Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От марксизма к идеализму. Судьбы российской интеллигенцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие российской мысли серебряного века на уровне социаль- ной и социально-политической философии имело примечательный век- тор: для немалого числа интеллектуалов оно оказалось также движе- нием от марксизма (или какой-либо сходной с марксизмом революци- онаристской доктрины), от марксистского атеистического материализ- ма, материалистической философии истории - к религиозно-идеали- стическому пониманию общества, исторического процесса, в частно- сти и в особенности исторических поворотов, свершившихся в нашей стране.
Путь от марксизма к идеализму проделали многие выдающиеся российские философы анализируемого периода. Существенны в дан- ной связи два момента. Во-первых, сами эти мыслители в ставших знаменитыми коллективных сборниках и в своих собственных произ- ведениях не только обрисовали вехи столь типичного пути, но и пока- ялись за заблуждения и содеянные ошибки.
К тому же эти марксистские заблуждения не прошли бесследно, не остались только в прошлом. Внимательный анализ позволяет обнару- жить некоторые последствия влияния марксистских идей даже в более поздних религиозно-идеалистических построениях российских фило- софов.
Во-вторых, путь именно от марксизма к идеализму позволяет выя- вить роль социальной философии в философской мысли России и зависимость самого социально-философского, философско-историчес- кого размышления от глубоко занимавшего российских интеллектуа- лов ситуационного философского анализа российских реалий.
Необходимо прежде всего задуматься над тем, почему отечествен- ные мыслители, наделенные незаурядными способностями к тончай- шим метафизическим и богословским размышлениям, столь часто по- свящали свои произведения политике, политической экономии, соци- альной философии, философии права, этике. Показателен и сам тот факт, что в политически актуальных сборниках выступали авторы, которых история причислила к когорте выдающихся философов на- шей страны. Глубочайшая и, как выяснилось, вполне оправданная тревога за судьбы России - вот что в первую очередь объясняет несомненный социальный и этический уклон российской философии серебряного века. Предчувствие опасностей, акцентирование противо- речий, кризиса всей современной цивилизации - другая причина со- циальной и нравственной ориентированности отечественной философ- ской мысли. И не случайно в наследии большинства выдающихся российских философов, которым в дальнейшем будут посвящены спе-
циальные главы, социально-философская, этическая, философско- правовая проблематика неизменно занимает почетное место. Поэтому, в частности, никак нельзя согласиться с теми историками философии, которые склонны отделять "собственно философские" идеи и произ- ведения российской философской классики от социально-философ- ских работ и концепций. Иоо социальные идеи, восходящие к кон- кретным социально-историческим событиям, в русской мысли в свою очередь были увязаны в единый идейный и теоретический комплекс со сложнейшими философско-метафизическими, гносеологическими размышлениями и концепциями.
Вот почему некоторые сборники, "коллективные труды" мыслите- лей России надолго приобрели огромный общественный резонанс. Это были "Проблемы идеализма" (1902), "Вехи" (1905), "Из глубины". Наиболее известным стал сборник с выразительным и символическим названием "Вехи". Его авторами были известные отечественные писа- тели, философы, публицисты - П. Б. Струве, М. О. Гершензон, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, А. С. Изгоев, Б. А. Ки- стяковский. За сравнительно короткий срок "Вехи" выдержали более 40 изданий; печатались они вновь и вновь потому, что интерес читаю- щей публики не ослабевал. Завязалась острая полемика.
Полемика вокруг "Вех" вспыхивала потом еще не раз. (Когда слу- чилась революция 1917 г., когда Россия переживала новый, предска- занный веховцами трагический кризис, то снова разгорелась полеми- ка вокруг "Вех". Тогда были напечатаны новые сборники статей. Так, возник сборник "Из глубины" авторами которого, кроме ранее на- званных веховцев, были также П. И. Новгородцев, Вяч. Иванов и др.) Но еще до революции 1917 г., по следам "Вех", был выпущен целый ряд антивеховских произведений - например, сборник "Ин- теллигенция в России". Когда веховцы выступили уже во второй раз, когда их предсказания, увы, сбылись, то они напомнили прежним читателям о самой главной цели, ради которой писали "Вехи": осуще- ствить нелицеприятную историческую критику, а в значительной мере и самокритику положения и роли интеллигенции в русской действи- тельности, критически проанализировать особенности нравственной, культурной и религиозной жизни России. Авторы были далеки от желания опорочить русскую интеллигенцию. И не об интеллигенции как таковой шла речь в "Вехах". Имелась в виду главным образом - если говорить словами Бердяева, взятыми из его веховской статьи "Философская истина и интеллигентская правда" - "кружковая" интеллигенция, искусственно выделяющая себя из общенациональной жизни. Вот об этой интеллигенции, которую Бердяев называл "интел- лигентщиной", и повествовали "Вехи". Авторы отличали "интелли- гентщину" от интеллигенции в широком общенациональном, общеис- торическом смысле этого слова. И неоднократно предупреждали: они вовсе не намереваются, - так писал в своем предисловии к первому изданию "Вех" Гершензон, - с высоты некой якобы окончательной истины доктринерски судить русскую интеллигенцию. Статьи, повто- ряли авторы, написаны с болью за прошлое и в жгучей тревоге за будущее родной страны.
