Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как осуществляется целеполагание?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс выработки рождения целей и определения задач сложен, по времени может быть достаточно длителен. Многое зависит от того, какие цели и задачи мы хотим определить. Педагогическое целеполагание может быть условно представлено в общем виде следующими этапами: а) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы; б) моделирование педагогом воспитательных целей и задач, возможных результатов; в) организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности учителя, учащихся, родителей; г) уточнение педагогом воспитательных целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов. Чтобы цели и задачи, планы их реализации были актуальны, реальны и доступны, необходимо осуществить диагностику исходной ситуации, в которой находятся участники совместной деятельности. Целесообразно изучить состояние воспитательного процесса, индивидуальные и возрастные особенности детей, результаты их деятельности на предыдущем этапе, опыт организации их совместной работы, опираясь при этом прежде всего на оценку, информацию самих школьников. Участие детей в осмыслении своего предыдущего опыта позволяет им сознательно подойти к определению общих и индивидуальных целей, достичь гармонии этих целей. Этап диагностики в целеполагнии особенно важен, так как позволяет учителям выявить наиболее значимые педагогические средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки взрослых и детей об эффективности работы, а следовательно, лучше понять запросы, потребности школьников, оценить совместную деятельность педагогов и учащихся с позиции самих детей. На основе материалов, информации, полученной в ходе диагностики, совместного анализа, классный руководитель определяет первый вариант воспитательных и организационно-педагогических задач. На этом этапе целеполагание осуществляется как индивидуальная мыслительная деятельность педагога по выработке целей и задач, определению главных путей их достижения. Для проектирования актуальных целей и задач классному руководителю необходимо собрать информацию по следующим вопросам: а) каковы общие цели воспитания; б) каковы особенности цели воспитания в регионе, данном учреждении, классном коллективе; в) какие задачи школа решила в текущем году, успешность их решения; г) какие задачи были поставлены в работе с классом в текущем году, успешность их решения; д) к решению каких задач подошел коллектив на следующем этапе; е) какие возможности реализации целей может предоставить школа, микрорайон, район, город, и т.д. ж) в какой мере готов ученический коллектив к решению ближайших задач. На третьем этапе сущность взаимодействия классного руководителя и школьников заключается в том, чтобы воспитательные задачи, стоящие перед педагогами их замыслы трансформировать в задачи из замыслы школьников, а проблемы, выражающие интересы детей и актуализированные на первом этапе целеполагания (на этапе диагностики), конкретно и осознанно оформить в общие цели совместной деятельности педагогов и детей. В этом случае используют различные приемы: вместе с детьми вспоминают проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизнедеятельности коллектива, помогают сформулировать вопросы, которые подскажут эти проблемы школьникам. Учащиеся быстрее и осознаннее воспринимают цель, присваивают ее, если то, что предполагает педагог: а) связано с их конкретной жизнью, с потребностями подростков скорее стать взрослыми; б) выражено серьезно, значимо, доверительно; в) связано с предполагаемым результатом; д) ярко и эмоционально (В.С.Безрукова). Четвертый этап целеполагания в определенной мере повторяет второй, но по содержанию и объему работы может существенно отличаться. Здесь педагогу целесообразно проанализировать, в какой мере удалось: а) организовать взаимодействие учащихся в процессе целеполагания; б)согласовать общие и личные цели детей, педагогические и жизненно-практические задачи; в)спрогнозировать, предусмотреть интересы, потребности детей; г)провести свои педагогические замыслы через школьников. Выделение этапов целеполагания весьма условно, так как все они взаимосвязаны, в реальной практике прогнозирую друг друга. Описание этапов целеполагания носит обобщенный вариант и может быть применено к различным типам целеполагания. Методика целеполагания будет отличаться при этом временными рамками, набором педагогических приемов и действий детей. Предложенные выше этапы и методические рекомендации могут быть использованы при проведении целеполагания на уровне классного коллектива, конкретной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела. В любом случае эффективность целеполагания определяется степенью присвоения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностного смысла каждым учеников, а также соответствием целей и достигнутого результата. Целеполагание, как правило логично, естественно переходит в планирование работы по реализации намеченных целей и задач.
