Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологические характеристики школьного класса↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Пояснительная записка Психолого-педагогическая практика в системе вузовского профессионального образования дополняет и обогащает теоретическую подготовку, создает возможность для закрепления и углубления полученных теоретических знаний, перевода их в плоскость технологического применения, формирования профессиональных умений, адаптации студентов к профессиональной педагогической деятельности. Психолого-педагогическая практика является частью общего процесса подготовки студентов - будущих педагогов и представляет собой комплексные практические занятия, дополняемые другими формами учебного процесса (конференции, семинары, индивидуальные и групповые консультации и т.п.), в ходе которых осуществляется формирование профессиональной культуры будущего учителя. В процессе практики студент, реализуя сложившийся профессиональный опыт, задается новыми вопросами, связанными с профессиональной деятельностью. Именно педагогическая практика призвана пробудить в нем потребность в педагогическом самообразовании и личностном самосовершенствовании как необходимой составляющей педагогической культуры. Практика студентов 4 курса предполагает приобретение опыта работы в роли помощника классного руководителя. Поэтому перед студентами ставятся следующие задачи: 1. изучив особенности класса и опыт воспитательной работы классного руководителя с классом, выделить педагогические проблемы и предложить научно обоснованные пути их разрешения. Обозначить наиболее значимые, с Вашей точки зрения, воспитательные задачи и проанализировать опыт собственной помощи в реализации этих педагогических задач; 2. приобрести опыт подготовки и проведения разнообразных форм организации внеклассной воспитательной работы. Оценить результативность примененных форм организации внеклассного воспитательного процесса с точки зрения учета возрастных и психологических особенностей учащихся «своего» класса. Выявить их педагогические возможности с точки зрения окультуривающего влияния воспитания; 3. подготовить и организовать психолого-педагогическое исследование классного коллектива. 4. составить и определенным образом оформить социально-психологический портрет классного коллектива (характеристику группы) по результатам исследования. Вторую часть характеристики необходимо посвятить практическим рекомендациям по использованию полученной информации. Все исследования проводятся с учетом принципов конфиденциальности и профессиональной этики психолога, с учетом возрастных особенностей в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. Данное методическое пособие содержит материалы, позволяющие студентам успешно справиться с поставленными перед ним задачами и обрести разносторонний опыт педагогического взаимодействия с классным коллективом, что в свою очередь определяет профессиональную готовность и компетентность выпускников. Пособие состоит из трех разделов. В первом рассматриваются вопросы этапов развития класса как группы, социально-психологических характеристик школьного класса как малой группы, целенаправленной развивающей работы педагога. Второй раздел содержит примерную схему психолого-педагогической характеристики класса и арсенал методик, позволяющий провести его социально-психологическую диагностику. Третий раздел включает в себя примерные конспекты развивающих занятий, которые могут быть полезны студентам для организации внеклассной воспитательной работы. Надеемся, что во время педагогической практики студенты продемонстрируют не только глубокое овладение изученного, обладание определенными умениями, но и смогут использовать эту ситуацию для познания самого себя с целью выявления, а при необходимости и совершенствования своих личностных особенностей и профессиональных качеств.