В сборнике "Из глубины" Струве (в предисловии издателя) писал: "Сборник "Вехи", вышедший в 1909 г., был призывом и предосте-
режением. Это предостережение, несмотря на всю вызванную им, подчас яростную реакцию и полемику, явилось на самом деле лишь робкими диагнозом пороков России и слабым предчувствием той моральной и политической катастрофы, которая грозно обозначилась еще в 1905-1907 гг. и разразилась в 1917 г. Историк отметит, что русское образованное общество в своем большинстве не вняло обра- щенному к нему предостережению, не сознавая великой опасности, надвигавшейся на культуру и государство'". Таким образом, после Октябрьской революции темы "Вех" вновь встали в повестку дня.
В данной главе движение от марксизма к идеализму будет просле- жено, во-первых, на примере жизненного пути и духовного развития двух выдающихся мыслителей России, П. Струве и С. Булгакова, а во-вторых, в проблемном ракурсе: предметом рассмотрения станут социально-философские размышления российских мыслителей, сгруп- пированные вокруг "веховских" тем, которые не устарели и сегод- ня - судеб русской интеллигенции, ее нравственного и правового со- знания, ее подверженности революционаристскому соблазну и ее от- ветственности.
Итак, сначала о двух "веховских" авторах, путь духовного разви- тия которых типичен для России и вклад которых в отечественную социальную мысль весьма значителен. Одним из организаторов сбор- ников "Проблемы идеализма" и "Из глубины" был известный тогда в России экономист, философ, публицист Петр Бенгардович Струне^ (1877-1944). Как и многие другие известные отечественные мысли- тели, П. Струве в 90-х годах прошел через увлечение марксизмом, под влиянием которого были написаны его первые работы, посвящен- ные экономическому и социальному развитию России. В конце 90-х годов он редактировал журналы "Новое слово" и "Начало", имевшие четкую марксистскую ориентацию. В начале нового века П. Струве - снова же вместе с другими представителями российской интеллиген- ции - пережил глубокий идейный кризис, осуществив поворот от марксизма к резкой критике его, к утверждению нового либерализма. Он проделал путь от материализма - к идеализму, от атеизма - к религиозному мировоззрению. Из произведений П. Струве начала века в философском отношении наиболее интересны те, в которых разра- батывались проблемы свободы и необходимости, субъективизма и ин- дивидуализма в социальной философии. При этом Струве имел в виду разоблачить - с философской, социологической, этической точек зре- ния - народническо-популистский идеал, утверждая метафизические и нравственные принципы плюрализма, высочайшего достоинства от- дельной личности, ее свобод, прав и ценностей. На обоснование онто- логических и этических предпосылок индивидуальной свободы в един- стве с разработкой религиозного идеализма были направлены твор- ческие усилия П. Струве как незаурядного философствующего соци- ального мыслителя - начиная со статьи в сборнике "Проблемы идеа- лизма" (1902) до поздних работ, написанных в эмиграции ("Заметки о плюрализме", 1923, "Метафизика и социология. Универсализм и сингуляризм в античной философии", 1935). Знавший марксизм не понаслышке, рано начавший критиковать его философские ограни- ченности, Струве "отрицал внутреннее родство марксистского учения с немецким классическим идеализмом, усматривая его корни в школе
288____________________________________________________________________
Л. Фейербаха, французском материализме XVIII века и в теориях социалистов-утопистов"^.
То значительное влияние, которое оказали в России сборники "Про- блемы идеализма", "Вехи", "Из глубины", и объяснялось, в частно- сти, высочайшей философской культурой авторов. Их суждения об общественных событиях, о судьбах России и ее интеллигенции, о рос- сийских революциях, о злоключениях идей, выросших на российской почве и захвативших широкие массы населения, были глубоко проду- манными и выстраданными. Что касается П. Струве, то он вскрыл именно те ограниченности марксистской и вообще популистской иде- ологии, которые многим его читателям могли показаться парадоксаль- ными. Казалось бы, идеал социализма тесно связан с принципом "на- дындивидуального устроения жизни": ведь он требует от индивида подчинения его интересов и целей "жизненным отправлениям обще- ственного целого". Казалось, что социалистическая идея или идея клас- совой борьбы диктует индивиду самоограничение и даже самоотречение. Однако противоречие, согласно Струве, в том и состоит, что социа- лизм как хозяйственная система, как идеология революции развязы- вает - "в погромном вихре" - эгоистические разрушительные стра- сти индивидов, сбивающихся в аморфные толпы, мобилизует "враж- дебные чувства личностей"^. Струве предрекает, что эта стихия в кон- це концов должна привести к разгулу антиколлективистских действий, к самому дикому индивидуализму и социальному атомизму. Это лишь один из тезисов статьи Струве "Исторический смысл русской револю- ции и национальные задачи", опубликованной в сборнике "Из глуби- ны" и подводящей итог русских революций XX в.
