Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О России и российской культуре. Критика Л. Толстого и толстовстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В творчестве Ильина раскрываются важнейшие пласты русского философствования первой половины XX в. Он принадлежал к когор- те философов, которые были привержены российской идее, российс- кой почве, много размышляли о ней. И вместе с тем злая социальная и политическая судьба изгнала их с родной земли, перестала питать их почва российских умонастроений. Философию Ильина глубоко полемична, она обращена не только к читателю, с которым он говорит доверительно, которому раскрывает свою душу и душу которого пы- тается понять и просветить. Она обращена также ко многим филосо- фам, мыслителям, с которыми он ведет страстную и серьезную поле- мику. Пожалуй, актом наибольшей интеллектуальной смелости оказа- лась одна из самых важных работ Ильина, которую он полемически противопоставил учению Льва Николаевича Толстого и толстовства. Она называется "О сопротивление злу силою".
"Грозные судьбоносные события, постигшие нашу чудесную и не- счастную Родину, - писал Ильин, - опаляющим и очистительным огнем отозвались в наших душах. В этом огне горят все ложные осно- вы, заблуждения и предрассудки, на которых строилась идеология прежней русской интеллигенции. На этих основах нельзя было стро- ить Россию; эти предрассудки и заблуждения вели ее к разложению и гибели. В этом огне обновляется наше религиозное государственное служение, отверзаются наши духовные зеницы, закаляется наша лю- бовь и воля. И первое, что возродится в нас через это, будет религиоз- ная государственная мудрость восточного Православия и особенно русского Православия. Как обновившаяся икона являет царственные лики древнего письма, утраченные и забытые нами, но незримо при- сутствующие и не покидавшие нас, так в нашем новом видении и воле- нии да проглянет древняя мудрость и сила, которая вела наших пред- ков и страну нашу святую Русь! "^ Эти слова, которыми открывается работа Ильина "О сопротивлении злу силою", можно считать эпигра- фом ко многим другим его сочинениям. Его точка зрения совпадала с позицией многих тогдашних русских интеллигентов. Но ведь сама ин- теллигенция распространила в народе различные виды идеологичес- ких стереотипов и предрассудков, которые обернулись глубочайшим кризисом России. Одним из таких предрассудков Ильин считал фило- софию непротивления силе Льва Толстого. Это было вовсе не прос- то - решиться на нелицеприятную критику самого Толстого и его последователей с их поистине всероссийским авторитетом и поклоне- нием. Причем Ильин написал не памфлет, а научное исследование, где взгляды Толстого разбираются последовательно, где, собственно, нет ни одного обвинения, которое не было бы подтверждено цитатами.
В общем оценка толстовства такова: проповедовался, говорит Иль- ин, "наивно-идиллический взгляд на человеческое существо, а черные бездны истории и души обходились и замалчивались. Производилось неверное межевание добра и зла: герои относились к злодеям; натуры безвольные, робкие, ипохондрические, патриотически мертвенные, противогражданские - превозносились как добродетельные. Искрен- ние наивности чередовались с нарочитыми парадоксами, возражения отводились как софизмы; несогласные и непокорные объявлялись людьми порочными, подкупными, своекорыстными, лицемерами"^. Так случилось, продолжает Ильин, что учение графа Льва Толстого и его последователей привлекало к себе "слабых и простодушных людей и, придавая себе ложную видимость согласия с духом Христова учения, отравляло русскую религиозную и политическую культуру"^.
В чем же конкретно видел Ильин недостатки и коренные пороки толстовского учения? Ильин оговаривался, что о непротивлении злу в буквальном смысле этого слова никто не думает; и нет сомнения, что Толстой и примыкающие к нему моралисты не призывают к полному непротивлению, потому что это было бы равносильно добровольному нравственному самоуничтожению. Идея их, разъясняет Ильин, состо- ит в том, что борьба со злом необходима, но <ее целиком следует перенести во внутренний мир человека, и притом именно того челове- ка, который сам в себе эту борьбу ведет... Непротивление, о котором они пишут и говорят, не означает внутреннюю сдачу и присоединение ко злу; наоборот, оно есть особый вид сопротивления, т. е. неприятия, осуждения, отвержения и противодействия. Их "непротивление" оз- начает противление и борьбу; однако лишь некоторыми, излюбленны- ми средствами. Они приемлют цель преодоления зла, но делают свое- образный выбор в путях и средствах. Их учение есть учение не столько о зле, сколько о том, как именно не следует его преодолевать>^.
