Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика Русской философии и ее роль в развитии российской и мировой культуры↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос о специфике русской философии стал сегодня, в эпоху возрождения ранее "забытой и проклятой" отечественной религиозно- идеалистической мысли, одним из самых актуальных. Вокруг него ведутся острые дискуссии. Острота их не случайна: проблема специ- фики русской философии уходит своими корнями в осмысление осо- бенностей отечественной культуры, русского национального самосоз- нания и в исследование взаимодействия философствования в России с философскими идеями, концепциями Запада и Востока.
В первом и втором томах данного учебника уже освещалась про- блема специфики философии России применительно к древней и сред- невековой мысли (разумеется, в особом значении этих понятий для российской истории), а также к философии нового времени. Здесь внимание будет повернуто к философии того блестящего периода раз- вития культуры России, который условно именуется серебряным веком. Тогда, в конце XIX в., прежде всего благодаря философии В. С. Со- ловьева, и в дооктябрьские годы XX в. (потом - в эмиграции) рос- сийская философская мысль достигла, пожалуй, пика своего истори- ческого развития. Выдающиеся мыслители России, превосходные зна- токи и исследователи зарубежной философии, были озабочены тем, чтобы не плестись в хвосте западной мысли, не быть ее запоздалыми пропагандистами и интерпретаторами, а идти в ногу с мировой фило- софией, взаимодействовать с нею на равных, вносить собственный вклад в мировую философскую культуру. И это начинало удаваться. Рус- ская философия активно входила в мировой философский процесс. Она сыграла бы, вероятно, и большую всемирно-историческую роль, если бы этому не помешала революция в обществе и поистине разру- шительная "культурная революция" большевистского режима, на дол- гие десятилетия обрубившая живительные корни преемственности рос- сийской культуры.
Ведущие философы дореволюционной России, вынужденные эмиг- рировать, за границей не без успеха продолжили философское твор- чество. Но отрыв от Родины, от питательной почвы российской куль- туры не мог не сказаться на их деятельности. Россия потеряла свою быстро развивавшуюся философию, а философы потеряли Россию. Это обернулось трагедией русской мысли и культуры. Надо отдать должное выдающимся мыслителям России: уже в начале века (осо- бенно после революции 1905 г.) они чувствовали приближающуюся катастрофу, предупреждали о ней, мучительно искали истоки захлес- тывавших страну революционаристских умонастроений в противоре- чиях российской и мировой истории, в судьбах своей страны, психо- логии ее народа и специфике отечественных культурных, религиоз- ных ценностей и устоев. В их тревожные размышления были, как правило, вписаны и раздумья над вопросом о специфике русской фи- лософии, не утратившие актуальности и сегодня. Этот весьма слож- ный вопрос далее будет разбираться с опорой на поиски особенностей русской философии самими ее выдающимися представителями.
На рубеже XIX и XX в., а также в начале XX в. появились истори- ческие очерки русской философии, ставившие ее в связь с историей и культурой России. Философ из Казани Е. Т. Бобров в 1899- 1902 гг. издал работу "Философия в России. Материалы, исследования и за- метки" (выпуски 1-VI); P. Иванов-Разумник в 1907 г. опубликовал двухтомную "Историю русской общественной мысли"; в 1912 г. по- явились "Очерки истории русской философии" Е. Радлова. В совет- ской России, в 1922 г. (незадолго до арестов, ссылок и высылки изве- стных философов в том же году из России на так называемом фило- софском корабле) успели появиться работы: во Владивостоке - М. Ер- шова "Пути развития философии в России" и в Петрограде - Г. Шпета "Очерк развития русской философии". Выдающиеся произведения позднее были написаны русскими философами в эмиграции. Н. Лос- ский опубликовал в Нью-Йорке, в 1952 г., а потом в Париже, в 1954 г., "Историю русской философии". В. Зеньковский был автором двух- томной "Истории русской философии" (Париж, 1948, т. 1; 1950, т. 2)'. Очерки по истории русской философии писали в эмиграции Н. Бер- дяев, С. Булгаков, С. Франк, Б. Яковенко и др. Немалый вклад в целостное осмысление русской философии внесли такие зарубежные авторы, как Ф. Коплстон, А. Валицкий, А. Койре (США), В. Гердт (ФРГ).