РАЗДЕЛ 1. РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Предлагаемая схема составления психолого-педагогической характеристики класса – ориентировочная. Она может быть взята за основу, дополнена или сокращена с учетом поставленных задач. Примерная схема психолого-педагогической характеристики класса I. Общие сведения. · количество учащихся в классе, из них мальчиков и девочек; · возрастной состав; · количество второгодников; · социальный состав класса; · время возникновения классного коллектива, были ли слияния с другими классами, новички из других школ, смена классных руководителей и т.д. II. Содержание и характер коллективной деятельности. Учебная деятельность. · успеваемость класса (количество отличников и хорошо успевающих учеников, наличие неуспевающих; место, занимаемое классом среди других по успеваемости); · наличие контроля за отметками отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива и всего коллектива, взаимопомощь, ее формы и организация · степень соответствия общей подготовленности, умственного развития учащихся, работоспособности и успеваемости, чем можно объяснить картину успеваемости класса? · вид (наличие личностной, ситуативной мотивации, отсутствие учебной мотивации) и степень сформированности мотивационной сферы учащихся (наличие познавательных (личностных) интересов к учебной деятельности; проявление интеллектуальной самостоятельности и инициативы в учебной деятельности; заинтересованность и активное включение в решение проблемной ситуации на уроке; интерес к трудному материалу; умение преодолевать посильные трудности учебной деятельности; понимание смысла и важности учебной деятельности; стремление к улучшению результатов учебной деятельности); · организованность и дисциплина класса (общая характеристика поведения учащихся на уроках, во время проведения внеклассных мероприятий; соблюдение школьного режима; выполнение учениками единых требований со стороны учителей); · отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, списывания, подсказки и пр.); 2.Жизнь коллектива вне учебных занятий. · степень активности, место и роль класса в жизни школы, особенности его взаимоотношений и взаимодействия с другими классами и группами как в школе, так и вне школы; · особенности общественной активности класса в целом и отдельных ее членов (отношение к общественным поручениям, мотивы выполнения, потребность в общественной деятельности); · целесообразность общественных поручений в классе; · участие в школьных кружках и секциях; в кружках и секциях внешкольных воспитательных учреждений (ДТЮ, спортивных, музыкальных, художественных школы, клубов, домов культуры); · участие в детских движениях; · интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, спорту и т.д., формы проявления этих интересов – проведение читательских конференций, диспутов, посещение театра, кино с последующим обсуждением увиденного; · наличие традиций, правил, ритуалов классного коллектива; · творческие дела класса; Общественно-полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива. · виды труда, характер и результативность его выполнения; · степень легкости – трудности в организации учащихся класса на выполнение общественно-полезных дел; наличие заинтересованности в успехе совместной деятельности и проявление сознательной дисциплины; · связь с подшефными группами, формы ее выражения; · профессионально-трудовая направленность учащихся (для старшеклассников); · влияние на класс родительской общественности; III. Руководство классным коллективом и его организация. Характеристика неформального лидерства. · наличие в коллективе неформальных лидеров (по результатам референтометрии); · характер и причины влияния на класс; · отношение к ним актива; · необходимость и возможные пути коррекции их влияния педагогом; Коллективизм и дружба. · единство целей, интересов учащихся – степень сплоченности, ценностно-ориентационное единство группы (ЦОЕ) (по результатам методик); · взаимная требовательность, критика и самокритика, роль общественного мнения в классе; · наличие – отсутствие взаимопомощи, дружелюбия, чуткости и взаимопонимания в классе; IY. Общие выводы. · Уровень развития коллектива, характер эмоционального климата, достоинства и недостатки в развитии коллектива класса; · Уровень успеваемости и дисциплинированности класса; · Конкретные задачи, стоящие перед педагогом и родителями в формировании коллектива класса, и наиболее эффективные пути их решения. Примечание: Все положения, частные выводы, характеристики целесообразно обосновывать, т.е. подтверждать фактами и результатами методик. Студенты самостоятельно подбирают методы изучения коллектива учащихся, среди которых могут быть: · социометрические исследования (матрицы и социограмма прилагаются к характеристике); · методики изучения сплоченности, ЦОЕ, психологической атмосферы и пр.; · беседа с учащимися с целью выявления их отношения к школе, учению, учителю; · выявление интересов, мотивов с помощью бесед, анкетирования и пр. Протоколы проведенных исследований, анкетные листы, заполненные детьми, прилагаются к характеристике.
