Как определяются цели в воспитательной работе?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как определяются цели в воспитательной работе?



Целеполагание и планирование - два взаимосвязанных между собой процесса и в то же время имеющих свои особенности.

Проблема целей воспитания и целеполагания относится к числу наиболее важных в педагогике. Любая деятельность возникает потому, что есть цель. К чему стремится школа и каждый педагог - ключевой вопрос в воспитательной деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности классного руководителя.

Педагог несет ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неправильно поставленная цель - причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оценивается прежде всего с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.

Классный руководитель ставит самые разнообразные цели: ближайшие, средние, дальние; текущие и перспективные; реальные и идеальные ; глобальные и частные, конкретные; абстрактные, т.е. отвлеченные от определенного предмета, действия, и конкретные; главные и второстепенные; стратегические и тактические. Он учитывает цели ребенка, цели родителей, цели педагогов, работающих в классе, привлекает всех участников воспитательного процесса к выработке, определению общих целей.

В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности классного руководителя . Однако цель становится движущей силой воспитательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного процесса.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.

а) Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

б) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

в) Преемственность, которая означает: осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.); выдвижение и обоснование целей на каждом этапе.

г) Согласованность, непротиворечивость целей, которая достигается через включенность в процессе целеполагания всех участников деятельности.

д) Направленность на результат, возможность «замера» результатов достижения цели, что достижимо, если четко, конкретно определены цели воспитания.

Исследование показывает, что если целеполагающая деятельность целесообразно организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения.

Цель может быть задана коллективу, ребенку извне, может быть выработана ими самими. По-разному также может идти определение способов достижения целей. Исходя из этого, опираясь на материалы проведенных исследований (Лебедев О.Б.) мы условно выделяем следующие типы целеполагания: «свободное», «жесткое», «интегрированное».

Кратко охарактеризуем эти типы.

При свободном целеполагании учащиеся вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе совместного поиска; при жестком - цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия. Свободное целеполагание дает многообразие целей по содержанию для личности и для группы. Эти цели отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на их индивидуальное саморазвитие. При жестком целеполагании цели однотипны, для одних они могут оказаться занижены, для других - недоступны, хотя внешне могут объединять участников совместной деятельности. При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, но способы их достижения, распределение действий осуществляется в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей.

Для конкретных групп и условий их деятельности реальны все типы целеполагания . Тип целеполагания зависит от особенностей объединения: возрастного, количественного и качественного состава группы, длительности существования, способа возникновения, доступности содержания деятельности, а также мастерства педагога. Безусловно, что наиболее эффективным является свободное целеполагание.

Так, перед классом ставится общественно значимая цель: организация дежурства по школе. Но в данном случае также возможен переход от жесткого к интегрированному, а затем и свободному целеполаганию.

 

Характеристика типов целеполагания

 

Свободное целеполагание Интегрированное целеполагание     Жесткое целеполагание    
Поиск общих целей в процессе совместного интеллектуального общения Учет достигнутых результатов Ориентация на личные потребности Коллективная разработка программы действий по реализации цели Определение целей классным руководителем     Учет планируемых результатов Ориентация на мотивы долга и учет личностных интересов Коллективная разработка действий по реализации цели Определение целей педагогом     Учет планируемых результатов Ориентация на мотивы долга   Программа действий задается

 

Это будет зависеть от того, как создаются проблемные ситуации (ситуации творческого процесса) педагогом при целеполагании на последующих этапах организации дежурства по школе. Важно, чтобы в процессе целеполагаения каждый смог в общей цели открыть для себя личностный смысл деятельности. А это зависит также от того, как строится взаимодействие классного руководителя и учащихся в процессе целеполагания: не на основе подавления, а на основе сотрудничества, партнерства старших и младших.

Разнообразие, множество их типов обуславливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, классный руководитель должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.

Под композицией имеется в виду процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция цели - это расчленение, разъединение цели на составные части, подцели. Однако в процессе декомпозиции не должна нарушаться целостность цели, все части общей цели должны представлять собой иерархическую структуру (В.Г.Гладких). Гармония, согласованность целей - это показатель успешного целеполагания совместной деятельности участников педагогического процесса.

Два процесса, композиция и декомпозиция целей, тесно взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:

1.цель личности < - > цель микрогруппы < - > цель малой группы / первичного коллектива/< - > цель школьной общности < - > цель социума;

2.перспективная цель группы < - > цель ближайшего этапа в работе < - > цель дела < - > цель конкретного действия.

Это лишь некоторые «срезы» в системе целеполагания классного руководителя. Они не исчерпывают всей сложности и многообразия рассматриваемого процесса, тесно взаимосвязаны между собой и пересекаются в конкретно взятой ситуации. Так, например, определение целей конкретного дела связано с декомпозицией перспективных целей группы. В свою очередь, общие цели коллективного дела конкретизируются затем частными, личными целями.

Условно взаимосвязь целей конкретного действия педагога с системой других целей можно показать с помощью схемы.

СХЕМА

Взаимосвязь целей при целеполагании

конкретного действия педагога



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.170.169 (0.008 с.)