Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое ценность. Почему только в хх веке появилось учение о ценностях.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В переводе с греческого "аксиос" означает "ценность". Соответственно аксиология — это учение о ценностях. Человек самим своим существованием выделен из мира более резко, чем его "меньшие собратья", животные, и тем более неживые объекты. Это означает, что человек вынужден относиться к фактам своего бытия дифференцированно. Бодрствуя, человек почти всегда находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа "Что есть благо?" Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем. Слово "ценность" было хорошо известно уже древним грекам. Тем не менее только в ХХ веке философы сумели развить учение о ценностях. Почему? Разобравшись с этим вопросом, мы лучше поймем природу самой ценности. Все дело в том, что человек далеко не сразу осознал свое собственное, выделенное положение в мире. Как известно, это случилось лишь в Новое время, соответственно именно тогда появились первые претендующие на полновесность концепции ценности. В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к тому, что, например, платоновская идея понималась еще и как идеал. Современный философ сказал бы: "Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал". Но в античности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго. В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога. Но нас интересуют ценности человека. В Новое время философы выделили разум (точнее, мышление) как главную черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он "развел" истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К ХХ веку сложились все условия для развития учения о ценности. Философские направления ХХ века выдвигают проблему ценностей на первый план. Феноменологи, герменевтики, аналитики, постмодернисты спорят между собой прежде всего о ценностях. Читатель, надо полагать, уже хорошо знаком с методами современной философии, поэтому не будем вновь их описывать. Важно, что во всех современных философских направлениях ценность понимается одинаково по крайней мере в одном отношении. Ценность — это интерпретационный конструкт, считает известный немецкий философ Ганс Ленк. Ценность — это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Отметим еще раз, характер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект. Феноменолог использует феноменологическую интерпретацию, герменевтик герменевтическую и т.д. Поясним изложенное выше примерами. Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и злым. Допустим, некто увлекается собиранием почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равнодушен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет (оба, каждый по-своему, правы). Слушая юмориста, один от хохота сползает со стула, другой возмущается, третий спокойно засыпает (именно для последнего выступление юмориста лишено ценности). Американцы, как рассказывает М. Жванецкий, остались равнодушны к его юмореске о трех- и пятирублевых раках. Ценности у этих американцев другие, чем у большинства россиян. КАК ИЗМЕРЯЮТ ЦЕННОСТИ? Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жюри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотрах, как не измерением ценностей? Количественный характеристикой ценности является оценка. Ваши педагоги, глубокоуважаемый читатель, ставят оценки, они, следовательно, тоже имеют дело с ценностями. Каждый студент мысленно сам выставляет себе оценки, он тоже умеет измерять ценности. "Отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" — это оценки, которые даны в словах или в цифрах: "5", "4", "3", "2". Что делает преподаватель, выставляя эти оценки-цифры в зачетку? Он завершает интерпретацию знаний студента своим окончательным решением. Приведем пример из эстетики, теории искусства. Введем шкалу эстетических ценностей. Лингвистические переменные всегда можно сопоставить с числовой осью, состоящей из малых или больших единиц измерения. Так, в товарно-денежном хозяйстве цены детализируются вплоть до копейки. С другой стороны, часто обходятся всего двумя (меньше не бывает) оценками: зачтено — не зачтено, прекрасное — безобразное, плохое — хорошее, доброе — злое. Но самое главное в деле оценки ценностей — это сам процесс интерпретации. В переводе с латинского интерпретация означает посредничество; устанавливается соответствие между человеком и тем, на что направлено его понимание, будь то конкретный объект или идеал. Как происходит интерпретация, выработка ценности и ее оценка? Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций, в которые он чудесным образом попал в результате своего рождения. Сознание позволяет человеку вырабатывать новые ценности. При выработке ценностей человек, во-первых, включает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ними существует такая-то связь, если сделать так, будет следующее), свою чувственность (это вызывает у меня чувство удовлетворения, а это нет), свой разум (чего я хочу на самом деле? о, вот это). Интерпретация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки. Итак, ценности вырабатываются и измеряются в процессе интерпретации, которая осуществляется в соответствии с философскими методами.
