Как управлять классом вместе с детьми?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как управлять классом вместе с детьми?



Осуществляя педагогическое управление своим к л а с с о м , учитель совмещает работу по двум направлениям. Одно задано официальными должностными обязанностями: отслеживание успеваемости и посещаемости, работа с классным журналом, с дневниками учащихся, с родителями школьников... Однако это - скорее административно-контролирующая, по-своему необходимая и полезная, но не собственно педагогическая деятельность. В существенно большей степени этому понятию отвечает другое направление - взаимодействие с ученическим самоуправлением. Последнее означает, что коллектив, им уполномоченные его члены в той или иной мере самиорганизуют собственную жизнедеятельность.

Одна из принципиальных особенностей такого взаимодействия и всего ученического самоуправления - соблюдение меры самостоятельности детей и пространства и качества их влияния. Меры - потому что любое допускаемое классным руководителем искусственное преувеличение этой меры приводит к негативным последствиям. В качестве примера, популистская, псевдодемократическая декларация какого бы то ни было равноправия школьников и учителей, которое и невозможно ни юридически, ни нравственно, и просто не нужно, ибо, по сути, лживо: не бывает равенства прав без равенства возможностей и ответственности перед законом и моралью. Другой вариант - преуменьшение названной меры, а примеры этого - провоцируемый инфантилизм, недооценка возможностей ребят, того, что под силу придумать и организовать школьникам, чему можно помочь им научиться, за что они могут отвечать перед товарищами.

Очень важно, чтоб несколькими членами органов самоуправления не ограничивался круг его временных и постоянных участников: иначе истинная демократия может быть погребена под формальной “властью” одних и тех избранных, “обоймы”, записных активистов, которые неизменно начинают противопоставлять себя остальным, становясь к тому же любимчиками классного руководителя, не столько берущими на себя все большую ответственность, сколько пользующимися поблажками с его стороны. Быть включенными в активную общественную деятельность означает для в с е х школьников возможность самореализации на пользу людям, без которой невозможна полноценная жизнь в условиях демократического общества. К тому же это важнейшая профилактика социальных пассивности и лицемерия, от которых страдают и их носители, и люди, окружающие их в школе и после окончания школы. В условиях только еще возникновения множества иных детских и юношеских общественных организаций и объединений оно очень необходимо каждому классу - драгоценное чувство “Мы”, рожденное обоюдной активностью многих и оберегающее от чувств изгоя, одиночки в толпе, от незащищенности, столь часто вызывающей агрессию.

Наконец, еще об одном значении меры. Иногда можно слышать, как классный руководитель с гордостью рассказывает о своем классе: “Они молодцы: все делают совершенно самостоятельно, без меня!” Спору нет, самостоятельность - отличное проявление развитости. Но разве хорошо, разве не тревожно для педагога, что дети, в том числе старшеклассники, н еиспытывают потребности с ним посоветоваться, что-то обсудить, востребовать его “внепрограммные”, личностные опыт и знания? Разве не тревожно, когда личность классного руководителя исчерпана в глазах ребят борьбой с прогульщиками и бесконечными нотациями за двойки? Одно из частых заблуждений: мол, чем старше класс, тем он больше самостоятелен и поэтому у него меньше потребности в учителе. Это - глубокое и опасное заблуждение. Конечно, с годами, с опытом коллективной жизни расширяется пространство и, значит, возможности для проявления ребятами инициативы, творчества. Но ведь меняются запросы и потребности, возникают (должны возникать) у ребят и новые сферы социального поиска, а значит потребность школьников в педагоге не уменьшается, а становится и н о й , менее , что ли, операциональной, но более духовной, более сложной, часто интимной, требующей личностного (не столько даже личного!) участия классного руководителя. Уже не в том, как вести классное собрание, а в том, как его подготовить, чтобы всем было интересно. Не в том, провести ли этическую беседу о национальном достоинстве, а в том, как помочь ею новеньким в классе - лицам “кавказской национальности”. Не в том, можно ли организовать в школе бизнес, а в том, как сделать его цивилизованным и полезным для ребят... А сюрприз к «Дню знаний» или выпускному вечеру ребята, и правда, придумают сами!