Ильин подчеркивает, что в принципе идея непротивления злу - не изобретение самого Толстого: он следует в этом традиции христи- анства. Толстовство ценно тем, что страстно борется против увеличе- ния зла в мире, против того, чтобы на зло отвечали еще большим злом. Вполне оправданный принцип подобных учений состоит в сле- дующем: надо воздержаться от ответа насилием на насилие настолько, насколько воздержание в принципе возможно. Вместе с тем в своей полемике Ильин не ограничивается подобными верными призывами, показывая, сколь сложен и многозначен вопрос о насилии. Между тем Толстой и его школа употребляли термины "насилие" и "ненасилие" расплывчато и неточно. Они по сути дела смешали самые различные виды насилия с формами принуждения, самопринуждения, понужде- ния Ильин предложил оригинальное и богатое оттенками раз- личение целой гаммы понятий, которые связаны с проблема- ми зла, насилия и ответа на зло. <Они, - отмечает Ильин, имея в виду толстовцев, - говорят и пишут о насилии и, выбрав этот не- удачный, отвращающий термин, обеспечивают себе пристрастное и ослепленное отношение ко всей проблеме в целом. Это и естественно: нет даже надобности быть сентиментальным моралистом, для того чтобы на вопрос о "допустимости" или "похвальности" озлобленного безоб- разия и угнетения ответить отрицательно. Однако эта единственность термина укрывает за собой гораздо более глубокую ошибку: Лев Ни- колаевич Толстой и его школа не видят сложности в самом предмете. Они не только называют всякое заставление - насилием, но и отвер- гают всякое внешнее понуждение и пресечение как насилие>^.
В концепции же Ильина насилие отличено от "заставления", от "понуждения", от "пресечения". И это отнюдь не терминологические ухищрения. Из дальнейшего анализа становится ясно, что в действии волевой силы, согласно Ильину, можно различить действие свободное и такое, которое является "заставляющим", т. е. уже не полностью свободным. Но при этом определенная свобода в "заставляющем" дей- ствии тоже присутствует: мы можем сами заставить себя делать что- либо в борьбе со злом или во имя добра. Бывает также в этом застав- ляющем, понуждающем действии и внешнее "заставление" других. Ильин даже разрабатывает схему самых разных форм "заставления".
Внутреннее и внешнее "самозаставления" делятся на психические и физические. Существует различие между достаточно свободным, . убеждающим "заставлением" других, понуждением других и насили- ем над другими. Это-то, согласно Ильину, и не заметили толстовцы. А ведь такое воздействие в смысле понуждения входит в формулу зре- лого правосознания. Ильин специально разбирает вопрос и о таком воздействии на других людей, которое удерживается на грани при- нуждения. Однако могут сложиться такие ситуации, когда избегнуть такого принуждения невозможно. Нельзя избегнуть физического воз- действия на зло. Ильин приводит такой пример: что ответит моралист себе и Богу, если при изнасиловании ребенка озверелыми злодеями, располагая оружием, он предпочтет уговаривать этих злодеев, тщетно взывая их к любви и тем самым предоставив злодейству совершиться? Или он допустит здесь исключение?
У Ильина есть еще одно очень важное и серьезное возражение в адрес Толстого и толстовцев: когда моралист, отстаивающий идеи не- противления, подходит к государственной, правовой и политической жизни, то здесь перед ним простирается сфера сплошного зла, наси- лия, грязи. И нет тут, не может быть никакой сферы (так, по крайней мере, интерпретирует Ильин толстовцев), где можно вести речь о пра- восознании, о различных нормальных, цивилизованных способах жиз- ни. Духовная необходимость и духовная функция правосознания от моралиста совершенно ускользают. Вместе с отвержением права от- вергается и <все оформленные правом установления, отношения или способы жизни: земельная собственность, наследование, деньги, кото- рые "сами по себе суть зло"; иск, воинская повинность; суд и приго- вор - все это смывается потоком негодующего отрицания, ироничес- кого осмеяния, изобразительного опорочения. Все это заслуживает в глазах наивного и щеголяющего своей наивностью моралиста только осуждения, неприятия и стойкого пассивного сопротивления>^.
