Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каковы цель и задачи воспитания?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Спор о целях воспитания продолжается с древних времен. К.Д. Ушинский писал: "Если нам говорят, что целью воспитания будет сделать человека счастливым, то вы вправе спросить, что такое разумеет воспитатель под именем счастья; потому что, как известно, нет предмета в мире, на который люди смотрели бы так различно, как на счастье: что одному кажется счастьем, то другому может казаться не только безразличным обстоятельством, но даже просто несчастьем". 1 При этом чаще всего возникает вопрос, всегда ли полезно ребенку быть постоянно счастливым, не приведет ли это к горькому разочарованию, беспомощности, когда молодой человек столкнется с несправедливостью, трагедиями, необходимостью выбора способа решения возникающих социальных проблем. Речь идет не только об его актуальных интересах: педагоги должны заботиться как о настоящем, так и о будущем молодого человека, подготавливая его к сложным перипетиям жизненного пути. Говоря о конкретных целях воспитания, необходимо выделить основания для их определения. Первое основание связано с развитием каждого индивида, раскрытием того потенциала, которым одарила человека природа, - формирование его индивидуальности. Второе основание связано с отношением человека и общества. Все педагогические цели можно условно разбить на две взаимообусловленные группы: идеальные и актуальные, последние конкретизируются в задачах формирования индивидуальности и развития личности. Опираясь на реальные цели воспитания можно определить актуальные задачи воспитания учащихся. Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, можно выделить три группы воспитательных задач, которые ориентированы на результат воспитания ребенка. Первая группа задач связана с формированием гуманистического мировоззрения. В процессе решения этих задач происходит процесс присвоение ребенком общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений. Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения. Третья группа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулировании нравственного поведения детей. Процесс воспитания учащихся должен быть ориентирован на результат воспитания, способствующий формированию социальности человека, т.е. готовности к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах. В политической области молодой человек должен не только определить свои политические позиции, но и попробовать свои силы в роли лидера, оценивать свою роль избирателя и проявить ответственное отношение к ней, понять смысл участия представительных органов власти, понять роль законов и сформировать у себя готовность к их неуклонному исполнению. Воспитание культуры демократических отношений выступает в качестве важной педагогической задачи. Ее суть - в способности ребенка вступать в разнообразные связи на основе норм и ценностей, отражающих уровень развития общественных отношений. Основными направлениями педагогической работы обеспечивающей решение этой задачи, является: · формирование политической грамотности выражающейся в наличии у учащихся знаний истории, различных политических учений, политологии и умении ориентироваться в системе политических взглядов и отношений; · стимулирование политических действий учащихся в структуре ученического самоуправления и детских организаций; · создание условий для подготовки к участию в политической деятельности. В духовной области - это формирование нравственной позиции во взаимодействии с людьми, определение своего отношения к религии, проба сил гуманистических поступках, определение своих возможностей в эстетической деятельности. Основным регулятором этих отношений является нравственность ребенка, те моральные нормы, которые интериоризированы и определяют его поведение в различных ситуациях. К задачам нравственного воспитания необходимо отнести: · обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств; · вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; формирование культуры общения, внешности и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения; · систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности, взаимоотношение в коллективе, отношение с учителями и родителями; · организацию нравственного самовоспитания детей. Нравственное воспитание подразумевает включение следующих компонентов: · целенаправленную работу по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.п.); · актуализацию всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно-полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель - ученик, учитель - родители учеников, повседневный стиль и "тон" работы школы); · включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников; · оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся. Учитывая значимость отношения к окружающей среде, состояние которой сегодня угрожающее для существования человечества, необходимо в качестве одной из приоритетных задач в духовной области выделить экологическое воспитание учащихся. Его целью является формирование нравственного отношения к природе, основанное на глубоком понимании места человека в окружающем мире, восприятии среды обитания как важнейшей для его жизнедеятельности. Задача экологического воспитания: · формирования экологического мировоззрения, базирующегося на принципиально иной системе жизненных ценностей; · освоение экологической этики, опирающейся на соответствующую мотивацию в нравственном "поле" личности; · формирование высокого уровня экологической культуры. Одной из задач воспитания является формирование здорового образа жизни, который предполагает рациональное питание, рациональную организацию учебного процесса, труда и отдыха, сформированность устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам. Важным компонентом здорового образа жизни в школьные годы, в период развития и формирования организма, являются регулярные занятия физической культурой и спортом. В экономической области учащиеся апробируют свои профессиональные возможности (профессиональные пробы), а также осваивают различные роли в системе рыночных отношений (предприниматель, акционер, организатор, рядовой участник производства и т.п.) Приоритетной задачей в экономическом воспитании является формирование конкурентоспособной личности, т.е. овладение молодым человеком определенного способа поведения в реализации своих притязаний за право занять более значимое для него место в обществе. К компонентам конкурентоспособной личности относятся: экономическая грамотность, профессиональная мобильность, творческая активность, психологическая подготовленность. Ядром конкурентоспособной личности мы считаем мотив преодоления, который определяет активность человека в сложных социальных ситуациях. Основными направлениями педагогической работы по формированию конкурентоспособной личности являются: формирование специальных социальных знаний (экономических, юридических, психологических); включение учащихся в решение социальных проблем; стимулирование социального самотестирования и самоанализа своих потенциалов. Профессиональное самоопределение является частью экономического воспитания и предполагает вхождение человека в определенную сферу трудовой деятельности на основе собственного волеизъявления. Важнейшим средством профессионального самоопределения школьников является профессиональная ориентация, т.е. целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи учащимся в сознательном выборе профессии в соответствии со своими способностями и интересами. Последовательность реализации воспитательных задач определяется многими факторами, но прежде она отражает возможность как учащихся так и педагогов, а так же уровень развития воспитательной системы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.251 (0.01 с.) |