Социометрия Это комплексный социально-психологический тест, включающий в себя три важных диагностических процедуры: классическую социометрию (1 и 2 вопросы) – изучает структуру эмоциональных отношений в группе, аутосоциометрию (3 и 4 вопросы) – изучает адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы, и референтометрию (5 вопрос) – выявляет референтных лиц, т.е. членов группы, обладающих ценностной привлекательностью. Процедура проведения. Дается устная инструкция и зачитываются вопросы, предлагается письменно ответить на них в специальных бланках (краткая письменная инструкция, есть место для фамилии и класса, сформулированы вопросы и рядом с каждым оставлено место для ответов) или просто на листе бумаги. В устной инструкции очень важна мотивационная сторона, т.к. социометрическая процедура достаточно серьезное испытание. Необходимо снизить общую аффективность ситуации через доверительный контакт с группой, доброжелательный, спокойный, неформальный стиль подачи инструкции, мягкое формулирование целей исследования («Мне, как помощнику классного руководителя, очень важно знать, насколько класс дружный и сплоченный, на основе этих результатов будет строиться работа с классом в целом»). Объяснение причины обязательной подписи («Иначе исследование теряет смысл, потому, что не получится узнать, дружный класс или нет») и гарантирование неразглашения личных ответов («Результаты будут изложены только в обобщенном виде») – также важная часть мотивирования участников процедуры. В технической части инструкции важно подчеркнуть, что при ответе на вопросы следует: заполнять лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух; учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (отсутствующих можно написать на доске); избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого», «не знаю»; ограничиваться числом выборов, предложенным в инструкции. Устная инструкция может иметь следующий вид: «Для того, чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, и мне, и вам важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа не была напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я». Варианты социометрии для дошкольников и младших школьников В группе дошкольников (4 -7 лет) и младших школьников определение популярности (или отверженности) ребенка осуществляется методиками, соответствующими возрастным особенностям детей. Капитан корабля ( Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция, 2005) Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы: 1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнее путешествие? 2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? 3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? 4. Кто еще остался на берегу? Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (игнорируемых).
Два домика ( Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция, 2005) Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.
Метод вербальных выборов ( Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция, 2005) Старшие дошкольники (5-7 лет) и младшие школьники могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы: 1. С кем бы ты хотел дружить, а с кем дружить никогда не станешь? 2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь? 3. С кем бы ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет? В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Ответы детей (их положительные и отрицательные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу):
Сумма положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможны следующие варианты социометрического статуса: · Популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов. · Предпочитаемые – дети, получившие один - два положительных выбора. · Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками). · Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы. При анализе результатов методики важно также учитывать взаимность выборов детей. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные группы и отверженные. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов, что является наиболее благоприятным. Можно предполагать, что данная ситуация определена правильной стратегией воспитания межличностных отношений. Социометрический опросник (для детей старше 5 лет) (Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры, 2002) Данный опросник используется для исследования эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью опросника можно получить информацию об адаптации ребенка в образовательном учреждении (детском саду, школе), о реализации потребности в общении. При использовании опросника в детском коллективе выявляются популярные и непопулярные дети, значимые воспитатели (учителя). Опросник состоит из пяти частей. В каждой части по 10 вопросов. В I части исследуются отношения со сверстниками, во II – отношения в семье, в III – отношения с воспитателями, учителями, в IY – отражается значимость образа воспитателя, учителя, в Y – исследуется референтная группа ребенка. Опросникам можно предлагать детям в устной или письменной форме; индивидуально или коллективно. Результаты анкеты оформляются в специальную таблицу (социоматрицу) или в социометрический рисунок (социограмму). I. 1. С кем ты обычно играешь? 2. С кем тебе нравится играть больше всего? 