Предмет культурологии. Культурология в системе научного знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет культурологии. Культурология в системе научного знания.



Предмет культурологии. Культурология в системе научного знания.

Предмет культурологии – это системное исследование процессов происхождения, функционирования и развития культуры, ее структуры, сущности и свойств.

Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, освоения и изменения традиций, ценностей, норм.
Предмет культурологии
- исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;
- исследование общества с т.з его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.
- Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.
- Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.
- Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

 

Культурология - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является объединения научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология - это система знаний о сущности, закономерностях, существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры

Каждая из наук, с которыми культурология входит в контакт, дает возможность углубить знание о явлениях тем необходимым компонентом развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато культурное наследие.

Культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но включает их в систему науки о культуре, создавая общую модель культуры определенной эпохи.

В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода:

- Первый -- рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. - Второй -- представляет культурологию как состоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру.

- Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину.

 

Теории локальных культур (Данилевский, Тоэнби, Шпенглер)

Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.

 

Шпенглер: работа «Закат европы». Каждая культура совершает цикл рождения, расцвета и умирания. Цивилизация характеризуется им как господство интеллекта над инстинктами, мертвой природы над жизнью, техники над сферами духовного творчества – искусством, религией, философией.. Шпенглер проводит аналогию между развитием культуры и развитием живого организма. Всего Шпенглер выделяет восемь достигших своего завершения культур: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная, арабская, западная и культура майя. Все эти культуры не связаны друг с другом, между ними можно лишь проводить аналогии. Особо Шпенглер отмечает русскую культуру как находящуюся в процессе возникновения.

Цивилизация – отрицание культуры.

Признаки цивилизации:

1) Развитие индустрии и техники.

2) Деградация искусства и литературы.

3) Огромное сплочение людей в больших городах.

4) Превращение народов в безликие массы.

 

Тоэнби: Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация, — замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: 1) религия и форма её организации; 2) территориальный признак. Тойнби выделяет 21 цивилизацию: египетская, андская, древнекитайская, минойская, шумерская, майянская, дальеневосточная, христианская…. Тойнби выделяет неродившиеся цивилизации, а также которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения (эскимосы, кочевники). Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения.

В них он выделяет меньшинство людей, не вовлеченное в экономическую деятельность (творческое меньшинство, или элита):

–профессиональные солдаты;

–администраторы;

–священники; они – носители основных ценностей цивилизации.

При начале разложения она характеризуется недостатком творческих сил у меньшинства, отказом большинства от подражания меньшинству. Связующим звеном в истории, обеспечивающим новый творческий импульс в цивилизационном развитии, является универсальная церковь.

 

Данилевский: обосновал теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:

1) Стадия зарождения

2) Период оформления культурной и политической независимости

3) Стадия расцвета

4) Период упадка.

 

Структурализм в культурологи (Леви-Строс, Фуко)

Структурализм как философское направление возник в 50-е гг. во Франции.

Леви-Стросс обратил внимание на тот факт, что в исследуемых культурах разных народов существуют скрытые основания, упорядочивающие случайные, на первый взгляд, человеческие феномены. Он обнаружил в содержании мифов общие формы, которые он назвал “бессознательными структурами, лежащими в основе каждого социального установления и обычая”. Эти структуры можно обнаружить во всех сферах культуры, в виде сложного целого, включающего любые способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества.

Специфика культуры такова, что когда человек рождается, он приходит, так сказать, на все готовое. Ему остается только ее усвоить.

 

Согласно Фуко, смысл исходит не от людей, а от отношений, связей между элементами. В этом основная идея структурного подхода.

Он применил структуралистский подход на область истории культуры.

Все творчество Фуко можно разделить условно на три этапа:

1. 60-е гг. — “археологический”.У Фуко все представлено условиями (структурами) и он создает историю условий общественных институтов, частной жизни, видов поведения.

2. Период — период “генеалогии власти” — (70-е гг.) Если археология вычленяет структуры, то генеалогия призвана показать, каковы движущие силы переходов с одного уровня на другой. Отвечая на этот вопрос, Фуко вводит концепт “власти-знания”.

3. период включает «этический» этап Фуко ищет ответ на вопрос, как возможно сопротивление власти, “как и в каких формах возможно такое “свободное” поведение морального субъекта, которое позволяет ему стать “самим собой”, преодолевая заданные коды и стратегии поведения”.

Работа Фуко “Слова и вещи” посвящена истории Тождественного. Он вводит понятие “эпистема”, под которой он понимает систему всех отношений, существующих в данную эпоху, “порядок, на основе которого мы мыслим.

