Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование классного коллектива

Поиск

 

Предлагаемая схема составления психолого-педагогической характеристики класса – ориентировочная. Она может быть взята за основу, дополнена или сокращена с учетом поставленных задач.

Примерная схема психолого-педагогической характеристики класса

I. Общие сведения.

· количество учащихся в классе, из них мальчиков и девочек;

· возрастной состав;

· количество второгодников;

· социальный состав класса;

· время возникновения классного коллектива, были ли слияния с другими классами, новички из других школ, смена классных руководителей и т.д.

II. Содержание и характер коллективной деятельности.

Учебная деятельность.

· успеваемость класса (количество отличников и хорошо успевающих учеников, наличие неуспевающих; место, занимаемое классом среди других по успеваемости);

· наличие контроля за отметками отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива и всего коллектива, взаимопомощь, ее формы и организация

· степень соответствия общей подготовленности, умственного развития учащихся, работоспособности и успеваемости, чем можно объяснить картину успеваемости класса?

· вид (наличие личностной, ситуативной мотивации, отсутствие учебной мотивации) и степень сформированности мотивационной сферы учащихся (наличие познавательных (личностных) интересов к учебной деятельности; проявление интеллектуальной самостоятельности и инициативы в учебной деятельности; заинтересованность и активное включение в решение проблемной ситуации на уроке; интерес к трудному материалу; умение преодолевать посильные трудности учебной деятельности; понимание смысла и важности учебной деятельности; стремление к улучшению результатов учебной деятельности);

· организованность и дисциплина класса (общая характеристика поведения учащихся на уроках, во время проведения внеклассных мероприятий; соблюдение школьного режима; выполнение учениками единых требований со стороны учителей);

· отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, списывания, подсказки и пр.);

2.Жизнь коллектива вне учебных занятий.

· степень активности, место и роль класса в жизни школы, особенности его взаимоотношений и взаимодействия с другими классами и группами как в школе, так и вне школы;

· особенности общественной активности класса в целом и отдельных ее членов (отношение к общественным поручениям, мотивы выполнения, потребность в общественной деятельности);

· целесообразность общественных поручений в классе;

· участие в школьных кружках и секциях; в кружках и секциях внешкольных воспитательных учреждений (ДТЮ, спортивных, музыкальных, художественных школы, клубов, домов культуры);

· участие в детских движениях;

· интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, спорту и т.д., формы проявления этих интересов – проведение читательских конференций, диспутов, посещение театра, кино с последующим обсуждением увиденного;

· наличие традиций, правил, ритуалов классного коллектива;

· творческие дела класса;

Общественно-полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива.

· виды труда, характер и результативность его выполнения;

· степень легкости – трудности в организации учащихся класса на выполнение общественно-полезных дел; наличие заинтересованности в успехе совместной деятельности и проявление сознательной дисциплины;

· связь с подшефными группами, формы ее выражения;

· профессионально-трудовая направленность учащихся (для старшеклассников);

· влияние на класс родительской общественности;

III. Руководство классным коллективом и его организация.

Характеристика актива класса.

· выборный актив класса, староста, органы самоуправления;

· авторитет актива, его умение организовать класс на решение важнейших учебных и общественных задач;

· личностные особенности активистов (специфика мотивационно-потребностной сферы, организаторские, коммуникативные способности и пр.);

Характеристика неформального лидерства.

· наличие в коллективе неформальных лидеров (по результатам референтометрии);

· характер и причины влияния на класс;

· отношение к ним актива;

· необходимость и возможные пути коррекции их влияния педагогом;

Особенности межличностных отношений внутри класса.

· эмоциональные связи в группе, конфигурация социометрических статусов («звезды», «предпочитаемые», «избираемые», «игнорируемые», «отверженные»), взаимность выборов, коэффициент благополучия отношений, коэффициент удовлетворенности общением (по результатам социометрии);

· наличие «отверженных», причины отвержения, возможные меры и контрмеры по изменению неблагополучного положения учащегося в классе;

· наличие-отсутствие группировок (мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, влияние на коллектив, отношения между группировками, причины изоляции) (по результатам социограммы);

· мера чувств защищенности, безопасности, доверия (по результатам коэффициентов 1-4 социометрии);

Коллективизм и дружба.