3. Если бы тебе предложили назвать тех детей, кого нужно перевести в другую группу (класс), то кого бы ты назвал? 4. Если бы тебя перевели в другую группу (класс), то кого бы ты взял с собой? 5. Если бы тебя угостили тремя конфетами, то с кем бы ты поделился? 6. С кем из детей ты хотел бы сидеть рядом? 7. С кем из детей ты не хотел бы сидеть рядом? 8. Кого из детей ты хотел бы пригласить на свой день рождения? 9. Кого из детей ты не хотел бы пригласить на свой день рождения? 10. С кем из детей ты хотел бы жить по-соседству? II 1. С кем ты любишь играть дома? 2. С кем ты не любишь играть дома? 3. С кем ты любишь заниматься дома? 4. С кем ты не любишь заниматься дома? 5. С кем ты любишь дома смотреть телевизор? 6. С кем ты не любишь дома смотреть телевизор? 7. С кем ты любишь гулять? 8. С кем ты любишь вместе обедать? 9. Если бы у тебя были два билета в цирк, то с кем бы ты пошел? 10. На кого в семье ты хотел бы быть похожим? III 1. С кем из воспитателей (учителей) тебе интересно на занятиях? 2. С кем из воспитателей (учителей) тебе не интересно на занятиях? 3. С кем из воспитателей (учителей) тебе интересно на прогулке? 4. С кем из воспитателей (учителей) тебе не интересно на прогулке? 5. На кого из воспитателей (учителей) ты хотел бы, чтобы были похожи другие воспитатели (учителя)? 6. На кого из воспитателей (учителей) ты хотел бы быть похожим? 7. Кто из воспитателей (учителей) самый добрый? 8. Кто из воспитателей (учителей) самый строгий? 9. Кому из воспитателей (учителей) ты расскажешь о своих неприятностях? 10. С кем из воспитателей (учителей) тебе хотелось бы пойти на экскурсию? IY 1. Тебе хочется побыть около воспитателя (учителя) или поиграть с ребятами? 2. На экскурсии в автобусе ты сядешь рядом с воспитателем (учителем) или с ребятами? 3. На занятии, ели ты не понял вопрос, ты спрашиваешь у воспитателя (учителя) или у товарища? 4. Если ты отмечаешь свой день рождения всей группой (классом), ты пригласишь учителя (воспитателя)? 5. Ели тебя воспитатель (учитель) просит помочь, ты выполняешь с радостью или тебе это безразлично? 6. Если у тебя происходит радостное событие, ты расскажешь об этом воспитателю (учителю) или промолчишь? 7. Тебе нравится, когда тебя хвалит воспитатель (учитель), или тебе это безразлично? 8. У воспитателя (учителя) день рождения, ты хотел бы сам подарить ему цветы, или ты хочешь, чтобы это сделал кто-нибудь другой? 9. Если в транспорте ты случайно встретил воспитателя (учителя), ты подойдешь к нему или сделаешь вид, что не заметил его? 10. Ты хотел бы быть похожим на своего учителя? Y 1. Когда тебе грустно, кого ты хочешь видеть рядом с собой? 2. Когда тебе грустно, кого ты не хочешь видеть рядом с собой? 3. Когда тебе весело, кого ты хочешь видеть рядом с собой? 4. Кому ты расскажешь о своем секрете? 5. Кому ты не будешь рассказывать о своем секрете? 6. С кем ты хотел бы заниматься любимым делом? 7. С кем бы ты не хотел заниматься любимым делом? 8. С кем бы ты поделился конфетой? 9. На кого ты хотел бы быть похожим? 10. На кого ты не хотел бы быть похожим? Бланк ответов
Обработка полученных результатов. 1. В первую очередь при обработке результатов исследования решается вопрос о достоверности ответов испытуемых. Для оценки достоверности результатов количество баллов, набранных испытуемым по контрольной шкале (К.Ш.) должно соответствовать 0 баллам. Далее обрабатываются только те бланки, которые выдержали проверку на достоверность. 2. Методика позволяет оценить 7 видов отношений в группе как коллективе: 1 шкала – ответственность (отношение членов группы к совместной работе, к целям и задачам, которые стоят перед группой). 2 шкала – коллективизм (стремление сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению). 3 шкала – сплоченность (единство мнений членов группы по самым важным для нее вопросам, а также единство действий в самых существенных жизненных ситуациях). 4 шкала – контактность (взаимная общительность, личные эмоционально-непосредственные отношения между членами группы). 5 шкала – открытость (отношения членов группы к другим группам или к новым участникам своей группы). 6 шкала – организованность (способность к быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений, необходимых для эффективной групповой работы). 7 шкала – информированность (доступность всем членам группы наиболее важной информации о состоянии дел в ней и о каждом члене группы). Вычисляются средние показатели развитости в группах тех отношений, которые отражены в семи шкалах методики. Для этого подсчитывается средняя величина данных в вертикальных столбцах. 3. На следующем этапе вычисляют общую оценку изученной группы как коллектива. Для этого необходимо сложить все средние оценки по шкалам и разделить сумму на число таких средних (при полностью заполненной методике их количество равно 7). Интерпретация результатов. Полученные данные интерпретируются следующим образом: · от 0 до 2 баллов - показатель низкого уровня развития как отдельного вида отношений в группе, так и общей оценки группы как коллектива; · от 2 до 4 баллов – показатель среднего уровня развития как отдельного вида отношений в группе, так и общей оценки группы как коллектива; · от 4 до 6 баллов – показатель среднего уровня развития как отдельного вида отношений в группе, так и общей оценки группы как коллектива.