Вопрос о специфике русской философии сложен, прежде всего, по- тому, что при ответе на него как бы объединяются в одно целое весьма различные, подчас противоположные, заостренные друг против друга идеи и концепции. Поэтому обобщающие характеристики не должны заслонять от нас различий внутри философии России. Далее речь пой- дет о тех или иных специфических аспектах, особенностях русской философии. Не следует полагать, что в философии других стран они вообще отсутствуют. Черты и особенности, которые будут выделены и рассмотрены далее, свойственны и некоторым учениям западной или восточной философии. Но то, что в зарубежной мысли как бы рассре- доточено между различными, далеко отстоящими во времени и соци- альном пространстве учениями, в русской мысли конца XIX - пер- вых десятилетий XX в. оказалось оригинально сконцентрированным в одной стране, на одном - довольно коротком - витке развития ее культуры и философии.
Первая особенность русской философии - глубокое осмыс- ление ею кризиса мировой философской мысли и культуры и поиски новых путей, образцов (парадигм) философствования.
Тема "кризиса духа", культуры, философии в русской мысли была актуализирована примерно в то же время, что и на Западе. В. Соловь- ев обсуждал ее уже в 1874 г. в своей магистерской диссертации "Кри- зис западной философии (против позитивистов)" и продолжил ее ос- мысление в последующих работах. В те же десятилетия формирова- лась "философия кризиса" Ф. Ницше, которая стала известна в Рос- сии позже, чем философия В. С. Соловьева. В немалой степени успех критических идей Шопенгауэра и Ницше в России 90-х годов XIX в. и особенно первого десятилетия XX в. обусловливался подготовленнос- тью нашей отечественной культуры к восприятию философии кризи- са, "переоценке ценностей". Внутренний критицизм был изоавна свой- ствен русской мысли. "О необходимости и возможности новых начал для философии" - так назвал свою программную работу И. В. Ки- реевский. Со времени Вл. Соловьева философы России активно иска- ли новые парадигмы философствования, которые должны были прий- ти на смену старым формам, нашедшим свое воплощение в класси- ческой западной мысли.
Тема кризиса западной цивилизации, культуры, философии - сквозная для русской мысли серебряного века. Лишь немногие ее пред- ставители исключали Россию из этого процесса, полагая, что кризис больно ударил только по западной культуре, а Россию, как говорится, "бог уберег". Большинство же крупных российских мыслителей было того мнения, что кризис затронул и Россию как европейскую страну, захватил русскую культуру как составную часть европейской (или евроазиатской) культуры. После Октябрьской революции тема "кри- зиса духа" в русской философии зазвучала еще громче и трагичнее. Философы России полагали, что "разорванность эпохи", "крушение основ", "катастрофическое положение", так резко проявившиеся во время первой мировой войны и русских революций, суть признаки глубокого кризиса всей мировой цивилизации. Они по существу пред- видели, что к теме кризиса философия в XX в. должна будет неоднок- ратно возвращаться. И в самом деле, многие мотивы философии кри- зиса звучат и сегодня, на исходе столетия. В чем же русские филосо- фы видели главные приметы кризисного состояния философии, отра- жавшего кризис культуры и цивилизации? В ответе на этот вопрос концентрировано выражена еще одна особенность русской филосо- фии серебряного века.
Вторая особенность русской философии XIX-XX вв. - её борьба против абстрактности классической мысли, про- тив "отвлеченных начал".