Это очень важный момент, действительно характеризующий рос- сийское моралистическое сознание. Дело здесь не только в том, спра- ведливо или несправедливо прилагается обвинение к учению Льва Толстого. Это вопрос более сложный, заслуживающий специальных обсуждений. Для жизни российского общества веками было характер- но недоверие к правосознанию, к повседневной государственной жиз- ни, к самозащите человека, к формам правозащитной и судебной дея- тельности. Все, что связано с обычной жизнью и ее устроением, под- вергается как бы "негодующему отрицанию". "Сентиментальный мо- ралист, - пишет Ильин, - не видит и не разумеет, что право есть необходимый и священный атрибут человеческого духа; что каждое состояние человека есть видоизменение права и правоты; и что ограж- дать духовный расцвет человечества на земле невозможно вне прину- дительной общественной организации, вне закона, суда и меча. Здесь его личный духовный опыт молчит, а сострадательная душа впадает в гнев и в "пророческое" негодование. И в результате этого его учение оказывается разновидностью правового, государственного и патриоти- ческого нигилизма"^ Это сказано очень сильно, во многом справедли- во и до сих пор звучит актуально.
Особая правота концепции Ильина - в защите правового государ- ства и спокойствия граждан. Правовое государство вынуждено приме- нить силу для того, чтобы, скажем, противостоять тоталитаризму, фашизму, угрозе гражданской войны. Ильин имел в виду, конечно, оправдание вооруженного сопротивления белой власти, белой гвар- дии коммунистического режиму. Но дело было не только в этом. Пока не уничтожена война, нужно всячески стремиться к ее преодолению. Тут Толстой и толстовцы правы. Но Ильин показывает, насколько в неравном положении оказывается наглое, авторитарное, фашистское насилие, не знающее никаких препон и пределов, не ценящее челове- ческую жизнь, с одной стороны, - и либеральное, мягкое правление, которое связывает себя установлениями права, с другой стороны. Это одна из глубочайших дилемм и трагедий социальной жизни XX в. Что делать: поддаваться фашизму, его наглости, его неправовому натис- ку? Или здесь возможны какие-то меры, решения, ограниченное, опи- рающееся на закон использование силы - с надеждой, что ее приме- нение будет самым минимальным? Оправдано ли силой погасить не- большой очаг потенциальной гражданской войны во имя того, чтобы она не заполыхала над всей страной и не переросла в войну мировую? Сегодня это и вопрос о возможной мере принуждения и насилия над терроризмом. Итак, ставятся животрепещущие вопросы, и многие вспышки гражданских, националистических, религиозных войн в на- шем столетии показывают, насколько не устарел спор выдающегося философа Ивана Ильина с великим писателем Львом Толстым.
"ПУТЬ ДУХОВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ" "Путь духовного обновления" (1937) - философский труд Ильи- на, который посвящен проблемам веры, любви, свободы, совести, се- мьи, Родины, национализма, правосознания, государства, частной соб- ственности. Вот эти категории Ильин и поставил в центр своего стра- стного исследования, вернее, даже не исследования, а доверительного разговора с читателями.
Совсем неслучайно разговор начинается с веры. Разбирая пробле- му истины и проблему веры, Ильин с самого начала констатирует: человек и человечество оперируют множеством истин. Мы знаем таб- лицу умножения, геометрические теоремы, химические формулы, гео- графические данные, установленные исторические факты, законы ло- гики. Мы исходим из того, что они верны, спокойно пользуясь ими, применяем их в жизни. Но одно дело знать истину, а совершенно другое - верить во что-то. Есть истины холодные, они как бы не имеют отношения к нашей душе. Но есть такие истины, которые чело- век считает самым главным в своей жизни. И вот когда устанавлива- ется такое отношение между знаниями, то мы и говорим, что обладаем верой. Здесь реальный центр твоей жизни, тут твоя любовь, твое слу- жение, тут ты идешь на жертвы, пишет Ильин. Здесь твое сокровище, а где сокровище твое, там и сердце твое, там и вера твоя. Вера, убеж- ден Ильин, живет в каждом человеке, но иногда она просто дремлет в человеческой душе. Но вот случается жизненная буря, раненая душа пробуждается ото сна. И в кратчайшее время жизнь человека корен- ным образом изменяется. Он начинает понимать, что надо выбирать, нужно служить какой-то ценности.
