Как изучать эффективность педагогических средств? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как изучать эффективность педагогических средств?



Анализируя свою деятельность, классный руководитель часто задает себе вопрос: что же оказалось наиболее эффективным, педагогически целесообразным из того, что я организовал? Где были бесполезны затрачены силы и почему? В этой связи изучение эффективности воспитательного процесса предусматривает исследование его организации и предполагает:

* определение наиболее эффективных педагогических средств, обеспечивающих развитие детей;

*выявление существующих "пробелов", установление малоэффективных влияний и отрицательных воздействий в организации воспитательной работы;

* установление причин, снижающих эффективность воспитательной работы;

*выявление путей, способствующих развитию воспитательного процесса, повышению его эффективности.

Чтобы изучить организацию воспитательной работы, необходимо собрать информацию, отражающую:

а) содержание и формы деятельности педагогов, учащихся, родителей, условия протекания воспитательного процесса;

б) результаты воспитательного процесса, то есть изменения в воспитанности детей, отношениях между участниками педагогического процесса, развитии коллектива;

в) что и как из проведенного повлияло на развитие воспитательного процесса, то есть эффективность использованных воспитательных средств.

Первый блок информации без труда может быть получен при анализе планов, учебно-воспитательных разработок дел, рабочих записей, сделанных педагогом по ходу проводимой работы, в беседе и в процессе коллективного анализа. Содержание и организация сбора информации по второму блоку изложены в предыдущих двух разделах и параграфах. Сейчас целесообразно остановиться на некоторых методиках изучения эффективности воспитательных средств.

Наиболее доступным методом изучения эффективности используемых воспитательных средств является, на наш взгляд, коллективный анализ жизнедеятельности класса, однако результаты такого анализа полезно дополнить и уточнить с помощью использования других методов сбора информации. С этой целью проводятся анкеты с учащимися, родителями.

Приведем примеры вопросов анкеты, которые позволяют определить эффективность используемых педагогических средств, например, конкретных дел.

- Назовите самые запомнившиеся дела учебного года.

_ Какие дела способствовали установлению дружеских отношений в коллективе?

_ Организатором каких дел в классе ты был? и т.п.

При составлении "срезовых" анкет особенно важно продумать возможность быстрой обработки. В таких анкетах чаще всего используются вопросы закрытого типа, то есть регламентирующие выбор мнений, или предусматривается возможность использования "шкалирования" оценок и мнений. Приводим пример такой анкеты.

Цель: определить, что и в какой мере является значимым для детей, влияет на их отношение к окружающему миру; изучить эффективность воспитательных средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса.

Проведение. Каждому ученику предлагается оценить степень влияния нижеперечисленных средств на:

а) его отношение к жизни; формирование у него положительных качеств;

б) обстановку и психологический климат в школе.

Оценивать предлагается по следующей шкале:

6 - повлияло очень сильно;

5 - повлияло сильно;

4 - повлияло в значительной мере;

3 - повлияло, но незначительно;

2 - почти не повлияло;

1 - не повлияло;

0 - совсем не повлияло;

1 - отрицательно повлияло.

Таблица 4

№ п/п Название средств Степень влияния
А Б
1. Общешкольное дело «За честь школы»  
2. Общешкольное дело «Праздник знаний и творчества»  
3-5. Другие общешкольные дела (перечисляются)  
6. Уроки математики  
7. Уроки географии  
8-17. Уроки по другим предметам (перечисляются)  
18-25 Классные дела(перечисляются)  
  Взаимоотношения с учителями  
  Взаимоотношения с одноклассниками  
  Взаимоотношения с родителями  
  Занятия в клубе, кружке, секции или другом объединении по интересам  
30. Обстановка в классе  
  Пример родителей  
  Пример педагогов  
  Отношение к вам ваших товарищей  
  Ваше увлечение в свободное время  
30-40 Другие средства воспитательной работы (перечисляются)  

 

Обработка результатов. Подсчитывается средний балл из всех оценок каждого средства и определяется эффективность его влияния на учащихся в сопоставлении с другими. В ходе коллективного анализа могут быть определены причины высоких и низких показателей.

Основным средством, влияющим на развитие детей, педагогов, отношения в коллективе, является деятельность, в которую включаются участники педагогического процесса и которая организуется в различных формах. Классный руководитель становится организатором многих дел в классе, и, конечно, его интересует успешность, эффективность каждого мероприятия, каждой формы работы в классе.

Как изучить эффективность формы воспитательной работы?

Изучение эффективности формы воспитательной работы предусматривает определение ее результатов и соотнесение этих результатов с затратами, усилиями педагогов, организаторов проводимой работы.

Результаты мероприятия характеризуются степенью решения воспитательных задач, мерой его влияния на развитие отношений между детьми, на развитие их активности и творчества, проявление их индивидуальности, самореализацию. Для изучения результатов и эффективности мероприятия используются различные способы.