 

Культура и цивилизация.

С понятием «культуры» тесно связано понятие «цивилизации», возникшее, кстати, раньше. Оно происходит от латинского civitas — гражданство, городское население, граждане, община. Словом civilis обозначали достойного гражданина, воспитанного, учтивого. В настоящее время принято выделять три основных подхода к понятию «цивилизации»:1) унитарный: цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое;2) стадиальный: цивилизация — один из этапов прогрессивного человечества, представляющего собой единое целое; 3) локально-исторический: цивилизация — качественно отличные уникальные этнические или исторические общественные формирования (то есть, цивилизация почти тождественна национальной культуре).

Очень часто понятие «цивилизация» употребляют как синоним «культуры», но существуют и концепции противопоставления культуры и цивилизации (в частности, О. Шпенглер). В «широком» понимании имеется в виду совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии в «узком» — только материальную культуру. В качестве трех главных признаков цивилизации принято выделять наличие:

1) монументальной архитектуры;

2) городов;

3) письменности.

В качестве определения «цивилизации» принимают следующее:

Цивилизация — особое состояние коллективной жизни, особая форма организации коллектива людей. Цивилизации — социокультурные миры, которые составляют специфику различных форм общества, возникающих в истории человечества (например, шумерская цивилизация)

Социокультурный мир — исторически возникший тип культуры, особенности которого обусловлены специфическими для него представлениями о мироздании, человеке, условиях его бытия и связанными с этими представлениями формами общественной жизни. Социокультурные миры могут быть замкнуты в сферу какой-либо отдельной этнической культуры (например, мир Древнего Египта). Но, в отличие от национальных культур, они не обязательно возникают на почве этнической общности и могут охватывать разные народы и страны (например, мир европейского Средневековья, мир арабской культуры)

 

 

В системе гуманитарных знаний наряду с понятием «культура» широко используется термин «цивилизация».

Понятие «цивилизация» имеет довольно большое число значений. Однозначной его трактовки вплоть до настоящего времени нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.

Этимологически это слово происходит от лат. civitas, что означает «государство, сосредоточенное в городе». Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «грубому», «дикому», «варварскому».

В дальнейшем такая оппозиция не только сохранилась, но и приобрела более детальное обоснование.

В XVIII–XIX вв. широкое распространение получил взгляд на цивилизацию как на третье звено в цепочке человеческой эволюции, проходящей «дикость – варварство – цивилизацию». Идеи Просвещения наложили отпечаток на данное понятие (это понятие как самостоятельная категория и получило распространение в эту эпоху), оно все больше понималось как процесс совершенствования общества и государства.

В этом случае цивилизация выступала наиболее совершенной ступенью развития человечества.

Такое понимание цивилизации сохраняется и ныне. Так, современный исследователь С. Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность высшего ранга. Он выделяет восемь цивилизаций – западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно—славянскую, латиноамериканскую и африканскую. От их взаимодействия, по мнению ученого, и будет зависеть дальнейший ход истории человечества.

Понятие «цивилизация» часто понимается в смысле совокупности достижений материальной и духовной культуры человечества, и не только его (уфологи, например, говорят о неземных цивилизациях).

Постепенно в науке сложился цивилизацион—ный подход, понимающий под цивилизацией единство определенного типа общества и соответствующего ему типа культуры. Цивилизаци—онный подход потребовал некоторой типологии цивилизаций. Основанием для выделения цивилизаций стали многие признаки: экономические, религиозные, географические и др. Выделяются аграрные, индустриальные цивилизации, восточная и западная цивилизации, христианская, исламская и иные цивилизации. Эволюция человечества также рассматривается как смена цивилизаций (античной и др.).

В дальнейшем появилась принципиально иная трактовка данного понятия.

После опубликования книги О. Шпенглера «Закат Европы» цивилизацией стали называть последнюю стадию развития культуры, в которой достигается ощутимый перевес материальных интересов над духовными.

 

Религия и культура.

На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей.

Долгое время религия была единственной мировоззренческой системой, в рамках которой осознавала себя и культура. Смыслы и ценности человеческого бытия, его этические, нравственные и эстетические компоненты воспринимались прежде всего в религиозном контексте. Религия отвечала на предельные вопросы, восходящие к абсолютным формам существования и миропредставления.

Религия - этические представления о мире, о долженствующем, о нормах социальных взаимодействий, отношений между человеком и природой, представления об идеалах, а также об отрицательных абсолютных характеристиках этих начал.

