Ценности и их роль в жизни человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценности и их роль в жизни человека.



Проблема ценностей не нова в философии. В той или иной мере она исследовалась на разных этапах развития философии и социологии. Вместе с тем, само философское учение о ценностях – аксиология (от греч. аksios – ценность) как наука – возникла сравнительно недавно, во второй половине Х1Х века, а современная теория ценностей начала формироваться лишь в 60-е годы ХХ века.

В истории социальной философии довольно сильная аксиологическая традиция, уходящая своими корнями в ранние философские системы. Например, уже в диалогах Платона большое внимание уделяется глубокому анализу блага (добра) и зла, удовольствия и неудовольствия, пользы и вреда, хорошего и плохого и т.д. Важное место в становлении теории ценностей принадлежит видным мыслителям: Декарту и Спинозе, Гельвецию и Гольбаху, Канту и Гегелю, Соловьеву и Бердяеву, Марксу и еще многим.

Интерес к проблеме ценностей со стороны современных ученых не ослабевает и в наши дни, что свидетельствует о ее важности и актуальности.

Ценности бывают двух видов: предметные ценности и субъектные ценности.

К предметным ценностям относятся:

1. Естественные блага и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях.

2. Стоимостное выражение продуктов труда (т.к. всякий предмет, произведенный человеком, имеет свою цену).

3. Социальные блага и зло, содержащиеся в общественных явлениях.

4. Прогрессивное и реакционное значение исторических событий.

5. Культурное наследие прошлого, выступающее в виде отдельных предметов.

6. Моральное добро и зло, заключенные в действиях людей.

7. Эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведения искусства.

К субъектным ценностям относятся:

– общественные установки, императивы (всеобщие обязательные нравственные законы) и запреты, выраженные в форме нормативных представлений данного (потому и субъектные ценности) общества о добре и зле, о прекрасном и безобразном, идеалы, нормы, принципы действия.

Ценность – это положительная значимость явлений в системе общественно–исторической деятельности человека.

Процесс ориентации на ценность связан с оценкой. А оценка складывается из:

· акта сравнения (это собственно и есть оценка);

· рекомендаций к выбору того, что признаётся за ценность.

Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет к действию. В одном и том же предмете природы или социальной действительности разные субъекты могут усматривать разное. Как говорил И.Кант, один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой, – отражающиеся в ней звезды.

Ценность выступает не только потребностью, она, подобно зеркалу, отражает сущность человека. Один – покоряет вершины, другой – покупает машины. Ценность – есть способ выражения человеческой свободы, которая проявляется через конкретные предметы.

Прежде чем действовать, человеку необходимо выяснить цель, определить средства ее достижения, осмыслить их и закрепить в качестве стабильных ориентиров социальной активности. Такими стабильными ориентирами выступают для личности определенные ценности и нормы, которые выражают суть ценностной ориентации.

Ценностная ориентация – это фиксированная в психике индивида и социально обусловленная направленность его на цели и на средства деятельности.

Ценностные ориентациине возникают у человека внезапно, а формируются постепенно на протяжении всего процесса социализации личности. В итоге возникают так называемые базовые ориентации, которые характеризуют становление личности определенного социального типа. Те ценностные ориентации, которые стали устойчивыми, приобретают характер норм. Именно они определяют формы поведения членов данного общества.

Необходимо учитывать, что ценностная ориентация – есть выражение внутреннего мира личности, есть важнейший компонент структуры личности, составляющий внутренний стержень сознания, вокруг которого вращаются помыслы и чувства человека.

Классификация ценностей. Высшие ценности.

Всякая классификация предполагает поиск оснований, с помощью которых осуществляется логическая операция деления объема понятия (в виде объема понятия в нашем случае выступают ценности).

В качестве оснований деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов.

Часто проблему ценностей понимают в самом общем виде, и тогда в этой общей классификации в качестве ценностей выступает истина, добро и красота.

