Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование классного коллективаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предлагаемая схема составления психолого-педагогической характеристики класса – ориентировочная. Она может быть взята за основу, дополнена или сокращена с учетом поставленных задач. Примерная схема психолого-педагогической характеристики класса I. Общие сведения. · количество учащихся в классе, из них мальчиков и девочек; · возрастной состав; · количество второгодников; · социальный состав класса; · время возникновения классного коллектива, были ли слияния с другими классами, новички из других школ, смена классных руководителей и т.д. II. Содержание и характер коллективной деятельности. Учебная деятельность. · успеваемость класса (количество отличников и хорошо успевающих учеников, наличие неуспевающих; место, занимаемое классом среди других по успеваемости); · наличие контроля за отметками отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива и всего коллектива, взаимопомощь, ее формы и организация · степень соответствия общей подготовленности, умственного развития учащихся, работоспособности и успеваемости, чем можно объяснить картину успеваемости класса? · вид (наличие личностной, ситуативной мотивации, отсутствие учебной мотивации) и степень сформированности мотивационной сферы учащихся (наличие познавательных (личностных) интересов к учебной деятельности; проявление интеллектуальной самостоятельности и инициативы в учебной деятельности; заинтересованность и активное включение в решение проблемной ситуации на уроке; интерес к трудному материалу; умение преодолевать посильные трудности учебной деятельности; понимание смысла и важности учебной деятельности; стремление к улучшению результатов учебной деятельности); · организованность и дисциплина класса (общая характеристика поведения учащихся на уроках, во время проведения внеклассных мероприятий; соблюдение школьного режима; выполнение учениками единых требований со стороны учителей); · отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, списывания, подсказки и пр.); 2.Жизнь коллектива вне учебных занятий. · степень активности, место и роль класса в жизни школы, особенности его взаимоотношений и взаимодействия с другими классами и группами как в школе, так и вне школы; · особенности общественной активности класса в целом и отдельных ее членов (отношение к общественным поручениям, мотивы выполнения, потребность в общественной деятельности); · целесообразность общественных поручений в классе; · участие в школьных кружках и секциях; в кружках и секциях внешкольных воспитательных учреждений (ДТЮ, спортивных, музыкальных, художественных школы, клубов, домов культуры); · участие в детских движениях; · интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, спорту и т.д., формы проявления этих интересов – проведение читательских конференций, диспутов, посещение театра, кино с последующим обсуждением увиденного; · наличие традиций, правил, ритуалов классного коллектива; · творческие дела класса; Общественно-полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива. · виды труда, характер и результативность его выполнения; · степень легкости – трудности в организации учащихся класса на выполнение общественно-полезных дел; наличие заинтересованности в успехе совместной деятельности и проявление сознательной дисциплины; · связь с подшефными группами, формы ее выражения; · профессионально-трудовая направленность учащихся (для старшеклассников); · влияние на класс родительской общественности; III. Руководство классным коллективом и его организация. Характеристика актива класса. · выборный актив класса, староста, органы самоуправления; · авторитет актива, его умение организовать класс на решение важнейших учебных и общественных задач; · личностные особенности активистов (специфика мотивационно-потребностной сферы, организаторские, коммуникативные способности и пр.); Характеристика неформального лидерства. · наличие в коллективе неформальных лидеров (по результатам референтометрии); · характер и причины влияния на класс; · отношение к ним актива; · необходимость и возможные пути коррекции их влияния педагогом; Особенности межличностных отношений внутри класса. · эмоциональные связи в группе, конфигурация социометрических статусов («звезды», «предпочитаемые», «избираемые», «игнорируемые», «отверженные»), взаимность выборов, коэффициент благополучия отношений, коэффициент удовлетворенности общением (по результатам социометрии); · наличие «отверженных», причины отвержения, возможные меры и контрмеры по изменению