Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурные ценности и нормы.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существует два подхода к изучению окружающего мира: 1) Онтологический – изучение сущности предмета 2) Аксиологический – связан с выражением отношения человека к предмету. Выразить это отношение позволяют ценности. Ценности – это материальные или идеальные предметы, которые нужны и полезны человеку с точки зрения удовлетворения его потребностей. Также многочисленны и типологии ценностей, осуществляемые по разным основаниям: - по предметному содержанию (материальные, духовные, этические, политические) - по роли в жизни человека (терминальные – цели, инструментальные – средства) - по функциональной направленности (интегрирующие, дифференцирующие) - по актуальным потребностям индивида. Главная функция ценностей – регулятивная. Для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен постоянно оценивать себя, свое поведение, образ жизни, уровень развития. Осознание своего соответствия этим требованиям вызывает у него чувство удовлетворенности, душевного комфорта. И наоборот, осознание несоответствия вызывает чувство дискомфорта. Внутренний контроль осуществляется благодаря ценностям, усвоенным человеком в процессе социализации. Поскольку осознание несоответствия вызывает у человека стремление изменить себя в лучшую сторону, то ценности являются механизмом развития личности. Психологи считают, что ценности – «ядро» человеческой личности, так как они определяют отношение человека к миру, к природе, к власти и т.д. В конечном счете, ценности определяют всю стратегию нашей жизни. Наличие устойчивых ценностных ориентаций характеризует зрелого человека и определяет такие качества, как активная жизненная позиция, целеустремленность, верность принципам. Другая функция ценностей – прогностическая. Ценности определяют тот образ будущего, к которому стремиться личность.
НОРМЫ. Нормы – это правила поведения и жизнедеятельности людей и их принципы. Типология норм: - Нормы-запреты (табу). Есть в каждом обществе, но особенно много их в архаичном обществе. По мере развития общества количество табу сокращается. - Нормы-рамки. Определяют границы допустимого поведения. - Нормы-идеалы. Представление о совершенстве в разных сферах жизни, в том числе, о совершенном человеке. Нормы различаются по степени обязательности выполнения и степени свободы выбора. Наиболее жесткий, принудительный характер имеют правовые нормы, технические, нарушение которых карается санкцией. Другие нормы носят менее жесткий характер, допуская свободу выбора. Нормы исторически конкретны, они могут изменяться, разрушаться, заменяться новыми. Нормы очень тесно связаны с ценностями, так как они вытекают из ценностей, являясь их продолжением на практике. Например, жизнь или здоровье порождают такие нормы, как не убий, не навреди больному. Понятие и сущность мифа. Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек переживает в мифе явления природы как одушевленные существа и воспринимает смыслы в качестве изначальных свойств веществ, следовательно, миф есть проекция человека в окружающий мир, где человек всего лишь его часть, поэтому для того, чтобы выжить человеку в этом мире ему нужно найти себе могучих покровителей (богов), которых он одновременно и боится и надеется на них. И в роли таких богов оказываются наиболее существенные для конкретного племени силы и явления природы. Миф не призван давать объективную картину мира, призван придавать миру смысл. Миф как отрицание индивидуальности и свободы. Каждый человек отождествлял себя с обществом, порядок которого был не менее,священен, чем порядок природы. Миф упорядочивал человеческую жизнь, но делал это за счет тотального подчинения человека коллективу. Законы коллектива не записаны на бумаге, они не отделимы от жизни как священная данность, выраженная в церемониях и ритуалах. Любой шаг за пределы, предписанные священным обычаем, рассматривался как нарушение священной гармонии, подрыв союза людей и богов. Миф руками старейшин и вождей избавлялся от тех, кто не вписывался в его тоталитарную структуру; стабильность общества достигалась за счет консервации сложившихся в прошлом порядков. Массовая и элитарная культура. Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре. Первобытная культура. Под первобытной культурой принято понимать культуру, которая хар-ет верования, традиции народов, живших более 30 тыс. лет тому назад, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века. Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. Первобытное искусство — только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.236 (0.011 с.) |