Религия отвечает на важнейшие вопросы человеческой жизни, ответы на которые пока не найдены в других мировоззренческих традициях (науке прежде всего).

Религия позволяет компенсировать человеку сферу нереализованных возможностей в действительности.

В молитве и покаянии человек преодолевает состояние неудовлетворенности, обретает облегчение, успокоенность, прилив сил.

Наиболее тесно религия соприкасается в культурном мире со сферой искусства и особенно морали.

Именно эти сферы соучаствовали в формировании пока мало исследованного качества, духовности человека.

Немало теологов прямо отождествляют религию с моралью. Общечеловеческие основы нравственности, без которых невозможно существование ни одной культуры, так или иначе, в тех или иных вариантах обнаруживаются практически во всех мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме).

 

 

Функции культуры.

Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно—нравственная.

Адаптивная функция культуры представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Главная культурная задача, решаемая в рамках данной функции, состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве.

Регулятивная функция может быть представлена тремя взаимодополняющими функциями: аксиологической, нормативной, семиотической.

В этом ряду наиболее важнейшей является (ценностная) функция. Культура – это прежде всего нормативная система, и как таковая она формирует у человека определенные ценностные ориентации (наиболее значимые предпочтения личности). Мерилом их оценки выступает нравственное содержание.

Семиотическая (знаковая) функция предполагает знание человеком специальных языковых систем.

Познавательная функция включает в себя гносеологическую, коммуникативную и трансляционную функции.

Гносеологическая (познавательная) функция культуры определяется ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать народам целостное представление о них самих. В то же время сама культура, ее уровень развития служат индикатором, позволяющим судить о преобразовательной деятельности человека (природы и самого себя).

Коммуникативная функция позволяет вступать людям в общение друг с другом. Но для позитивного общения важно достичь определенного уровня взаимопонимания, формирование которого зависит от владения общей системой смыслов и специфическими языками.

Функцию трансляции, передачи социального опыта от поколения к поколению, обозначают также как информативную, или функцию исторической преемственности. В этой функции культура выступает как «память» человечества.

Символ в культуре.

Слово «символ» – это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания.

символы — такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл. Символ как способ образного освоения мира, как художественный образ широко используется в искусстве. Смысл символических образов нельзя расшифровать прямолинейно, его нужно эмоционально пережить и прочувствовать, нужно распознать. Таким образом, символ — это социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не могущую быть выраженной вербальным способом.

Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями как художественный образ, сравнение. Появившись в Древней Греции символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа. Например, в эпоху поздней античности крест стал символом христианства.

Всякий символ включает в себя вещь (образ), но не сводится к нему, поскольку подразумевает присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Образ и смысл образуют два элемента символа, немыслимые друг без друга. Посему символы существуют как символы (а не как вещи) только внутри интерпретаций.

В символе этим «другим», значением, смыслом является ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т.п.). Значение символов указывает на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так и для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом.

государственные флаги, гербы, гимны – все это символические знаки исторического достоинства государств; голубь (и изображение голубя) может восприниматься как

В терминах языка раскрывается не только содержание, но и значение символов, показывается их смысл и роль в социокультурном процессе.

Символы образуются в процессе взаимного соглашения людей, обучения и используются для коммуникации. Их действие возможно в сообществах, объединенных единством культуры, поскольку смысл их должен быть понятен людям.

Из сказанного следует, что символ – это знак особого рода. Отличие символа от знака состоит, прежде всего, в том, что значение символа нельзя извлечь из его физической формы или естественной функции. Различие знака и символа заключается и в их восприятии людьми. Знак может быть воспринят только с помощью чувств, т. е. его значение может быть заключено в физической форме.

символ становится знаком, когда становится известным его значение

символ абстрактный, а знак конкретный.

Понятие и сущность мифа.

Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек переживает в мифе явления природы как одушевленные существа и воспринимает смыслы в качестве изначальных свойств веществ, следовательно, миф есть проекция человека в окружающий мир, где человек всего лишь его часть, поэтому для того, чтобы выжить человеку в этом мире ему нужно найти себе могучих покровителей (богов), которых он одновременно и боится и надеется на них. И в роли таких богов оказываются наиболее существенные для конкретного племени силы и явления природы.