Шкала оценки групповой сплоченности класса (Сишора – Ханина) (Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии, 2006) Инструкция: Внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите один из ответов, наиболее точно соответствующий вашему мнению.
1. Как бы вы оценили свою принадлежность к своему классу? 1) чувствую себя членом, частью коллектива (5 б.). 2) участвую в большинстве видов деятельности (4 б). 3) участвую в некоторых видах деятельности (3 б). 4) не чувствую, что являюсь членом коллектива (2 б). 5) существую отдельно от других членов коллектива (1 б). 6) не знаю, затрудняюсь ответить (1 б). 2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность? 1) да, очень хотел бы перейти (1 б). 2) скорее бы перешел, чем остался (2 б). 3) не вижу никакой разницы (3 б). 4) скорее всего остался бы в своем классе (4 б). 5) очень хотел бы остаться в своем классе (5 б). 6) не знаю, затрудняюсь ответить (1 б). 3. Каковы взаимоотношения между учащимися в вашем классе на уроках? 1) лучше, чем в большинстве классов (3 б). 2) примерно такие же, как в большинстве классов (2 б). 3) хуже, чем в большинстве классов (1 б). 4) не знаю, затрудняюсь ответить (1 б). 4. Каковы взаимоотношения между учащимися в вашем классе на различных мероприятиях (походы, экскурсии, огоньки)? 1) лучше, чем в большинстве классов (3 б). 2) примерно такие же, как в большинстве классов (2 б). 3) хуже, чем в большинстве классов (1 б). 4) не знаю, затрудняюсь ответить (1 б). 5. Каковы взаимоотношения между учащимися в вашем классе вне школы? 1) лучше, чем в большинстве классов (3 б). 2) примерно такие же, как в большинстве классов (2 б). 3) хуже, чем в большинстве классов (1 б). 4) не знаю, затрудняюсь ответить (1 б). 6. Каковы ваши взаимоотношении с классным руководителем? 1). лучше, чем в большинстве классов (3 б.) 2) примерно такие же, как в других классах (2 б). 3) хуже, чем в других классах (1 б). 4) не знаю (1 б). 7. Каково отношение к делу на уроках и различных мероприятиях? 1) лучше, чем в большинстве классов (3 б). 2) примерно такое же, как в других классах (2 б). 3) хуже, чем в других классах (1 б). 4) не знаю (1 б). Интерпретация результатов. Ключ на каждый ответ приведен в скобках. Находим среднее арифметическое по группе. 21 - 25 баллов – высокий уровень групповой сплоченности. 12 - 20 баллов – средний уровень групповой сплоченности. 7 - 11 баллов – низкий уровень групповой сплоченности.
Фидлера-Ханина (Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии, 2006) Инструкция: 1. Внимательно прочитайте 10 пар утверждений, с помощью которых описана психологическая атмосфера (ПА) в классе. 2. На каждой строчке поставьте условный знак (Х). Чем ближе к левому либо правому слову этот знак, тем более выражен данный признак в обследуемом классе.
Интерпретация результатов: 50-70 баллов – психологическая атмосфера в классе хорошая, при этом все характеристики эмпатийного общения положительны. 30-50 баллов - психологическая атмосфера в классе нейтральная (атмосфера безразличия). 10-30 баллов - психологическая атмосфера в классе негативная, преобладает враждебность, несогласие, неудовлетворенность взаимоотношениями, равнодушие, отсутствие сотрудничества.
