшись на религиозной почве, война вскоре приобрела характер политического противостояния, опустошила и разорила Центральную Европу. Плодами Тридцатилетней войны смогли воспользоваться Швеция и Франция. европейские страны окончательно признали независимость республики Соединенных провинций (Нидерланды), а также Швейцарии. Вестфальская система была очень нестабильной, о чем свидетельствует большое количество военных конфликтов. Так, с 1667 по 1714 г. непрерывно шли войны между Францией и европейскими коалициями. C 30-х по 70-е гг. XVIII в. в Европе произошло еще несколько военных столкновений различного масштаба: война за польское наследство (1733 – 1735), война за австрийское наследство (1740 – 1748), Семилетняя война (1756 – 1763), в которой участвовала и Россия. К названным военным конфликтам следует добавить и те, которые проходили в Восточной и Юго-Восточной Европе – с участием России и Османской империи. Для Вестфальской эпохи характерна гибкая система военных коалиций и союзов, которые были крайне неустойчивы. Период XVII-XVIII вв. ознаменовался большими социально-экономическими и политическими изменениями в Европе, становлением общеевропейского рынка, раннего капитализма и серией колониальных захватов почти по всему миру. Закладывались основы будущих колониальных империй и будущей глобальной системы международных отношений. Проблема перехода в «царство разума». Человек Средневековья (IV – XIV вв.) веровал во всемогущего христианского Бога и интересовался только тем, как то или иное явление соотносится с Богом. Средневековый человек не стремился изменить мир, устроенный Богом. Потребовалось более столетия, чтобы вера в Бога постепенно перестала быть для людей устойчивой опорой в изменяющемся мире. Этой опорой в сознании людей в конечном итоге стали разум и вера в могущество человеческого гения, заменившая многим веру в Бога. Разум человека эпохи Просвещения, начавшейся с конца XVII в., был «познающим». Познавая окружающий мир, люди действовали в соответствии с тем, что им удалось узнать и осмыслить, и новые приобретенные знания, навыки обращать себе на пользу. Наука, практический опыт, распространение знаний помогли человеку эпохи Просвещения познавать и изменять окружающий мир. Люди эпохи Просвещения старались проявить себя на поприще науки, искусства, политики, проявляли большой интерес ярким человеческим личностям и жизням, отданным служению людям. В эпоху Просвещения сформировались важнейшие представления о ценности человеческой личности и ее правах; был сформулирован принцип презумпции невиновности и соразмерности наказания преступлению; сложились понятия общественной, государственной и национальной безопасности; установились консульства и представительства государств в других странах, сложились правила дипломатического протокола. Человека эпохи Просвещения называли человеком рациональным (лат. rationalis), что означало «руководствующийся результатом». Свобода выбора и действий становится одной из главных жизненных ценностей. Человек эпохи Просвещения рационально ведет хозяйство, рационально использует рабочее и свободное время. Рациональный образ жизни ранее, чем в других странах, утвердился в Голландии и Англии, в их колониях. В различных странах Европы с конца XVII в. постепенно формировалась новая культурная общность людей, занимающихся умственным трудом – просвещенная элита. Аристократия и значительная часть дворянства активностремилась к получению знаний. Просвещенная элита общества проявляла себя не только в духовной области, но и в правилах этикета, моде, поведении, воспитании детей (престижным было домашнее обучение и воспитание), владении иностранными языками. Ученые XVIII в. доказали, что наука способна приоткрыть многие тайны природы и существенно обогатить жизнь людей. В этот период началось становление самостоятельных наук – физики, химии, астрономии и других, в том числе и гуманитарных. Научная революция, совершенная Г. Галилеем (1564-1642) и И. Ньютоном (1642-1727) в механике (закон всемирного тяготения), убедила в том, что все во Вселенной построено по единому плану и управляется простыми и понятными всем законами. Английский философ Джон Локк (1632-1704) высказал мысль о том, что силы в обществе и государстве тоже должны уравновешивать друг друга. Так была сформулирована идея разделения властей (законодательной и исполнительной, парламента и короля), куда составной частью входила судебная власть. Поиск общих законов устройства государства и развития общества продолжался и в конце XVIII-XIX вв. Такова была сила ньютоновских идей. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в. Родоначальником теории «просвещённого абсолютизма» считается английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). В соответствии с теорией договорного происхождения государства абсолютная власть должна была действовать не только ради узко понимаемой «государственной пользы», но и заботиться об общем благосостоянии. Политика просвещенного монарха должна быть построена на рациональных, разумных началах, опираться на передовые идеи философов. Деятельность просвещенных монархов носила двойственный характер. Они были просвещенными, но всё-таки деспотами. Преобразования проводились исключительно сверху. Стремление к политической свободе, общественная активность рассматривались с большим подозрением как покушение на их власть, попытки её ограничить. Характеристики просвещённого абсолютизма относятся к большинству стран Европы в XVIII в. При этом в Англии в XVIII в. формировалась не просто просвещённая, но уже буржуазная монархия. В Польше королевского абсолютизма не было. Во Франции Людовик XV и Людовик XVI тормозили реформы и довели страну до революции. Король Пруссии Фридрих II (1740-1786) увлекался музыкой, философией, танцами, французской культурой. Фридрих, придя к власти, отменил пытки. Он гарантировал имущественные права своих подданных, централизовал судопроизводство и отделил его от исполнительной власти, утвердил новые своды законов. Он отменил цензуру, сделал возможной свободу прессы. Пруссия являлась лютеранским государством, но при Фридрихе II прославилась исключительной веротерпимостью. Войны Фридриха II шли с переменным успехом, но в общем итоге территория Пруссии увеличилась вдвое. Именно за территориальные приобретения его назвали Великим. Он учредил Королевскую оперу (1742), Берлинскую академию наук (1744), первую в Берлине публичную библиотеку (1775). При нём был построен «прусский Версаль» - дворцово-парковый комплекс Сан-Суси. В его правление творили композитор Иоганн Себастьян Бах, математик Леонард Эйлер. Короля-философа Фридриха Великого в Германии чтут наравне с Бисмарком и К. Адэнауэром. Политика просвещенного абсолютизма была направлена на проведение реформ, модернизации общества. Сутью этого процесса стало устранение остатков средневекового строя и постепенное утверждение капиталистических отношений. Европейские революции XVIII-XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Событием, наложившим огромный отпечаток на все мировое развитие, стала Великая французская революция 1789–1799 годов. Во Франции, как и в Англии, во многих других странах, революция началась с проблемы денег. После кратковременного хозяйственного подъема и мощного взлета национальной культуры, связанного с именами Вольтера, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро. Г. Б. Мабли, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха и других, к 80-м годам XVIII в. Франция оказалась на грани финансового банкротства. Король Людовик XVI вынужден был собрать представителей сословий – Генеральные Штаты. Этот французский парламент возник еще в 1300 г., но собирался не регулярно, а с 1614 г. не собирался вовсе. Генеральные Штаты, как и английский парламент в предыдущем веке, должен был санкционировать новые налоги. Но вместо этого депутаты от третьего сословия (буржуа, ремесленники, крестьяне, рабочие), собравшись отдельно, провозгласили себя 9 июля 1789 г. Учредительным собранием, целью которого стали выработка конституции, ограничение королевской власти, изменение государственного строя Франции. В ответ на военные приготовления правительства население Парижа восстало, захватило арсенал и вооружилось. 14 июля 1789 года восставшие штурмом взяли главную тюрьму королевства – Бастилию[2]. Через год ее срыли и поставили табличку: «Здесь танцуют». Штурмом Бастилии началась Великая французская революция. В самой Франции революция сопровождалась ожесточенной политической борьбой различных политических группировок, мощными крестьянскими выступлениями. Происходили многочисленные изменения радикального характера в политической, экономической и духовной жизни народа. Кардинально был решен аграрный вопрос: общинные земли и эмигрантские земли (противников революции) передавались крестьянам для раздела. Полностью, без всякого выкупа уничтожались все феодальные права и привилегии. В стране возникло несколько миллионов частных мелких крестьянских хозяйств. Церковь была отделена от государства, король был казнен, а принятая вскоре после этого Конституция 24 июня 1793 года провозглашала Францию республикой. В ходе революции появлялось много нового в самых различных областях жизни: новые праздники, новые обычаи, новые одеяния, новое искусство, новые отношения между мужчинами и женщинами, например, были сняты прежние католические ограничения на разводы. Специальная комиссия разработала единую систему мер и весов. Науке вообще придавалось огромное значение, как силе, способной указать правильный путь развития нации. Одновременно происходило перерождение революции. Концом революции считается 9 ноября 1799 г., когда выдвиженец революции республиканский генерал Наполеон Бонапарт установил режим личной диктатуры. Европа вступила в эпоху наполеоновских войн, которая стала переходным периодом к следующему этапу развития европейской западной цивилизации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 998; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.009 с.) |