В непосредственной и повседневной работе классного руководителя с самоуправлением целесообразно поддерживать или инициировать школьников (причем, чем они старше, тем больше и настойчивей уделяя этому внимание) на участие во всех этапах деятельности - ее планировании, организации и анализе хода и результатов. Демократический диалог, искусство, долго убеждения – вот чему мы должны учить теперь, чтобы вести учеников к социальной, политической зрелости.

К планированию ребята привыкли: пишут планы сочинений, пользуются алгоритмами доказательств теорем и решения математических и иных задач. К этому здесь следует добавить и планирование дел в классе, осуществляемое педагогом с непременным привлечением к этому самих школьников.

Организация выполнения плана - тоже постоянный фактор их взаимодействия: намечаемые дела, целесообразные сроки, распределение обязанностей и т.д.

Существенно хуже удается анализ: он и без того сложен, когда речь заходит о воспитании, где - в отличие от обучения - нет пусть не очень точных, но зато привычно выраженных показателей вроде оценкок (отметок) и их динамики (не случайны рецидивы присно памятного “процента успеваемости”). Очевидна необходимость р а з н ы х уровней анализа, начиная с оценки сделанного, данной самими ребятами, что называется, по горячим следам: что из планировавшегося получилось и чего не получилось и почему? - и завершая методиками групповой самоаттестации (А.Н.Лутошкин), предполагающей не только самооценку итогов, но и определение перспектив развития коллектива. Эти данные, сочетаясь с теми, что классный руководитель может получить, используя иные социологические и социально-психологические, педагогические и психологические методы изучения детских сообществ и личности ребенка (опросы, социометрия, тесты, а также включенное наблюдение, создание ситуаций и пр.), - эти данные дают серьезные основания для педагогического анализа, а, главное, корректировки процесса его развития, в выпускных классах - достойного завершения существования, итогового качественного самоанализа с предположением вариантов дальнейшей жизнедеятельности отдельных ребят. В таком случае совокупность методов, точнее сопоставление данных, полученных разными методами изучения (см. Приложения), требуя от педагога определенных затрат времени, обеспечивает эффективную работу с классом, его самоуправлением, сокращая - за счет повышения качества - куда более значительное расходование времени, вызываемое непродуманным педагогическим управлением. Затрачивая десятки минут, педагог выигрывает многие часы. Выигрывают и дети...

Каким быть классному ученическому собранию?

Важной формой работы классного руководителя с детьми является классное собрание, где дети учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.

Классное собрание – это высший орган самоуправления в ученическом коллективе. Главное его назначение – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности учащихся класса, роли первичного коллектива в жизни школы. Главные функции классного собрания - стимулирующая и организующая. Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание распределяет поручения учащимся, избирает старосту (командира), представителей в органы ученического коллектива, заслушивает отчеты школьников о выполнении поручений, обсуждает различные памятки, положения (о консультантах по предметам, дежурстве по классу и школе и др.)

Классное собрание может быть посвящено одной проблеме (тематическое собрание), но возможно и обсуждение одного или нескольких организационных вопросов (утверждение плана, выборы, отчеты, информация о делах или итогах работы).

Созываются экстренные (внеочередные) собрания, когда какие-либо вопросы необходимо обсудить и решить немедленно. Одна из разновидностей такого собрания –летучка, которая длиться 10-15 минут. Здесь распределяется участки работы, назначаются сроки выполнения и ответственные. В исключительных случаях такое собрание может быть созвано по просьбе классного руководителя, педагогов или администрации школы. Целесообразно рассмотрение некоторых вопросов на совместном собрании родителей и учащихся или учащихся и учителей, когда , например, предстоит решить вопросы ремонта классного помещения, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру, походу, экскурсии, наметить перспективы в деятельности коллектива.

