Классный руководитель в разных классах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классный руководитель в разных классах



 

Чем отличаются классы друг от друга?

Задачи и содержание, методы и стиль работы классного руководителя определяются многими факторами: его личностными качествами, уровнем профессионализма, конкретными обстоятельствами и условиями деятельности. Среди них - особенности того класса, которым педагог руководит. Знание и учет этих особенностей - важнейшая предпосылка успеха, эффективности работы, удовлетворенности ею, а, следовательно, ее облегчения.

Итак, чем же разнятся, чем отличаются один от другого школьные классы? Что это означает для классного руководителя?

Начнем с в о з р а с т а школьников. Общеизвестны особенности возрастного развития подростков, юношей и девушек. Здесь лишь подчеркнем, что - при прочих равных условиях - важно приводить обогащение их социального опыта в соответствие с возрастной динамикой. Это важно, чтобы помочь ребятам в преодолении специфических крайностей, болезней возраста: инфантилизма - затянувшегося ребячества, социального равнодушия и безответственности там, где необходимы доступные возрасту более серьезное отношение к жизненным явлениям (в том числе, в своих классе и школе, в семейной и иной внешкольной среде), большая ответственность за свои поступки; или, наоборот, ранних и пока не оправданных притязаний на взрослость - вызывающего внешнего вида или речи, цинизма, тяготения к “взрослому” внешкольному миру, часто криминальному, и пр. Поэтому целесообразно предоставить школьникам возможность постепенно усложняющейся и по содержанию и “технологии”, и по мере реальной ответственности положительной самореализации. Будь то самоуправление, коллективные дела, работа с младшими или что-то подобное, происходящее в школе или вне ее.

В связи с этим требует внимания и соотношение в классе мальчиков и девочек. С одной стороны, традиционно преобладание общественной активности девочек, особенно в классах подростковых, с другой, - очевидно общее снижение активности и подростков, и старшеклассников. Значит, и задача помочь им в положительной самореализации является актуальной. Среди возможных путей ее решения - сочетание, скажем, гуманитарных интересов девочек (искусство, милосердие) с техническими интересами ребят (компьютер), а, главное, опора на общий интерес, будь то туризм или современная музыка... Важно только, чтобы все это осуществлялось не принудительно, не под давлением “как все”, но по позитивному мотиву быть вместе на основе обоюдной заинтересованности.

Последнее для многих школьников оказывается весьма существенным, т.к. за пределами объединяющего их класса (все чаще и внутри него) их разъединяет социальное расслоение семей, усложняющее и деятельность классного руководителя. В обычных классах общеобразовательных школ все чаще оказываются рядом подростки с прямо противоположными интересами, жизненными планами, ценностными ориентациями, с существенно разным домашним достатком, часто с очень трудными биографиями (беженцы, мигранты), а порой и не менее трудными родителями. Все это ведет к росту числа и жесткости конфликтов среди школьников и вокруг школы. Предупредить или, что сложнее, преодолеть острые ситуации, если и удается, то прежде всего попытками общих дел, в первую очередь направленных на помощь и социальную защиту ребят (“Детский орден милосердия”), на самообслуживание в своей школе, ремонт и оборудование своего класса, проведение этических бесед и тренингов, в старших классах - диспутов о целях и смыслах жизни, совести и саморегуляции и пр. Положительный опыт, созданный и накопленный самими детьми, - мощный воспитывающий фактор.

Классные объединения школьников имеют параметры не только качественные (об одних говорилось выше, к другим мы еще вернемся), но и количественные. Помимо уже названных, важнейший - “возраст класса”, т.е. то, сколько лет он существует в данном составе. В одном случае десятому классу около года, в другом - больше девяти... То же, впрочем, можно констатировать и по “возрасту” их классных руководителей: один работу только начинает, другой ведет ее несколько лет. Кто-то - с четвертого (пятого) класса до обоих выпускных - после девятого или одиннадцатого... Зато он и лучше знает класс - и все сообщество, и каждого ребенка.

Как правило, чем больше “возраст класса”, тем более устойчива его социально-психологическая структура, объемны и влиятельны традиции. Их знание позволяет помочь ребятам поддерживать одни и преодолевать другие, а самому педагогу - не допустить неуважения к сложившимся отношениям.

В классе, история которого только начинается, важно помочь в другом: в “создании” структуры и традиций как средства и результата накопления положительно мотивированного социального опыта ребят, соответствующего их возрасту и реальной ситуации в классе, в школе - связанного с организацией подлинного самоуправления, коллективных творческих дел, созданием “летописи класса”, заботой о товарищах или краеведением...