Каким должен быть план воспитательной работы? Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованны й план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения воспитательных задач. Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется. Предназначение плана - упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план - документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. План будет помощником в построении воспитательной работы, если сможет удовлетворять ряд требований. 1)Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику в ее использовании. 2)План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучении их ценностных ориентаций. 3)План - это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей. 4)План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает: -создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; -отражение основных событий страны в жизни коллектива; -включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды. 5)Следует ориентироваться на комплексный характер планов, что предполагает: -разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей; -положительное влияние на разные стороны, свойства личности; -включение школьников в разные виды деятельности; -целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей. 6)План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе. 7)При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе. 8)Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогчисекого коллективов, уровня их развития, сложившихся традиций; педагогчисекую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива, каждая из которых может быть реализована конкретными делами. 9)Реальность и разумная насыщенность плана. Общий ход планирования можно представить тремя этапами: -составление педагогами проекта плана (его контуров); -коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей); -внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы. При планировании воспитательной работы классному руководителю необходимо учитывать: -результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа; -воспитательные и организационно-педагогические задачи; -материалы, советы педагогической и методической литературы по воспитательной работе; -передовой опыт страны, города, школы; -возможности родителей, общественности; -воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений; -традиционные праздники учебного года; -события, факты, связанные с жизнью страны, города, села; -события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей; -традиции школы, классного коллектива; -дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями; -планы школьного коллектива; -предыдущие планы классного коллектива; -предложения педагогов, учащихся, родителей. Необходимо различать планы работы классного руководителя, совместные планы педагогов и учащихся, родителей, а также планы самих детей. Естественно, что все планы взаимосвязаны. Так, план работы классного руководителя составляется с учетом тех дел, которые определены детьми. В плане классного руководителя отражена его позиция по отношению к этим делам или роль в их подготовке: помощь, консультации для организаторов дела, методическая работа с активом детей. Классный руководитель может составлять различные планы: -план воспитательной работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день; -план работы по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например, по нравственному воспитанию учащихся, профориентационной работе; -план подготовки и проведения дела (родительское собрание); -план работы с творческим объединением, с родительским комитетом и т.п. -план самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.
Раздел плана работы классного руководителя
Данная форма предполагает соединение в себе перспективного, календарного и текущего планирования. При оформлении плана в тетради на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть основные дела на весь год и в то же время вносить по ходу работы дополнения и изменения. Целесообразно составление плана индивидуальной работы с учащимися, что возможно, если классный воспитатель является освобожденным от учебной работы, занимая полную ставку педагога, и имеет время для целенаправленной работы с каждым ребенком. Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием плана, а продолжающийся в течение года. План – важная предпосылка успеха в воспитании школьников в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества, поиска классного руководителя, учителей класса, учащихся и родителей, когда в основе процесса планирования лежит тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество воспитателей и воспитанников, старших и младших. Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (полугодие). Рекомендуется следующая структура этого плана. 1.Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год, в котором целесообразно отразить следующее: результаты воспитательной работы (уровень воспитанности учащихся. характеристика изменений, происшедших в коллективе (развитие структуры, отношений между участниками педагогического процесса, укрепление связей и традиций); реализация поставленных воспитательных задач (какие задачи решены и как, что и как повлияло на их решение, причины невыполнения намеченного); 2.Задачи воспитательной работы на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования: они вытекают из анализа воспитательной работы; воспитательные задачи на новый учебный год отличаются от задач предыдущего года; они конкретны и реальны для выполнения; задачи пронизывают всю планируемую работу с учащимися и родителями, классным коллективом. 3.Работа с коллективом учащихся. 4.Взаимодействие с педагогическим коллективом. 5.Работа с семьей, общественностью. Общепринятой формы и структуры плана воспитательной работы классного руководителя не может быть. Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности классного коллектива, условия школы, а также опыт своей работы. Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразные, но главное, чтобы они были удобные для работы и оперативной корректировки. В практике существует несколько вариантов форм планов, каждая из которых обладает определенными достоинствами и недостатками. Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса. Так, например, содержание и формы работы с ученическим коллективом могут быть представлены следующим образом.
План работы с ученическим коллективом
Целесообразна и в практике используется такая структура плана, которая предусматривает не только планирование работы с учащимися, но также с педагогами класса, школы и родителями.
План воспитательной работы
Одна из форм, используемых в практике классными руководителями, предлагается в схеме.
