Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как формируется личность ребенка в классном коллективе?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понимая важность воспитания в коллективе, мы, тем не менее, отдаем себе отчет в том, что современный ребенок испытывает кроме того самые разнообразные целенаправленные и стихийные влияния фронтального (или массового), коллективного, группового и индивидуального характера, механизмы воздействия на личность которых отнюдь не идентичны. Не имея достаточно четких представлений о функциях и возможностях массового, коллективного, группового и индивидуального в воспитательном процессе, о механизмах воздействия каждого из них на личность ребенка, воспитатели нередко заменяют без достаточных на то оснований воздействие одного типа воздействием другого. Как известно, в практике как воспитания, так и обучения преобладают фронтальные, массовые формы работы, недостаточно реализуются возможности групповых форм, эпизодически используется индивидуальный подход. Что же касается воспитания в коллективе и через коллектив, то нередко реализуется лишь первая часть этой формулы, т.е. ребенок, будучи членом коллектива, испытывает на себе преимущественно те же фронтальные или массовые воздействия при бездействующих или выключенных механизмах коллективного. Взаимовлияние коллектива класса на ребенка и ребенка на класс многогранно и в равной степени зависит как от характеристик классного коллектива, так и от индивидуально-психологических особенностей входящих в него детей. Сначала рассмотрим этот процесс в направлении "класс-ребенок". Во-первых, следует отметить, что класс влияет или не влияет на личность в зависимости от общих характеристик класса, среди которых важную роль играет уровень развития коллектива в нем, и чем он выше, тем целенаправленнее и многостороннее это влияние становится. Нередко это влияние отождествляется с подавлением, усреднением личности ребенка, что вполне возможно, если ребенок рассматривается только как объект педагогических воздействий. Во-вторых, влияние класса на ребенка зависит от того, какое положение занимает он в системе внутриклассных отношений в классе, которое в свою очередь есть результат, с одной стороны, совокупности различных качеств самого ребенка, а с другой стороны, особенностей класса. Один и тот же ребенок может занимать в разных классах разное положение в зависимости от ценностей, норм поведения, сложившихся в данных классах. В-третьих, влияние класса на ребенка зависит в первую очередь от характера его взаимоотношений с классным руководителем. В-четвертых, влияние класса связано с тем, каково положение в классе дружеской микрогруппы, в которую ребенок входит, и каково отношение к этой группе со стороны классного руководителя. В-пятых, это влияние определяется наличием в школе такой воспитательной системы, которая была бы в нем заинтересована. В-шестых, влияние класса на личность ребенка зависит от его значимости для каждого конкретного ребенка. Безусловно, практически в любом классном коллективе есть дети, влияние класса на которых минимально. Как правило, их количество увеличивается с возрастом учащихся. Класс может влиять на ребенка непосредственно и косвенно. Непосредственное влияние почти всегда связано с конкретной ситуацией и с представлением ребенку возможности выполнения в классе той или иной роли. Косвенное влияние реализуется через создание в классном коллективе общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и норм поведения, через создание эмоционального климата. В конечном итоге, все это находит отражение в структуре и характере взаимоотношений, формирующихся в классе, которые и служат самым мощным фактором влияния на личность школьника. Существенной характеристикой отношений является их гуманистичность. Именно гуманистичность отношений позволяет школьнику реализовать различные задатки и ощутить свою защищенность. Следует отметить, что гуманистические отношения, возникающие в детской среде, не являются ее устойчивой характеристикой и поэтому должны быть объектом специальной педагогической заботы. Процесс вхождения школьника в систему отношений в классе сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Прежде всего он глубоко индивидуален и зависит не только от психологических особенностей личности, но и от ее индивидуального социального опыта. Процесс обмена и взаимопроникновения социального опыта весьма сложен. Он может привести как к "выздоровлению" личности, так и к деградации коллектива в классе. А в ряде случаев в классе может установиться двойная система ценностей, когда в организованной при участии педагогов деятельности между детьми устанавливаются позитивные, реализующие человеческие ценности, отношения, в сфере же неорганизованного общения они носят негативный характер, и участники этого общения исповедуют противоположные ценности. Мы пришли к выводу, что такая ситуация типична для классов старших подростков. Процесс вхождения в систему классных отношений осуществляется при активном, но в значительной степени