Тематика классных собраний подсказывается проблемами, которые возникают в коллективе. Важно, чтобы в планировании собраний участвовали сами ученики под руководством ученического актива и классного руководителя. Староста (командир) класса может провести анкету с вопросами: какое из классных собраний в прошедшем учебном году тебе запомнилось? Почему? Чего, на твой взгляд, не хватает нашим собраниям? Какие вопросы ты предлагаешь обсудить на классном собрании в этом году? Планируются классные собрания с учетом их проведения примерно один раз в месяц. Но если школьники собираются экстренно, вне плана, для решения вопросов, - это свидетельствует о неформальном проведении классных собраний и ученическом самоуправлении. Надо учитывать, что не все вопросы, вынесенные на собрания, можно предусмотреть вперед на год, многое будет подсказано текущими делами.

Классное собрание - это форма работы самого ученического коллектива, для которой характерна совместная деятельность учащихся и педагога, организованная на основе равенства их прав.

На классном собрании классный руководитель выступает одновременно и как представитель государственного учреждения, наделенный определенными официальными полномочиями, и как член классного коллектива, где он связан со своими воспитанниками отношениями старшего и младших товарищей. Поэтому личное участие классного руководителя в работе классного сборания, его подготовке и проведении в жизнь его решений, как правило, является обязательным.

Педагог вместе с ребятами голосует за принятие решений и несет за их выполнение персональную ответственность. Однако классный руководитель занимает позицию и выполняет роль не только равноправного члена ученического коллектива, но и является старшим товарищем, главным помощником школьников при подготовке и проведении собрания, а иногда и его руководителем. Во всех случаях педагог незаметно, ненавязчиво, скрыто проводит свое мнение, идею, мысль через ребят. Свои предложения в открытой форме педагог высказывает в последнюю очередь, если это вообще целесообразно для конкретного случая.

Классному руководителю необходимо учить детей порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слово, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства, иными словами, - учить школьников демократичному проведению собраний.

Непросто на первых порах вовлечь в разговор ребят, преодолеть скованность, смущение, а то и просто неумение выражать свои мысли вслух, в присутствии товарищей, педагогов.

Среди успешных приемов коллективного обсуждения вопросов, так же как и при проведении КТД, часа классного руководителя, является работа по микроколлективам примерно из 4-8 человек.

Участники собрания располагаются группами по кругу, чтобы каждый видел всех и все видели каждого. Ведущий (или ведущие - например, один из учеников или педагог) ставит вопросы, которые надо решать. Эти вопросы могут быть объявлены заранее. Затем дается время (3-10 минут) - в зависимости от характера и объема вопросов - для совещанния по микроколлективам. Сомкнувшись в тесные кружки, участники собрания сообща ищут решение, причем каждый высказывает свое мнение, свое предложение, обдумывает сказанное товарищами. Руководитель группы сводит воедино высказывания, составляет общее мнение группы. Если вопросов несколько, то лучше распределить, кто будет выступать по каждому из них от имени группы.

Следующая часть - выступления представителей микроколлективов. Здесь возможен спор, дискуссия. Нужно обосновывать свои предложения, отвергая предложения других, если в этом есть необходимость. Ведущий направляет обсуждение и формирует решение, которое нашли участники собрания. Если во время обсуждения возник новый острый вопрос, выяснились взаимоисключающие точки зрения или предложения, стоит дать возможность снова подумать, посоветоваться по группам в течение 3-5 минут. Затем представители микроколлективов выступает с тем или иным мнением, которое сложилось в результате “внутреннего” обсуждения.

Предварительное обсуждение вопросов в малых группах создает обстановку раскованности, свободного обмена мнениями, дает возможность каждому высказаться; завязать разговор и подойти к неоформленному коллективному решению.

Педагог во время собрания увлеченно, заинтересованно работает вместе с детьми: думает, советует, ищет лучшие варианты решений. Он старается своими мнениями, предложениями поддержать, развить, дополнить выступления, побуждает к размышлению вопросами: “А почему?”, “А чем ваш вариант лучше?”

Покажем на примере проведение классного собрания учащимися. Тема собрания :»Как организовать работу в классе».

Цель: провести выборы старосты и определить перспективы развития группы.

Воспитательные задачи:

-воспитания у детей уважения друг к другу;

-формирование навыков совместной деятельности;

- развитие у учащихся способностей формулировать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

- Подготовка: за неделю до собрания вывешивается объявление, в котором сообщается тема собрания, время и место проведения.