Как организовать коллективное целеполагание и планирование в классе? Классный руководитель является организатором коллективного планирования. Он должен предвидеть дальние перспективы и магистральные пути развития системы воспитательной работы, учесть возможности родителей и общественности, изменения, которые ожидаются в окружении школы. Он придумывает координацию усилий педагогов класса, учащихся, родителей в достижении поставленных задач. Классный руководитель помогает школьникам ознакомиться с передовым опытом работы школы, района, города, страны, предусматривает сохранение и развитие традиций в коллективе, придает плану и планированию идейную направленность. Руководящая роль классного руководителя в процессе планирования не означает, что детям отведена пассивная роль исполнителей. По мере развития коллектива и учащихся часть организаторских функций передается активу школьников, органам самоуправления детей: информация, полученная от школьников, очень часто является определяющей при выдвижении перспектив, выборе содержания и форм работы, вносит существенные коррективы в замыслы педагогов, так как все воспитательные воздействия должны быть сориентированы на детей – учитывать и развивать их потребности и интересы. Необходимость и важность взаимодействия педагогов и учащихся в процессе планирования обусловлена также тем, что знания и опыт взрослых дополняются нестандартностью, оригинальностью решений детей. В зависимости от условий взаимодействия классного руководителя и детей процесс планирования воспитательной работы может проходить на нескольких уровнях: 1 уровень – классный руководитель привлекает учащихся к планированию; 2 уровень – совместное планирование педагога и детей; 3 уровень – педагог помогает школьникам в планировании. На всех уровнях взаимодействие предполагает участие детей (с различной степенью активности) в анализе воспитательной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм работы, обсуждении планов. Характер и уровень взаимодействия классного руководителя и учащихся зависят от многих обстоятельств: возраста учащихся, предыдущего опыта планирования, подготовленности педагога, типа планирования и т.д. Итог, показатель эффективности успеха этого взаимодействия можно кратко выразить следующим образом: школьники включили в план то, что им хотелось, но хотели они того, что хотел и предполагал целесообразным педагог. Часто дети, участвуя в планировании, предполагают то, что уже им известно, что носит развлекательный характер. Возникает проблема: как обогатить опыт учащихся новыми идеями, формами. Ее решение зависит от умения педагога провести свои замыслы, идеи через детей и родителей в процессе планирования. С этой целью могут быть использованы следующие способы: -предварительная разъяснительная и подготовительная работа классного руководителя с лидерами, авторитетными в коллективе учащимися, с которыми проговариваются возможные варианты идей и замыслов; -выступление перед участниками планирования человека, учащегося или взрослого, который был участником или очевидцем важной для коллектива идеи, формы работы; -организация посещения, встречи с коллективом, где апробирована, реализуется необходимая и педагогически целесообразная идея; -создание проблемной ситуации, которая выводит детей, родителей на нужное решение, необходимую для коллектива идею; -выбор варианта, формы, средства из нескольких предложенных и обоснованных педагогом; -включение (внедрение) классного руководителя в работу творческих поисковых групп «на равных»; -конкурс на лучшее предложение в план, создание «банка идей», когда педагог может внести и свою идею как рядовой участник поиска; -обобщение и интеграция классным руководителем идей, высказанных детьми, родителями, когда педагог ненавязчиво включает и свою идею в обобщенный вариант; -подсказывающие, проблемные вопросы в ходе обсуждения плана; -проведение «акта добровольцев» по организации какого-либо дела, после чего добровольцы становятся проводниками идей в коллективе; -чтение и обсуждение литературы, которая может подсказать нужную идею, замысел; -анализ дела, в ходе которого при соответствующих акцентах и специально поставленных вопросах учащиеся и родители выходят на нужную идею. Классному руководителю важно позаботиться о том, чтобы был составлен, наглядно оформлен и доступен всем план ученического коллектива. Этот план часто представляет из себя план-сетку, где отражены основные дела и события класса, а также школьные мероприятия, в которых дети решили участвовать. Лучше, если учащиеся сами выберут или создадут свою форму плана. Таким образом, целеполагание и планирование работы классного руководителя предусматривает организацию активной и творческой работы учащихся, родителей, учителей класса. Покажем это на примере планирования воспитательной работы на учебный год, которое может быть представлено следующими этапами. 1.Коллективный анализ воспитательной деятельности класса с привлечением родителей, всех учащихся и определение задач на следующий год- апрель-май (подробнее об этом в следующем параграфе). 2.