неосознанном участии школьников, стремящихся сделать окружающую их микросреду благоприятной для себя и своей группы, коллектива. Школьник стремится к популярности в коллективе, старается закрепить свои позиции в нем, страдает от своей непопулярности, очень часто даже не осознавая причины своих переживаний. Далеко не всегда он улавливает те неписаные нормы и обычаи коллективной жизни, невольно нарушая которые он вызывает неудовольствие класса. Иногда он неправильно оценивает свое положение в коллективе, отношение к себе товарищей. Занять благоприятное положение с сфере отношений школьники стремятся различными путями. Одним это удается легко и просто, других постигают неудачи, что приводит к разочарованию, плохому психологическому самочувствию, стремлению добиться любой ценой хорошего положения в коллективе. Исследование А.В.Киричука, проведенное в 1974 году, показало, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе дети занимают уже в раннем школьном возрасте и в дальнейшем оно оказывается для подавляющей массы детей стабильным. Наше исследование, проведенное спустя 20 лет, подтвердило справедливость данного вывода в ситуациях, когда не проводится специальная коррекционная работа в этом плане. Традиционно считалось, что класс оказывает наиболее благоприятное влияние на детей, чье положение в нем благополучно. Результаты нашего исследования позволяют утверждать, что влияние класса в зависимости от положения ребенка в нем не так однозначно и в большей степени зависит от индивидуально-психологических характеристик ребенка. Не единичны случаи, когда дети, занимающие неблагоприятное положение в системе отношений, тем не менее испытывали благоприятное воздействие школьного класса. Неодинаково влияет классный коллектив и на детей разного пола. Полученные данные свидетельствуют том, что влияние класса на мальчиков ограничено, и это связано с тем, что обычно мальчики имеют в классе меньше возможностей для удовлетворения своих социальных потребностей, у них меньше по сравнению с девочками дружеских связей в классе ("много друзей в классе": девочки-39,5%, мальчики-28,7%; "отдельные друзья в классе": девочки-42,4%, мальчики-39,4%), им реже нравится свой классный коллектив (девочки-42%, мальчики-34%).[2] Конечно, когда положение ребенка в коллективе класса благоприятно, его статус достаточно высок, когда коллектив видит в нем личность яркую, оригинальную, интересную, признает ее право на самобытность, самостоятельность, класс является более благоприятной средой развития для личности такого ребенка. Значительно реже в педагогике как теоретической, так и практической рассматривается влияние ребенка на класс, на процесс его развития, хотя практика дает массу примеров такого влияния. Психологи его рассматривают в рамках проблемы "личность в групповом процессе". Влияние ребенка на класс, безусловно, связано с его индивидуально-психологическими особенностями, полом, прошлым социальным опытом, но еще в большей степени с востребованностью или невостребованностью в классе тех или иных качеств личности. Последнее зависит от педагогического управления развитием класса. Если востребованность качеств личности- стихийный процесс, то влияние личности на класс нередко является негативным. Очевидно, что востребованность тех или иных качеств личности ребенка связана с характеристиками самого класса и этапом его развития как коллектива. Влияние личности ребенка на класс, так же, как и влияние класса на нее, зависит от положения ребенка в системе внутриклассных отношений. Наибольшее влияние имеют лидеры, занимающие наиболее благоприятное положение в системе взаимоотношений. Характер этого влияния зависит от личностных характеристик лидера. Достаточно серьезным является влияние и членов дружеской микрогруппы, в состав которой входит лидер. И хотя не все ее члены могут занимать благоприятное положение в классе, но их влияние связано с явлением, которое можно условно назвать "отраженный свет". Влиять на класс могут и дети с отрицательными личностными характеристиками или имеющие влиятельных друзей вне класса, нередко исповедующих культ силы. Их обычно называют "гроза класса". Эти учащиеся, в основном подростки и старшеклассники, нередко являются изгоями в системе отношений. Существенным фактором в силе и характере влияния ребенка на класс являются его взаимоотношения с педагогами и прежде всего с классным руководителем. Здесь складывается неоднозначная и сложная ситуация. Если у ребенка, имеющего влияние в классе, хорошие взаимоотношения с классным руководителем, который и сам является неформальным лидером в классе, то влияние ребенка на класс усиливается. В случае, если эти взаимоотношения нельзя назвать благополучными, в классе может сложиться конфликтная ситуация, так как класс как бы раскалывается. При низком авторитете классного руководителя может сложиться также положение, когда классом управляют несколько его членов, и характер их влияния зависит от личностных качеств этих детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.39 (0.008 с.) |