Это была тема, талантливо заявленная И. Киреевским, В. Соло- вьевым и подхваченная другими выдающимися философами России. Неверно было бы полагать, что в западной философии не было сход- ных мотивов. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше в XIX в. нача- ли свою борьбу против диктата рационалистических систем с их абст- рактными, т. е. односторонними принципами, против их претензий на универсальную власть над человеческой жизнью. Но такие философы долгое время были как бы на обочине западного философского про- цесса. Философия жизни формировалась в начале столетия - по су- ществу параллельно с оригинальным философствованием русских мыслителей. В русской же мысли специфическая философия жизни, настаивавшая на первенстве жизненно-практического начала по отно- шению к абстрактно-теоретическому, стояла в центре философствова- ния уже в конце XIX и самом начале XX в. При этом русские мысли- тели подхватили идею немецких идеалистов о примате практического разума перед теоретическим. Однако полагали они, надо пойти даль- ше и утвердить примат жизни, реальной практики по отношению к разуму, теоретическому или практическому. Русское мышление, отме- чал С. Л. Франк в статье "Этические, философско-правовые и соци- ально-философские течения в современной русской философии вне СССР" (1936), никогда не удовлетворялось абстрактно-теоретичес- ким познанием, но всегда устремлялось к конкретному религиозно- этическому мировоззрению, непременно включавшему тему спасения человека и человечества.
Русские философы конца XIX - начала XX в. не были в ряду тех, кто первым выступил против преувеличенных претензий рационализ- ма и сциентизма нового времени. Но они оказались среди первых ев- ропейских мыслителей, увязавших кризис нововременного рациона- лизма и сциентизма с общим кризисом западной цивилизации. Во фронтальной критике рационализма западной философии но- вого времени правомерно усматривать третью особенность рус- ской философии и предвосхищение ею антисциентистских, антирационалистических движений европейской мысли, офор- мившихся между двумя мировыми войнами. Сегодня, когда филосо- фия "постмодерна" пытается критически осмыслить суть "модерна" - культуры и философии нового времени, некоторые обращенные про- тив модерна критические возражения объективно выглядят как повто- рение уже сказанного русскими философами. Предвосхищением ряда более поздних тенденций стала инициированная В. Соловьевым и под- держанная другими русскими мыслителями линия философствования, в соответствии с которой философия должна осмыслить рациональное познание в его органическом единстве с внерациональными формами ос- воения мира - непосредственной "явленностью" мира, открытостью Бытия мира и Бога благодаря "прозрению", "интуиции", "озарению".
Четвертая особенность русской философии заключалась в том, что тема изначально и объективно данного единства космоса, природы, человека. Бога, единства жизни, истории и познания была центральной в русской религиозно-космологи- ческой метафизике, ведущей свое происхождение от ряда идей и течений мировой мысли, но особенно - от философских идей мета- физики Всеединства и Богочеловечества В. Соловьева. Конечно, от- нюдь не вся русская философия серебряного века была направлена на разработку этой метафизики. Но можно с уверенностью утверждать, что наиболее крупные философы России XX в. - Н. Бердяев, Л. Шес- тов, С. Булгаков, И. Ильин, С. Франк, Н. Лосский, П. Флорен- ский - оригинально мыслили именно в духе такой философии. Здесь прослеживаются аналогии с рядом учений западной религиозной фи- лософии XX в., которые, однако, оформились позже, чем идеи рус- ской религиозной метафизики.
