Российская интеллигенция и ее роль в жизни общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российская интеллигенция и ее роль в жизни общества.



Интеллигенция - порождение русского народа, российской цивилизации. Это понятие чисто русское, непереводимое на другие языки и не имеющее аналогов.

В России, несмотря на сравнительно небольшую численность интеллигенции, она была авторитетным и влиятельным демократическим социальным слоем, генерируя роль создателя, подвижника и проповедника культуры. Именно она сумела поднять нравственную культуру страны к высотам общечеловеческого духа. Отсюда вполне закономерно рассмотрение ее как главного носителя духовности.

Интеллигент и интеллектуал. Интеллигенция - дух нации, достояние общества, это люди высокой умственной и этической культуры, которые способны подняться над личностными интересами, способны думать над тем, что их непосредственно не касается. Поэтому не всякий интеллектуал может подняться до уровня интеллигента, и, наоборот, можно встретить интеллигента среди людей неинтеллектуальных профессий.

Интеллектуалы - это люди интеллектуального труда и творчества, прежде всего ученые, писатели, художники, профессора, педагоги. Русская интеллигенция совсем иное явление. Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональной и экономической группировкой, образовавшейся из разных социальных классов, сначала по преимуществу из более культурной части дворянства, позже из сыновей священников и диаконов, из мелких чиновников, из мещан и, после освобождения, крестьян.

Интеллигенция и интеллигентность. Интеллигенция - категория социально-профессиональная, в то время как интеллигентность - понятие духовно-нравственное, связанное с социально-личностными качествами и чертами людей. Это синтез духовной тонкости, нравственных принципов и цивилизованности человека. Хотя понятия "интеллигенция" и "интеллигентность" родственны и происходят от одного корня, но в действительности это не одно и то же. Недостаток интеллигентности у интеллигенции болезненно переживается обществом.

Говоря об интеллигентности, следует иметь в виду не столько эрудицию или образованность человека, сколько состояние его души, его общий нравственный настрой и духовную красоту, проявляющиеся в доброжелательности и чуткости к людям, в нетерпимости ко всяким отступлениям от высоких этических норм.

Интеллигентность - это особый тип мироощущения человека. Став интеллектуально богаче, человек отнюдь не становится автоматически лучше, нравственнее, интеллигентнее. Интеллектуальная развитость несет человеку много добра, но она же создает возможности для зла, ханжества, предательства. Интеллигентность, причастная к культуре, начинается с высокой требовательности человека к себе и своему духовному миру, его приобщенности к высшим моральным законам.

Интеллигентность отнюдь не связана только с характером профессиональной занятости человека, выполняемой им работой. Она действует и за рамками его служебных обязанностей, включает комплекс гражданских, моральных, идейных качеств, формирует культурно-личностный облик человека. Принадлежность к числу людей умственного труда не делает человека интеллигентным. Подлинная интеллигентность - это не "привилегия" и не профессия, а состояние души. Она присуща человеку независимо от того, работает он в лаборатории или в мастерской художника, у станка или в поле. Человека высокой культуры - а именно это более всего сочетается с широким пониманием интеллигентности - можно часто встретить среди людей самых различных профессий. Непременная черта интеллигентности - внутренняя свобода человека, сознательно подчиняющего свое поведение защите добра. Отсюда и высокая духовность, помноженная на требовательность человека к себе. Интеллигентность проявляется в трезвой самооценке своей личностной деятельности, в понимании человеческого в человеке, в способности чувствовать его, тонко относиться к его странностям и слабостям, ощущать трагедии, переживаемые человечеством. Она связана с забытыми душевными человеческими свойствами - милосердием, потребностью помогать ближнему, чувством ответственности за судьбы людей.

 

Культура Киевской Руси.

В 9-19вв. в восточной Европе сформировалось раннефеодальное гос-во - К.Р. с усилением соц-ного развития язычество перестает выполнять свою основную ф-ция, на смену ему приходит христианство. На Руси еще до прихода христианства зарождается письменность, складываутся моральные и правовые нормы, развивается ар-ра, скульптура. Древняя Русь славится деревянными скульптурами, в Киеве из дуба сооружен Софиефский собор, утонченности достигли ювелиры(браслеты, кольца, коралловые ожирелья). Популярной было музыка, особенно тв-во скоморохов. К 12-13вв. древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Вост. Европы. В К.Р. возник свой особенный жанр лит-ры - летопись. Известным истор. произведением и выдающейся леторпись среди сохранившихся есть «Повесть временных лет»(1113г. Нестор).Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского худ-ского стиля. В основе этих достижений - успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам гос-ва, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба - куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест. Особенность зодчества К.Р. проявлялось, с одной стороны, в следовании византийским традициям, с др. - сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в ар-ре. Так, в 1 каменной церкви - Десятичной - наметились такие нехарактерные для Византии черты, как многокупольность, пирамидальность - это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенного на камень.

Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым эл-том украшения были иконы. Где бы ни обучались русские худ-ки, они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в 12в. русские иконописцы создают оригинальные худ-ные композиции, неизвестные в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона стала своеобразным символом Руси. Худ. наследие К.Р. сохраняло значение в кач-ве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самостоятельное развитие. В целом, древнерусская цивилизация Киевского периода по своим типологическим чертам мало чем отличалась от раннефеодальных цивилизаций Зап. Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской хар-р культуры, единообразие многих ценностных ориентаций. Православный хар-р русского христианства и тесные эк-ские, полит., к-рные связи с Византией, определили стилевую специфику цивилизации Др. Руси. В первые века К.Р. по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общ-ного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к Центр. Европе.

 

Культура Московской Руси

Века

Культура Московской Руси развивалась в тяжелый период - татаро-монгольское иго. Во время завоевательных походов ордынцев пострадали многие храмы, сожжены летописи и др. ценности. В плен угнаны лучшие мастера.

Возрождение всей русской культуры происходит после Куликовской битвы (1380 г.).

1. Летописание. Со второй трети XIII в. затухает практически во всех городах, кроме Новгорода. Но в начале XIV в. возникают новые центры летописания, в том числе и в Москве, которая все больше и больше начинает возвышаться.

2. Архитектура. Каменное зодчество практически не развивается, т.к. татаро-монголы угоняли в плен всех мастеров. Опять же, в Новгороде лишь в конце XIII в. появляется первый (после первой трети XIII в.) каменный храм. Поскольку навыки строительной техники во многом были утрачены, это был уже новый тип храма, в котором не использовалась плинфа (домонгольский кирпич) и цемянка (раствор с добавлением толченого кирпича-плинфы). В XIV в. в Новгороде был расцвет строительной деятельности. Храмы небольшие, одноглавые, одноапсидные, с трехлопастным завершением, часто с внутристенной лестницей на полати (хоры).

В Москве первые каменные постройки появляются с XIV в. при Иване Калите; эти храмы не дошли до нашего времени. В 1367 г. был построен первый белокаменный кремль - при князе Дмитрии Ивановиче (в будущем - Донском).

3. Литература. XIV в. знаменуется появлением исторических повестей о страшных событиях, связанных с установлением ига ("Повесть о разорении Рязани Батыем", "Сказание о Мамаевом побоище" и др.).

4. Устное народное творчество. Многочисленные былины и сказания ("Сказание о невидимом граде Китеже", былины о Садко и Василии Буслаеве).

5. Живопись. С XIV в. на Руси немало византийских мастеров изобразительного искусства, самый известный из них - Феофан Грек. Во второй половине XIV в. несколько храмов на Руси были расписаны Феофаном Греком (его фрески сохранились лишь в новгородской ц. Спаса Преображения на Ильине улице, построена в 1374 г., расписана в 1378 г.). В самом конце XIV в. Феофан переезжает в Москву, где занимается росписью храмов и иконописью.

6. Религия. Александр Невский в 1242 г. одержал победу над немецкими рыцарями, на Чудском озере. Значение этой победы огромное еще и потому, что Русь избежала насильственной смены конфессии - Ватикан хотел, чтобы Русь приняла католичество. Что касается татаро-монголов, то они не притесняли православных служителей культа. С XIV в. на Руси ведется массовое строительство монастырей, причем, в отдаленных от городов местах.

P.S. Андрей Рублев (ок. 1360 - 1420-е гг.) в летописях впервые упоминается лишь в 1405 г., а самые ранние его работы (фрески ц. Успения на Городке в Звенигороде) созданы около 1400 г.

Века

После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось воздействие городских низов, ставших важной общественной силой в борьбе за избавление монголо-татарского ига иобъединение русских земель. Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным политическим и культурным центром, где складываются проникнутое глубокой верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея Рублева и соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля. Апофеоз идей объединения и укрепления русского государства воплотили храмы- памятники XVI в.

Новшества в архитектуре

От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние – «клетские», напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками. Церкви XVI в. – высокие, восьмигранные, крыты шатром, а пристройки с двух или с четырех сторон имеют криволинейные крыши – «бочки». Их стройные пропорции, контрасты фигурных «бочек» и строгого шатра, суровых рубленых стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с окружающим пейзажем – свидетельства высокого мастерства народных мастеров – «древоделей», работавших артелями. Рост Русского государства и национального самосознания после свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в. Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV – XV вв. с монументальностью соборов XVI в. В каменных церквах-башнях ведущими стали формы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом или же башни с куполами окружали центральную, крытую шатром башню. Преобладание вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремленную в высь композицию храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых «гульбищ», а нарядный декор придавал сооружению праздничную торжественность В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого крестчатого свода, опиравшегося на стены, избавляло интерьер от опорных столбов и позволяло разнообразить фасады, которые получали то трехлопастное, то имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников. Наряду с этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольные храмы, иногда с галереями и приделами. Каменные одностолпные трапезные и жилые монастырские постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные простым карнизом или пояском узорной кладки. В жилой архитектуре господствовало дерево, из которого строились и дома в 1-2 этажа, и боярские и епископские дворцы, состоявшие из связанных переходами многосрубных групп на подклетах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.01 с.)