1) Наблюдение за поведением учащихся в процессе подготовки и проведения мероприятия, когда возможно фиксировать позицию каждого ребенка по определенным показателям. Сравнение данных наблюдений для различных ситуаций позволяет оценить эффективность отдельных педагогических средств, используемых при проведении мероприятия, и в целом эффективность формы воспитательной работы.

2) Наблюдение за поведением детей, их отношениями после проведения мероприятия. Так, например, после беседы о культуре поведения или обсуждения отношений в коллективе важно найти факты, подтверждающие положительные изменения в поведении и действиях детей, чтобы убедиться в полезности проведенной формы воспитательной работы. Если после завершения разговора по какой-либо теме на классном часе учащиеся продолжают обсуждать затронутую проблему, можно предположить, что классный час достиг в определенной мере своей цели.

3) Анкетирование участников деятельности. Данный метод нецелесообразно использовать часто. Важно провести анкету в том случае, когда классный руководитель использует данную форму впервые или сомневаются в эффективности и целесообразности тех или иных используемых средств и в целом самой формы.

Можно использовать открытые вопросы, например: Что получилось и почему? Что не получилось и почему? Нужно ли было данное дело и почему? Если бы снова проводилось это дело (мероприятия), стал ли ты принимать в нем участие?

Ответы на эти вопросы позволяют представить классному руковолдителю видение детей, выявить значимые для них элементы, сопоставить свои замыслы с реальной оценкой воплощения этих замыслов.

В ряде случаев полезную и объективную информацию может дать шкалированная анкета, которая быстро заполняется и обрабатывается. Например, учащимся предлагается дать ответы на вопросы:

- В какой мере ты смог проявить свои способности и таланты в этом деле?

- В какой мере тебе удалось проявить активность, заинтересованность? и т.п.

При этом используется следующая шкала: 4 - полностью проявил; 3 - в основном; 2 - частично; 1 - мало; 0 - не смог проявить.

Или:

- Оцени полезность этого мероприятия для развития отношений в нашем коллективе.

- Оцени полезность этого дела для развития твоих творческих способностей.

Предлагается шкала:

4 - полезно;

3 - скорее полезно, чем бесполезно;

2 - трудно сказать;

1 - скорее бесполезно, чем полезно;

0 - бесполезно.

Учащиеся в анкете по соответствующей шкале могут оценить эффективность, полезность и значимость для себя отдельных фрагментов, приемов, элементов, из которых состояла данная форма работы.

4) Цветограмма. Каждый ученик оценивает конкретную форму работы с помощью цветных жетонов. Содержание оценок может зависеть от характера и целей мероприятия. Например, каждый ученик оценивает занятия, которые посетил, с помощью цветных жетонов. Содержание оценок может зависеть от характера и целей занятия.

 

Таблица 6

Информация по результатам игры

 

ПОКАЗАТЕЛИ КЛАССЫ, УЧАСТНИКИ ИГРЫ
            Всего в школе
1. Количество детей (в проц. к общему числу учащихся), участвующих а) в планировании дел б) в подготовке в) в анализе              
2. Количество педагогов (в проц. к общему числу педагогов), принявших участие а) в планировании дел б) в подготовке в) в анализе              
3. Ведущие мотивы выбора видов работы с детьми (в проц. к общему числу участников игры) а) где можно сделать что-то полезное для других б) где можно чему-то научиться в) где весело г) где можно прославиться              
4. Количество детей (в проц. к общему числу участников игры), посетивших учреждения (ниже перечисляются все учреждения и организации города)            

 

 

5) Символическая оценка настроения после мероприятия. Например, после завершения мероприятия предлагается зафиксировать свое настроение, опустив жетон в один из пакетов со следующими рисунками:

а) светит солнце;

б) тучи на небе и пробиваются лучи солнца;

в) идет дождь.

Символическая оценка используется не во всех случаях, так как есть такие формы работы, в которых важно оценить не эмоциональное состояние, а ее полезность и важность. В ряде случаев эмоциональная оценка не является критерием эффективности мероприятия. (Например, серьезный и сложный разговор, дискуссия, которые могут побудить к осмыслению, переживанию, но при этом эмоциональное состояние может быть противоречивым, неоднозначным).

6) Отдаленная оценка формы воспитательной работы. В конце года учащимся предлагается вспомнить все дела, в которых они участвовали или которые организовали в коллективе, и оценить их с помощью цветограммы, шкалы, словесно. У детей есть возможность оценить эти дела в сравнении, а классному руководителю остается проанализировать результаты оценок и выявить наиболее эффективные средства.

Важным показателем эффективности любого дела (мероприятия) является последействие, то есть когда в процессе проведения очередного дела, подведения его итогов рождается новая идея, система действий по ее реализации или новое дело.

Об эффективности формы воспитательной работы можно судить по тому, как учащиеся включились в коллективный анализ, насколько глубоко и сущностно они характеризуют проделанную работу на этапе подготовки и осуществления мероприятия.

Перед коллективным анализом формы работы очень важно оценить результативность (как дело повлияло на каждого ребенка и отношения детей), а также знать мнение учащихся об эффективности используемых приемов и средств в ходе проведенной работы.