24) Свобода как ценность. Свобода, ответственность, необходимость. Проблема свободы в истории философии Существует 3 вида свободы: первичная иррациональная свобода (произвольность), рациональ-ная свобода (исполнение морального долга), свобода, пронизанная любовью к Богу. Иррациональная свобода содержится в "ничто", из к-рого Бог создал мир. Сначала Бог-творец сам возникает из божественного ничто, а уже потом создает мир. По-этому свобода не создается Богом, т.к. она коренится уже в божественном ничто; Бог-творец не ответственен за ту свободу, к-рая порождает зло. Во власти свободы создавать и добро, и зло. По мнению Бердяева, действия чел-ка абс-но свободны, т.к. неподвластны Богу, к-рый даже не может их предвидеть. Бог не оказывает никакого влияния на волю чел-х существ, поэтому не обладает всемогуществом и всеведением, в лишь помогает чел-ку в том, чтобы его воля становилась добром. Если бы дело обстояло не таким образом, то Бог был бы ответственным за зло, совершаемое на земле, и тогда теодицея не была бы возможна. Необходимость и свобода. “Судьба направляе того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется.” Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен. Люди обладают знач свободй в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Философское решение проблемы свободы и необходимости их соотношения, деятельности, поведения личности, имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут не мораль, не право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о её нравственной и юридической отвественности за свои поступки. Если люди не обладают свободной, а действуют только по небходимотси, то вопрос об их отвественности за свое поведение теряет смысл, а «воздаяние по заслугам» превращается либо в произвол, либо в потерю. Свобода не абсолютна и претворяетяс в жизнь, как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действия. Она тем больше, чем лучше люди сознают свои реальные возможности, чем больше средств приходится в их распоржении для достижения поставленной цели, чем в большей мере они могут воспользоваться благоприятный для них тенденции общественного развития и противодействовать неблагоприятными. Есть ли у человека свобода и каковы ее границы? В истории социальной философии давались ответы как полностью отрицающие необходимость или свободу, так и пытающие их соединить. С позиций диалектики необходимость и свобода являются противоположностями, находящимися в состоянии единства и борьбы. Именно необходимость (и в первую очередь - необходимость материально-предметной трудовой деятельности людей) выступает основой для их свободы. В свою очередь, все большее развитие свободы позволяет людям более успешно решать в историческом развитии необходимые для жизнедеятельности проблемы, выполнять необходимую для общественной жизни работу. 25) Познание, его сущность, структура. Субъект и объект познания. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. В результате взаимодействия объекта и субъекта появляется новое знание о мире. Термин “знание” в теории познания употребляется в следующем смысле: 1) любая познавательно значимая, адекватная информация об объекте; 2) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду с практическим отношением. Подавляющее большинство ученых и философов решают проблему познания позитивно, утверждая, что мир познаваем. Однако существует философское направление, представители которого отрицают частично или полностью возможность познания мира, выявления его закономерностей, постижения объективного и адекватного знания. Такое учение называется агностицизм. Характеристикой агностицизма является: 1. Нельзя понимать его как концепцию, которая отрицает сам факт существования познания. Агностицизм не отрицает процесс познания. Речь идет не о самом процессе познания, а о его возможностях и об отношении результатов процесса познания к реальной действительности. 2. Элементы агностицизма обнаруживаются в различных философских системах. Поэтому агностицизм нельзя отождествлять с идеализмом. 3. Агностицизм уловил реальные трудности и сложность процесса познания, многие их которых до сих пор не решены. Например, неисчерпаемость и границы познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося и развивающегося бытия, субъективная форма отражения знания в сознании субъекта. Процесс познания есть своеобразная форма духовного производства, сложный противоречивый процесс активного творческого отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Процесс познания детерминирован социокультурными факторами и осуществляется человеком как социальным существом, включенным в процесс познавательной деятельности. Теория познания выступает как совокупность знаний о процессе познания и его характеристиках, как итог истории познания, всей материальной и духовной культуры в целом. Гносеология как раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности, границы, отношение знания к реальности, субъекта и объекта познания, исследуются предпосылки процесса познания, условия достоверности и адекватности знания, критерии его истинности, форм и уровни познания, методы познания и т.д. Термин “гносеология” происходит от греческих слов “gnosis” - “знание” и “logos” - учение и переводится как учение о познании. Термин “гносеология” используется в следующих значениях: 1) учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека и общества; 2) философская концепция, предметом которой является научное познание в его специфике. В этом случае используется понятие “эпистемология”, оно является тождественным понятиям “гносеология”, “теория познания”. Теория познания тесно связана с онтологией (учением о бытии), диалектикой (учением о всеобщих законах развития бытия и познания), логикой и методологией. Объект и субъект познания не существуют независимо друг от друга, они тесно взаимосвязаны. Субъект – это источник познавательной активности. Обычно под субъектом понимается индивид. Это не совсем верно. Субъект – это прежде всего индивид со всеми его познавательными способностями. Субъектом может быть так же и микрогруппа, и социальная группа, и класс, и общество. В то же время субъектом может выступать и малая точка в коре головного мозга, где совершается мыслительный процесс. Без познающего субъекта процесс познания не возможен. Объект – это то, на что направлена познавательная активность субъекта. Говоря “объект”, мы как бы ставим вопрос: “объект какого изучения?”, а говоря “субъект”, мы спрашиваем: “субъект чего, субъект какого познания?”