![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Руководители педагогической практикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Контрольно-УЧЕТНАЯ КНИЖКА СТУДЕНТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
НАПРАВЛЕНИЕ – ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФИЛЬ – ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
__________________________________________________________ Ф.И.О. студента
Уфа 2011
Печатается по решению учебно-методического совета Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы
Контрольно-учетная книжка студента по педагогической практике. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – с.
Контрольно-учетная книжка адресована студентам-практикантам факультета иностранных языков. В ней представлено Положение о педагогической практике, определяются ее задачи и содержание, представлены учебные задания и рекомендации по их выполнению. Особое внимание уделяется оформлению отчетной документации.
Составители: Ф.Ш.Мустафина, к. п. н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы; З.Р.Киреева, к. п. н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы; Н.С.Сытина, к.п.н., профессор БГПУ им. М. Акмуллы; И.И.Ахматьянова, к. псих. н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы; Р.Х.Калимуллин к. п. н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы; Р.Р.Михтахова, пр. каф. психологии БГПУ им. М. Акмуллы
Ответственный за выпуск: Е.В.Ефимова, зам. нач. УМУ БГПУ им. М.Акмуллы
Издательство БГПУ, 2009
Введение
Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра филологического образования, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области образования; конструировать содержание обучения на разных ступенях образования; способствовать социализации, формированию общей культуры личности учащегося, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими).
Выпускник, получивший квалификацию бакалавра филологического образования, должен быть подготовлен к проектированию педагогического процесса, программ развития субъектов педагогического процесса. Он также подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа по следующим видам профессиональной деятельности: - научно-исследовательской; - организационно-воспитательной; - преподавательской; - коррекционно-развивающей; - культурно-просветительской.
Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, методику преподавания предмета и воспитательную работу; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Педагогическая практика проводится на базе общеобразовательной школы. В ходе практикистудентам предоставляется возможность: реализации плана организационно-воспитательной работы с учащимися, а также самостоятельной подготовки и проведения уроков по профильной дисциплине направления. Студент должен также принять участие во внеклассной работе с учащимися (коррекционной и развивающей), построенной на базе профильного предметного содержания. По итогам педагогической практики студентом представляется отчет с анализом всех видов его деятельности (организационно-воспитательной, преподавательской, коррекционно-развивающей).
Положение о педагогической практике студентов факультета иностранных языков
1. Педагогическая практика предусмотрена учебным планом и является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки бакалавра филологического образования.
2. Основная цель педагогической практики – подготовка к целостному выполнению функций учителя иностранного языка. 3. Задачи педагогической практики:
· интеграция приобретенных знаний по языковым и психолого- педагогическим дисциплинам; · развитие умений планирования и проведения уроков различных типов и организационных форм; · развитие умений методического анализа уроков иностранного языка различных типов; · развитие умений организации и проведения внеклассной работы по иностранному языку; · апробирование современных технологий воспитания и обучения иностранным языкам; · ознакомление с организацией образовательного процесса в учебно-воспитательном учреждении, с передовым педагогическим опытом; · изучение индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; · развитие умения творческого применения полученных знаний на практике; · формирование исследовательского подхода к педагогической деятельности; · формирование навыка анализа результатов своего труда; · развитие устойчивого интереса к профессии учителя; · формирование потребности самообразования и постоянном самосовершенствовании.
4. Педагогическая практика организуется в VII семестре. 5. Продолжительность педагогической практики 6 недель. 6. Педагогическая практика начинается с установочной конференции на факультете, которую проводит курсовой руководитель. 7. Студенты, имеющие академические задолженности, к прохождению педагогической практики не допускаются. 8. Распределение студентов по образовательным учреждениям осуществляет курсовой руководитель педагогической практики с учетом пожеланий студентов. 9. Учебная нагрузка составляет 6-8 уроков в неделю. 10. Общее количество уроков, проведенных за весь период педагогической практики, составляет 25-30 уроков, в т.ч. 10 зачетных уроков. 11. Продолжительность рабочего дня студента-практиканта составляет 6 часов, в течение которых студент обязан находиться в школе, вести наблюдение за классным коллективом, посещать и анализировать уроки учителей и однокурсников, проводить уроки, внеклассные мероприятия и т.д. 12. По согласованию с учителем иностранного языка студентам-практикантам предоставляется один свободный день для самостоятельной работы. 13. К концу первой недели педагогической практики студенты представляют расписание своих уроков на кафедру. 14. Студенты-практиканты проводят внеклассную работу по иностранному языку. В течение последней недели педагогической практики студенты организуют заключительные зачетные внеклассные мероприятия по иностранному языку. 15. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. 16. В течение первой недели после педагогической практики студенты представляют отчетную документацию на кафедру. 17. В течение второй недели после завершения педагогической практики проводится итоговая конференция на факультете.