- Проведение:

1. Вступительное слово учителя:

Мы собрались по важному поводу: у нас есть возможность вместе определить и обсудить те проблемы , которые нас волнуют сегодня. Для того, чтобы сформулировать проблемные вопросы, разобъемся на группы (время на обсуждение 5-7 минут).

2. После обсуждения учащиеся предлагают вопросы для обсуждения, которые фиксируются на доске, пример:

- Как сделать нашу жизнь интересной?

- Как сделать так, чтобы не было отстающих?

- Какие общественные поручения необходимы в классе?

- Как бороться с равнодушием?

- С какими другими коллективами, классами мы будет общаться, участвовать в совместных делах,

3. Чтобы наши заседания, обсуждения были интересными и продуктивными, необходимо ответить на следующие вопросы:

Как должно проходить собрание, в какой форме? Что должно быть обязательным при обсуждении? Каковы правила проведения нашего собрания?

Учащиеся обсуждают эти вопросы в течении 5- 7 минут по группам, предлагают свои варианты.

Так, могут быть выбраны следующие правила:

- - отвечаешь – предлагай;

- правило поднятой руки;

- - не допускать оскорбления личности;

- правила проведения должны быть оформлены;

- коллективность принятия решения;

- уважай мнение других;

- повестка дня должна быть четко обозначена;

- принятое решение должно выполняться.

4. Теперь давайте определим, кто должен организовать всю работу на классном собрании? Должен ли быть постоянный ведущий или он будет меняться на каждом классном собрании? Предлагая свои варианты, аргументируйте их.

Учащиеся предлагают варианты:

- постоянный, т.к. он будет знать уже то, как проводить классное собрание;

- должен меняться, т.к. одному будет тяжело и это будет надоедать;

- один должен быть постоянный, следить за ходом дела, другой ему помогать.

Принимается вариант: один ведущий классного собрания должен быть постоянным, другой – меняться, являться помощником в организации и ведущим.

5. Целесообразно выбрать человека, который бы отвечал за организацию всей жизни класса, определить название этому организатору.

Чтобы выбрать такого человека, давайте сначала определим качества, которым он должен соответствовать. Каким вы хотите видеть своего командира?

Учащиеся предлагают варианты, которые фиксируются:

- Успевающий в учебе;

- Ответственный;

- Хозяйственный;

- Инициативный;

- Умение увлечь других и т.п.

6. В течении 5 минут учащиеся определяют функции командира (организатора):

- функция связного;

- организатор дел;

- должен видеть все что происходит в коллективе;

- объективно решать текущие вопросы;

- за всем происходящим должен наблюдать и отвечать за все.

7. Обсудите – и каждая группа предложит свою кандидатуру командира (старосты). Учащиеся предлагают свои варианты, обсуждают и выбирают командира.

8. Мы выбрали командира, теперь подумаем, кто будет выполнять функцию секретаря. Он будет фиксировать основные положения, которые мы принимаем на нашем классном собрании.

- Кто хочет выполнять функции секретаря?

- если нет желающих – голосование за выдвинутые предложения.

9. Мы выбрали командира нашего класса, секретаря. Теперь можно определить перспективы нашей дальнейшие работы, темы наших ближайших классных собраний. Предложенные вами темы записаны на доске. Каждый может подойти и поставить «плюс» напротив и трех важных для него проблем.

- (Учащиеся выбирают).

Давайте посмотрим какие темы набрали наибольшее количество «плюсов».

- Теперь определим темы ближайших классный собраний.

- Все это вывесим в нашем классном уроке, чтобы каждый мог видеть и знать, о чем в дальнейшем пойдет речь.

- По поводу обсуждения каждый темы совет дела будет вывешивать ориентировочные вопросы для обсуждения, к которым вы заранее можете подготовиться.

10. На основе всех ваших предложений инициативная группа выработает основные положения нашего классного собрания, и с этим решение вы сможете ознакомиться.

11. Наше собрание подходит к концу, Теперь целесообразно определить, кто будет готовить следующие классные собрания.

Каждый выбирает тему собрания, в подготовке которого хотел бы участвовать. Формируются группы, выполняющие роль советов дел при подготовке собраний.