. Эти понятия относительны. Л. Фейербах писал: “Я” – субъект, а для других – объект. Я являюсь и объектом и субъектом. Классификация форм знания. Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения и осуществляется в многообразных формах: 1. Обыденно-практическое познание. Основой данной формы познания являлся опыт практики людей, повседневной жизни. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает в себя здравый смысл, эмпирический опыт, общественную психологию. 2. Игровое познание. Игра представляет способ раскрытия истины путем проигрывания различных вариантов сложных познавательных ситуаций. 3. Мифологическое познание играло важную роль на начальном этапе развития человечества. Это фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественное осмысление природы и общества. Мифологическое мышление - это не просто фантазия, это своеобразное моделирование мира с целью фиксации и передачи опыта поколений. Мифологическое мышление тесно связано с эмоциональной сферой, для него характерно неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака и т.д. 4. Художественно-образная форма познания зародилась в мифологии и получила свое дальнейшее развитие в искусстве. Оно не решает познавательные задачи, но содержит в себе громаднейший потенциал познания. Искусство является весьма важнейшим способом раскрытия истины. 5. Религиозное познание обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними природным и социальным силам. Однако религия не воспроизводит знания в систематической теоретической форме и не производит объективное знание. Для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное. 6. Философское познание. 7. Научное знание, будучи рациональным, в качестве компонентов содержит и эмоции, и веру. 8. Знание - активное постижение познаваемых предметов и явлений. Научное знание - это личностное знание. Личностное знание предполагает интеллектуальную самоотдачу. В этом знании выражается сама познающая личность, ее заинтересованное отношение к знанию, личностный подход к трактовке и использованию полученного знания, собственное осмысление (рефлексия) в контексте индивидуальных особенностей познающего субъекта. Личностное знание - это и переживание субъекта. Типологизация знания может быть проведена по различным критериям. Можно выделить знания рациональные и эмоциональные, феноменолистские (качественные концепции) и эссенцианалистские (количественные концепции), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и др. 26) Возможности и границы познания. Агностицизм, его формы Агностици́зм - направление в философии, отрицающее возможность объективного познания окружающей действительности субъектом посредством собственного опыта. Подавляющее большинство ученых и философов решают проблему познания позитивно, утверждая, что мир познаваем. Однако существует философское направление, представители которого отрицают частично или полностью возможность познания мира, выявления его закономерностей, постижения объективного и адекватного знания. Такое учение называется агностицизм. При характеристике агностицизма следует обратить внимание на следующие факторы: 1. Нельзя понимать его как концепцию, которая отрицает сам факт существования познания. Агностицизм не отрицает процесс познания. Речь идет не о самом процессе познания, а о его возможностях и об отношении результатов процесса познания к реальной действительности. 2. Элементы агностицизма обнаруживаются в различных философских системах. Поэтому агностицизм нельзя отождествлять с идеализмом. 3. Агностицизм уловил реальные трудности и сложность процесса познания, многие их которых до сих пор не решены. Например, неисчерпаемость и границы познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося и развивающегося бытия, субъективная форма отражения знания в сознании субъекта. Познание и его изучение не есть нечто неизменное, раз навсегда данное, а есть процесс диалектический, развивающийся по определенным законам. В результате развития познания знание выступает в качестве резюме всей истории познания, всей человеческой деятельности, в том числе и предметно-чувственной. Процесс познания есть своеобразная форма духовного производства, сложный противоречивый процесс активного творческого отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Процесс познания детерминирован социокультурными факторами и осуществляется человеком как социальным существом, включенным в процесс познавательной деятельности. Теория познания выступает как совокупность знаний о процессе познания и его характеристиках, как итог истории познания, всей материальной и духовной культуры в целом. Агностицизм. Основы позиции агностиков в противоречии: знание может быть только логическим, а предметы исследования могут быть взяты только из опыта, который не поддается логическому анализу. Опыт есть поток впечатлений, причины которых непостижимы. Причинно-следственные связи формируются имманентно в нашем уме и не соответствуют реальным, по крайней мере о степени соответствия мы ничего не можем знать. Поэтому даже на вопрос «существует ли внешний мир?» Юм отвечал: «Не знаю». Отрицая объективную причинность, агностики признавали причинность субъективную в виде порождения идеи чувственными впечатлениями. Источником знаний для них может служить только вера (типа уверенности в восходе солнца). Наука и философия возможны лишь как опытные исследования, не претендующие на выведение теоретических законов. Скептицизм и позитивизм агностиков сказались на мировоззрении И. Канта, который зачитывался произведениями Д. Юма. ***Справка: Исторически для обозначения «философий сомнения», как полностью отрицающей познаваемость мира, так и не делающей столь сильных выводов, применялся общий термин «скептицизм» (от греч. skeptikds — склонный к рассматриванию, размышлению). Понятия «агностики, агностицизм» (от греч. agnostos — недоступный познанию) введены в обращение в 1869 г. Т. Гексли, т.