Религиозный идеализм (Даже в случаях, когда он, как у С. Булга- кова или П. Флоренского, перерастал в теологию) оставался высоко- профессиональным, даже изощренным философствованием. Нельзя забывать, что в России того же времени религиозно-идеалистической метафизике решительно противостоял, став ее главным идейным про- тивником, материалистический атеизм, воплощенный главным обра- зом в быстро распространявшемся марксизме. Философские работы Г. Плеханова, В. Ленина, в начале века известные лишь в узких мар- ксистских кружках, приобретали все большую популярность. Некото- рые из религиозных философов, будущих выдающихся мыслителей России (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Струве и др.), прошли через увлечение марксизмом. В конце XIX в. они примыкали к так называ- емому легальному марксизму. Однако грянула первая русская рево- люция 1905 г., показавшая всю опасность российского бунта, и при- шли отрезвление и покаяние. Отступление от религии, отказ от Бога были восприняты этими философами как главнейшая причина соци- альных, духовных, нравственных потрясений, уже постигших и еще ожидающих Россию. Новый синтез Бого- и миропознания, воплоще- ние Бога в мире и человеке (что В. Соловьев называл "свободной теургией") начали интересовать русских религиозных идеалистов в первую очередь.
Пятая особенность русской философии заключалась в стремлении мыслителей России органически объединить гно- сеологию, новую онтологию со смысложизненными, этически- ми, эстетическими измерениями бытия и познания. При этом экзистенциально-персоналистические акценты, опять-таки объединенные с религиозными началами, оказались в центре внимания. Необходимо подчеркнуть, что онтологический и экзистен- циально-персоналистский повороты в российской мысли также состо- ялись раньше, чем в западной философии. "...Употребляя современ- ное выражение, - писал Н. А. Бердяев в "Русской идее" (1946), - можно было бы сказать, что русская философия, религиозно окра- шенная, хотела быть экзистенциальной, в ней сам познающий и фило- софствующий был экзистенциален, выражал свой духовный и мораль- ный опыт, целостный, а не разорванный опыт. Величайшим русским метафизиком и наиболее экзистенциальным был Достоевский"^. О самом Н. Бердяеве и о Л. Шестове нередко говорят как о ранних экзистенциалистах и персоналистах. Русская экзистенциально-персо- налистская мысль проделала часть своего пути прежде, чем течения экзистенциализма и персонализма появились на Западе. К сожале- нию, по разным причинам, а в особенности из-за языкового барьера, русская философия даже в серебряный век была мало известна на Западе. Лишь в редких случаях можно говорить о непосредственном влиянии русских мыслителей на философов Запада. (Так, один из основателей персонализма Э. Мунье, выдающийся философ М. Ше- лер испытали воздействие философии Н. Бердяева. К. Леви-Стросс признавал влияние русских ученых Р. Якобсона и Н. Трубецкого на формирование структурализма.)
Новый антропологический поворот был выражен, например, в призыве Н. Бердяева написать "антроподицею", оправдание челове- ка. Внимание концентрировалось на мире личности. Поворот к че- ловеку и личности соединялся в русской философии с резкой крити- кой западных субъективистско-индивидуалистических концепций.
Некоторые историки считают эту особенность русской философии определяющей и связывают ее с пристальным интересом русских мыс- лителей к проблемам философии истории. В. В. Зеньковский писал: <Если уже нужно давать какие-либо общие характеристики русской философии - что само по себе никогда не может претендовать на точность и полноту, - то я бы на первый план выдвинул антропоцен- тризм русских философских исканий. Русская философия не тео- центрична (хотя в значительной части своих представителей глубоко и существенно религиозна), не космоцентрична (хотя вопросы натур- философии очень рано- привлекали к себе внимание русских филосо- фов), - она больше всего занята темой о человеке, о судьбе и путях, о смысле и целях истории. Прежде всего это сказывается в том, на- сколько всюду доминирует (даже в отвлеченных проблемах) мораль- ная установка: здесь лежит один из самых действенных и творческих истоков русского философствования. Тот "панморализм", который в своих философских сочинениях выразил с исключительной силой Лев Толстой, с известным правом, с известными ограничениями может быть найден почти у всех русских мыслителей... С этим связано и напря- женное внимание к социальной проблеме, но ярче всего это обнаружи- вается в чрезвычайном, решающем внимании к проблемам историосо- фии. Русская мысль сплошь историософична, она постоянно обраще- на к вопросам о "смысле" истории, конце истории и т. д.>^
В философско-правовом ракурсе русская мысль, тесно связанная с западными традициями (П. Новгородцев и его школа), выступила с обоснованием прав и свобод личности, обратив внимание на неуваже- ние к ним как особую черту русской истории и обыденного сознания россиян. Вместе с тем русская мысль и в XX в. искала иного син- теза индивидуального и общественного, чем тот, который предлагался, с одной стороны, западным индивидуализмом, а с другой, коммунистическим коллективизмом. В поисках тако- го синтеза правомерно усматривать шестую особенность русской фи- лософии конца XIX - начала XX в.