12. Итак, мы выбрали старосту класса, наметили перспективы на будущее. У кого будут мнения о проделанной работе?

- Учащиеся высказываются. Можно коллективно проанализировать собрание. Педагог подводит общий итого работы.

Методика подготовки и проведения собрания, характер взаимоотношений классного руководителя с детьми в этом процессе меняются от класса к классу, по мере накопления опыта самостоятельной и самоуправленческой деятельности школьников.

Ответственность за подготовку и проведение собраний, выполнение решений несет староста (командир) класса, хота на первом этапе, когда у учащихся нет опыта проведения собрания, эту роль выполняет классный руководитель.

Педагогическое руководство процессом налаживания работы классных собраний будет протекать успешно, если классный руководитель продумает перспективу развития деятельности собраний на несколько лет вперед, например с 5 по 7 класс, так, чтобы к 8-9 классу ребята научились самостоятельно организовывать и вести собрания лишь при консультативной помощи учителя.

Как показывает практика, в пятом классе целесообразно проводить даже несколько раз в месяц, для того чтобы обсуждение и решение вопросов жизни коллектива, подведение итогов дел стало потребностью для учащихся. Собрание должно проходить оперативно, в течение 20-30 минут, чтобы внимание учащихся не ослабевало и не допускалось формализма в принятии решений. Важно следить за регламентом, четко проводить голосование. Все это нелегко сделать пятикласснику, поэтому педагог сам ведет собрание, чтобы показать образец для учащихся. В повестку дня включаются и тесно связанные с интересами каждого ученика вопросы: обсуждение оценок поведения учащихся за четверть, вопросы организации и проведения дежурства по классу, итоги участия школьников в конкретном деле, обсуждение правил поведения в перемену, на уроке (заранее готовятся памятки и обсуждаются их проекты).

По мере налаживания деятельности собраний классный руководитель привлекает к их ведению старосту (командира) класса. Педагог учит его формулировать вопросы повестки дня, составлять предполагаемое решение, следить за его выполнением. В помощь учащимся учитель может составить памятки председателю и секретарю собрания, а также выступающим.

Пока общественное мнение коллектива не сформировалось, актив еще недостаточно сплочен и авторитетен в классе, педагогу целесообразно в индивидуальных и групповых беседах с учащимися тактично выяснить точку зрения ребят на предлагаемые для обсуждения вопросы, иногда незаметно для них подсказать пути правильного их решения. Такая подготовка общественного мнения необходима для того, чтобы избежать скоропалительных предложений и решений. Легче и незаметнее всего влиять на суждения детей через микроколлективы, когда идут обсуждения в группах при подготовке собрания или в ходе его.

Одна из задач классного руководителя - постепенное вовлечение в работу собраний все большего числа учащихся класса. В этих целях можно поручать, например отдельным ученикам подготовку небольших выступлений, а микроколлективам - сатирических сценок.

На одном из собраний пятиклассники могут составить “Положение о классном собрании”, затем ежегодно вносить коррективы в соответствии с достигнутым уровнем самодеятельности учащихся, развитием функций и содержания работы классных собраний.

В шестом классе целесообразно перейти от назначения председателя и секретаря к их выборности. Сначала в их число входят наиболее опытные организаторы. Тем не менее, следует заблаговременно определять их кандидатуры, чтобы ребята могли получить инструктаж классного руководителя.

Сфера деятельности собраний в шестом классе может быть значительно расширена. В их повестку все чаще включаются вопросы, выходящие за пределы классного коллектива: о подготовке и участии класса в общешкольных мероприятиях, соревнованиях, дежурстве по школе.

В шестом классе следует вовлекать в выступления на собраниях всех учеников. Требуется кропотливая индивидуальная работа с учащимися, проявляющими пассивность. Педагог помогает школьникам, которым пока еще трудно выступать перед коллективом, подготовить какую-либо информацию. Он следит за тем, чтобы на собрании не выступали одни и те же, строго соблюдался регламент, очередность в предоставлении слова желающим высказаться. Проводя итог собрания, уместно отметить активность учащихся, особенно тех, кто ее раньше не проявлял. В седьмом классе продолжается отшлифовывание техники проведения собрания. Обязанности ведущего, председателя и секретаря собрания по очереди выполняют все учащиеся. За счет совершенствования процесса проведения собрания можно увеличить число обсуждаемых вопросов. К 7 классу складываются традиции проведения собрания, законы и правила. Ими могут стать закон точности (закон “ОО”), закон поднятой руки, выпуск стенгазеты, пение любимых песен после окончания собрания и др.

