Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение особенностей личности школьника в педагогическом процессеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для составления представления о ребенке важнейшим, а нередко и основным методом получения информации о его личности является наблюдение за его поведением. Способность педагога оперативно, всесторонне и глубоко наблюдать и описывать облик и поведение ребенка приходит с годами при длительной тренировке. Этот период освоения метода наблюдения можно сократить, если применять специальные схемы, которые определяют последовательность и особенности наблюдения за ребенком. Предлагаемая ниже схема наблюдения - один и вариантов. Ее цель - задать опорные точки для наблюдения за ребенком и дать возможность педагогам единообразно фиксировать результаты наблюдения.
С Х Е М А ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ ОТ 7 ДО 15 ЛЕТ
Конечно, каждый педагог формирует в течение жизни свой собственный стиль наблюдения, но заложить некоторый “костяк” этого стиля призвана “Схема наблюдения...”
1. Первая часть наблюдения касается общего впечатления от ребенка, его физических характеристик, чистоты, аккуратности, внешнего вида. В первую очередь необходимо обратить внимание на ТЕЛО - рост и вес ребенка и их соответствие возрастной норме. Также необходимо отметить телесные изъяны (дефекты) и какие-либо диспропорции. Некоторые дети выглядят физически более зрелыми по отношению к их возрасту, а другие менее зрелыми. С этим связано впечатление мужественности или женственности. Затем обращаем внимание на ПОЗУ. Она может быть оцепенелой, напряженной, расслабленной, подавленной, жмущейся. ЛИЦО может быть узким или широким, нежным или грубым, асимметричным, более или менее выразительным, комичным, создавать впечатление здоровья или болезненности, выглядеть “интеллигентным”, симпатичным или несимпатичным. Следует также отметить отчетливые дефекты (бородавки, язвы, родимые пятна), которые могут быть объектом насмешек ребят.
МИМИКА И ПАНТОМИМИКА. Оценивается в результате общего впечатления; пониженная, живая, преувеличенная, стереотипная, застывшая. Особенно обращаем внимание на то, что выражают глаза и рот, на выразительные жесты рукой. Следует обратить внимание на состояние КОЖИ: красная или бледная, чистая или с дефектами, нежная, есть ли веснушки.
ЧИСТОТА ТЕЛА является следующим простым, но важным признаком. Обращаем внимание на ногти, руки, уши, волосы, шею, зубы, одежду и обувь. Особое внимание - на КОСМЕТИКУ И ПРИЧЕСКУ. Прическа свидетельствует об аккуратности и вкусе. Обращаем внимание на то, является ли прическа слишком бросающейся в глаза и незабываемой, что нередко, особенно у ребят. Прическа часто проявляет неконформность к нормам, утверждаемым учителями и родителями. У девушек обращаем внимание на маникюр, на то, о чем говорят их украшения (вкус, стоимость, уместность). Относительно ОДЕЖДЫ отмечаем модность, стоимость, крикливость, аккуратность, наличие вкуса, простоту, отремонтированность, соответствие размерам, степень поврежденности или заношенности, сидит ли она гармонично или нет.
2. РЕЧЬ ребенка. Много информации можно получить, оценивая ГОЛОС. Приятный голос бывает важным при формировании положительного эмоционального отношения к ребенку со стороны других ребят и наоборот. Также следует отметить, является ли голос ребенка монотонным или красочным.
ТЕМП речи - расторможенные или напряженные дети часто говорят торопливо и ускоренно. У депрессивных детей обращает на себя внимание замедленный темп речи. Следует отметить, изменяется ли темп речи в процессе разговора. Необходимо также составить представление о РАЗГОВОРЧИВОСТИ ребенка: многоречивый - разговорчивый - малоразговорчивый - замкнутый - неразговорчивый. Плохая ДИКЦИЯ может быть результатом задержки психического развития, а также фактором, который ее обусловливает. Плохая дикция может быть симптомом такого заболевания, как легкая детская энцефалопатия. О культурно-воспитательных влияниях нас информирует СЛОВАРЬ ребенка и конструкция его вербальных построений. Обратите внимание на богатство или бедность словаря, является ли он разговорным или изысканным, использует ли ребенок сленг, а также вульгаризмы, инфантильные выражения, иностранные слова (к месту или не к месту). Конструкция предложений: вычурная или высокопарная, стремится ли ребенок к точной формулировке, использует длинные предложения или простые, краткие, а иногда и примитивные; степень грамотности. Разговор позволяет нам понять как ребенок воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно, есть ли в его мышлении задержки, насколько уверенно или неуверенно он говорит, стремится ли менять темы разговора, естественно, следует выяснить причины такого поведения.
3. Следует обратить внимание на ОБЩУЮ ПОДВИЖНОСТЬ ребенка. Отмечают повышенную двигательную активность, малую активность, пассивность. Подвижность ребенка также оценивается с точки зрения скорости, точности, целенаправленности, напряжения и т.д. Ни в коем случае нельзя пропустить нарушения движений.
4. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Прежде всего обращаем внимание на то, как ребенок устанавливает контакт: торопливо, очень фамильярно, смело, приятельски и охотно, или же сдержанно, недоверчиво, осторожно, была ли тенденция избежать контакта или полностью Вас игнорировать. Полезно наблюдать за ребенком с точки зрения его СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ И ВЕЖЛИВОСТИ. Выделяем, являются ли эти навыки неестественными (чрезмерными), утонченными или только наиболее общими, старается ли ребенок только выглядеть вежливым или ему не хватает каких-либо социальных навыков. Отдельные виды поведения прямо оцениваем как невежливые или грубые. У младших детей это нам говорит о качестве их воспитания. У более взрослых детей определенную роль на вежливость оказывают и другие факторы, одним из которых является намеренное желание ребенка (подростка) отрицать все то, чему его учили взрослые. В целом для выявления качественного своеобразия социального поведения ребенка может помочь следующий список прилагательных: самоуверенный - решительный - упрямый - хвастливый - подчеркивающий свое превосходство - высокомерный - насмешливый - ненастойчивый - нерешительный - застенчивый - неуверенный - назойливый - настойчивый - подчиняющийся - стремящийся угодить - получающий радость от общения - непосредственный - ласковый - доверчивый.
5. Следующий раздел посвящается НАСТРОЕНИЮ. Для заполнения этого раздела производится обобщение на основе различных проявлений (мимических, пантомимических, речевых). В целом настроение оценивается по следующим категориям: эйфоричное, беззаботное и счастливое, уравновешенное, серьезное, плохое, тоскливо-тревожное, депрессивное. Отмечают также насколько настроение подвержено внешним влияниям: стабильное или лабильное (меняется без видимых причин).
6. Отдельный раздел посвящается поведению ребенка при выполнении учебных и не учебных заданий. Очень важным является ОТНОШЕНИЕ ребенка к ЗАДАНИЯМ, которое проявляется в первую очередь как степень интереса: от активного неприятия, нежелания, недоверия через равнодушие к очень высокому интересу и старательности. Обращаем внимание на характер мотивации ребенка: или его интересует задание само по себе, или оно ему нравится как игра, или привлекает успешность решения, похвала или скорее боится неуспеха или какого-то наказания. Наблюдаем у ребенка РАБОЧИЕ НАВЫКИ: может ли анализировать проблему, направлен ли на получение заранее запланированного решения или действует хаотично, методом проб и ошибок. Обращаем внимание на то, решает ли ребенок задания последовательно или неожиданно, обычным способом, изобретательно, оригинально, может ли быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям или нет. Другой важной характеристикой является темп работы: работает быстро, равномерно или неравномерно, иногда ребенок работает сначала медленно, а затем темп повышается. К рабочим навыкам относятся старательность и добросовестность, а также настойчивость и терпеливость. Очень важно пронаблюдать как ребенок реагирует на неуспех: агрессией (вербальной, направленной на учителя или на задание), общим возбуждением, критикой или же самообладанием (становится неуверенным, сдается, винит себя), воспринимает ли неуспех равнодушно, реалистично или реагирует неадекватно. Отдельно наблюдаем за интенсивностью ВНИМАНИЯ, за тем, увлечен ли ребенок работой, сосредоточен ли он.
7. Обязательно необходимо отметить признаки НЕВРОТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ, которые можно наблюдать прямо. Выделяются следующие основные признаки: игра с руками, одеждой - покашливание - гримасы - облизывание губ - сосание пальцев - кусание ногтей - краснение, бледнение - подергивание головой, руками, плечами, тики - плач - пугливость - заикание - запинание в речи - ломаность - беспокойство - повышенная утомляемость - демонстративность - повышенная нерешительность.
На основе результатов систематического и планомерного наблюдения за ребенком учитель может сделать обоснованные выводы о психологических особенностях личности ребенка. Как правило, подобные выводы в дальнейшем уточняются и корректируются. ТЕМПЕРАМЕНТ - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Традиционные типы темперамента: сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) и меланхолик (слабый). ХАРАКТЕР понимается как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, обуславливающих типичные способы поведения. Характер проявляется в отношениях человека к разным сторонам жизни: - отношение к другим людям: эгоизм-альтруизм, честность, правдивость-лживость, рассудительность-легкомысленность, общительность-замкнутость, тактичность-грубость, стремление доминировать-подчиняться; - в отношениях со сверстниками отмечаем: драчливость, конфликтность, подозрительность, открытость, завистливость, уступчивость; - в отношениях со взрослыми выделяем такие особенности, как: послушание, уважительность, капризность, заискивание; - отношение к делу: ответственность - безответственность, трудолюбие-леность, настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, добросовестность, старательность, стремление к достижению; - отношение к себе: скромность. самокритичность, самоуважение, гордость, забитость (закомплексованность), чувство неполноценности; - отношение к собственности: жадность, бережливость, расточительность, аккуратность, неряшливость. И в заключение делается вывод о СРЕДЕ ребенка, которая может быть поддерживающей, конфликтной, здоровой, гармоничной, благоприятной, культурной, травмирующей.
С Х Е М А
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.168 (0.007 с.) |