Сходные идеи в сборниках "Вехи" и "Из глубины" развивал выда- ющийся представитель русской интеллигенции - экономист, публи- цист, философ, богослов Сергей Николаевич Булгаков^ (1871 -1944). Сначала о его жизни, сочинениях и идеях, наиболее важных для фи- лософии. Окончив в 1884 г. Орловскую духовную семинарию, а за- тем - юридический факультет Московского университета, молодой Булгаков стал одним из наиболее интересных специалистов по поли- тической экономии. Проблемы капитализма он тогда исследовал под влиянием Маркса и с марксистских позиций. И он - вместе с други- ми, уже упоминавшимися "легальными марксистами" - на рубеже веков прошел путь от марксизма к идеализму. В 1903 г. вышла его работа, так и названная "От марксизма к идеализму". В 1911 г. сочи- нения Булгакова были собраны в двухтомном сборнике "Два града"; в 1912 г. вышла первая книга его выдающейся работы "Философия хо- зяйства". Наибольшую известность Булгакову принесло опубликован- ное в 1917 г. произведение "Свет невечерний. Созерцания и умозре- ния", как бы резюмирующая и собственные философско-религиозные духовные поиски автора, и метафизические предпосылки его религи- озного философствования, которое становилось все более богословс- ким. Оригинальным моментом в философии Булгакова явилось то, что обоснование идеи Бога как Абсолюта (связанное с глубоким ана- лизом религиозного сознания акта веры, призвания религиозной фи- лософии) было объединено с пристальным вниманием к "божествен- ному Ничто" (находящему свое выражение в противоречивости мира,
антиномичности сознания и особо заостренному в так называемом от- рицательном богословии). Бог и тварный мир, бытие и небытие, абсо- лютное и относительное, свобода и необходимость, человек и поиск им Бога, София как посредник между миром и Богом - таковы глав- ные темы "Света невечернего", с удивительной метафизической тон- костью, даже изощренностью анализируемые Булгаковым.
В 1918г. Булгаков принял сан священника. С этого же года он жил в Крыму и работал над философскими произведениями. "Фило- софия имени", "Трагедия философии", написанные в то время, были изданы уже после смерти Булгакова. К 1918г. относится и его блестя- щая религиозно-философская работа "Тихие думы". Но уже станови- лось ясным, что богослов в нем брал верх над философом. Впрочем, все творчество Булгакова (после отрезвления от марксизма) носило ярко выраженный религиозный или богословский характер. Проде- ланный им на рубеже веков путь духовной эволюции Булгаков глубо- ко пережил и осмыслил как главный урок и как частное проявление того, что он назвал "трагедией философии". Булгаков заявил, что христианская догма обязана стать не только "критерием, но и мерой" всякой философской конструкции. Вся новоевропейская философия была обвинена Булгаковым в злонамеренном еретическом богоотступ- ничестве, каковое объявлялось и основным источником, и главным проявлением трагического кризиса философии. В европейской фило- софии нового времени Булгаков особенно решительно критиковал дух системности. Логическая непрерывность и логический монизм, - не- обходимые черты всех философских систем, претендующих на роль абсолютной философии. И хотя саму идею "философии Абсолюта" - разумеется, в ее религиозной форме - Булгаков не отвергает, ему претит заносчивое стремление системных философий выдать свой, и именной свой проект бытия за самое Бытие, систему самого мира. Историю философии он толкует как череду взлетов, которые неиз- бежно оборачиваются стремительными падениями и поистине судьбо- носными неудачами великих умов, общей трагедией философии.
Булгаков тоже испытал все горести эмиграции. В 1922 г. он был выслан в Турцию. С 1923 по 1925 г. Булгаков преподавал церковное право и богословие в Праге, а затем переселился в Париж, где также вел преподавательскую деятельность и где окончательно кристаллизи- ровались его богословские идеи. В Праге были написаны и опублико- ваны его богословские сочинения ("Купина неопалимая", "Правосла- вие", "Апокалипсис Иоанна" и др.).
Судьбы России, ее культуры и интеллигенции всегда глубоко вол- новали Булгакова. Зная теперь главные этапы творчества о. Сергия Булгакова, вернемся к его статье в "Вехах", весьма важной для ха- рактеристики ранней булгаковской социальной философии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.114 (0.009 с.) |