Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия и Восток. Россия как ЕвразияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема "Россия и Восток", "Россия и "Азия" издавна поднималась в русской культуре. В России было достаточно известных авторов, уни- верситетских профессоров, которые по праву считались выдающими- ся исследователями и знатоками культуры, языков, философии наро- дов Востока и других неевропейских регионов.
Однако справедливости ради следует отметить, что объединение или размежевание с Западом в проблематике "русского пути" всегда оставались на первом плане, тогда как теме "Россия и Восток" уделя- лось куда меньше внимания. Это было упущением не только потому, что Востоку история XX в. определила стать динамично развиваю- щимся регионом, и за недостаток внимания к нему и к его связям с Россией пришлось, да и теперь еще приходится платить дорогую исто- рическую цену. Была и другая, не внешняя, а внутренняя причина, требовавшая "повернуться лицом" к проблеме России и Азии: ведь сама Россия - это страна, Населенная различными, в том числе и восточными народами; Россия, что стало тривиальным, но не всегда принимаемым в расчет фактом - страна, расположенная и на про- сторах (Восточной) Европы, и на значительной части азиатского ма- терика. О том, сколь пагубным может оказаться пренебрежение к этим реальным геополитическим и демографическим обстоятельствам, с тревогой писал Достоевский в "Дневнике писателя": миссия России, отмечал он, тесно связана с отношениями в азиатском регионе. "Да и вообще вся наша русская Азия, включая и Сибирь, для России все еще существует в виде какого-то привеска, которым как бы вовсе даже и не хочет европейская наша Россия интересоваться"; а ведь "Россия не в одной только Европе, но и в Азии...русский не только европеец, но и азиат. Мало того: в Азии, может быть, еще больше наших на- дежд, чем в Европе. Мало того, в грядущих судьбах наших, может быть, Азия-то и есть наш главный исход! "^.
Впрочем, характер "поворота" к Востоку, осознания себя евразий- ской, а значит, также и восточной страной, тоже весьма беспокоил российских мыслителей. В стихотворении "Ex oriente lux" (С Востока свет) В. Соловьев писал: О Русь! В предвидении высоком Ты мыслью гордой занята; Каким ты хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса иль Христа? Другое стихотворение в. Соловьева - "Панмонголизм" - начина- лось словами: "Панмонголизм! Хоть имя дико, но мне ласкает слух оно". Их А. Блок взял эпиграфом к своим знаменитым "Скифам". Пробуждение интереса к проблематике "Восток и Россия", как уже отмечалось, было связано в начале XX в. с русско-японской войной и позорным поражением в ней. Вторая волна интереса к этой теме приходится уже на период пос- ле Октябрьской революции. Так случилось, что некоторые российс- кие интеллигенты, эмигрировавшие в Европу (и поселившиеся глав- ным образом в таких странах, как Чехословакия, Болгария), продол- жили свои еще до революции начатые исследования по проблемам евразийского характера и судьбы России. Они образовали небольшую группу. Одним из первых ее программных документов стал сборник "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразий- цев", опубликованный в Софии в августе 1921 г. В нем выступили в качестве авторов: известный российский экономист П. Н. Савицкий, философ Г. В. Флоровский, искусствовед П. П. Сувчинский, линг- вист и этнограф Н. С. Трубецкой. В 1922 г. была опубликована вто- рая коллективная книга "На путях. Утверждение евразийцев". В 1926 и 1927 г. мыслители, назвавшие себя евразийцами, опубликовали два документа, имевшие характер манифестов. С 1925 по 1937 г. регуляр- но выходило в свет периодическое издание - "Евразийская хрони- ка". Кроме названных авторов в публикациях и идейном движении евразийства принимали участие такие известные в России авторы, за- нимавшиеся в том числе и философией, как Л. П. Карсавин, П. М. Би- цилли, Д. П. Святополк-Мирский, Н. Н. Алексеев.
В политическом и идейном отношениях евразийство оказалось в высшей степени противоречивым идейным феноменом. С одной сто- роны, в сочинениях евразийцев поднимались очень важные проблемы единства России и Востока, которые и в конце столетия не только не потеряли своей актуальности, но, напротив, стали - в соответствии с мудрым предсказанием Достоевского - еще более важными для Рос- сии. И не случайно один из виднейших современных отечественных исследователей той же проблематики Л. Н. Гумилев, в ряде пунктов подчеркивавший свое несогласие с евразийцами, отмечал высокий уро- вень некоторых исследований, поддерживал общую тенденцию евра- зийства-его стремление осознать философско-исторические и иные предпосылки и следствия, вытекающие из евразийского геополитичес- кого положения России. С другой стороны, евразийство вскоре после своего формирования вступило в полосу идейно-политического кризи- са и раскола. От евразийства отошли наиболее глубокие исследовате- ли-Г. В. Флоровский (ставший в те годы священником и выдаю- щимся российским богословом), историк П. М. Бицилли. Свои разно- гласия с евразийством они выразили публично, обвиняя оставших- ся - прежде всего Д. П. Святополк-Мирского, Л. П. Карсавина, П. П. Сувчинского, С. Я. Эфрона (мужа выдающегося поэта М. Цве- таевой) в поддержке большевизма и даже в прямом в сотрудничестве с советской властью. С евразийцами также резко полемизировали Н. А. Бердяев, Ф. А. Степун, Г. П. Федотов.