Варианты бесед для начальных классов (Педагогическая диагностика в школе, 2003) Товарищество Цель: добиться того, чтобы дети понимали значение слов товарищ, товарищество. Ход беседы. Вопросы к классу: - Вы заметили, что у одних ребят много товарищей, а с другими никто не любит играть? Подумайте и ответьте, почему это происходит? А сейчас задумайтесь над стихотворением С. Маршака "Друзья-товарищи". Что думал каждый из вас, когда слушал это стихотворение? Кто из вас может рассказать нам о своем товарище или подруге? Какой он (она): добрый, веселый, смелый, умный? Что умеет мастерить? Чем он тебе нравится? Чтение рассказа Е. Пермяка "На уроке труда". Затем обсуждают его содержание, отвечают на вопросы учителя: "Правильно ли поступила Наташа?", "Чем, по-вашему, может кончиться этот случай?" Все ребята думают по-разному. Одни всегда любят командовать, другие быстро обижаются, третьи готовы во всем уступить другому, лишь бы играть вместе. Подумайте, дружно ли вы играете с ребятами? А как надо играть, чтобы было весело, интересно? Послушайте рассказ Е. Пермяка и вы узнаете, что может случиться с теми, кто не умеет дружить. (Чтение рассказа.) Самое страшное. "Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго. Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его - и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки - даже самые добрые - тоже от него отвернулись. Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а тот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался. Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаза не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает. Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один! Один-одинешенек!" - Давайте обсудим, почему Вова гордился собой, своим поведением. Хорошо ли, когда все тебя боятся? В дружбе не все бывает гладко, бывают и ссоры. Чтение рассказа Н. Калининой "Два товарища". - А как ты миришься со своими друзьями? Подумай, всегда ли ты бываешь прав, когда ссоришься с ребятами? Все считают, что быть ябедой стыдно. Но вот только по-разному думают, кого можно назвать ябедой. Чтение стихотворения А. Барто "Сонечка" и рассказ "Ябеда" (придуманного учительницей). - Подумайте, кто из них настоящая ябеда? А теперь давайте запомним правила товарищества: · Помогай товарищу; если умеешь что-то делать - научи его; помоги ему чем можешь, если он попал в беду. · Поделись с товарищем игрушками, книгами, играй с товарищами так, чтобы не брать себе все лучшее. · Останови товарища, если он делает что-то плохое. Умей сказать ему, что он не прав. · Не ссорься с товарищами, работай и играй с ними дружно; не зазнавайся; не завидуй товарищам; если поступил плохо, то не стесняйся сказать об этом. · Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Доброта и отзывчивость Основные темы: Будь вежлив со своими товарищами: не груби, не забывай говорить "волшебные" слова, старайся с друзьями играть дружно, не будь грубым. Усвой истину: "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть". Оборудование: на доске висит плакат "Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству". Ход беседы. Учитель обращается к детям: - Сегодня нас ждет необычный транспорт - ковер-самолет! Вот он (расстилает на полу красочный ковер-самолет, нарисованный на ватмане). Прислала его нам Мудрая Книга. Она ждет нас, ребята, в своем книжкином доме. Ребята! Садитесь все на ковер-самолет. Стоит нам только сказать: "Ковер-самолет, возьми нас в полет!" (Дети повторяют эти слова.) Быстро летит наш ковер-самолет, только ветер свистит в ушах. А вот и книжкин дом. Приземляемся. (Ребята встают и рассаживаются по местам.) Входит Мудрая Книга: - Здравствуйте, дорогие ребята! Очень рада видеть вас. Сегодня я хочу прочитать вам один очень интересный рассказ. Написал его Е. Пермяк. Называется он "Самое страшное". (Читает рассказ на с. 220). Затем проводится беседа о прочитанном, дети отвечают на вопросы по содержанию рассказа: "Был ли Вова на самом деле храбрым, смелым мальчиком?", "Почему Вова остался один на свете?", "Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?" Как бы подводя итог обсуждению, школьники читают хором стихи, написанные на доске (вывод): Понять и исполнить Желанье другого – Одно удовольствие, Честное слово! Продолжая тему, учитель говорит: - Много славных дел ждет вас впереди. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми. Исполняется песенка "Улыбка" (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского). Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть нам, вашим родителям, вашим друзьям. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям. "За добро добром платят", "Доброе братство лучше богатства" (написано на доске). Дети читают стихотворение Л. Татьяничевой:
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек никогда никого не обижает, помогает людям. А любовь и помощь согревают, как солнце. Добрый человек никогда один не останется. У него
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.236 (0.014 с.) |