е. это сравнительно новые термины. (В современном западном словоупотреблении слово «агностик» имеет побочный оттенок, часто служит эвфемизмом для «атеист»: последнее понятие ассоциируется с тем, что у нас называлось воинствующим безбожником, тогда как агностик — это человек, не то чтобы отвергающий Бога, но не поддерживающий мнения о его существовании, прямо не говорящий ни да, ни нет.) 27) Общенаучные методы познания В современной науке достаточно успешно работает «многоуровневая концепция методологического знания». В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на следующие основные группы: 1. Философские методы: важную роль играет диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика. Говоря о роли философии в научном познании, следует указать: 1) умозрительный философский подход, суть которого – прямое выведение исходных принципов научных теорий непосредственно из философских принципов, помимо анализа специального материала данной науки. 2) позитивизм – наука сама по себе философия, т.е. философия влияет на научное познание; воздействует всеобщими философскими принципами на процесс научного исследования; философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде; принципы ф-ии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, ф-я разрабатывает всеобщие картины мира; существенное влияние на развитие научного познания ф-я оказывает своей умзрительно-прогнозирующей функцией; философско- методологические принципы в их единстве выполняют в ряде случаев функции вспомогательного, производного от практики критерия истины; реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем из переосмысление, углубление, развитие. 2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое применение и развитие в науке 20 века. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между ф-ии и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. Характерными чертами общенауч. Понятий является: 1) сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков и т.д.; 2) возможность их формализации. На основе общенауч. понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие ф-ии с социально-научным знанием и его методами. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня: 1) методы эмпирического исследования (наблюдения, эксперимент, сравнения, описания, измерения); 2) методы теоретического познания (формализация, аксиоматический союз, гипотетико-дедуктивный, восхождение от абстрактного к конкретному); 3) общелогические методы и приемы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция). 3. Частно-научные методы, т.е. совокупность способов, принципов познания, исследования, приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии и гуманитарных наук. 28) Философское учение об истине Познание – это процесс проникновения мысли в объекте. Познавательной мыслью (целью) этого процесса является постижение истины. Познание – это процесс отражения действительности в сознание человека. ИДЕАЛИЗМ практикует истину как согласие или как некую вечную идею, существующую помимо сознания человеческого царствия чистой лжи. Истина — соответствие высказывания реальности, соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта. Истина – это не предмет, это отражение. Т.е. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее. МАТЕРИОЛИЗМ: истина – это такое содержание наших представлений, которое адекватно (или верно отражает объект). Всякое знание, если оно верно, отражает действительность есть объективно-истинное. В процессе познания человек не может сразу полностью познать действительность. Всякая теория обусловлена исторически, и потому заключает в себе неполную истину, а относительную истину. Относительная истина – это неполное, неточное, незавершенное знание о предмете. Познание есть развитиеистины. Истина есть процесс бесконечного накопления знаний. В процессе познания человек всё больше и больше преодолевает относительность истины, прибавляя к познанию моменты абсолютного знания. Абсолютная истина – это более полное, более точное, более завершённое знание о предмете. Она складывается из относительных истин. По мере формирования абсолютной истины постоянно наблюдается взаимосвязь абсолютной и относительной истин, и в этом проявляется диалектический характер истины. Для того, чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны, помогали ориентироваться в окружающей действительности и преобразовываться в соответствии с намеченными ценностями, они должны находится с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина, истина есть, по существу, вопрос о том в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие, знания объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие, знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. В структуре знания мы можем определить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов восприятия, мозга, способе переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека ни от человечества - объективная истина. Существует два способа. К первому относятся логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Платон считал, что истинным может быть лишь знание о вечных и неизменных идеях. Но при таком подходе мы отказываемся в истинности всем знаниям о материальных изменчивых процессах, знаниям о природе и обществе, ибо эти знания, которые Платон называл мнениями, не могут быть получены, а тем более проверены путем чистого умозрения и одних лишь логических рассуждений. Ко второму способу относятся чувственное созерцание, наблюдается чувственное созерцание, наблюдение Этого взгляда придерживалось большинство домарксистских материалистов. В домарксистской философии процесс познания рассматривался по схеме: объект (внешний мир) - субъект (человек). Однако информация, поступающая в мозг человека отражает не просто природные и социальные объекты и процессы сами по себе она фиксирует их в процессе взаимодействия и изменения этих объектов человеком, осуществляющимся предметно - орудийную или более широкую социальную деятельность. В свою очередь знания выработанные человеком применяются для ориентации в объективном мире для преобразования природных и социальных ситуаций в той или иной форме деятельности объект предметно-практической деятельности - субъект. Указав, что субъективна истина не представляет собой нечто застывшее и омертвевшее, окостеневшее но выступает, как объективное содержание наших знаний соответствие которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности. 