Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма



Ильин считает, что есть два понимания человека - духовное и

недуховное.

 

При духовном понимании человек предстает существом с бессмерт-

ной душой. Этот творческий человек образует основу семьи, Родины,

нации, государства, он становится естественным источником духов-

ной культуры. Бог, таким образом, возжигает на земле некий творчес-

кий очаг. И очаг уникальный, его преступно гасить, ибо нельзя ничем

заменить. Именно на творческого человека Бог возлагает все функции

сохранения мира и божественности как целого. Заведомо ясно, в ка-

ком отношении стоит духовное совершенствование человека к этому

божьему смыслу, к этому божьему заданию - быть творческим огнем

на земле.

 

А как быть с частной собственностью? Здесь, согласен признать

Ильин, возникает трудный вопрос. Подобает ли творческому духов-

ному центру иметь на земле некое прочное вещественное гнездо, пре-

доставленное ему и обеспеченное за ним, гнездо его жизни, любви,

деторождения, труда и свободной инициативы? И на этот вопрос Иль-

ин отвечает положительно. С его точки зрения, существует и должна

существовать частная собственность и она есть живой очаг свободы,

инициативы.

 

Может быть и другой подход, когда к человеку - поскольку он

работает с вещами, производит вещи, присваивает их себе - подхо-

дят лишь как к животному, к зверю, к недуховному существу. Тогда

считается, что свобода, независимость совершенно не нужны, а част-

ная собственность вообще подлежит упразднению. Так духовное и

 

недуховное понимания человека приводят к двум противоположным

выводам. В одном случае считается, что человек, обладающий частной

собственностью, продолжает начинания Бога на земле. В другом -

полагают, что человека необходимо освободить от этого индивидуаль-

ного способа жизни, от его личной отделенности, самодеятельности и

самоценности. И нужно придать ему статус лишь частички некоего

большого целого, где он теряет свою уникальность, самостоятельность

и самоценность. Как раз такой подход и был предложен коммунизмом.

 

Ильин выдвигает целый ряд критических соображений, ко-

торые, с его точки зрения, показывают историческую бес-

перспективность и ущербность коммунизма. Тот, кто отвергает

частную собственность, отвергает, говорит Ильин, и начала личного

духа, а этим подрывает общество и государство, не говоря уже о хо-

зяйственной жизни своей страны. Поэтому коммунизм ведет людей по

ложному и обреченному пути. Есть несколько оснований, в силу кото-

рых Ильин отвергает коммунизм и считает его бесперспективным.

 

Пункт первый: "Коммунизм противоестествен", говорит

Ильин, ибо коммунизм не приемлет индивидуального способа жизни,

данного человеку от Бога. Он гасит личную инициативу человека на

всех путях его творчества'".

 

Второе: "Коммунизм противообществен". Это кажется па-

радоксальным: ведь коммунизм как раз изображается царством обще-

ственности, коммунальности, единства людей. Но Ильин приводит в

доказательство свои аргументы. Коммунизм не может не создавать

такой строй, который покоится на началах ненависти, взаимного пре-

следования, всеобщей нищеты, зависимости и полного подавления че-

ловеческой личности. В основе коммунизма лежит идея классовой не-

нависти, зависти и мести, идея вечной классовой борьбы пролетариата

с непролетариями. На этой идее строятся образование, воспитание,

хозяйство, государство и армия. Отсюда взаимное преследование граж-

дан, взаимное доносительство. Идея всенародной солидарности и брат-

ства, многократно провозглашаемая, дискредитируется. -Проводится

всеобщее изъятие имущества: добросовестные и покорные теряют все,

недобросовестные грабят и втайне наживаются.

 

Третий пункт: "Коммунизм осуществляет растрату сил", -

утверждает Ильин. Смысл его аргументов заключается в том, что

человек наделен творческой силой живого инстинкта, массой энергии,

которая связана с его внутренним и сокровенным бытием. Но комму-

низм, вводя безнадежный способ хозяйствования и провозглашая его

самым лучшим и продуктивным, подавляет и растрачивает реальную

естественную жизненную энергию людей.

 

Четвертое: "Коммунизм, из-за его противоестественности, осу-

ществим только при помощи системы террора".

 

Пятое: "Коммунизм отнюдь не ведет к справедливости".

Данный пункт нуждается в пояснении: ведь коммунистическая теория

требует равенства и справедливости. Но на это Ильин отвечает: ком-

мунизм начинает с призывов к равенству, ибо для коммунистов равен-

ство означает справедливое устройство жизни. Однако на самом деле

все люди от природы неравны, и уравнять их естественные свойства

невозможно.

И шестое состоит в том, что "коммунизм отнюдь не освобож-

 

дает людей. Он вводится принудительно и насильственно и для это-

го отменяет все жизненные права и свободы".

 

В своей книге "Путь духовного обновления", обосновывая част-

ную собственность, уже после полемики с коммунизмом, Ильин пере-

числяет следующие принципы, которые показывают, сколь безнадеж-

но исключение из хозяйственного механизма частной собственности,

попытка освободиться от нее. Ибо частная собственность есте-

ственна.

 

Во-первых, частная собственность соответствует тому индивиду-

альному способу бытия, который дан человеку от природы. Она идет

навстречу инстинктивной и духовной жизни человека, удовлетворяя

его естественное право на самостоятельность и самодеятельность.

 

Во-вторых, частная собственность вызывает в человеке инстинк-

тивные побуждения и духовные мотивы для напряженного труда; ины-

ми словами, существует связь между индивидуальностью человека,

частной собственностью и добротным трудом.