В чем же состояла программа евразийцев и в чем заключался, вы- ражаясь словами Г. В. Флоровского (это название одной из его крити- ческих в адрес евразийского движения статей), "евразийский соблазн"? Этот вопрос мы рассмотрим кратко и только в плане его связи с фило- софскими аспектами проблемы "русской идеи".
1. Борьба с "европоцентризмом", с "романогерманским шовиниз- мом", с "шовинизмом" "общечеловеческой цивилизации и космополи- тизма".
Н. С. Трубецкой (ученый, внесший заметный вклад в языковеде- ние, в создание так называемой фонологии и в разработку других современных областей филологической науки, с 1923 по 1938 г. про- фессор Венского университета) в пору своего увлечения евразийством в статье "Об истинном и ложном национализме" писал, имея в виду последствия европоцентризма и других болезней европейского духа, заразивших и российскую культуру: <Избавиться от этих последствий интеллигенция европеизированных нероманогерманских народов мо- жет, только произведя коренной переворот в своем сознании, в своих методах оценки культуры, ясно осознав, что европейская цивилиза- ция не есть общечеловеческая культура, а лишь культура определен- ной этнографической особи, романогерманцев, для которой она и является обязательной. В результате этого переворота должно корен- ным образом измениться отношение европеизированных нероманогер- манских народов ко всем проблемам культуры, и старая европоцент- ристская оценка должна замениться новой, покоящейся на совершен- но иных основаниях. Долг всякого нероманогерманского народа со- стоит в том, чтобы, во-первых, преодолеть всякий собственный эго- центризм, а во-вторых, оградить себя от обмана "общечеловеческой цивилизации", от стремления во что бы то ни стало быть "настоящим европейцем". Этот долг можно формулировать двумя афоризмами: "познай самого себя" и "будь самим собой" >^. Самопознание, рассуж- дал Н. С. Трубецкой, важно не только для отдельной личности, но и для народа в целом. Культура же "должна быть для каждого народа другая. В своей национальной культуре каждый народ должен ярко выявить свою индивидуальность, при том так, чтобы все элементы этой культуры гармонировали друг с другом, будучи окрашены в один общий национальный тон"".
Поскольку, как мы увидим в дальнейшем, главное в истории Рос- сии и в специфике русского национального духа евразийцы видели как раз в объединении европейского и азиатского начал, - постоль- ку критики не без основания указали на кричащее, по их мнению, противоречие этого небезынтересного замысла и резко выраженного требования "отмежеваться от Европы", "безжалостно свергнуть и ра- стоптать кумиры тех заимствованных с Запада общественных идеа- лов, которыми направлялось до сих пор мышление нашей интеллиген- ции" (Н. С. Трубецкой), осуществить "выпадение России из рамок европейского бытия" (П. Н. Савицкий). Отсюда критики евразий- ства, например А. Кизеветтер, делали вывод: "Итак, кажется совер- шенно ясно, что евразийцы лишь для некоторой стилистической инк- рустации упоминают вскользь о сочетании европейских и азиатских начал. Их подлинное устремление направлено на иное: на борьбу с европеизмом"^. Другое утверждение евразийцев - "в национальных культурах нет общечеловеческих элементов... человечество в своей культурной жизни разбито на взаимно чуждые культурные миры и ...нет и не может быть таких культурных духовных ценностей, кото- рые имели бы значение общечеловеческое" - также признавалось критиками весьма и весьма спорным^. Ибо из утверждения о нацио- нальном своеобразии исторических путей и культур отдельных наро- дов и стран ни в коей мере не вытекает, обоснованно возражали кри- тики евразийцев, отсутствие общечеловеческих ценностей - подобно тому, как из тезиса об уникальности отдельного индивида, человечес- кой личности отнюдь не следует, что отсутствует единая физическая и духовная природа человека.
