Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейская культура эпохи Средневековья.

Поиск

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.
Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:
- Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X—XI веков);
- Высокое (Классическое) Средневековье. От X—XI веков до примерно XIV века;
- Позднее Средневековье, XIV и XV века.

Раннее Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения так называемых варваров (от латинского barba — борода), которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончились падением Рима.
Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Ранее средневековье характеризовалось унитаризмом и материализмом(право завоевания, право сильного).

С 11 в. начинается взлет Западно-христианского мира. Начинается бурное строительство и широкая экспансия. Экспансия была как внутренней, так и внешней. Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Главная проблема, которую старались решить отцы церкви, заключалась в том, чтобы освоить знания «язычников», определив при этом границы между разумом и верой.

Средневековые города – центры торговли. Именно в городах зародились буржуа (13 в.). Города являлись родоначальниками университетов (корпораций)(Балония самый древний). Университеты – место появления схоластики.

Сознание средневекового человека определялось чувством страха. Ему хотелось опоры, защищенности. Этой опорой являлась древность (Блаженный Августин - авторитет). Ссылка на авторитеты обязательна. Ссылка на авторитеты древности обеспечивала победу в споре. Ссылка на чудо.

Мышление символами. Знак договора с потусторонним миром (сочетание белого и красного – любимые цвета). Большое значение предавалось цифрам (идеальное число 10). Животные считались греховными. Придавалось огромное значение цветам – цветовая фантосмология (символ спасения). За этой краской человек пытался спрятаться.

Искусство пыталось напугать. Присутствовал культ физической силы (физической красоты, подвигов). От святых требовалась еще и физическая красота.

13 в. считается переломным веком. Тогда началась складываться торговля, чеканиться золотые монеты. Был отменен божий суд. Доступными стали книги – массовое распространение книг. Век схоластики (усиление разума, реалистичности(Фома Аквинский)). Век утонченности. Искусство становится аллегорично. Главной задачей стало не напугать, а научить. Воспеваются внутренние качества. Появляется утонченная любовь.

 

 

Европейская культура эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального — к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры.Ренессанс (renaissance — возрождение) — это эпоха великих открытий. В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. humanus — человечный)(Франческо Петрарка- основатель европейской лирики). Появляется новая аристократия – аристократы духа (ума, разума, интеллигенция), замкнутый круг интеллектуалов. Они противопоставляли себя старой родовой аристократии. С одной стороны отрицание старой аристократичности, с другой стороны – аристократичность. Они были консервативны, но они не были способны овладеть массами. Они породили антропоцентризм. Они выделяли 3 понятия: Бог, человек, Дьявол, причел человек является центральной фигурой.

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, в Новое время наука и техника. Недаром отстаивалась мысль, что идеальный человек должен быть художником. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал гармонически организованного мира и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.

 

Европейская культура 17 в. Буржуа и дворянин.

По сравнению с эпохой Возрождения искусство 17 века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника.

17 в. – переходный период от средневековой культуры к буржуазной. С одной стороны рыцарство, дворяне, с другой – буржуа, потомок срединного человека города. Открытый конфликт двух культур: дворянство и буржуа.

Дворянство – манифистация своего «я». Я лучше всех, честь и любовь к себе. Они призирали тех, кто считает деньги. Буржуа – делец, человек дела, который считал каждую копейку. Минимизирует издержки и максимизирует прибыль. Буржуа и дворяне друг друга ненавидели.

17 в. формирование новой чувственности, страстности, складывается гедонизм (ориентация на получение удовольствия).Фоко.

 

 

Культура эпохи Просвещения (18 век).

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Просвещения». Секуляризация общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое понимание самого Человека.

Усиливается антропоцентризм и рационализм, культ разума, но образ Бога сохраняется. Однако Бог исчезает из повседневной жизни. Бог отождествляется с разумом, с Космосом. Отношение к церкви резко отрицательное. Эпоха Просвещения выдвинула на первый план миросозерцание срединного человека, главное которого здравый смысл и практический рассудок. Теория разумного эгоизма.

Культура Просвещения оказалась неспособной понять другие культуры.18 век породил европоцентризм. Эпоха Просвещения дала толчок развитию естественных наук (физика, химия, биология) – при помощи эмпиризма (при помощи опыта). Сориентировала человека на бытовые утилитарные ценности. Она сделала вопросы повседневной организации главными.

18 век стремясь развинчивать мифы средневековые, издеваясь над христианством и церковью, породил новые мифы: миф о прогрессе, о всесилии разума, о демократии. Французкая Буржуазная революция являлась воплощением просвещения и вместе с тем уничтожила как доминанту европейской культуры.

Романтизм начала 19 века.

Романтизм являлся ответом на исчерпанность просвещения. Он явился полной противоположностью просвещения. Просвещение: прозаично; мир можно изучить при помощи науки; рационалистично; антирелигиозно; реалистично, приземленно; непонимание прошлого. Романтизм являлся ответом на рамки Просвещения: поэтично; мир – живущий организм; преобладание идеалов чувственности и иррациональности; религия как художественная форма (обращение к потустороннему); символичен; историчен (обращение к прошому ради поэтической метафоры).

С романтизма началось понимание других культур и прошлого. Он пытался воспарить к чему-то нереальному, не существующему, с тем, чтобы спрятаться от скучной, прозаической повседневности. Проблема романтика заключалась в том, что решая по сути религиозные задачи (витание в облаках), романтики оставались атеистами, так как романтизм являлся детищем Просвещения. Центральная тема – любовь к женщинам (обожествляли женщину). Идея одинокого героя, всеми непонятого. В романтических произведениях он обязательно должен быть исключительно красив и идеален, либо внешне ужасен.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 962; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.144 (0.006 с.)