Целесообразно учитывать, что эффективность форм воспитательной работы изучается для того, чтобы классный руководитель мог внести коррективы в последующие действия, в организацию очередных дел с учетом поставленных целей и задач, постоянно отслеживать результаты своей работы.

Какие требования необходимо соблюдать при изучении эффективности воспитательной работы?

Об эффективности воспитательной работы классного руководителя можно судить по динамике результатов, характеризующих нынешнее и предыдущее состояние воспитательного процесса.

Вряд ли возможно и целесообразно стремление изучить этот процесс с учетом всех показателей. Отбор критериев, показателей и соответственно методик исследования ведется с учетом конкретных условий и тех задач, которые решаются коллективом в данный период. При этом, безусловно, некоторые критерии и методики используются ежегодно, чтобы с помощью метода сравнения можно было бы наблюдать динамику развития и результаты воспитательного процесса.

Необходимо стремиться к тому, чтобы изучение состояния и результатов работы органично вписывалось в воспитательный процесс, чтобы диагностическая деятельность носила воспитывающий характер и способствовала решению педагогических задач. Диспут, коллективный анализ, самоанализ не только интересны и полезны для школьников, но и при правильной педагогической инструментовке дают объективную информацию о состоянии воспитательного процесса.

Если изучение ведется открыто, например, при анкетировании, классный руководитель предварительно разъясняет его полезность для самих школьников, для улучшения дальнейшей работы в классе, показывает важность откровенного и заинтересованного отношения детей при ответах на поставленные вопросы. В этом случае полезно познакомить опрашиваемых с результатами исследования. Итоги сообщаются в интерпретированном, обобщенном, систематизированном виде, без указания авторов того или иного мнения. Знакомство с итоговой информацией изучения может быть завершено обсуждением и разработкой путей решения выявленных недостатков, проблем.

При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согласия автора публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников.

При исследовании результатов и эффективности воспитательной работы необходимо использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняли бы друг друга и подтверждали объективность, достоверность результатов изучения. Методики должны по возможности представлять собой обычное учебное или воспитательное средство, подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, специфики коллектива и взаимоотношений в нем.

В ряде случаев при проведении изучения важно исключать влияние испытуемых друг на друга. Это может быть обеспечено заполнением каждым персонального опросника, анкеты. Педагог подчеркивает важность независимости мнений при изучении проблемы.

Необходимо также учитывать, что применять некоторые методики может только специалист или незнакомый для опрашиваемых человек, чтобы нейтрализовать влияние или порой даже давление знакомого для испытуемых педагога.

При изучении эффективности воспитательной работы особенно важно предусмотреть возможность как качественного, так и количественного анализа полученных данных. Целесообразно этой целью продумать конкретные показатели, способы их фиксирования, их математическую обработку, поэтому методики должны быть достаточно простыми и не требовать громоздких процедур для обработки и интерпретации полученных результатов. Полезно составить специальные таблицы, доступные для восприятия детей и взрослых, где ежегодно фиксируются основные, наиболее важные данные "срезовых" исследований.

Объективность информации, возможность ее сравнения возможна в том случае, если обеспечивается систематичность изучения результатов и эффективности воспитательного процесса. В данном случае это означает:

а) проведение "срезовых" исследований в одно и то же время учебного года;

б) соблюдение определенной периодичности изучения (одни показатели целесообразно фиксировать при проведении каждой формы работы ежемесячно, другие – два раза в году, например, в октябре и апреле.

в) обеспечение преемственности в использовании диагностического инструментария исследования.

Систематичность изучения эффективности воспитательной работы предусматривает его плановость, которая помогает соблюдать чувство меры в организации исследований в коллективе, чтобы не перегружать школьников и их родителей заполнением анкет или выполнением каких-то заданий. В противном случае может снижаться объективность получаемой информации. Нам кажется нецелесообразным проведение анкетного опроса учащимися и родителями, педагогами более двух раз в году. Полезно составить план изучения эффективности воспитательного процесса в классном коллективе, структура которого может быть следующей:

 

Таблица 7

Что изучить Методика (методы) изучения Дата Ответственный
       

 

Сложность изучаемого процесса требует проведения опроса по одной и той же проблеме со всеми участниками педагогического процесса - педагогами, учащимися, родителями. Степень сходства их суждений, мнений, оценок обеспечивает большую объективность информации и выводов.

При отборе содержания и способов изучения состояния и результатов воспитательного процесса важно учитывать, что большинство методик позволяет зафиксировать не один, а несколько показателей. Так, при составлении "срезовых" анкет включаются вопросы на определение атмосферы в коллективе, взаимодействия членов коллектива, воспитанности и активности детей. Разумеется, что каждый коллектив имеют свою специфику, поэтому при изучении результатов воспитательной работы целесообразно использовать методики, адекватные особенностям педагогического процесса в конкретном коллективе.

 

 

Индивидуальный стиль работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.032 с.)