Миф не призван давать объективную картину мира, призван придавать миру смысл. Миф как отрицание индивидуальности и свободы. Каждый человек отождествлял себя с обществом, порядок которого был не менее,священен, чем порядок природы. Миф упорядочивал человеческую жизнь, но делал это за счет тотального подчинения человека коллективу. Законы коллектива не записаны на бумаге, они не отделимы от жизни как священная данность, выраженная в церемониях и ритуалах. Любой шаг за пределы, предписанные священным обычаем, рассматривался как нарушение священной гармонии, подрыв союза людей и богов. Миф руками старейшин и вождей избавлялся от тех, кто не вписывался в его тоталитарную структуру; стабильность общества достигалась за счет консервации сложившихся в прошлом порядков.

Первобытная культура.

Под первобытной культурой принято понимать культуру, которая хар-ет верования, традиции народов, живших более 30 тыс. лет тому назад, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века. Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. Первобытное искусство — только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.
Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Появились от 40 до 35 тыс. лет тому назад. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни. Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.
Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности: • каменная скульптура; • наскальная живопись; • глиняная посуда. Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенно нового вида искусства: архитектуры.
Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях — с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие — на сооружение общественных учреждений, религиозных храмов и царских дворцов. Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80—100 тыс. лет назад. Обряды погребения отражали двойственное стремление — удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем. Из этого можно сделать вывод, что неандертальцы предполагают наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способностью выражать свои мысли при помощи примитивного языка. В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

Культура Месопотамии.

На Древнем Ближнем Востоке была выработана мифологическая концепция жесткого детерминизма (Детерминизм " - учение о том, что все происходящие в мире события, включая весь ход человеческой жизни, определены со стороны Бога) человеческой жизни. Вместе с тем, в отличие от древнеегипетской мифологии в мифологии культур Двуречья известны мифы о Золотом веке человечества и райской жизни, вошедшие затем в состав религиозных представлений народов Передней Азии и библейской мифологической литературы. В рамках культуры Двуречья человек делает попытку нравственно преодолеть смерть, осуществляет бунт против смерти.

Другой проблемой месопотамской культуры является правомерность смерти, которая представляет собой зло и есть, по существу, высшее наказание. Основная идея эпоса — мечта о вечной славе, заменившая мечту о бессмертии, во имя чего совершались великие подвиги. Эпос представляет собой гимн славным деяниям человека. В нем проводится мысль о том, что смерть — это зло, но она не может перечеркнуть ценность жизни. Человеческая жизнь по сути своей прекрасна, и это проявляется во всех сторонах обыденной жизни, в радости победы, в любви к женщине, в дружбе. Смерть же знаменует конец жизненного пути индивида. Более того, она как бы стимулирует человека жить мудро и осмысленно, чтобы оставить о себе память в сердцах людей (поэма о Гильгамеше).

В шумерской цивилизации уже были заложены начала науки, которая, будучи вписанной в религиозное мировоззрение, подчинялось ей.

Специфика научного освоения мира в рамках шумерской и других цивилизаций Древней Месопотамии обусловлена и способом мышления, принципиально отличавшимся от современного способа мышления, выработанного европейской культурой. Постижение мира основывалось, прежде всего, на аналогиях из жизни людей, а не на рациональном исследовании самого мираДревний

Египет.

Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории древнего Египта – и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо было позаботиться, чтобы тело умершего было сохранено. Средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице – пирамиде.
Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только фараон или вельможа, обладал вечной жизненной силой, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались, т.к. это было слишком дорого. Их просто заворачивали в циновки и сваливали в рвы на окраине кладбищ.
Пирамиды сооружали не рабы, а крестьяне в период наводнений и засухи, когда они были свободны от полевых работ. Работа на постройке пирамиды была религиозной обязательностью. В системе заупокойных представлений все заметней становится этический элемент религиозной культуры египтян.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культе Египта: египтяне считали, что фараон – это живое подобие Солнца (Ра) и после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью.
Боги в изображении древних египтян – это существа с человеческим телом и головами животных. Их божественность изображается через образы существ, населяющих священную природу.

 

 

Культура Индии.

Общество древней Индии делилось на касты ("варны"). Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Наиболее почетное место в обществе занимали, брахманы, выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение.Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжелым. Им не полагалось ничего, кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения "дважды рожденным"

Индийцы верили в переселение душ. Страдания не заканчивались со смертью, душа обретала новую жизнь, возрождаясь в другом теле и потеряв память о прежнем воплощении. Важная особенность индийских религий – их интровертивность, т. е. явственная обращенность вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможности личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя.

Буддизм.