Нельзя в то же время не заметить, что порой при устойчивом в течение ряда лет составе класса существует серьезная вероятность столкнуться с неприятием нового классного руководителя, с конфликтами, вызванными отсутствием преемственности содержания и средств его работы с тем, что и как делал его предшественник. Особенно сложно, когда сталкиваются элементы разных педагогических стилей - авторитарного и либерального, причем в прямом или обратном движении от одного к другому. В этом случае приходится долго и тактично искать резервы взаимоприемлемого общения с ребятами, начинать с решительного самопреодоления - отказа от любых крайностей, будь то попытки окрика или панибратства.

Существенным количественным параметром выступает наличный состав - наполняемость класса. В государственных городских общеобразовательных школах она все еще часто превосходит норматив, заложенный в Законе РФ “Об образовании”, в сельской местности, - как правило, не доходит. Значительны количественные колебания в школах частных, в гимназиях и лицеях, в специализированных классах.

Реальной наполняемостью во многом определяются особенности работы классного руководителя, прежде всего действительная возможность индивидуального подхода к ребятам, естественно, разная, когда их в классе 10 - 15 или когда 35 - 40, а то и больше. То же - в работе с родителями школьников.

В то же время в большом классе и больший простор для взаимодействия с разными ребятами (и между ними), большее пространство для формирования общественного лица каждого. Зато в небольшом классе нередко возникают более тесные связи, простые, доверительные взаимоотношения ребят друг с другом и с педагогом.

Как понять класс?

Что значит понять класс? Это значит, что педагог учитывает особенности класса, отношений, которые в нем складываются, перемены, которые в нем происходят.

В этой связи вновь обратимся к параметрам качественным. Трудно переоценить огромное значение социально-психологической структуры класса. Она - одна из важнейших его особенностей, без понимания разных проявлений которой классному руководителю трудно достичь успеха, а, значит, и удовлетворенности своей работой.

Прежде всего - это состояние классного коллектива, т.е. его сплоченность, при которой хорошо всем, когда хорошо каждому. Между тем, далеко не всякое соединение школьников под формализованным названием VI класс “Б” или IX класс “А” представляет собой настоящий коллектив, тем более - высокой степени развития. Помочь достичь ее - значит в м е с т е с ребятами организовать жизнедеятельность класса так, чтобы школьникам хотелось быть вместе, чтобы они ощущали себя в школе (для них - прежде всего в классе) защищенными от многих драматических ситуаций окружающей жизни, чтобы могли здесь реализовать свои интересы, активно делясь и увлекая ими других. В общих делах, в рождении и удовлетворении общих потребностей складывается обоюдная ответственность каждого - едва ли не главное основание самостоятельности и духовной динамики, доступных соответствующему возрасту.

Не менее важно внимание классного руководителя к проявлениям групповой дифференциации и лидерства. Первая - фактически реальность всякого класса: одну группу объединяют общие увлечения, в другой - дети “новых русских”, в третьей - живущие рядом друг с другом, в четвертой кучкуются начинающие оппозиционеры школьным режиму и “власти”... Один школьник входит в разные группы, другой не примыкает ни к каким. Каждая группа имеет свою ориентацию, и она, если не носит асоциальной направленности, не может подвергаться сомнению или отрицанию. Тревожна может быть ситуация конфликта между группами, их взаимного неприятия или вражды. Предупредить или преодолеть такую ситуацию, скорректировать отношения можно, наладив межгрупповое взаимодействие путем вовлечения в совместную деятельность, отвечающую общим интересам и требующую коллективной ответственности ребят из разных групп: краеведческую экспедицию, театральный коллектив или деловую игру...

Значительную роль здесь могут сыграть лидеры. Известно, что их в классе может быть множество: в знаниях или спорте, в юморе или моде... Каждый - в чем-то умелец - ведет за собой других, принят ими и выдвинут в таком качестве. Впрочем, есть и другие лидеры - хулиганы, прогульщики, начинающие наркоманы... И они ведут за собой, являя другим пример, весьма привлекательный. Особенно опасны и трудны для классного руководителя те, у кого крепкая поддержка за пределами школы - в преступных группировках, компаниях фанатов, иных тусовках. Негативные увлечения рекрутируют соответствующих лидеров нередко тогда, когда природная возрастная активность этих ребят не находит пространства реализации в школе. Значит, педагогу полезно попытаться предоставить им такое пространство - в организации дел и отношений, полезных и школьнику, и школе, классу.