неблагополучного положения учащегося в классе; · наличие-отсутствие группировок (мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, влияние на коллектив, отношения между группировками, причины изоляции) (по результатам социограммы); · мера чувств защищенности, безопасности, доверия (по результатам коэффициентов 1-4 социометрии); Коллективизм и дружба. · единство целей, интересов учащихся – степень сплоченности, ценностно-ориентационное единство группы (ЦОЕ) (по результатам методик); · взаимная требовательность, критика и самокритика, роль общественного мнения в классе; · наличие – отсутствие взаимопомощи, дружелюбия, чуткости и взаимопонимания в классе; Возрастные особенности школьников и взаимоотношения мальчиков и девочек. · проявление возрастных особенностей учащихся в их поведении, во взаимоотношениях, в отношении к делу, в их интересах, мечтах и планах; · особенности в развитии мальчиков и девочек (в соответствии с возрастом); · проявление половых особенностей у мальчиков и девочек и их значение во взаимоотношениях; · причины специфичного поведения «трудных» учащихся; 6.Личность классного руководителя и его влияние на класс. · образованность, общая культура, организаторские способности; · знание психологии школьников, их интересов; · общий стиль руководства, приемы влияния на отдельных учеников и коллектив в целом; · отношение класса к классному руководителю, его авторитет среди учеников; IY. Общие выводы. · Уровень развития коллектива, характер эмоционального климата, достоинства и недостатки в развитии коллектива класса; · Уровень успеваемости и дисциплинированности класса; · Конкретные задачи, стоящие перед педагогом и родителями в формировании коллектива класса, и наиболее эффективные пути их решения. Примечание: Все положения, частные выводы, характеристики целесообразно обосновывать, т.е. подтверждать фактами и результатами методик. Студенты самостоятельно подбирают методы изучения коллектива учащихся, среди которых могут быть: · социометрические исследования (матрицы и социограмма прилагаются к характеристике); · методики изучения сплоченности, ЦОЕ, психологической атмосферы и пр.; · беседа с учащимися с целью выявления их отношения к школе, учению, учителю; · выявление интересов, мотивов с помощью бесед, анкетирования и пр. Протоколы проведенных исследований, анкетные листы, заполненные детьми, прилагаются к характеристике.
Методики изучения классного коллектива. Социометрия Это комплексный социально-психологический тест, включающий в себя три важных диагностических процедуры: классическую социометрию (1 и 2 вопросы) – изучает структуру эмоциональных отношений в группе, аутосоциометрию (3 и 4 вопросы) – изучает адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы, и референтометрию (5 вопрос) – выявляет референтных лиц, т.е. членов группы, обладающих ценностной привлекательностью. Процедура проведения. Дается устная инструкция и зачитываются вопросы, предлагается письменно ответить на них в специальных бланках (краткая письменная инструкция, есть место для фамилии и класса, сформулированы вопросы и рядом с каждым оставлено место для ответов) или просто на листе бумаги. В устной инструкции очень важна мотивационная сторона, т.к. социометрическая процедура достаточно серьезное испытание. Необходимо снизить общую аффективность ситуации через доверительный контакт с группой, доброжелательный, спокойный, неформальный стиль подачи инструкции, мягкое формулирование целей исследования («Мне, как помощнику классного руководителя, очень важно знать, насколько класс дружный и сплоченный, на основе этих результатов будет строиться работа с классом в целом»). Объяснение причины обязательной подписи («Иначе исследование теряет смысл, потому, что не получится узнать, дружный класс или нет») и гарантирование неразглашения личных ответов («Результаты будут изложены только в обобщенном виде») – также важная часть мотивирования участников процедуры. В технической части инструкции важно подчеркнуть, что при ответе на вопросы следует: заполнять лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух; учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (отсутствующих можно написать на доске); избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого», «не знаю»; ограничиваться числом выборов, предложенным в инструкции. Устная инструкция может иметь следующий вид: «Для того, чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, и мне, и вам важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа не была напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.70 (0.011 с.) |