Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ильин считает, что есть два понимания человека - духовное и недуховное.
При духовном понимании человек предстает существом с бессмерт- ной душой. Этот творческий человек образует основу семьи, Родины, нации, государства, он становится естественным источником духов- ной культуры. Бог, таким образом, возжигает на земле некий творчес- кий очаг. И очаг уникальный, его преступно гасить, ибо нельзя ничем заменить. Именно на творческого человека Бог возлагает все функции сохранения мира и божественности как целого. Заведомо ясно, в ка- ком отношении стоит духовное совершенствование человека к этому божьему смыслу, к этому божьему заданию - быть творческим огнем на земле.
А как быть с частной собственностью? Здесь, согласен признать Ильин, возникает трудный вопрос. Подобает ли творческому духов- ному центру иметь на земле некое прочное вещественное гнездо, пре- доставленное ему и обеспеченное за ним, гнездо его жизни, любви, деторождения, труда и свободной инициативы? И на этот вопрос Иль- ин отвечает положительно. С его точки зрения, существует и должна существовать частная собственность и она есть живой очаг свободы, инициативы.
Может быть и другой подход, когда к человеку - поскольку он работает с вещами, производит вещи, присваивает их себе - подхо- дят лишь как к животному, к зверю, к недуховному существу. Тогда считается, что свобода, независимость совершенно не нужны, а част- ная собственность вообще подлежит упразднению. Так духовное и
недуховное понимания человека приводят к двум противоположным выводам. В одном случае считается, что человек, обладающий частной собственностью, продолжает начинания Бога на земле. В другом - полагают, что человека необходимо освободить от этого индивидуаль- ного способа жизни, от его личной отделенности, самодеятельности и самоценности. И нужно придать ему статус лишь частички некоего большого целого, где он теряет свою уникальность, самостоятельность и самоценность. Как раз такой подход и был предложен коммунизмом.
Ильин выдвигает целый ряд критических соображений, ко- торые, с его точки зрения, показывают историческую бес- перспективность и ущербность коммунизма. Тот, кто отвергает частную собственность, отвергает, говорит Ильин, и начала личного духа, а этим подрывает общество и государство, не говоря уже о хо- зяйственной жизни своей страны. Поэтому коммунизм ведет людей по ложному и обреченному пути. Есть несколько оснований, в силу кото- рых Ильин отвергает коммунизм и считает его бесперспективным.
Пункт первый: "Коммунизм противоестествен", говорит Ильин, ибо коммунизм не приемлет индивидуального способа жизни, данного человеку от Бога. Он гасит личную инициативу человека на всех путях его творчества'".
Второе: "Коммунизм противообществен". Это кажется па- радоксальным: ведь коммунизм как раз изображается царством обще- ственности, коммунальности, единства людей. Но Ильин приводит в доказательство свои аргументы. Коммунизм не может не создавать такой строй, который покоится на началах ненависти, взаимного пре- следования, всеобщей нищеты, зависимости и полного подавления че- ловеческой личности. В основе коммунизма лежит идея классовой не- нависти, зависти и мести, идея вечной классовой борьбы пролетариата с непролетариями. На этой идее строятся образование, воспитание, хозяйство, государство и армия. Отсюда взаимное преследование граж- дан, взаимное доносительство. Идея всенародной солидарности и брат- ства, многократно провозглашаемая, дискредитируется. -Проводится всеобщее изъятие имущества: добросовестные и покорные теряют все, недобросовестные грабят и втайне наживаются.
Третий пункт: "Коммунизм осуществляет растрату сил", - утверждает Ильин. Смысл его аргументов заключается в том, что человек наделен творческой силой живого инстинкта, массой энергии, которая связана с его внутренним и сокровенным бытием. Но комму- низм, вводя безнадежный способ хозяйствования и провозглашая его самым лучшим и продуктивным, подавляет и растрачивает реальную естественную жизненную энергию людей.
Четвертое: "Коммунизм, из-за его противоестественности, осу- ществим только при помощи системы террора".
Пятое: "Коммунизм отнюдь не ведет к справедливости". Данный пункт нуждается в пояснении: ведь коммунистическая теория требует равенства и справедливости. Но на это Ильин отвечает: ком- мунизм начинает с призывов к равенству, ибо для коммунистов равен- ство означает справедливое устройство жизни. Однако на самом деле все люди от природы неравны, и уравнять их естественные свойства невозможно. И шестое состоит в том, что "коммунизм отнюдь не освобож-
дает людей. Он вводится принудительно и насильственно и для это- го отменяет все жизненные права и свободы".
В своей книге "Путь духовного обновления", обосновывая част- ную собственность, уже после полемики с коммунизмом, Ильин пере- числяет следующие принципы, которые показывают, сколь безнадеж- но исключение из хозяйственного механизма частной собственности, попытка освободиться от нее. Ибо частная собственность есте- ственна.
Во-первых, частная собственность соответствует тому индивиду- альному способу бытия, который дан человеку от природы. Она идет навстречу инстинктивной и духовной жизни человека, удовлетворяя его естественное право на самостоятельность и самодеятельность.
Во-вторых, частная собственность вызывает в человеке инстинк- тивные побуждения и духовные мотивы для напряженного труда; ины- ми словами, существует связь между индивидуальностью человека, частной собственностью и добротным трудом.