1) Объективный мир, отражаемый в сознании, постоянно изменяется и развивается; 2) Практика на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются; 3) Значения вырастающие на основе практики и проверяемые ею постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина. Из этого следует, что центральная задача теории познания есть изучение того, как развивающееся познание отражает развивающийся мир, соответствует ему и воздействует на него. Истина - правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности, цель духовного освоения человеком мира. Слово "истина" происходит от старославянского "исть" - настоящий, несомненный, действительный. Истина - это бытие, то, что есть. Таким образом, истина - это то. что открыто для человеческого познания. Проблема истины является ключевой в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.В теории познания - гносеологии - существуют разные понимания истины. В древнейшей, классической концепции истины, с которой начинается теоретическое исследование истины, выделяется главное положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности. Первые попытки исследования этой концепции были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский. П. Гольбах, Г. Гегель, Л. Фейербах. К. Маркс. его разделяют многие философы XX столетия. Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая.до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними и проявляющихся в них. Во-вторых, "действительность" входит также и субъективная действительность, в истине познается и отражается и духовная реальность. В-третьих, "познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как "неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект.задается через практику; истина, т.е. достоверное знание сущности ее проявлений, воспроизводима на практике. В четвертых, истина есть процесс, она является не только "статичным, но и динамическим образованием. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т.д. Абсолютная истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Термин абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика). Относительная истина (относительное в объективной истине) выражает изменчивость истинного знания, его углубление и развитие. Относительность истины заключается и ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Творческое развитие относительных истин на основе практики дает нам абсолютную истину. Релятивизм преувеличивает относительность истины, ее изменчивость и развитие. Конкретность истины. Любое истинное знание определяется в своем содержании и применении конкретными условиями времени, эпохи и другими обстоятельствами. Игнорирование определенной ситуации может превратить истинное знание в заблуждение.
29) Истина и заблуждение. Правда и ложь. Критерии истины. Истина и заблуждение. Категории истины и заблуждения - ключевые категории теории познания, выражающие две стороны процесса познания. Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение - это неадекватная форма знания, неосознанное искаженное отражение действительности. Заблуждения неизбежны, они являются необходимым моментом развития знания. Заблуждения многообразны по своим формам. Следует различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т.д. Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и связанной с этим дезинформации, передачи заведомо ложного знания. Развитие практики и процесса познания показывают, что заблуждения преодолеваются постепенно, превращаются в истинные знания. Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений - изменение и совершенствование социальных условий, развитие и углубление знания, зрелость практики. А это требует конструктивно-критического подхода к действительности. Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, то есть адекватное, верное, правильное отражение действительности. Достижение истины - непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.). Признаки истины: 1. Объективность истины - конечная обусловленность реальной действительностью, практикой, независимостью содержания истинного знания от субъекта познания. 2. Истина не есть свойство материальных объектов, а характеристика знания о них. 3. Истина субъективна по форме и по способу реализации. 4. Истина есть процесс, а не одноразовый акт познания объекта. 5. Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) есть полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, но познание постоянно приближается к нему, а также это тот элемент знания, который не может быть опровергнут в будущем. Догматизм преувеличивает значение абсолютности истины, ее устойчивости. 6. Относительная истина (относительное в объективной истине) выражает изменчивость истинного знания, его углубление и развитие. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Творческое развитие относительных истин на основе практики дает нам абсолютную истину. Релят
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.121.88 (0.013 с.) |