Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российская интеллигенция - ее судьба и винаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тематика и тревоги, о которых заявили авторы "Вех", актуальны и сегодня. Вдумаемся, сколь современно звучат слова Сергея Булга- кова в сборнике "Вехи": "...Для патриота, любящего свой народ и болеющего нуждами русской государственности, нет сейчас более зах- ватывающей темы для размышлений, как о природе русской интелли- генции, и вместе с тем нет заботы более томительной и тревожной как о том, поднимется ли на высоту своей задачи русская интеллигенция, получит ли Россия столь нужный ей образованный класс с русской душой, просвещенным разумом, твердой волей. Ибо, в противном слу- чае, интеллигенция в союзе с татарщиной, которой еще так много в нашей государственности и общественности, погубит Россию"^.
Суть вопроса о судьбе, вине и трагедии российской интеллиген- ции, как он поставлен в сборнике "Вехи" и в процессе полемики вок- руг него, связан с непоколебимой уверенностью веховцев, выражен- ной следующими словами С. Булгакова: "русская революция была интеллигентской. Духовное руководительство в ней принадлежало нашей интеллигенции, с ее мировоззрением, навыками, вкусами, со- циальными замашками. Сами интеллигенты этого, конечно, не призна- ют - на то они и интеллигенты - и будут каждый в соответствии своему катехизису называть тот или другой общественный класс в качестве единственного двигателя революции"^. Вряд ли можно согла- ситься с мнением Булгакова об "исключительно "интеллигентском" характере революции 1917 г. Но никак нельзя отрицать того, что ин- теллигенция сыграла немалую роль в русской революции и в ее подго- товке, что и сегодня "революционаристски" настроенная интеллиген- ция влияет на развитие России и ее судьбу.
В чем же сказалась и сказывается эта связь между русской рево- люцией и деятельностью интеллигенции? Сергей Булгаков в своей статье "Героизм и подвижничество" пытается проследить генезис той, по его мнению, "неестественной" приверженности революции, кото- рая появилась у русской интеллигенции уже давно, на более ранних этапах русской истории. <Русской интеллигенции", - рассуждает Булгаков, -...всегда было свойственно чувство виновности перед народом, своего рода "социальное покаяние", конечно, не перед Бо- гом, но перед "народом" или "пролетариатом>*.
Но зато отсюда вытекают, по мысли Булгакова, особые, во многом опасные черты интеллигентского мировоззрения и идеала, психологии интеллигенции. Согласно Булгакову, российский интеллигент-револю- ционарист постоянно ставит себя в положение мученика, приводит себя в состояние героического экстаза, а за эти неизбывные мучения требует и ожидает к себе какого-то благоговейного отношения. И хотя в словах Булгакова явно чувствуется и некоторая ирония, он воздает должное судьбе и страданиям интеллигентов России: "...нельзя не преклониться перед святыней страдания русской интеллигенции"^. Но преклонение перед этим страданием не позволяет Булгакову умолчать о том, что российский интеллигент, мнящий себя героем, никогда не довольствуется ролью скромного работника, никогда не удовлетворя- ется реальным делом, которой приводит к малому эффекту. Для ин- теллигентского сознания характерны неуважение к личностному сми- рению, личностному покаянию, к скромности, творчеству, труду и т. д. Идеал личности вообще, повторяет Булгаков распространенную среди философов, часто воспроизводимую и в "Вехах" мысль, мало что говорит русскому интеллигенту. "Для него необходим (конечно, в мечтаниях) не обеспеченный минимум, но героический максимум. Мак- симализм есть неотъемлемая черта интеллигентского героизма, с та- кой поразительной ясностью обнаружившаяся в годину русской рево- люции"^. Булгаков при этом обнажает глубокое противоречие в пове- дении и мышлении русской интеллигенции. Дело в том, что "герои- ческий интеллигент" как будто бы готовится к жертвам, к мучениям, готов быть не менее чем спасителем отечества. Но еще более он взыва- ет к коллективизму, к массовым подвигам и жертвам. Коллективизм, соборность, жертвы со стороны народа во имя идеи - это тоже ее лозунги. У Булгакова в его статье есть немало других метких, ясных и ярких замечаний, не потерявших свою силу и до сего времени. Со- знательно или бессознательно интеллигенция живет в ожидании либо социального чуда, либо всеобщего катаклизма. Она все время уповает на что-то иррациональное и утопическое. С максимализмом, что очень важно для Булгакова, тесно связан аморализм. Когда во главу угла ставят максимализм целей, то весьма часто забывают о чистоте средств. Главное же для Булгакова: интеллигент употребил всю силу своей образованности на разложение народной веры. Окончание статьи Бул- гакова возвращает нас к проблеме противоречивой роли русской ин- теллигенции. Интеллигенции настоятельно нужны критика и само- критика, смирение, покаяние. Но нужны и деловитость, труд, компе- тентность. Однако никак нельзя принижать то духовное значение, которое она имеет и еще будет иметь для истории России.
После революции, в статье "На пиру богов" (1918) С. Булгаков продолжил и углубил свой веховский анализ. Он построил статью в виде диалогов, участниками которого стали такие персонажи: обще- ственный деятель, боевой генерал, дипломат, известный писатель, свет- ский богослов, беженец. Основная тема - та же, что и в "Вехах": революция и российская интеллигенция. Но теперь уже можно было подвести поистине трагические, по мнению Булгакова, итоги. "На пиру богов" - блестящее философское, а одновременно публицистическое произведение. Каждый из участников диалога - особый характер и социальный тип. В их споре речь идет об анализе связи между войной 1914 г. и большевистской революцией, об "агонии старого режима", о "рахитизме власти" и опять-таки о роли интеллигенции, об "опасном кризисе", который переживает народ, свершивший революцию, о со- циализме как "бредовой, навязчивой идее" русской интеллигенции. Но когда Генерал в раздражении восклицает: "Нет, интеллигенция это - болезнь России, ее несчастье!" - Писатель отвечает: "Я реши- тельно против этого вешания всех собак на одну интеллигенцию. Все мы виноваты в происшедшем, и каждый должен осознать и свою лич- ную, и общественную вину... Большевизм есть, конечно, самое после- днее слово нигилизма и народобожия"". Одна из самых важных тем диалога - роль веры, церкви в преодолении безбожия, явившегося, как об этом не раз говорилось и в сборнике "Вехи", существенной причиной революционного нигилизма. Но заканчивается диалог зна- менательными словами, которые Писатель (а вернее, сам С. Булга- ков) обратил к своим собеседникам: "Зачем маловерствуете? Жива наша Россия, и ходит по ней, как и древле, русский Христос в рабьем, поруганном виде, не имея зрака и доброты... Кроме этой веры, кроме
этой надежды, ничего у нас более нет. Но русская земля это знает, и она спасет русский народ, по ней стопочки Богородицины ступали..."".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.29.248 (0.007 с.) |