Любой общественно значимый лидер нуждается в человеческой и деловой поддержке со стороны классного руководителя. Педагогу важно не допустить ошибки, пытаясь сменить или навязать, назначить лидера, когда приходят в противоречие формальное и реальное положение подростка в классе среди товарищей, их о нем мнение. Да и самим лидерам надо помочь, показав, как трудно, но и важно уверенно вести за собой, имея на это основания, прежде всего - доверие одноклассников, принимая на себя ответственность, доказывая - и это чрезвычайно существенно! - свое право лидерство. Если лидером движут не амбиции и желание власти над другими, - это полезный и для него, и для педагога, и для класса результат их взаимодействия.

Успеху его содействует и забота о стиле и атмосфере межличностных отношений. Иногда они чрезмерно облегченны, поверхностны, иногда - недружелюбны, порой - ровны и спокойны. Бывают классы равнодушные к своей ситуации и к окружению, бывают агрессивные, встречаются более или менее отзывчивые или глухие на призывы извне. Во всех случаях, стремясь создать или сохранить атмосферу взаимного внимания, доброжелательной требовательности, приходится и самому стимулировать инициативу ребят, помогать им совместно достигать общего успеха, только и могущего вести к взаимному интересу и расположению. Разумеется, это не исключает столкновений авторитетов или мнений, а значит, отдельных срывов, конфликтов, ссор, но не они - тоже порой по-своему необходимые для развития коллектива, выяснения отношений в нем и к нему, преодоления ребятами и педагогом самих себя - не сбои характеризуют атмосферу и стиль жизнедеятельности класса. Его взаимодействие с классным руководителем определяется общим, обоюдоприемлемым, осознаваемым и ощущаемым радостным движением друг к другу в дорогой им общей школьной среде.

Некоторые из особенностей класса - объективная данность, источники и содержание которой никак не зависят от классного руководителя, но требуют его внимания и - по возможности - влияния. В самом деле, последнему не подвластны, скажем, регион, социальная среда, тип школы, состав родителей, “возраст класса”. Но вот буквально для него судьбоносные традиции, принесенные из начальной школы, складываются не без влияния будущего классного руководителя, если тот успешно взаимодействовал со своей предшественницей - учительницей III (IV) класса. Ростки, там заложенные, станут светлым и знакомым или угрожающе-сумрачным “лесом” для нового руководителя детей. Не всегда есть возможность лучше или хуже обеспечить такую преемственность. Однако там, где между начальной и средней школой ее вовсе нет, именно это часто оказывается основой и началом многих последующих сложностей, от которых страдают и классный руководитель, и, главное, дети.

Многим учителям приходилось сталкиваться и с классами, у которых так и не сложилось положительного отношения к наставнику. То ли у ребят до этого успел накопиться отрицательный опыт общения с его предшественником (а то и предшественниками), то ли школьники не сумели или не захотели принять нового педагога, то ли он с самого начала наделал столько ошибок в содержании и стиле своей деятельности, что дети этих ошибок так и не простили...

Причин тому может быть сколь угодно много, в том числе - кажущихся со стороны совсем ничтожными, но они непременно есть и так же непременно должны быть увидены и осознаны педагогом, как ни мучительно трудно признавать собственную неправоту или профессиональные ошибки, уж не говоря о недостатках характера...

Конечно, при добрых взаимо отношениях и работать легче, и результаты выше. Но и при недобром отношении класса учитель ни человечески, ни профессионально отступать от нравственного долга перед детьми, уклоняться от выполнения воспитательных функций, отказывая детям в социальной и педагогической поддержке. Разумеется, это и человечески, и профессионально очень трудно: работать с подростками, со старшеклассниками равнодушными или агрессивными, сопротивляющимися контактам, холодно подчиняющихся только приказам, - и не сорваться в бездны постоянного недовольного брюзжания, сухого дидактизма, ответного равнодушия...

Есть ведь и педагоги, в которых дети со временем разочаровываются, теряют в них веру, оскорбленные “нечестностью”, “предательством”, недоверием, жесткостью, а более всего - равнодушием к их интересам, взглядам, суждениям. Иногда подбираются очень трудные по составу и традициям, что называется, неуправляемые классы, особенно из старших подростков. Но есть и педагоги, трудные для ребят авторитаризмом или нетерпимостью, высокомерием или отсутствием чувства юмора... Нелепо “виноватить” одних, оправдывая других. Личностная и профессиональная ответственность - при любом варианте, повторимся, за педагогом. Еще более важно другое: позитивное отношение класса - главная, ничем не компенсируемая основа успеха классного руководителя, его удовлетворенности своей нелегкой работой. Сама же эта удовлетворенность, в свою очередь, - одна из самых существенных основ высокого качества работы, вызывающей положительное отношение школьников...