В-третьих, собственник обретает также доверие к людям, вещам, земле, желание вложить в хозяйственный процесс свой труд и свои способности.
В-четвертых, частная собственность научает человека творчески любить труд и землю, а значит - свои очаг и Родину. Она - основа оседлости, и без нее невозможна культура. Это основа семьи. Госу- дарственный инстинкт человека также связан с развитием института частной собственности. И наконец, еще один аргумент. Частная соб- ственность раскрывает человеку художественную глубину природного процесса, научает религиозному восприятию природы и мира.
Пятый момент: частная собственность породнена с правосознани- ем, ибо когда человек умеет разделять "мое" и "твое", строго следо- вать законам, определяющим их взаимоотношение, то это воспитыва- ет его в духе политической свободы, дает ему так необходимое право- сознание.
И шестое: частная собственность воспитывает человека в духе хо- зяйственной солидарности, не нарушающей хозяйственную свободу. Каждый частный собственник обогащается и тем самым обогащает свое окружение: богатеет народное хозяйство; возникает конкуренция собственников и, таким образом, создается творческое напряжение, так необходимое для народа. Конечным пунктом является организа- ция мирового хозяйства, которое тоже возможно как кооперация, по- строенная на частной собственности.
Резюме книги И. А. Ильина "Путь духовного обновления" - это несколько простых тезисов. Во-первых, мы, люди, должны учиться быть людьми, а это значит: надо научиться веровать, не верить вопре- ки разуму, без основания, от страха и растерянности, а "веровать цельно, вместе с разумом, веровать в силу очевидности..."". Во-вто- рых, мы должны соединить веру с любовью. В-третьих, мы обязаны научиться свободе, ибо свобода - не простое удобство жизни, но это "претрудное задание" жизни, с которым нужно справиться. Свобода есть бремя. Надо воспитывать себя к свободе. Четвертое: мы должны научиться, как говорит Ильин, "совместному акту", и это значит, что мы должны научиться жить вместе. Пятое: мы должны научиться "чтить и любить и строить наш семейный очаг - это первое естественное гнездо любви, веры, свободы и совести, эту необходимую священную ячейку Родины, национальной жизни". Шестое: мы должны научить- ся духовному патриотизму, научиться обретению Родины. И это уме- ние мы должны передать всем другим людям, людям своей и другой национальности. Единую Родину мы должны построить силою любви и веры, а не вражды. И седьмое: Ильин мыслит такой истинный наци- онализм "как завершительную ступень восхождения - потому что "тут собираются все другие духовные лучи"".
Он называет духовный патриотизм национализмом, не оговари- вая, что под национализмом иногда понимают вражду к патриотизму и достоинству других народов. Но Ильин, несомненно, имеет в виду именно "национализм" как любовь. Воинственное стремление порабо- тить другие народы совершенно чуждо такому патриотизму. Патрио- тизм не может развиваться в отрыве от совести как "система агрессив- ности, кровожадности и хищности"". Глава 4
ЛЕВ ШЕСТОВ ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ Шестов* - это псевдоним Льва Исааковича Шварцмана, который родился 31 января (13 февраля) 1866 г. в Киеве: там же и в Москве он учился в университете (сначала - математике; довольно быстро охладев к ней, прошел и закончил курс по юридическому факульте- ту). Л. Шестов провел в Европе годы своей молодости и зрелости (1895-1914 гг. были прожиты в основном в Швейцарии). Но глав- ные корни были дома, в России, в ее культуре. С 1914 г. Л. Шестов жил в Москве. Публиковаться он начал в самом конце прошлого века. До Октябрьской революции, за двадцать лет одухотворенного труда, он создал немало работ, отмеченных печатью таланта, страстностью, бунтарским новаторством. В России были опубликованы "Шекспир и его критик Брандес" (1898), "Добро в учении гр. Толстого и Фр. Ниц- ше" (1900), "Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышле- ния)" (1905), "Начала и концы" (1908), "Великие кануны" (1912). Вынужденный оставить Россию навсегда в 1920 г., Л. Шестов эмигри- ровал в Париж, где прожил до самой смерти в 1938 г.
Европейский почти двадцатилетний период творчества Л. Шестова весьма плодотворен. В 1921 г. на французском языке вышла книга "Откровения смерти". В Европе также (в основном в Берлине и Пари- же) были опубликованы написанные в эмиграции или имевшиеся в рукописном наследии Л. Шестова более ранние произведения: "Власть ключей" (Potestas Clavium) (Берлин, 1923), "На весах Иова (стран- ствования по душам)" (Париж, 1929), "Киркегард и экзистенциаль- ная философия" (Париж, 1939), "Афины и Иерусалим" (1951), "Умоз- рение и откровение" (Париж, 1964), "Sola Fide" - только верою. Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь" (Париж, 1966). Работы Л. Шестова были высоко оценены российскими мысли- телями и европейским философским сообществом. Он был знаком со многими видными философами России и Запада, дискутировал на равных с теми, кому суждено было стать классиками европейской философии и культуры XX в. - Э. Гуссерлем, Э. Жильсоном, К. Яс- персом, М. Хайдеггером и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.255.174 (0.008 с.) |