· единство целей, интересов учащихся – степень сплоченности, ценностно-ориентационное единство группы (ЦОЕ) (по результатам методик);

· взаимная требовательность, критика и самокритика, роль общественного мнения в классе;

· наличие – отсутствие взаимопомощи, дружелюбия, чуткости и взаимопонимания в классе;

Возрастные особенности школьников и взаимоотношения мальчиков и девочек.

· проявление возрастных особенностей учащихся в их поведении, во взаимоотношениях, в отношении к делу, в их интересах, мечтах и планах;

· особенности в развитии мальчиков и девочек (в соответствии с возрастом);

· проявление половых особенностей у мальчиков и девочек и их значение во взаимоотношениях;

· причины специфичного поведения «трудных» учащихся;

6.Личность классного руководителя и его влияние на класс.

· образованность, общая культура, организаторские способности;

· знание психологии школьников, их интересов;

· общий стиль руководства, приемы влияния на отдельных учеников и коллектив в целом;

· отношение класса к классному руководителю, его авторитет среди учеников;

IY. Общие выводы.

· Уровень развития коллектива, характер эмоционального климата, достоинства и недостатки в развитии коллектива класса;

· Уровень успеваемости и дисциплинированности класса;

· Конкретные задачи, стоящие перед педагогом и родителями в формировании коллектива класса, и наиболее эффективные пути их решения.

Примечание: Все положения, частные выводы, характеристики целесообразно обосновывать, т.е. подтверждать фактами и результатами методик.

Студенты самостоятельно подбирают методы изучения коллектива учащихся, среди которых могут быть:

· социометрические исследования (матрицы и социограмма прилагаются к характеристике);

· методики изучения сплоченности, ЦОЕ, психологической атмосферы и пр.;

· беседа с учащимися с целью выявления их отношения к школе, учению, учителю;

· выявление интересов, мотивов с помощью бесед, анкетирования и пр.

Протоколы проведенных исследований, анкетные листы, заполненные детьми, прилагаются к характеристике.

 

Методики изучения классного коллектива.

Социометрия

Это комплексный социально-психологический тест, включающий в себя три важных диагностических процедуры: классическую социометрию (1 и 2 вопросы) – изучает структуру эмоциональных отношений в группе, аутосоциометрию (3 и 4 вопросы) – изучает адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы, и референтометрию (5 вопрос) – выявляет референтных лиц, т.е. членов группы, обладающих ценностной привлекательностью.

Процедура проведения. Дается устная инструкция и зачитываются вопросы, предлагается письменно ответить на них в специальных бланках (краткая письменная инструкция, есть место для фамилии и класса, сформулированы вопросы и рядом с каждым оставлено место для ответов) или просто на листе бумаги.

В устной инструкции очень важна мотивационная сторона, т.к. социометрическая процедура достаточно серьезное испытание. Необходимо снизить общую аффективность ситуации через доверительный контакт с группой, доброжелательный, спокойный, неформальный стиль подачи инструкции, мягкое формулирование целей исследования («Мне, как помощнику классного руководителя, очень важно знать, насколько класс дружный и сплоченный, на основе этих результатов будет строиться работа с классом в целом»). Объяснение причины обязательной подписи («Иначе исследование теряет смысл, потому, что не получится узнать, дружный класс или нет») и гарантирование неразглашения личных ответов («Результаты будут изложены только в обобщенном виде») – также важная часть мотивирования участников процедуры.

В технической части инструкции важно подчеркнуть, что при ответе на вопросы следует: заполнять лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух; учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (отсутствующих можно написать на доске); избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого», «не знаю»; ограничиваться числом выборов, предложенным в инструкции.

Устная инструкция может иметь следующий вид: «Для того, чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, и мне, и вам важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа не была напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.70 (0.011 с.)