Существует вариант классификации ценностей по трём основаниям, а именно:

· первое основание – сферы общественной жизни;

· второе основание – носители ценностей;

· третье основание – иерархия ценностей.

Иерархия ценностей состоит из трех уровней:

Первый уровень – это ценности второстепенного значения для человека и общества (или низшие ценности), без которых нормальное функционирование человека и общества не нарушается.

Второй уровень – это ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относятся большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это всё то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться.

Третий уровень – это высшие ценности. Они венчают сложную и многоярусную систему ценностей и отражают фундаментальные отношения между людьми и их потребности

Высшие ценности – это часть материальных, духовных и социально–политических ценностей, которые, как правило, имеют общенародное и общечеловеческое значение. К ним относятся: мир; жизнь человечества; ценности общественного устройства; представление о справедливости, свободе, правах и обязанностях; патриотизм, долг, дружба, любовь, доверие; ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины); ценности самосохранения (жизнь, здоровье); ценности самоутверждения и самореализации; ценности, характеризирующие выбор личных качеств (честность, порядочность, верность, доброта).

Некоторые из высших ценностей рассмотрим более подробно.

1. Первая из высших ценностей – это ценность жизни (или жизнь как ценность).

Почему жизнь относится к высшим ценностям?

Во-первых, потому, что вне жизни человека нет и не может быть ценностей. Это единственный критерий и условие существования любой другой ценности. Для индивида жизнь выступает как высшая ценность, как фундамент и одновременно вершина всех других ценностей. В этом смысле жизнь человека как ценность рассматривается в индивидуальном аспекте.

Во-вторых, жизнь человека относится к высшим ценностям ещё и потому, что она является своеобразной точкой отсчета, от которой берёт своё начало формирование отношений как между людьми, так и отношений общества к человеку. В этом смысле значимость жизни определяется не для самого индивида, а для общества.

В ходе развития цивилизации шаг за шагом создаются предпосылки того отношения между людьми, которые в абстрактной форме выражено категорическим императивом И.Канта: «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству (и в своём лице, и в лице всякого другого так же) как к цели, и никогда не относился бы к нему, как к средству.» Таким образом, человек – это особая, абсолютная ценность. С его интересами должны соотноситься все иные ценности.

2. Втораяиз высших ценностей – это здоровье. Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая одну из самых верхних ступеней на иерархической лестнице ценностей. От степени обладания здоровьем зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и всему обществу.

3. Третьяиз высших ценностей – это свобода. Свобода по определению – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, основываясь на познании объективной необходимости.

Свобода становится ценностью, когда человек ее сознает. Там, где нет осознания ценности свободы, осознания себя как равного с другими людьми, там нет ни подлинного самолюбия, ни человеческого достоинства. Понимание своей несвободы и осознание ценности свободы утверждается и наиболее полно обнаруживается в периоды острых социальных потрясений.

Таким образом, ценности занимают важное место в жизни общества и человека, но не сами по себе, а только тогда, когда формируется определённая система ценностных ориентаций у людей.

59. Основные философские концепции развития (диалектика и метафизика).

Поскольку движение и развитие являются противоречивыми процессами, имеющими множество разных моделей, включающих в себя моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, причинности и случайности – то возникает проблема возможности описания данной противоречивости. Это означает, что требуется выработка определенной обобщающей метаконцепции, способной объяснить все возможные модели и аспекты движения и развития бытия в целом. Исторически сложились две основные метаконцепции в понимании движения и развития – метафизика и диалектика.

Термин "метафизика" был введен в I в. до н. э. Андроником Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля, он расположил "после физики" (знаний о природе) те из них, в которых речь шла о первых родах сущего, о бытии самом по себе, т.е. те, которые были "первой философией" - наукой о первых причинах, о первой сущности и началах. На современном уровне развития философского знания можно выделить три основных значения понятия "метафизика".

1. Как синоним понятия «философия» т.е. наука о всеобщем, первым прообразом которой и было учение Аристотеля о якобы высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук.