Вопрос о специфике русской философии был интегральной частью тех проблем, которые еще со времен П. Чаадаева и В. Соловьева вхо- дили в тему "русская идея". Речь шла о так важном и сегодня процес- се самосознания, самоидентификации россиян и, в частности, тех, кто принадлежит к русской нации в узком смысле этого слова. (Далее проблематике русской идеи, как она исследовалась в философии Рос- сии серебряного века, будет посвящена специальная глава.) К чести отечественных философов надо отметить, что они сделали сложную проблему русского менталитета, русского духа, русской куль- туры предметом глубокого исследования, по большей части не впадая в крайности истерического, демагогического нацио- нализма или отрицания национальной самобытности. В столь пристальном внимании к данной теме можно видеть еще одну (седь- мую) особенность русской философии. Специфика российской куль- туры в целом, русской философии, в частности, усматривалась в ан- тиутилитаризме, духовности, в интересе к глубинам человеческих пе- реживаний и страданий, к поиску Бога, Правды и Спасения.
Подчеркивалось - и по праву, - что русская литература, важ- нейшее достояние отечественной культуры, по своему содержанию глубоко философична и что философская мысль особенно глубоко связана с ее новаторскими духовно-нравственными устремлениями. Правда, видеть в тесном союзе философии и литературы уникальную черту именно русской культуры было бы неверно, ибо на протяжении своей истории философская мысль часто выступала в единстве с лите- ратурой, искусством. Достаточно вспомнить об эпохе Канта, Гёте, Ге- геля, Шиллера. Это, однако, не отменяет того факта, что великая литература России XIX-XX вв. - вместе с музыкою, живописью, другими видами искусства - была питательной почвой для возникно- вения и развития отечественной философии. Серебряный век, кото- рый был периодом небывалого, стремительного, новаторского разви- тия всех областей российской культуры, впервые в истории России стал и периодом расцвета отечественной философии. Необходимо до- бавить, что поиск некоторых новых форм в искусстве и литературе дореволюционной России на десятилетия опередил и предвосхитил последующее развитие культуры на Западе (авангардизм, символизм в музыке, живописи, литературе). Философия в тогдашней культуре России играла очень заметную роль. В. Соловьев еще при жизни стал притягательным центром для всей российской культуры. Достоевский и Толстой присутствовали на его лекциях. Его книги, стихи читала и чтила образованная Россия. Популярность Бердяева, Ильина, Булга- кова, Розанова, возможно, была несколько меньшей. Но их имена, сочинения, лекции были широко известными в России. Российские мыслители постоянно спорили - с Достоевским, Толстым, друг с другом, критиковали западную философию, подчеркивали значимость восточной мысли. Итак, до самой революции (и, по инерции, еще несколько лет после нее) выдающиеся философы России работали в хорошем историческом темпе, не только не плетясь в хвосте западной мысли, но и в ряде случаев опережая ее. Философы мирового класса, они публиковали свои работы и за границей, читали лекции в универ- ситетах Европы. В западных философских лексиконах ко второму- третьему десятилетию XX в. русская философская мысль постепенно стала занимать достойное ее место.
