Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самые элементарные проблемы.»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пол Колдуэл (Манчерстерский политехнический институт)
Спецкурс «Философия для детей»: основы философствования – пропедевтический. Он предваряет изучение обязательного курса философии в вузе, ориентируя студентов на постижение философствования как процесса, средствами которого закладываются основы философского отношения к миру, происходит приобщение к искусству разумного мышления. Это особенно актуально в условиях социокультурных перемен, перехода от идеологических норм к общецивилизационным, а также - в связи с отказом от единой философской доктрины, предполагающим признание многомерности образа реальности, принцип плюрализма в современном философском мышлении. Курс актуализируется и с точки зрения философского осмысления педагогических новаций программы «Философия для детей», что представляется полезным для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология». Спецкурс опирается на основные зарубежные (исследования М. Липмана и его единомышленников, программа «Философия для детей», работы Г. Мэттьюза, Э. Шарп) и отечественные (работы Н.С. Юлиной) теоретико-методологические и практические наработки в области философской пропедевтики. Цели спецкурса: - способствовать овладению студентами знаний основных принципов пропедевтического курса «Философия для детей»; - дать представление об инструментальности философии; - приобщить студентов к философствованию (как процессу).
Задачи спецкурса: - познакомить с основными историческими стилями философствования и методами трансляции философского знания; - дать представление о «сообществе исследователей» и «сократическом диалоге»; - приобщение к искусству разумного мышления как необходимого условия разумного и ответственного социального и морального поведения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСЫЛКИ «ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ» Специфика философского знания. Философствование как деятельность. «Философствование»: основные исторические стили и методы трансляции философского знания. «Философия для детей» как обучение разумному мышлению в контексте проблемно-деятельностного подхода. Возможность построения курса. Цель и принципы программы «Философия для детей» (педагогические, психологические, философские). Необходимость пропедевтических философских диалогов. Образовательные цели и задачи программы; общие способы реализации программы. «Философия для детей» и индоктринация.
РАЗДЕЛ II. ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ КАК ИССЛЕДОВАНИЕ Организация философского диалога как главного психологического условия овладения нефилософами содержания философии. Технология организации философского диалога (этапы организации). Запуск философского дискурса. Реконструкция философии. Нарративный философский текст как средство включения философского дискурса. «Обучение танго» и рефлексивная исследовательская деятельность. РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И СХЕМА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ Коммунитаристская идея «сообщества исследователей». Цель исследовательского поиска и задачи «сообщества исследователей». «Сократический диалог» как путь к истине и форма деятельности «сообщества исследователей». Умения участников диалога. Этапы и схема исследования. «Хорошее суждение». Практическая эффективность курса «Философия для детей».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ОСНОВНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вольф Р. О философии: Учебник / Пер. с англ. Под ред. В. А. Лекторского, Т.А. Алексеевой. – М.: Аспект-Пресс, 1996.- 415 с. 2. Гильдебрандт Д. Что такое философия? / Пер.с нем. А.И. Смирнова. – СПб.: Алетейя: ТО «Ступени», 1997. – 372 с. 3. Канке В. А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд.5-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2004.- 376 с. 4. Пропедевтика // Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, МН.: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 837. 5. Философия для детей / РАН. Институт философии; Отв. ред. и сост. Юлина Н. С. - М.: ИФРАН. 1996. – 241 с. 6. Чанышев А. Н. Начало философии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 184 с. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аналитический стиль философствования // Философия. Краткий тематический словарь / Под ред. Т. П. Матяш, В. П. Яковлева. – Ростов-на-Дону: Феникс. С. 82. 2. Сафрански Р. Философствовать – значит мочь начать // Вопросы философии. М., 1997. - № 4.- С. 97-108. 3. Кун Т. Структура научных революций/Пер. с англ. И. З. Налетова. Общ. ред. и послесл. С. Р. Микулинского и Л. А. Марковой. 2-е изд., М.: Изд-во «Прогресс», 1977. - 302 с. 4. Рачков П. А. Философия и философствование: синонимы или омонимы // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. – М., 2000.- № 1.- С. 3-18. 5. Философия – детям: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. С.И. Левиковой. – М.: Прометей, 2005. – 274 с. 6. Юлина Н. С. Введение в философию: два подхода // Философские исследования. – М., 1993.- № 2.- С. 5- 10. 7. Lindop C. Critical thinking and philosophy for children // Cogito. – Abingdon, 1990. – Vol. 4, N 1.- P. 50-54. 8. Matthews G. B. The philosophy of childhood. – Cambridge (Mass.); L.: Harvard univ. press, 1994. – 136 p.
Электронный ресурс: http://www.p4c.ru/ (сайт «Философия для детей», где размещена рекомендованная Министерством Образования РФ, поддержанная ЮНЕСКО образовательная программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов «Философия для детей», разработанная Психологическим Институтом Российской Академии Образования, Московским Городским Психолого-Педагогическим Университетом. Программа «Философия для детей» – системный, научно обоснованный, методически обеспеченный вариант ответа на ключевой для всего российского общества вопрос: «Как воспитывать ребенка в современном мире?», «Как найти, подобрать ключ к сердцу и уму подрастающего поколения?»)
III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»: ОСНОВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ» для специальности «Педагогика и психология»
Для специальности «Профессиональное обучение (ИВТиКТ)», «Профессиональное обучение (дизайн)»
ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСЫЛКИ «ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Тема 1.1. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – 2 час. Специфика философского знания. Философствование как деятельность. «Философствование»: основные исторические стили и методы трансляции философского знания. «Философия для детей» как обучение разумному мышлению в контексте проблемно-деятельностного подхода.
Тема 1.2. ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ» – 2 час. Возможность построения курса. Цель и принципы программы «Философия для детей» (педагогические, психологические, философские). Необходимость пропедевтических философских диалогов. Образовательные цели и задачи программы; общие способы реализации программы. «Философия для детей» и индоктринация. Литература 1. Аналитический стиль философствования // Философия. Краткий тематический словарь / Под ред. Т. П. Матяш, В. П. Яковлева. – Ростов-на-Дону: Феникс. С. 82. 2. Перрэн А. История идей и дидактика: Две опасности для преподавания философии // Реферативный журнал. Серия 3. Философия. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература.– М., 1997. - № 4.- С 130-132. 3. Малабу К. Преподавание философии во Франции: прошлое и будущее // Философские исследования. – М., 1993.- № 2.- С. 81-93. 4. Пропедевтика // Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, МН.: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 837. 5. Рассел Б. Искусство мыслить. Перевод с англ. Козловой Е. Н., Назаровой О. А., Сычевой С. Г. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 240 с. 6. Рачков П. А. Философия и философствование: синонимы или омонимы // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. – М., 2000.- № 1.- С. 3-18. 7. Сафрански Р. Философствовать – значит мочь начать // Вопросы философии. М., 1997. - № 4.- С. 97-108. 8. Философия для детей / РАН. Институт философии; Отв. ред. и сост. Юлина Н. С. - М.: ИФРАН. 1996. – 241 с. 9. Юлина Н. С. Введение в философию: два подхода // Философские исследования. – М., 1993.- № 2.- С. 5- 10.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.211.135 (0.01 с.) |