Поэтому важно как можно раньше почувствовать приближение или заметить появление негативных особенностей класса, чтобы по возможности не дать “болезни” развиться, став диктующей образ жизни ребят и их наставника, воспрепятствовать обоюдному накоплению отрицательного опыта взаимо отношений. Сделать это можно только путем постепенного, нередко долгого, по “мелочам” накопления опыта положительного - обоюдного опыта работы над собой и ребят, и педагога, труднейшей задачей которой как раз и оказывается в м е с т е организовать такой опыт успеха в движении навстречу друг другу.

Что-то будет придумано и получится, чему-то поможет его величество случай, для чего-то создатутся благоприятные условия... Кому-то поможет пусть жесткий, но откровенный “разговор о нас самих” у походного костра, кого-то сблизит общее поручение, кому-то окажут помощь по математике после долгой болезни... Во многих классах с такого начинаются и этим полнятся добрые перемены, образуется сплоченность не круговой поруки, но групповой самореализации, развитие которой непременно ведет к возникновению у ребят потребности в наставнике, которая объективно существует всегда, качественно изменяясь, но и возрастая по мере взросления, роста самостоятельности школьников, достигая максимума к выпускным - IX и XI - классам. Впрочем, каждый из классов идет своим путем, по-своему ведет по нему своего наставника, по-разному им ведом, разным приходит к финишу своего школьного пути. И, как показывает массовый опыт, лишь единицы из сотен и сотен классов выходят из школы с глубоким внутренним раздраем со своим классным руководителем (с кем-то из своих классных руководителей). Большинство тепло говорят о своих “классных” и совсем не вспоминают, что все начиналось очень непросто...

В последние годы, в связи с попытками демократизации образовательной системы, стала типичной своеобразная специализация внутри средней школы, что не могло не сказаться на условиях и содержании воспитательной деятельности классных руководителей. Речь идет о классах с тем или иным - математическим или медико-биологическим, языковым или экономическим - уклоном, о классах в лицеях или гимназиях, в частных школах... Как ни разнится конкретная финансово-хозяйственная и бытовая ситуация - общая, региональная, местная, - в которой классы функционируют, у них есть ряд общих особенностей, такой ситуацией обусловленных.

Среди особенностей - фактически первый пережитый и ставший для ребят общим опыт прохождения через отбор, одних - возвысившего (если это был честный отбор по знаниям), других - унижавщего (если состязались кошельки родителей, а не способности ребят). Этот опыт, через достижения или огорчения, но приведший в привилегированные условия, повышает не только самоуважение класса, его групповую самооценку, но и уровень притязаний школьников, отвечающих общественной оценке их способностей к занятиям, скажем, физикой или литературой. И таких, требующих и ожидающих уважения, - едва ли не целый класс. Целый класс учащихся из интереса, погруженных в этот интерес, с удовольствием отдающих ему силы и время.

Познавательный процесс, как бы он ни был организован, - сугубо индивидуален, в классе собрались сплошь яркие индивидуальности... Казалось бы, в этих условиях и классному руководителю работать легче. Только казалось бы... Правда, здесь, как правило, нет изнуряющих повседневностью проблем с “успеваемостью и посещаемостью”, с открытым хамством на уроках или разбитыми в учебном кабинете стеклами... Но как же непросто, но насколько сложнее добиться, чтобы состязание умов и знаний не стало враждой конкурентов, взаимной агрессией, чтобы именно доброе препятствовало появлению наркомании, помогало предупредить или преодолеть бездуховность, жесткую борьбу за лидерство. Здесь требуется особое мастерство, тонкое знание ребят, их межличностных связей, внешкольного общения - в семье и со сверстниками, чтобы воспользоваться средством, о котором мы уже не раз говорили: при безусловном и выражаемом уважении личных достижений отдельных ребят - акцент на успех совместных дел, самореализацию личностного потенциала в общественно значимых ситуациях, чтобы пробудить потребность и предоставить пространство совместного с другими бытия. Приоритетным остается все то же: не дать развиться у школьника высокомерному индивидуализму, противопоставлению себя “массе”. Зазнайству можно противостоять только жизнью и работой среди сверстников и взрослых, самоутверждаясь не “на них”, а вместе с ними, в общих делах.

