Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика социально-психологической самоаттестации

Поиск

Группы как коллектива (СПСК)

(Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии, 2006)

Инструкция: Сейчас вам будет зачитан список суждений, которые характеризуют отношения, существующие в развитом коллективе. При помощи этих суждений вам необходимо оценить степень развитости своей группы как коллектива. По каждому суждению вам нужно оценить свою группу выбранной вами оценкой и поставить ее справа от номера соответствующего суждения в бланке ответов. Если по какому-то суждению вы не можете оценить свою группу, поставьте прочерк. Но старайтесь, чтобы прочерков было как можно меньше.

Опросник

1. Свои слова подтверждают делом.

2. Осуждают проявления эгоизма и индивидуализма.

3. Имеют одинаковые убеждения.

4. Радуются успехам друг друга.

5. Оказывают помощь и поддержку другим группам и новичкам в своей группе.

6. Слаженно работают, умело взаимодействуют друг с другом.

7. Знают стоящие перед группой задачи.

8. Достаточно требовательны.

9. Все вопросы решают сообща.

10. Единодушны в оценках проблем, стоящих перед группой.

11. Доверяют друг другу.

12. Делятся опытом работы с другими группами и с новичками в своей группе.

13. Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.

14. Хорошо знают итоги работы группы.

15. Никогда ни в чем не ошибаются.

16. Правильно оценивают свои успехи и неудачи.

17. Личные интересы не ставят выше интересов всей группы.

18. Имеют общие увлечения (хобби).

19. Защищают друг друга.

20. Считаются с интересами новых членов в своей группе.

21. Заменяют друг друга в групповых делах при необходимости.

22. Знают как положительные, так и отрицательные стороны в работе группы.

23. Трудятся с полной отдачей сил над решением стоящих перед группой задач.

24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.

25. Быстро добиваются согласия при распределении обязанностей в группе.

26. Помогают друг другу.

27. Справедливо относятся ко всем членам группы.

28. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе группы.

29. Хорошо знают правила поведения в группе.

30. Никогда ни в чем не сомневаются.

31. Не бросают начатое дело на полпути.

32. Горячо отстаивают принятые в группе нормы и правила поведения.

33. Одинаково правильно оценивают успехи группы.

34. Искренне огорчаются при неудачах товарищей по группе.

35. Одинаково правильно оценивают работу всех членов своей группы.

36. Умеют предупреждать и разрешать конфликты, возникающие в группе.

37. Хорошо знают свои обязанности.

38. Сознательно подчиняются дисциплине.

39. Искренне верят в свою группу.

40. Одинаково правильно оценивают неудачи своей группы.

41. Тактично ведут себя по отношению друг к другу.

42. Никогда не подчеркивают преимуществ своей группы перед другими.

43. Быстро находят между собой общий язык.

44. Знают как лучше всего взаимодействовать друг с другом в совместной работе.

45. Всегда и во всем правы.

46. Личные интересы не ставят выше интересов членов группы.

47. Активно поддерживают полезные для группы начинания.

48. Имеют сходные представления о нравственности.

49. Доброжелательно относятся друг к другу.

50. Тактично ведут себя по отношению к другим группам и к новым членам своей группы.

51. Способны взять на себя руководство группой, если потребуется.

52. Хорошо знают права и обязанности друг друга.

53. По-хозяйски относятся к материальным ценностям группы.

54. Поддерживают добрые начинания в группе.

55. Придерживаются одинаковых точек зрения о том, какими качествами должен обладать каждый член группы.

56. Уважают друг друга.

57. Активно стремятся к сотрудничеству с другими группами и с новыми членами своего коллектива.

58. Готовы при необходимости взять на себя обязанности товарищей по группе.

59. Хорошо знают черты характера друг друга.

60. Умеют делать все на свете.

61. Ответственно выполняют любую работу.

62. Оказывают активное сопротивление всему, что разобщает группу.

63. Одинаково правильно оценивают распределение поощрений между группами.

64. Поддерживают друг друга в трудную минуту.

65. Искренне радуются успехам других групп, новых членов своей группы.

66. Действуют организованно и дружно в сложных ситуациях.

67. Хорошо знают индивидуальные склонности и привычки друг друга.

68. Активно участвуют в работе, полезной для всей группы.

69. Лично заботятся об успехах группы.

70. Одинаково правильно оценивают наказания, которые получают члены группы за ошибки.

71. Внимательно относятся друг к другу.

72. Искренне огорчаются при неудачах не только своей, но и других групп, а также новых членов своей группы.

73. Быстро и бесконфликтно находят во всех ситуациях такое распределение обязанностей между собой, которое вполне устраивает всех.

74. Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга.

75. На любой вопрос могут дать правильный ответ.