Мир виделся мудрецам как нескончаемая цепь страданий и воплощений, и сотни аскетов-отшельников уходили в леса, стремясь через самоограничение и истязание плоти внутренне вырваться из удручающих пут жизни..Если весь чувственный мир — мир страстей и привязанностей — есть лишь порабощающее человека наваждение, то надо внутренне вырваться из него, освободиться из-под власти кармы, обрекающей на все новые и новые рождения. М хотя для этого мудрый должен отказаться от своих чувств, сама буддийская проповедь бесстрастия была исполнена подлинной страсти. Только эта страсть не привязывала человека к миру, а, напротив, вырывала из него, уничтожая истоки всякой привязанности. Цель разорвать круг сансары, достижение нирваны – блаженной пустоты абсолютного покоя.

Веды.

Веды представляют собой разновременные собрания текстов, которые распадаются на четыре основных сборника (самхиты). Древнейшим из них считается книга гимнов - Ригведа. К ней примыкают также древние сборники молитвенных заклинаний и обрядов Самаведа (извлечение из тех же гимнов) и Яджурведа (книга поклонения). Ведическая религия - комплекс культовых действий, представлений о богах и связанных с ними религиозно-философских представлений, по-видимому, доклассового общества Индии, получивших отражение в Ведах. Ведическая религия не представляет собой целостной системы, поскольку различные ее части и элементы возникали на протяжении мн. столетий, предшествовавших периоду создания самхит (вероятно, 9–7 вв. до н.э.). Основными объектами почитания и культовых действий в Ведической религии были боги и божества.

Индуизм.

Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. Закон кармы гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель – без награды; если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем человеком, богом или, допустим, ничтожным насекомым. В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма.

Культура Китая.

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями. Главными в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") - высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.

Даосизм. В основе учения даосизма лежит принцип дао, который буквально переводится как "путь", "дорога". Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее». Досизм учит,что жить в соответствии с Дао – это покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему. Другим принципом даосизма является у вэй, который зачастую определяется словом "пассивность" или понятием "плыть по течению". Основателем считается Лао Цзы.

Легизм. Основа доктрины Л. — учение о безусловном главенстве юридического закона (фа) в жизни roc-ва и общества. Творцом законов может быть только правитель. Его концепция закона включала в себя 1) систему наказаний и поощрений как основу воспитания народа в духе преданности правителю и 2) систему присвоения рангов знатности и назначения на должности (взамен традиционной системы их наследования). Систему строгих наказаний за нарушение приказов правителя независимо от тяжести преступления Шан Ян считал источником «силы и добродетели». Весомым дополнением этой политики он рассматривал также доносы и взаимную слежку, названные им «системой взаимной ответственности».
Важным элементом социальной теории Шан Яна был тезис о необходимости «ослабления народа», превращении его в безропотное, послушное орудие воли правителя. «Государство может достичь спокойствия благодаря земледелию и войне», — утверждал он. В основе этого тезиса Шан Яна лежала его убежденность в том, что мораль, традиции и культура несовместимы с природой человека — его врожденным стремлением к выгоде.

Романтизм начала 19 века.

Романтизм являлся ответом на исчерпанность просвещения. Он явился полной противоположностью просвещения. Просвещение: прозаично; мир можно изучить при помощи науки; рационалистично; антирелигиозно; реалистично, приземленно; непонимание прошлого. Романтизм являлся ответом на рамки Просвещения: поэтично; мир – живущий организм; преобладание идеалов чувственности и иррациональности; религия как художественная форма (обращение к потустороннему); символичен; историчен (обращение к прошому ради поэтической метафоры).

С романтизма началось понимание других культур и прошлого. Он пытался воспарить к чему-то нереальному, не существующему, с тем, чтобы спрятаться от скучной, прозаической повседневности. Проблема романтика заключалась в том, что решая по сути религиозные задачи (витание в облаках), романтики оставались атеистами, так как романтизм являлся детищем Просвещения. Центральная тема – любовь к женщинам (обожествляли женщину). Идея одинокого героя, всеми непонятого. В романтических произведениях он обязательно должен быть исключительно красив и идеален, либо внешне ужасен.

 

 

Модернизм и постмодернизм.

 

Модерни́зм — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернизм был одним и з лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века он был подвергнут критике.

Модернизм в архитектуре

Выражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество современной архитектуры и их последователей во временно́м промежутке с начала 1920-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

Основные представители архитектурного модернизма Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Алвар Аалто, а также некоторые другие.

Постмодернизм

Постмодернизм – культурология отрицает поиск каких-либо фундаментальных оснований отрицает стремление к некому тотальному смыслу. Отрицание концептуальности Тяготеют к изучению понятий: повседневность, языковые игры, реальность, дискурс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.199.162 (0.067 с.)