Н. А. Бердяев считал серьезными и теоретически ценными некото- рые идеи евразийцев, например, их стремление бороться за нацио- нальную самобытность русского народа против "реакционно-интер- националистской" настроенности некоторой части "денационализиро- ванной" российской интеллигенции. Важна и другая бердяевская оцен- ка: евразийцы вскрыли политическую и идейную опасность европо- центризма. Однако они впали в другую крайность: "отношение евра- зийцев к Западной Европе, - отмечал Бердяев, - превратно и лож- но, и подобное отношение заслуживает наименования азиатства, а не евразийства. Но они верно чувствуют, что Европа перестала быть мо- нополистом культуры, что культура уже не будет исключительно ев- ропейской, что народы Азии вновь войдут в поток мировой истории". Вместе с тем, продолжал Бердяев, "в евразийстве есть также элемен- ты зловредные и ядовитые, которым необходимо противодействовать. Многие старые русские грехи перешли в евразийство в утрированной форме. Евразийцы чувствуют мировой кризис. Но они не понимают, что окончание новой истории, при котором мы присутствуем, есть вместе с тем возникновение новой универсалистической эпохи, подоб- ной эпохе эллинистической. Национализм есть порождение новой ис- тории. Ныне кончаются времена замкнутых национальных существо- ваний. Все национальные организмы ввергнуты в мировой круговорот и в мировую ширь. Происходит взаимопроникновение культурных типов Востока и Запада. Прекращается автаркия Запада, как прекра- щается и автаркия Востока... Евразийцы хотят остаться националис- тами, замыкающимися от Европы и враждебными Европе. Этим они отрицают вселенское значение православия и мировое призвание Рос- сии как великого мира Востока-Запада, соединяющего в себе два потока всемирной истории... Евразийцы неверны русской идее, они порывают с лучшими традициями нашей религиозно-национальной мысли "^.
2. Этой своей борьбой против европейского, межкультурного и общечеловеческого единства евразийцы, действительно, существенно осложнили для самих себя философско-историческое, культурно-ак- сиологическое доказательство второго своего центрального тезиса - Россия представляет собой "особый мир", она - не Европа и не Азия, а Евразия, стало быть, ее развитие есть резуль- тат, итог и путь специфического исторического и культур- ного синтеза, породившего "серединную", т. е. именно евра- зийскую культуру.
Было бы неверно отрицать заслуги евразийства как специфическо- го исследовательского направления. Евразийцы, стремясь по-своему преодолеть многолетнюю российскую антитезу славянофильства и за- падничества, привлекли внимание к тому несомненному факту, что в истории становления и развития многонационального российского го- сударства проблема взаимоотношения славянских народностей, а также их отношения к Европе всегда решалась не в отрыве, а в единстве с другой проблемой - взаимодействия народа русского и других сла- вянских народов России с многочисленными народностями и племена- ми восточного, туранского происхождения. "Евразийский мир" - не вымысел, а реальность истории. Взаимодействие славянско-российс- ких и "азиатских элементов" в культуре, сложный и противоречивый культурный синтез как результат многовекового их сосуществования и взаимодействия-тоже реальность, требующая специального внима- ния, еще и до сего времени мало изученная. Евразийцы весьма эмоци- онально воспринимали сложившиеся в исторических дисциплинах, в частности в истории культуры, чисто негативное отношение к таким, например, периодам истории, как татаро-монгольское иго. Например, крупный исследователь так называемой степной, континентальной культуры П. Н. Савицкий писал: "Велико счастье Руси, что в момент, когда в силу внутреннего разложения она должна была пасть, она досталась татарам и не кому другому"^. Согласно аргументам Савиц- кого, высказанным в его статье "Степь и оседлость", неверно, во-пер- вых, превозносить достижения культуры России до татарского наше- ствия, во-вторых, не видеть, сколь много россияне заимствовали от татаро-монгольских завоевателей (например, под их влиянием рус- ские создали принудительный государственный центр, заимствовали умение становиться могущественной "ордой"; научились противопос- тавлять западноевропейскому ощущению моря "монгольское ощуще- ние континента"; прониклись истинно "русским благочестием", кото- рого и в помине не было до времен "татарщины" и т. д.)