2. Как особая философская наука - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики.

3. Как определенный философский способ мышления (познания), противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно об этом аспекте понятия "метафизика" дальше и будет идти речь.

В своем последнем значении метафизика означает особый способ понимания движения, когда во-первых, абсолютизируется одна из противоположных сторон движения (движение или покой), а во-вторых, движение сводится к одной из его форм (напр. механическая картина мира И. Ньютона). Подобному взгляду и противостоит диалектика.

Диалектика (греч. dialektice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. Из многообразия определений диалектики можно выделить три наиболее характерных: учение о всеобщей связи (детерминизм); учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противоположностей ("ядре" диалектики). От метафизики диалектика отличается тем, что учитывает ограниченность человеческих возможностей в познании противоречивого мира, а движение и развитие понимаются ею как особый противоречивый процесс, сочетающий в себе моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, единства и иерархической соподчиненности, что отражает иерархичность и целостность мирового бытия.

Выделяют объективную диалектику - развитие реального мира (природы и общества) и субъективная диалектику - это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) - отражение диалектического движения (развития) действительного мира; во-вторых, - теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления.

Диалектика как способ человеческого мышления о мире пытается объяснить последний с помощью выведения законов и категорий (особая форма человеческого мышления описывающая всеобщие черты и отношения, присущие не каким-то отдельным видам явлений, а всему бытию). К настоящему моменту общепризнанными являются 3 закона и 7 парных категорий диалектики. Использование парных связок категорий (напр. причина-следствие, случайность-необходимость) необходимо для максимально целостного описания противоречивого мира (метод описания объекта должны быть равен самому объекту).

Законы диалектики.

1. Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза) – данный закон позволяет понять куда направляется процесс развития, какова его направленность. В процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой – отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени и в новом качестве некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее. Т.е. в любом развитии (прогрессивном или регрессивном) на любом уровне бытия всегда диалектически сочетаются моменты разрушения старого, моменты преемственности и формирования нового. Развитие, таким образом, приобретает характер разворачивающейся спирали.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные – данный закон позволяет понять механизм процесса развития, т.е. каким образом осуществляется развитие. Под качеством в данном законе понимается внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность существенных свойств без которых предмет уже перестает быть данным предметом. Изменения свойств в пределах данного качества называются количественными изменениями. Количество – это внешняя определенность по отношению к бытию предмета (определенность с точки зрения положения в пространстве-времени, это может быть различенность каких-либо свойств – напр. цвет или звук). Количество не выражает сущности предмета, но лишь характеризует его выделенные свойства. Категория меры фиксирует строгую упорядоченность качественных и количественных параметров, где выход за их пределы означает уже переход в совсем другое качество. Данный закон утверждает, что в любом предмете или явлении происходит накопление количественных изменений, которые на определенном этапе его существования (при переходе присущей предмету меры) приведут к изменению его качества, т.е. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет обладает своей собственной мерой, переход через которую приводит к рождению нового предмета, делая тем самым процесс развития бесконечным.

3. Закон борьбы и единства противоположностей - данный закон позволяет понять источник, благодаря которому происходит любой процесс развития. В каждом предмете всегда существуют определенные противоположные свойства, стороны, процессы, борьба между которыми порождает новые процессы в объекте в целом. Существуют различные виды разрешения противоречий: победа одного из них, снятие обоих в результате преобразования качества предмета, гармоничное взаимодействие.

Законы диалектики не существуют оторвано друг от друга, а реализуются как аспекты единого процесса развития и таким образом позволяют всесторонне описать процесс развития. Взятые вместе они представляют собой матрицу любых процессов развития – прошедших и будущих. Законы диалектики дополняются парными категориями, которые позволяют учитывать варианты изменения и развития любых конкретных явлений и сторон жизни. Таких категорий-пар принято выделять 7: единичное-общее-особенное, явление-сущность, часть и целое, содержание и форма, причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.017 с.)