Семиклассников отличает возросшее стремление к самостоятельности, независимости, тенденция к самоутверждению. В этой связи педагогу целесообразно предоставлять учащимся возможность для максимального проявления их активности. Инициатива созыва собрания, как правило, принадлежит самим ребятам. Помощь классного руководителя ученическому активу в подготовке и проведении собраний все больше принимает консультативный характер. Главное внимание педагога сосредоточено на предоставлении каждому подростку условий для самовыражения в процессе коллективной работы. В то же время классный руководитель следит и за тем, чтобы семиклассники не задерживались на одних и тех же организаторских ролях, а меняли их как можно чаще. Возросший уровень самостоятельности школьников, их расширившийся организаторский опыт позволяют педагогу доверять учащимся самостоятельное проведение собраний по вопросам самообслуживания, выставления оценок за поведение, распределения поручений или участков при выполнении работы.

Отметим, что особенности подготовки и проведения классных собраний от пятому к седьмому классу представлены весьма условно, так как возможна ситуация, когда и в восьмом классе у учащихся отсутствует опыт проведения классных собраний. В этом случае требуется творческий подход к тем рекомендациям, которые изложены выше, с учетом конкретного коллектива и условий работы с ним.

Усилия классного руководителя, затраченные на обучение школьников подготовке и проведению классных собраний, оправдываются. Участие в этом процессе является для школьников хорошей школой организаторского мастерства и демократии.

Как выбрать лидера?

Принципиальная особенность ученического самоуправления - удовлетворение потребности в самоорганизации, присущей всякому сообществу, особенно детскому. В нем непременно и стихийно выдвигаются лидеры (“задвигаются” изгои) всего объединения, его части, по личностым качествам (силач, совесть класса, юморист), по талантам (чтец, компьютерщик, музыкант)... От педагога требуется и другое: содействовать тому, чтобы доверие к ребятам, вера в их ответственное отношение к делу - даже при на первых порах неумении его толково вести - помогали укреплению их истинного авторитета в глазах одноклассников, чтобы при решении текущих проблем “работал” прежде всего авторитет личности, а не власти, которую та представляет.

При этом важно педагогическое стимулирование лидерства, которое может осуществляется как непосредственно, так и опосредованно на основе дифференциации и индивидуализации педагогического влияния на учащихся. Педагогическое стимулирование лидерства предполагает выявление в различных видах деятельности наиболее способных организаторов и включение их в ситуации, в которых они могут проявить свои организаторские способности.

ЛИДЕР - ведущий - человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится "выложиться" для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства; именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен "завести" окружающих.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

ЛИДЕР-СОЗИДАТЕЛЬ действует в интересах дела, в интересах коллектива класса и всех ее членов, которых он ведет за собой (а по большому счету - в интересах всех людей).

ЛИДЕР-РАЗРУШИТЕЛЬ действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В классе встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, поисково-туристской и др. деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках класса. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих одноклассников, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения. Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между одноклассниками точнее характеризуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет умение определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение класса, но и прежде всего благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития группы как коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому учащемуся возможность пребывания в роли лидера, и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Какие же качества личности определяют делового лидера?

Прежде всего это:

а) способность управлять собой ("если хочу, то смогу"). Способность в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выйти из стрессовых ситуаций, заботиться о накоплении сил и энергии (в том числе и физических);

б) наличие четких личных целей: ("знаю, что хочу"): ясность в вопросах о целях своих поступков, наличие целей совместимых с условиями общения и деятельности, понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним;

в) умение решать проблемы ("найти выход в лабиринте мнений"). Умение вычленить в проблеме главное и второстепенное, оценить варианты решения проблемы, прогнозировать последствия после принятия решения, определять необходимые ресурсы для решения проблемы;

г) творческий подход к организации людей ("не так, как все"). Поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем, умение генерировать идеи, стремление к нововведениям.