 

В-третьих, собственник обретает также доверие к людям, вещам,

земле, желание вложить в хозяйственный процесс свой труд и свои

способности.

 

В-четвертых, частная собственность научает человека творчески

любить труд и землю, а значит - свои очаг и Родину. Она - основа

оседлости, и без нее невозможна культура. Это основа семьи. Госу-

дарственный инстинкт человека также связан с развитием института

частной собственности. И наконец, еще один аргумент. Частная соб-

ственность раскрывает человеку художественную глубину природного

процесса, научает религиозному восприятию природы и мира.

 

Пятый момент: частная собственность породнена с правосознани-

ем, ибо когда человек умеет разделять "мое" и "твое", строго следо-

вать законам, определяющим их взаимоотношение, то это воспитыва-

ет его в духе политической свободы, дает ему так необходимое право-

сознание.

 

И шестое: частная собственность воспитывает человека в духе хо-

зяйственной солидарности, не нарушающей хозяйственную свободу.

Каждый частный собственник обогащается и тем самым обогащает

свое окружение: богатеет народное хозяйство; возникает конкуренция

собственников и, таким образом, создается творческое напряжение,

так необходимое для народа. Конечным пунктом является организа-

ция мирового хозяйства, которое тоже возможно как кооперация, по-

строенная на частной собственности.

 

Резюме книги И. А. Ильина "Путь духовного обновления" - это

несколько простых тезисов. Во-первых, мы, люди, должны учиться

быть людьми, а это значит: надо научиться веровать, не верить вопре-

ки разуму, без основания, от страха и растерянности, а "веровать

цельно, вместе с разумом, веровать в силу очевидности..."". Во-вто-

рых, мы должны соединить веру с любовью. В-третьих, мы обязаны

научиться свободе, ибо свобода - не простое удобство жизни, но это

"претрудное задание" жизни, с которым нужно справиться. Свобода

есть бремя. Надо воспитывать себя к свободе. Четвертое: мы должны

научиться, как говорит Ильин, "совместному акту", и это значит, что

мы должны научиться жить вместе. Пятое: мы должны научиться "чтить

и любить и строить наш семейный очаг - это первое естественное

гнездо любви, веры, свободы и совести, эту необходимую священную

ячейку Родины, национальной жизни". Шестое: мы должны научить-

ся духовному патриотизму, научиться обретению Родины. И это уме-

ние мы должны передать всем другим людям, людям своей и другой

национальности. Единую Родину мы должны построить силою любви

и веры, а не вражды. И седьмое: Ильин мыслит такой истинный наци-

онализм "как завершительную ступень восхождения - потому что

"тут собираются все другие духовные лучи"".

 

Он называет духовный патриотизм национализмом, не оговари-

вая, что под национализмом иногда понимают вражду к патриотизму

и достоинству других народов. Но Ильин, несомненно, имеет в виду

именно "национализм" как любовь. Воинственное стремление порабо-

тить другие народы совершенно чуждо такому патриотизму. Патрио-

тизм не может развиваться в отрыве от совести как "система агрессив-

ности, кровожадности и хищности"".

Глава 4

 

ЛЕВ ШЕСТОВ

ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ

Шестов* - это псевдоним Льва Исааковича Шварцмана, который

родился 31 января (13 февраля) 1866 г. в Киеве: там же и в Москве

он учился в университете (сначала - математике; довольно быстро

охладев к ней, прошел и закончил курс по юридическому факульте-

ту). Л. Шестов провел в Европе годы своей молодости и зрелости

(1895-1914 гг. были прожиты в основном в Швейцарии). Но глав-

ные корни были дома, в России, в ее культуре. С 1914 г. Л. Шестов

жил в Москве. Публиковаться он начал в самом конце прошлого века.

До Октябрьской революции, за двадцать лет одухотворенного труда,

он создал немало работ, отмеченных печатью таланта, страстностью,

бунтарским новаторством. В России были опубликованы "Шекспир и

его критик Брандес" (1898), "Добро в учении гр. Толстого и Фр. Ниц-

ше" (1900), "Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышле-

ния)" (1905), "Начала и концы" (1908), "Великие кануны" (1912).

Вынужденный оставить Россию навсегда в 1920 г., Л. Шестов эмигри-

ровал в Париж, где прожил до самой смерти в 1938 г.

 

Европейский почти двадцатилетний период творчества Л. Шестова

весьма плодотворен. В 1921 г. на французском языке вышла книга

"Откровения смерти". В Европе также (в основном в Берлине и Пари-

же) были опубликованы написанные в эмиграции или имевшиеся в

рукописном наследии Л. Шестова более ранние произведения: "Власть

ключей" (Potestas Clavium) (Берлин, 1923), "На весах Иова (стран-

ствования по душам)" (Париж, 1929), "Киркегард и экзистенциаль-

ная философия" (Париж, 1939), "Афины и Иерусалим" (1951), "Умоз-

рение и откровение" (Париж, 1964), "Sola Fide" - только верою.

Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь" (Париж,

1966). Работы Л. Шестова были высоко оценены российскими мысли-

телями и европейским философским сообществом. Он был знаком со

многими видными философами России и Запада, дискутировал на

равных с теми, кому суждено было стать классиками европейской

философии и культуры XX в. - Э. Гуссерлем, Э. Жильсоном, К. Яс-

персом, М. Хайдеггером и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.039 с.)