В книге Ильин анализирует различные виды веры. Во что может верить человек? Например, только в чувственные наслажде- ния - и тогда его можно считать всего лишь наслаждающимся живот- ным. Он может верить в деньги, власть - и тогда душа его "высыхает". Ильин предлагает различать, пользуясь возможностями русского язы- ка, два состояния: когда люди верят, сознательно или бессознательно, злобно или добродушно, сильно или слабо - или когда люди веруют. Например в карты, сны, гадания, астрологические гороскопы верят, а в Бога и во все божественное веруют. Специально разбирается вопрос о том, все ли заслуживает веры. На него Ильин отвечает: нет, далеко не все. Он изучает проблему знания и веры, приводит множество вы- писок из сочинений ученых различных времен и народов, чтобы пока- зать - все они так или иначе веровали в Бога и надеялись найти Бога, выстраивая картину мира.
Согласно Ильину, последняя основа, творческий первоисточник всей духовной культуры есть божественное в нас, даруемое нам в от- кровении живым и благим Богом, воспринимаемое нами посредством любви и веры и осуществляемое нами в качестве самого главного и драгоценного в жизни. Целая глава книги "Пути духовного обновле- ния" посвящена проблеме любви, которую Ильин очень тесно связы- вает с верой, превознося именно духовную любовь, любовь человека, которая возвышает его и делает духовным существом.
Главу своей книги Ильин посвящает свободе. Он различает внеш- нюю свободу и свободу внутреннюю. Что значит свобода? - спраши- вает Ильин. Какая свобода имеется в виду? Свобода от чего и ради чего? Конечно, свобода важна для человеческого общежития, для жизни людей в обществе. И все-таки человек нуждается в своей жизни в так называемой гетерономии, т. е. идущих извне предписаниях и запре- щениях. Причем все они должны быть частично поддержаны угрозой, а иногда и подкреплены силой и принуждением. Он совершенно убеж- ден, что в каких-то отношениях сила и принуждение необходимы, даже полезны для человеческого общества. Но самое главное есть внут- ренняя связь между свободой и верой. Веровать и молиться можно только тому, что по доброй воле и искренне идет из глубины челове- ческого существа. Любить можно только самому - искренне, по доб- рой воле, из глубины свободной души. Положительная свобода - это свобода не от чего-то внешнего, а свобода, которая связана с мобили- зацией внутренних сил человека. Свободен, пишет -Ильин, не тот че- ловек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в чем никаких препятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность созидать свой дух из материала страстей и талантов, а значит, прежде всего владеть собою, способность жить и творить в сфере духовного опыта, добро- вольно, искренне и целостно присутствовать в своей любви и в своей вере. Раздел о свободе органично переходит в раздел, который назы- вается "Политическая свобода".
"Политическая свобода" - это рассказ о том, что политическая свобода есть разновидность внешней свободы, но тем не менее она очень важна. Ее требования: не мешайте, не заставляйте, не запре- щайте! Но это уже касается не только внутренней духовной жизни, а и общего и совместного устроения людей. Ведь человек является пол- номочным соучастником, соустроителем, сораспоряжающимся во всех этих делах, и его внутренняя свобода не только ограждается - тут уж и ему самому приходится думать о других людях, об их свободе или несвободе, об их жизни и их поведении. Ильин делает довольно пара- доксальное заявление: политическая свобода предполагает в человеке, которому она дается, гораздо большую зрелость, чем свобода духа. Ибо если человек занимается своими внутренними делами, то он верит себе и распоряжается собой. Но ведь в области политики существует еще вопрос не только о собственной, но также и о чужой свободе. Есть внутренняя связь, согласно Ильину, между внутренней свободой и политической свободой. Нужен минимум внутренней свободы - ниже его политическая свобода теряет смысл и становится разрушительным началом. Человек, не осознавший себя в качестве духовного субъекта, внутреннее свободного и самоуправляющегося, не сумеет сохранить права политической свободы, предрекает Ильин. Особое значение русский мыслитель придает семье, патриотизму, Родине, собственности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.01 с.) |