д) умение влиять на окружающих ("вести за собой"). Уверенность в себе, умение устанавливать хорошие личные отношения, способности убеждать и внушать, умение слушать других.

е) знание особенностей организаторской деятельности (организовать дело). Умение подобрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выполнение, стимулировать работу товарищей, тактично осуществлять контроль за их работой.

ж) наличие организаторских способностей (в их единстве); организаторское чутье (психологическая избирательность, практическо-психологический ум, психологический такт); эмоционально-волевая воздейственность (общественная энергичность, требовательность, критичность), склонность к организаторской работе.

 

з) умение работать с группой ("сплотить товарищей на дело"). Понимание важности сплоченности коллектива, способность преодолеть ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива, умение добиваться согласия в коллективе, стремление к анализу развития группы и поиск путей ее развития.

В практике работы многих школ оправдала себя достаточно несложная методика выбора лидера, рассчитаная на учащихся 12-16 лет, т.е. на тех, кто учится в 7-11 классах.

Методика состоит из нескольких микроигр, позволяющих поэтапно осуществить определение структуры межличностных отношений в классе, выявить лидеров и организовать выборы актива на основе состязательности.

 

. Этап I. Определение структуры эмоциональных отношений

Микроигра "День рождения"

Ведущий, обращаясь к участникам игры, предлагает выявить ребят, которые пользуются наибольшей популярностью в организации. Для этого каждый должен записать фамилии тех, кого бы он пригласил на свой день рождения. Можно пригласить не более трех гостей. Три-четыре человека, получившие наибольшее количество предложений, становятся основными "именинниками". Они приглашают в гости всех участников игры.

Ведущий предлагает выбрать каждому того "именинника", к которому он желает пойти на день рождения. При этом ведущий игры уточняет, что если кто-то не пожелает идти ни к одному из "именинников", то он имеет на это право.

Создаются разные по количеству микрогруппы.

Для определенных межгрупповых связей участникам игры предлагается после короткого совещания определить, с какой из групп они хотели бы объединиться.

В результате этой микроигры выявляются эмоциональные лидеры организации, а для ребят появляется возможность четко определить различие между деловым и эмоциональным лидером.

 

Этап 2. Определение структуры деловых отношений

Микроигра "Киностудия"

 

Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма. После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов.

Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того, как образовались микрогруппы четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе киностудию и присоединиться к этим микрогруппам. Каждой "киностудии" предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни организации или школы, где работают и учатся ребята. После проведения этого коллективного творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки "кинофильма" реальным лидером.

Выявленные лидеры становятся экспертами на следующих этапах выборов.

Выявлению склонности к организаторской деятельности способствует коллективная игра "Слон" (из спичек в течение минуты выложить "слона"), игра "Паутина" (пройти с предметом сооруженным из веток) и т.п. После того, как проведена серия подобных игр, выявляются несколько кандидатов на "посты" в структуре органов самоуправления класса.

Сами выборы могут проходить следующим образом. Кандидатам ведущим даются задания, выполнение которых оценивается всем коллективом. Форма оценки может быть различна. Самой простой является голосование. Набравшие большее количество голосов считаются победителями конкурса.

Конкурс первый: Ведущий дает задание придумать наиболее интересное (полезное) дело.

Каждый участник выбирает то, за которое отдает свой голос.

Конкурс второй: "Агитатор". Ведущий дает задание сагитировать всех участвовать в придуманном кандидатом деле. Оценивается конкурс аналогично, как и предыдущие.

Конкурс третий: "Организатор". Кандидат предлагает познакомить ребят с планом организации придуманного ими дела. Оценивается умение составить план.

Конкурс четвертый: "Люди". Кандидатам предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор.

Оценивается умение подобрать людей и правильно их оценивать.

Конкурс пятый: "Программа". Каждый должен продолжить фразу: "Если меня выберут..., то я...".

Ребята оценивают новизну, конструктивность и значимость для них предложенной программы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.98.69 (0.025 с.)