Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие русской культуры в XVI-XVII вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На культуру XVI в. исключительное влияние оказали процессы централизации, укрепление самодержавия и православная вера. Важнейшим достижением стало начало книгопечатания на Руси при Иване Грозном. На государственные средства сооружается типография. Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец издали первую книгу «Апостол» (1564 г.). Представления о русской государственности и ее происхождении, о связи ее с мировыми державами прошлого красной нитью проходят через всю появившуюся литературу («Сказание о князьях Владимирских», «Послание о Мономаховом венце», Хронограф и др.). Вопросы о самодержавной власти и ее пределах были последовательно разработаны в публицистических произведениях («Беседа Валаамских старцев, челобитные Ивана Пересветова). Высокий накал политических страстей отражала переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного, где вопрос о власти получил с разных позиций свое законченное обоснование. Две враждующие стороны сходились во мнении, что государство должно быть крепким, а царская власть - сильной. Преодоление раздробленности и образование мощного государства создали почву для распространения в русском обществе идеи «Москва – Третий Рим». Во всей полноте выдвигалась идея о Москве как хранительницы православной веры, ставилась проблема ответственности Руси за дальнейшее существование мира. Свое дальнейшее развитие получила церковная мысль, продолжились богословские споры между нестяжателями и иосифлянами, в которых звучала резкая критика официальной церкви. Нестяжатели отстаивали более свободное развитие русской мысли. В целом исход противостояния церковников имел принципиальное значение для русской духовной культуры. С критикой официальной церкви выступили Максим Грек, Федор Карпов, Матвей Башкин, Артемий, Феодосий Косой, братья Борисовы. Каждый из них имел и отстаивал свои взгляды в рамках истинной христианской веры, в которых чувствовался отзвук европейской Реформации. Иосифляне, взявшие верх в политической борьбе, жестоко расправились с оппонентами методами инквизиции. В XVI в. складывается жанр исторической песни и исторического предания. Они были посвящены выдающимся событиям того времени: взятию Казани, походу в Сибирь, войнам с Литвой. Героическими чертами награждены Ермак и его казаки, защитники Пскова. Народное сознание нашло те формы, в которых запечатлело эпохальные события своего времени для будущих поколений. На рубеже XV-XVI вв. итальянское Возрождение оказало свое влияние и на Россию. Особенно это сказалось на архитектуре. В Москве появились итальянские зодчие, инженеры, ювелиры, врачи и прочие мастера. Главным памятником такого влияния стал Успенский собор в Кремле, выстроенный итальянцем Фиораванти (1479). Шедевр итальянца стал образцом для русских мастеров. Архангельский собор, кремлевские стены и башни тоже строили итальянцы. Кремль до сих пор является самым узнаваемым символом России в современном мире. В каменное зодчество Московской Руси из народной деревянной архитектуры проникает шатровый стиль. Наиболее ранним образцом этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском (1532). Самый известный памятник шатрового стиля - собор Покрова на Рву или Храм Василия Блаженного (1561). Зодчие Постник и Барма возвели его в честь взятия Казани. Это уникальное творение тесно связано с русским народным зодчеством, но оно не получило широкого распространения из-за позиции церкви. Влияние церкви сказалось и на развитии живописи. Новаторские стремления, которые проявились в иконописной традиции, были осуждены Стоглавым собором. Необходимость ориентироваться на византийские образцы сковывало творческое начало русской культуры, которая к XVII в. все сильнее стала расходиться с византийской традицией. Религиозное сознание охватывало все сферы жизни человека, определяло его поведение в быту и обществе. Русь получила от Византии идеи, которые выражали средневековое отношение к миру (исихазм). Средневековая система ценностей, а не идеалы гуманизма и рационализма формировали мировоззрение русского человека. Ренессанс до Московии дошёл очень поздно. В XVII в. наметилась тенденция к обмирщению русской культуры. Светские мотивы появились в живописи, музыке, архитектуре. Возник даже придворный театр (1672). Стало появляться организованное обучение. Усилилось западное влияние, которое проникало в систему образования из украинских и польских земель. В 40-х гг. видным государственным деятелем Ф.М. Ртищевым была организована школа при московском Андреевском монастыре. В 1665 г. открывается школа для обучения подьячих в Заиконоспасском монастыре. В 1680 г. появляется школа при Печатном дворе. Возрастает количество грамотных, особенно среди посадского населения. В 1687 г. в Москве было создано Славяно-греко-латинское училище (позднее переименованное в академию), в котором изучались греческий язык и латынь, а также светские дисциплины. Возглавили академию греки, братья И. и С. Лихуды. Заметные изменения происходят в литературе того времени. На страницах книг появляется новый образ – деятельный человек. Особенно актуальны произведения, в которых осмысливаются события Смутного времени (сочинения князя И.А. Хворостинина и князя И.М. Катырева-Ростовского, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева и др.). Летописи приобретают вид литературно-повествовательного произведения. Большое место в литературе уделяется разработке идее самодержавия (Ю. Крижанич) государственности (Г. Катошихин) и вопросам веры (протопоп Аввакум). Новым жанром литературы стали бытовые и сатирические повести. В них рассказывается о судьбах людей разных сословий («Повесть о Горе-Злосчастии, «Повесть о Фроле Скобееве» и др.). Высмеиваются негативные черты быта церковников и чиновников (повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»и др.). Накапливаются и развиваются знания по математике, медицине, астрономии, географии (русские географические открытия), экономике (торговля), военному делу. В XVII в. старейший русский учебник по арифметике был переработан. Славянские цифры уступили место арабским. Зодчество в XVII в. представлено не только каменным строительством, но и новыми видами строительных материалов (фигурный кирпич, изразцы, белокаменные детали). Сохраняется и традиционный русский стиль, и строительный материал – дерево. Наиболее знаменитой деревянной постройкой является царский дворец в Коломенском (1667-68). Стиль барокко, распространившийся в европейской культуре, достиг в конце XVII столетия и России. Он возникает в храмовой архитектуре (нарышкинское или московское барокко), в литературе (стихи С. Полоцкого). Пышность, великолепие, праздничность, возвеличивание светского начала, как особенности стиля, отвечают новым представлениям в Московской Руси. Новые тенденции утверждались в противоборстве со старыми представлениями, но победа «новизны» была необратима, благодаря преобразованиям, начавшимся в середине XVII в.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.69 (0.006 с.) |