Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базовые понятия программы «философия для детей»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
АГОН - от греческого слова означающего «борьба». МАЙЕВТИКА - от греческого слова означающего «родовспоможение». 1) Акушерское искусство. 2) Один из методов сократического диалога, заключающийся в постановке проблемных вопросов, создании новых контекстов, приведении фактов, заставляющих собеседника усомниться в непогрешимости собственной точки зрения на способ преодоления какой-либо философско-мировоззренческой проблемной ситуации, что становится исходным пунктом для совершенствования, развития исходной познавательной позиции собеседника, составляет «зону ближайшего развития» уже имеющихся у собеседника мировоззренческих представлений. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщённых взглядов на объективный мир и место человека в нём, а так же обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Мировоззрение – не просто результат фиксации объективного положения вещей, но и позиция субъекта: его отношение к действительности, цели, ценности, идеалы. Таким образом, мировоззрение включает когнитивный компонент – знания о мире, и аффективный – отношение к миру. Мировоззрение имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей. МЫШЛЕНИЕ - движение от хаоса к космосу (порядку), от какофонии к музыке, от буйства красок к гармонии цветов. Мышление – центральная функция психики, состоящая в упорядочивании, систематизации информации (ощущений, восприятий, представлений, элементов теоретического знания, аффектов), построении всё более адекватного «субъективного» (внутреннего, психологического) образа объективного (вне нас существующего) мира. Мысля, человек обнаруживает, «распредмечивает» и присваивает различные связи и отношения объективной реальности. НАРРАТИВ -(англ. и фр. narrative - рассказ, повествование) - понятие философии постмодерна, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия текста. НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Понятие одновременно выступает и как форма отражения материальных объектов, и как средство его мысленного воспроизведения, то есть как особое мыслительное действие. Существует внутренняя связь подлинного содержания понятия со способом его конструирования, идеализации. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - субъективные образы объективно существующего, воссозданные памятью (представления памяти) или созданные воображением (творческие образы), возникающие, когда нечто материальное, породившее эти образы, непосредственно не воздействует на органы чувств субъекта. Представления являются основным материалом наглядно-образного мышления. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – термин введён в научный оборот известным отечественным психологом А.М.Матюшкиным. Под проблемной ситуацией следует понимать задачу, которую субъект «не может решить в плане простой репродукции» (т.е. нет готового решения, невозможно «вспомнить ответ», наличных, ранее усвоенных знаний явно недостаточно). СТИМУЛЬНЫЙ (ПРОБЛЕМНЫЙ) ТЕКСТ – специально спроектированный в педагогических целях (воспитание, обучение) текст, выступающий в качестве «затравки», «спускового крючка» развивающего диалога. Воздействие стимульного текста на потенциальных участников диалога состоит так же в: СПОНТАННОЕ (ЖИТЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ) - «основной материал» (Л.С.Выготский) наглядно-образного мышления, специфичного для людей с обыденным, неспециализировнным сознанием. Психологическая природа житейских понятий достаточно хорошо изучена. Мышление в спонтанных понятиях в значительной мере поверхностно, предельно конкретно, мало чувствительно к противоречиям, сохраняет исключительно сильную подчинённость восприятию. Наглядно-образное мышление способно устанавливать преимущественно внешние, «бросающиеся в глаза» связи, упуская из виду сущностные, содержательные признаки и отношения. Человек думающий посредтвом спонтанных понятий, «встречает и провожает по одёжке», мыслит «опираясь на сценки из памяти», сплошь и рядом не может объяснить основания собственной точки зрения. СПОНТАННЫЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - особый вид спонтанных, житейских (Л.С. Выготский) понятий – представления, образы разной степени сложности психологически, субъективно связанные с «абстрактными» словами обыденного языка, находящимися в языковой компетенции субъекта. Специфика спонтанных мировоззренческих представлений заключается в том, что в отличии от других спонтанных понятий, они не могут развиваться «снизу-вверх». «Чувственная ткань» (А.Н.Леонтьев), собственно представления, составляющие для субъекта смысл «абстрактного» слова обыденного языка, не могут быть абстрагированы человеком, на основании простого обобщения восприятий различных сегментов объективной реальности. Связь «абстрактных» слов обыденного языка с миром чувственно данного сложна и опсредствованна. «Добро» или «красота», «счастье» или «время» не существуют в объективном мире в виде отдельных предметов. Даже если человек в своём непосредственном опыте столкнётся с «конкретными формами проявления всеобщего» (В.В.Давыдов), соответствующих тому или иному «абстрактному» слову обыденного языка представлений не возникнет. Спонтанное мировоззренческое представление берёт начало не в столкновении субъекта с объектами, как обычное представление, не развивается «преимущественно «снизу-вверх», как обычное спонтанное понятие, и не начинается со словесного определения, как обычное научное понятие. Спонтанное мировоззренческое представление рождается в спорадически, спонтанно возникающих коммуникативных ситуациях, когда тот или иной сегмент объективной, и что особенно важно, субъективной реальности обозначается партнёром, общающимся с ребёнком, тем или иным «абстрактным» словом обыденного языка. СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ – 1) Диалоги Платона, в которых главным действующим лицом является Сократ. 3) Психолого-педагогическое условие развития мировоззренческих представлений субъекта. Форма взаимодействия людей по поводу постановки и создания вариантов преодоления философско-мировоззренческих проблем, характеризующаяся экстериоризацией спонтанных мировоззренческих представлений, их обменом, координацией, обобщением с последующей интериоризацией субъектами процесса и результата диалога, построением культурных по форме и полноценных по содержанию философско-мировоззренческих представлений. ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ (ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ) ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - разновидность, специфический тип проблемной ситуации. Философско-мировоззренческую проблемную ситуацию от других проблемных ситуаций отличают следующие признаки: ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ – родовая для содержания философии деятельность, в которой систематически реализуется стремление человека и человечества к абсолютному знанию, приданию конечного, предельного смысла чувственно данному, в первую очередь своему собственному бытию в мире, оправданию способа своего бытия. Специфическим мотивом философствующего человека является формирование мировоззрения – личной концепции своего взаимодействия с миром как с целым. Источник (для п. 5.3-5.5): http://www.p4c.ru/
Учебно-методическое издание
Учебно-методический комплекс по Философии для детей: основы философствования (учебная и рабочая программы и методические материалы). - Челябинск: ЧГПУ, 2007. – 58 с.
Составитель:
Автор-составитель: Иванова О.Э., канд. филос. наук, доцент кафедры ОГиСЭД филиала ГОУ ВПО «ЧГПУ» в г.Миассе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.68 (0.007 с.) |