3. Евразийцы приковали внимание к географическим, при- родно-климатическим, геополитическим и другим элементам, которым, с их точки зрения, вообще не находилось места в бытовав- ших прежде объяснениях специфики исторического развития России и русского национального характера. Что касается "хозяйственно-гео- графических" аспектов, то их акцентировал П. Н. Савицкий. Он по- ставил вопрос о духовной и культурной специфике такой категории, как "добрый хозяин"-хозяин земли, фабрики и т. д. "Начало добро- го хозяина", по утверждению Савицкого, "вправлено в человеческую природу". Вопрос состоит в том, какая из общественных систем пред- почтительна для его развития и тем самым может быть рекомендована для России. Савицкий отвергает капитализм, ибо он развивает осо- бый, "капиталистический", анонимный тип личности. Но и социализм объявляется неприемлемым, ибо в нем нет места личностному началу "хозяина"; в социалистической экономике "хозяйствует" обезличен- ное начало, и потому она неспособна быть эффективной, истинно хо- зяйской. Для российских условий с многоразличными природными предпосылками хозяйствования не подходят, согласно Савицкому, ни капитализм западного типа, ни социализм. А подходит новый тип лич- ности и хозяйствования - "хозяйнодержавие", которое ставит следу- ющие задачи: "Утвердить личность в хозяйстве, не безымянную, но имя рек, не потерявшую, но воспринявшую связь с абсолютом, не скованную, но активную - в этом трудность, но в то же время и прелесть хозяйнодержавия. Принципам капиталистическим и социа- листическим можно и должно противопоставить принципы хозяйные. Проблема хозяйнодержавия, в раскрытии своем, устанавливает, в от- личие от капитализма и социализма, связь хозяйствующей личности с Богом, утверждает богоисповедную, а не безбожную личность... Сово- купность посылок и требований, заключенных в проблеме хозяйство- вания, поддается определению, как система особого рода хозяйствен- ной соборности"^'.
Критики евразийства (Н. Бердяев, Г. Флоровский, Ф. Степун, Г. Федотов, А. Кизеветтер), не отрицая реальности и глубины постав- ленных проблем европоазиатского синтеза, в то же время указали, кроме ранее перечисленных, на следующие теоретические, методоло- гические, политические просчеты евразийских концепций:
создается "натуралистическая теория неизменности культурно-ис- торический типов';
экономический прогресс тоже подводится под натуралистические, "хозяйственно-географические" толкования;
экономику частной собственности, ориентирующаюся на "доброго хозяина", мыслят объединить с "элементарно-патриархальными фор- мами политического устройства"^;
из-за враждебности западноевропейской модели отвергают ценность демократии, парламентаризма для условий России;
провозглашают "апофеоз русско-татарского культурного единения" во время татаро-монгольского ига, что прямо противоречит фактам истории многострадальной России;
евразийцы заигрывают с Советской Россией, не видят глубокой внутренней конфликтности "дружбы народов", противоречивости и исторической непрочности основанного на фундаменте большевизма "расцвета и синтеза" национальных культур;
евразийцы затушевывают тот факт, что в истории России "евра- зийский синтез" был элементом имперской, по большей части насиль- ственной политики и что Советское государство в определенном отно- шении стало ее восприемником, за что, как небезосновательно полага- ли критики, еще придет суровая историческая расплата.
Вместе с тем критики чутко уловили поистине трагический харак- тер судьбы русского народа и русской интеллигенции, в конечном счете обусловивший противоречивость евразийских трактовок русской идеи. <Россия в развалинах, - писал Г. Флоровский. - Разбито и растерзано ее державное тело. Взбудоражена и отравлена, и потрясе- на русская душа... В русской смуте открылась снова и поставлена перед нами великая и жуткая задача духовного созидания и воссози- дания... Евразийцы духовно ушиблены нашим "рассеянием", утомле- ны географической разлукой с родиной... Но не в крови и почве под- линное и вечное родство... В этом дурном кровяном почвенничестве отражается внутренняя бездомность и беспочвенность, психология людей, связанных с родиной только через территорию. Но подлинная связь через любовь и подвиг... В их избрании и воле Восток Ксеркса победил Восток Христа, "Восток свыше"... Не смогли и не сумели они понять и разгадать вещий смысл русского искуса, русской судьбы>^.
В наши дни сочинения евразийцев, как и вообще полемика вокруг русской идеи, обретают особую актуальность. Некоторые слова и те- зисы звучат так, как будто они высказаны сегодня. Так, еще в 1952 г. критик евразийства Г. П. Федотов прозорливо предрекал "рост сепа- ратизмов в СССР", он, в частности, говоря о "сепаратистском харак- тере украинофильства", писал: "На наших глазах рождалась на свет новая нация, но мы закрывали на это глаза"^. И нам, как и прежде, нужна та уверенность в будущем единой России, которую в начале 50-х годов выразил выдающийся ее сын, изгнанный с родины - фи- лософ Г. Федотов: "Finis Russiae? Конец России или новая страница ее истории? Разумеется, последнее. Россия не умрет, пока жив рус- ский народ, пока он живет на своей земле, говорит своим языком"^. ЧАСТЬ II ВЫДАЮЩИЕСЯ ФИЛОСОФЫ РОССИИ Глава 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.105 (0.016 с.) |