Бланк ответов

Оценочная шкала Никто 0 баллов; Половина 3 балла; Все 6 баллов Почти никто 1 балл; Большинство 4 балла; Затрудняюсь сказать - Меньшинство 2 балла; Почти все 5 баллов;
Количественная оценочная шкала
1 шкала 2 шкала 3 шкала 4 шкала 5 шкала 6 шкала 7 шкала К.Ш.
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Обработка полученных результатов.

1. В первую очередь при обработке результатов исследования решается вопрос о достоверности ответов испытуемых. Для оценки достоверности результатов количество баллов, набранных испытуемым по контрольной шкале (К.Ш.) должно соответствовать 0 баллам. Далее обрабатываются только те бланки, которые выдержали проверку на достоверность.

2. Методика позволяет оценить 7 видов отношений в группе как коллективе:

1 шкала – ответственность (отношение членов группы к совместной работе, к целям и задачам, которые стоят перед группой).

2 шкала – коллективизм (стремление сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению).

3 шкала – сплоченность (единство мнений членов группы по самым важным для нее вопросам, а также единство действий в самых существенных жизненных ситуациях).

4 шкала – контактность (взаимная общительность, личные эмоционально-непосредственные отношения между членами группы).

5 шкала – открытость (отношения членов группы к другим группам или к новым участникам своей группы).

6 шкала – организованность (способность к быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений, необходимых для эффективной групповой работы).

7 шкала – информированность (доступность всем членам группы наиболее важной информации о состоянии дел в ней и о каждом члене группы).

Вычисляются средние показатели развитости в группах тех отношений, которые отражены в семи шкалах методики. Для этого подсчитывается средняя величина данных в вертикальных столбцах.

3. На следующем этапе вычисляют общую оценку изученной группы как коллектива. Для этого необходимо сложить все средние оценки по шкалам и разделить сумму на число таких средних (при полностью заполненной методике их количество равно 7).

Интерпретация результатов.

Полученные данные интерпретируются следующим образом:

· от 0 до 2 баллов - показатель низкого уровня развития как отдельного вида отношений в группе, так и общей оценки группы как коллектива;

· от 2 до 4 баллов – показатель среднего уровня развития как отдельного вида отношений в группе, так и общей оценки группы как коллектива;

· от 4 до 6 баллов – показатель среднего уровня развития как отдельного вида отношений в группе, так и общей оценки группы как коллектива.

 

Шкала оценки групповой сплоченности класса (Сишора – Ханина)

(Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии, 2006)

Инструкция: Внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите один из ответов, наиболее точно соответствующий вашему мнению.

 

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к своему классу?

1) чувствую себя членом, частью коллектива (5 б.).

2) участвую в большинстве видов деятельности (4 б).

3) участвую в некоторых видах деятельности (3 б).

4) не чувствую, что являюсь членом коллектива (2 б).

5) существую отдельно от других членов коллектива (1 б).

6) не знаю, затрудняюсь ответить (1 б).

2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

1) да, очень хотел бы перейти (1 б).

2) скорее бы перешел, чем остался (2 б).

3) не вижу никакой разницы (3 б).

4) скорее всего остался бы в своем классе (4 б).

5) очень хотел бы остаться в своем классе (5 б).

6) не знаю, затрудняюсь ответить (1 б).

3. Каковы взаимоотношения между учащимися в вашем классе на уроках?

1) лучше, чем в большинстве классов (3 б).

2) примерно такие же, как в большинстве классов (2 б).

3) хуже, чем в большинстве классов (1 б).

4) не знаю, затрудняюсь ответить (1 б).

4. Каковы взаимоотношения между учащимися в вашем классе на различных мероприятиях (походы, экскурсии, огоньки)?

1) лучше, чем в большинстве классов (3 б).

2) примерно такие же, как в большинстве классов (2 б).

3) хуже, чем в большинстве классов (1 б).

4) не знаю, затрудняюсь ответить (1 б).

5. Каковы взаимоотношения между учащимися в вашем классе вне школы?

1) лучше, чем в большинстве классов (3 б).

2) примерно такие же, как в большинстве классов (2 б).

3) хуже, чем в большинстве классов (1 б).

4) не знаю, затрудняюсь ответить (1 б).

6. Каковы ваши взаимоотношении с классным руководителем?

1). лучше, чем в большинстве классов (3 б.)

2) примерно такие же, как в других классах (2 б).

3) хуже, чем в других классах (1 б).

4) не знаю (1 б).

7. Каково отношение к делу на уроках и различных мероприятиях?

1) лучше, чем в большинстве классов (3 б).

2) примерно такое же, как в других классах (2 б).

3) хуже, чем в других классах (1 б).

4) не знаю (1 б).

Интерпретация результатов.

Ключ на каждый ответ приведен в скобках.

Находим среднее арифметическое по группе.

21 - 25 баллов – высокий уровень групповой сплоченности.

12 - 20 баллов – средний уровень групповой сплоченности.

7 - 11 баллов – низкий уровень групповой сплоченности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.009 с.)