Российские философы, завоевавшие авторитет на родине и в миро- вой мысли, не только не почивали на лаврах, но чаще всего были склонны самокритично оценивать отечественную философию, не за- бывая отметить не только ее силу, достижения, но и ее слабости и недостатки. Это относится прежде всего к В. Соловьеву. Чуждый на- циональной спеси и бахвальства, он резко критически высказался не только об уровне и перспективах, но и о самом существовании "само- бытно русской" философии: "...За последние два десятилетия доволь- но появлялось в России более или менее серьезных сочинений по раз- ным предметам философии. Но все русское в этих трудах вовсе не русское, а что в них есть русского, то ничуть не похоже на филосо- фию, а иногда и совсем ни на что не похоже. Никаких действитель- ных задатков самобытно русской философии мы указать не можем: все, что выступало в этом качестве, ограничивалось одною пустою претензией "^ В. Соловьев вообще был весьма невысокого мнения о теоретической глубине философии России: "...Русские несомненно способны к умозрительному мышлению, и одно время можно было думать, что философии предстоит у нас блестящая судьба. Но русская даровитость оказалась и здесь лишь восприимчивою способностью, а не положительным призванием: прекрасно понимая и усваивая чужие философские идеи, мы не произвели в этой области ни одного значи- тельного творения, останавливаясь, с одной стороны, на отрывочных набросках, а с другой стороны, воспроизводя в карикатурном и гру- бом виде те или другие крайности и односторонности европейской мысли"^
И хотя у сторонников идеи "самобытно русской" философии были свои защитники, в XIX в. им трудно было оспаривать мнение о силь- ной зависимости российского философствования от западного и об отсутствии в отечественной философии "значительных творений", со- поставимых с произведениями классиков мировой философии. Неко- торые видные исследователи вместе с тем по праву подчеркивали, что поиски оригинальной русской философии на путях некоего национа- листического изоляционизма и категорического противопоставления отечественной и зарубежной мысли вообще абсурдный В своей работе "Русская идея: основные проблемы русской мысли
XIX века и начала XX века" Бердяев отмечал, что судьба философии в России мучительна и трагична. Еще раньше, в статье, помещенной в сборнике "Вехи", он писал, что в России самостоятельное значение философии отрицалось, что ее чаще всего подчиняли утилитарно-об- щественным целям. Философия испытывала "давящее господство на- родолюбия и пролетаролюбия", поклонения народу, была подавлена духовно, подчинена политическому деспотизму'. Уровень философс- кой культуры, свидетельствовал Бердяев, был в России XIX в. - до В. Соловьева - довольно низким. Положение существенно изменилось уже в первые десятилетия XX в., когда, как говорилось ранее, российское философствование - под несомненным влиянием оригинальных идей В. Соловьева - всту- пило в самую блестящую пору своего развития. Тогда уже можно было уверенно и предметно говорить о философии как важной состав- ной части культуры России, о специфических особенностях российс- кого философствования, о преобразовании его традиций, поиске но- вых парадигм на рубеже XIX и XX в. и отношении к философии За- пада и Востока. И, тем не менее, вопрос об объективном, не впадающем в преувеличения анализе роли российской философии со всеми ее оригинальными достижениями и ограниченностями стоит не менее ос- тро и актуально, чем прежде.
Из всего ранее обозначенного комплекса проблем, сначала будет выделен ряд собственно философских вопросов и дискуссий (споры о роли и статусе метафизики, единстве гносеологии и онтологии и их центральной проблематике, об отношении к разуму и рационализму),
а затем подробнее освещены (в контексте споров о социальных про- блемах России и "русской идее") некоторые социально-философские, этические идеи русских философов. Следует учесть, что о философах России XIX столетия, включая В. С. Соловьева, уже шла речь во второй книге этого учебника. Концепции же и произведения самых крупных российских мыслителей серебряного века станут предметом рассмотрения в специально посвященных им главах данного учебника.
Глава 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.34 (0.013 с.) |