Следует добавить, что в данном случае особую ценность обретает то или иное личное увлечение классного руководителя, причем вовсе не обязательно совпадающее с академической направленностью питомцев. Это может быть самодеятельная песня или компьютер, современные танцы или спорт, тайны НЛО или Живая Этика... Успешно воспитывать одаренных питомцев подсилу прежде всего одаренному, духовнощедрому педагогу, являющему наглядный и убедительный пример богатства талантливой личности. Тогда счастлив и он, и те, в кого он поверил и кто уверовал в него.

Предстать увлеченной личностью важно и перед родителями учащихся класса - людьми очень разными и в принципе, и в их отношении к школе, и в оценке собственных детей. Увлеченность педагога не только видимый и внутренний антипод формализма, безразличия, не только одно из оснований авторитета наставника, но и способ вызвать интерес и доверие к школе родителей-скептиков, недооценивающих учительские усилия, особенно тех, кто противопоставляет свою семью и школу.

Есть свои проблемы и в работе классного руководителя с коллегами-предметниками. В частности важна координация усилий ведущих спецпредметы и преподающих другие дисциплины, чтобы не допустить возможной односторонности, а ребята овладевали средним образованием, сочетая изучение всех предметов, но при этом чрезмерными усилиями не было подорвано физическое и психическое здоровье школьников.

Так что и в специализированных классах есть немало существенных трудностей: элитные условия требуют соответствующих им усилий классного руководителя.

Вернемся теперь в обычную школу. Говоря о характерных особенностях, присущих различным классам, нельзя не отметить и такую, в которой своеобразно итожатся, аккумулируются жизнь коллектива к данному моменту, результаты взаимодействия ребят со своим наставником, - статус в общешкольном коллективе. Каждый класс здесь, будто человек, имеет свою репутацию, свой имидж. Про один класс говорят, что он“спортивный”, в другом собралось несколько любителей авторской песни, третий каждые каникулы чуть не всем составом отправляется в экологическую экспедицию, в четвертом - мастера организовать дискотеку, в пятом - опытные ведущие экономической игры... Практически каждый школьник обретает при этом пространство для индивидуального саморазвития; такой класс нужен и интересен детям, как и его имидж.

И в то же время общеизвестно: увлечения, характерные для того или иного класса, - очень часто отражение и выражение увлечений его классного руководителя. От одного опытного методиста пришлось услышать “обратное”: “Дайте неделю-другую понаблюдать за классом - и я вам все расскажу про их классного руководителя.” Впрочем, обратное ли?.. Ведь порой, и правда, один класс приучен к спокойному тону, в другом - вовсе не привыкли слушать даже соседа по парте, но зато приучены кричать... С каждым из этих классов работали и работают десятки учителей, причем, скажем, словесники или математики - по несколько часов еженедельно, а очевидно влияние другого учителя, порой и всего-то пару раз в неделю приобщающего ребят к тайнам химии или географии, но зато - их классного руководителя. Наверно, секрет не прежде всего в предмете...

Другое дело, есть классы будто безликие, холодные, равнодушные... В них и самим-то ребятам неинтересно быть вместе, да и “классная” неведомо зачем существует... Она, конечно, многое могла бы изменить, хотя в данном случае это и очень трудно, так как жестко связано с преодолением отрицательного социального опыта класса.

Среди особенностей классов - присущие одним социальный эгоизм, корпоративная замкнутость, а другим - желание и умение организовать общешкольные дела - слеты, игры, вечера; IY(Y) и особенно Х классы нередко бывают сборными, и каждая группа пришедших из одного девятого класса своей или другой школы - носительница своих традиций и образа жизни, при этом возникает столкновение лидеров или претендентов на лидерство, встречаются в общем составе свои одиночки-новенькие; порой резко разнятся даже два класса одной параллели, что способно питать антагонизм “ашников” и “бэшников”, но может создать условия и для их позитивного взаимодействия... И каждый случай - клубок сложнейших задач, требующих педагогически грамотного решения.

Несомненно есть немало качественных и количественных признаков, которыми могут различаться и по которым могут оказаться схожими разные классы. Признаки эти - постоянны, а вот их конкретные проявления - переменны, причем и в их возможной номенклатуре, и в их реальном сочетании, и в мере, степени, уровне выраженности, т.е. эти проявления практически бесконечны! Здесь-то и заключена главная трудность - бессчетное число в а р и а н т о в индивидуального облика класса, требующих в каждом случае индивидуального же подхода, прежде всего осознанного педагогом и предопределяющего содержание и технологию профессиональной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.022 с.)