Составление анализа воспитательной работы классным руководителем и формулировка задач воспитания – начало июня. 3.Составление предварительного варианта плана воспитательной работы с учетом воспитательных и организационно-педагогических задач – июнь. 4.Колелктивное планирование воспитательной работы в ученическом и родительском коллективе, организованное классным руководителем – 1-3 недели сентября. 4.1. Знакомство учащихся с событиями в стране в очередном году; опытом и формами участия детей в этих делах, обзор событий школьной жизни. 4.2. Сбор предложений в план работы: поиск полезных дел творческими группами (дела для нас самих, для сплочения коллектива; дела для младших, в сотрудничестве с младшими; дела на пользу окружающим людям, для школы; совместные дела с родителями); конкурс на лучшее предложение дела на пользу и радость окружающим людям по результатам «разведки»; анкетирование (Какие дела прошлого гола особенно понравились и почему? Какие дела сплотят, сдружат наш коллектив? Кому и как может принести пользу, радость наш коллектив?); предложения ответственных за конкурсные участки работы коллектива. 4.3. Определение или уточнение тематики классных воспитательных часов, предложенных классным руководителем (анкета, коллективное обсуждение). 4.4. Игра «Интерес». Этапы игры: предлагается написать на листочках перечень своих увлечений, любимых занятий; дети поочередно выходят к доске и фиксируют свои увлечения; составляется список любимых занятий учащихся класса; учащиеся добровольно объединяются в группы с учетом этих увлечений и готовят представление группы (реклама своего любимого занятия); каждая группа составляет план дела, действий с целью пропаганды своего увлечения и привлечения к этому виду занятия одноклассников, учащихся других классов и младших школьников; группы защищают свои проекты, планы, идет обсуждение предложений группы и отбор идей в план работы классного коллектива. 4.5. Обсуждение содержания, формы работы с родителями и детьми на родительском собрании. 4.6. Обработка предложений детей и родителей классным руководителем, активом школьников и родителей. 4.7. Обсуждение воспитательных задач, составление проекта плана на сборе актива родителей и учащихся. 4.8. Знакомство с проектом плана всего коллектива. 4.9. Сбор-старт по планированию работы коллектива: сообщение о проделанной работе по сбору предложений в план, об участии школьников в поиске дел, отборе этих дел активом класса; коллективное обсуждение воспитательных задач на новый год (актив обосновывает свой вариант задач коллектива, идет обсуждение этого варианта по группам и вырабатывается решение); обсуждение проекта плана на четверть (полугодие): заслушиваются мнения групп о целесообразности плана в целом; о главных делах коллектива, уточняется соответствие из задачам коллектива, обсуждается участие в общественных делах, вырабатывается решение; выбор ответственных за проведение дел; выборы совета дела для подготовки ближайшего коллективного дела. Рекомендации по коллективному планированию представлены в обобщенном варианте. Соблюдение этапов, постановка вопросов, сферы поиска, методические приемы существенно зависят от возраста и опыта учащихся, а также педагогического мастерства учителя. 5.Соблюдение плана классного руководителя, конкретизация его предварительного варианта, внесение корректив с учетом материалов коллективного планирования, плана ученического коллектива. Формы коллективного планирования с участием детей могут быть различными, в зависимости от возраста детей. Так, например, для учащихся 5-7 классов в школе № 63 используется в различных вариантах форма, разработанная …..
Важно приобщать детей к целеполаганию и планированию каждого дела, проводимого в классе. Так, в …. учащиеся провели собрание, где обсудили, спланировали организацию дежурства в классе.
Результатом целеполагания и планирования в классном коллективе могут стать программы развития и воспитания ребенка, составленные с участием родителей и самого ученика. Так, например, А.А.Меркулова, классный руководитель школы-гимназии № 3 г.Ярославля, познакомила родителей с вопросами целеполагания в воспитании детей, необходимости приобщения ребенка к осмыслению своих жизненных планов. Она организовала обсуждение целей в жизни коллектива и в жизни каждого. Дети заполнили соответствующую анкету, которая помогла родителям вместе с ребенком, желающим этого, составить программу на год: Чего хочу добиться; Чему хочу научиться; Какие качества приобрести; От чего необходимо избавиться; Куда съездить, что посетить; О чем узнать и т.п. Многие семьи, дети и родители отнеслись заинтересованно к этой идее, советовались и обсуждали свои программы с классным руководителем. Целеполагание и планирование – это важнейшие этапы и функции деятельности классного руководителя. Эффективность воспитательной работы зависит от того, насколько успешно классный руководитель организует совместный поиск, творческую работу учащихся, родителей, учителей в процессе целеполагания и планирования.
Анализ деятельности
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 971; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.61 (0.014 с.) |