Положение утверждено на заседании кафедры методики преподавания иностранных языков и второго иностранного языка от ___________г., протокол № ___.
Содержание педагогической практики
Начальный этап (первая неделя)
- беседа с администрацией, ознакомление с основными направлениями развития образовательного учреждения, особенностями организации учебно-воспитательного процесса; - ознакомление с Уставом образовательного учреждения, с правилами внутреннего распорядка; - ознакомление с нормативными документами, определяющими содержание и структуру школьных дисциплин, программ (базовых, альтернативных), учебного плана; - беседа с учителями иностранных языков, с классным руководителем; - ознакомление с оборудованием кабинета иностранного языка и ТСО, имеющимся в школе; - изучение класса (личные дела, успеваемость, медицинские карты); - посещение уроков учителя иностранного языка в закрепленных классах с целью изучения опыта работы и системы требований к организации учебно-воспитательного процесса в школе; - изучение учебно-методического комплекта по иностранному языку, который используется в учебном процессе; - ознакомление с планом работы классного руководителя, посещение воспитательных мероприятий; - разработка конспектов уроков в соответствии с календарным и тематическим планированием; - подготовка дидактического материала, наглядных пособий к урокам; - посещение уроков по другим дисциплинам учителей, работающих в закрепленных классах; - разработка плана-графика учебной работы; - разработка плана-графика воспитательных мероприятий; - разработка плана внеклассных мероприятий по иностранному языку; - разработка плана-графика научно-исследовательской работы.
Основной этап (2 – 6 недели) - подготовка дидактического материала, наглядных пособий к урокам и внеклассным занятиям; - подготовка и проведение пробных и зачетных уроков; - изучение методики работы учителя иностранного языка; - организация воспитательной работы в соответствии с планом классного руководителя; - проведение индивидуальной работы с учащимися с целью сбора и анализа фактических данных для выполнения заданий по педагогике, психологии; - индивидуальная работа с учащимися по иностранному языку; - посещение и анализ уроков студентов-практикантов; - подготовка и проведение внеклассной работы (коррекционной и развивающей) по предмету; - подготовка основных форм отчетности (конспектов уроков, внеклассных мероприятий, анализ посещенного урока и мероприятия); - оказание помощи учителю в пополнении методического фонда кабинета иностранного языка, а также в его оформлении; - работа с родителями, участие в организации и проведении родительских собраний;
- участие в работе педагогического совета, методических объединений учителей, семинара классного руководителя или воспитателя; - выполнение учебно-исследовательской работы под руководством научного руководителя; - проанализировать уроки учителей с точки зрения использования современных образовательных технологий, развития коммуникативных компетенций; - в отчёте предложить варианты улучшения занятия, применения более эффективных технологий в рассматриваемом случае. Завершающий этап (шестая неделя)
- подготовка и проведение зачетных уроков; - подготовка и проведение зачетных внеклассных мероприятий; - оформление отчетной документации и представление ее групповому руководителю, методистам по педагогике и психологии; - составление программы по саморазвитию профессиональных умений и навыков в ходе теоретического обучения; - подготовка к участию в итоговой конференции; - подготовка творческого отчета по итогам практики (фотогазета, коллаж, оформление и презентация изготовленного наглядного материала).
Оформление отчетной документации Отчетная документация включает следующие компоненты: 1. Заполненную контрольно-учетную книжку. 2. Отчет о выполнении заданий по технологиям и методикам обучения иностранным языкам: · план-конспект собственного урока по иностранному языку (см. Приложение 1); · анализ урока иностранного языка, проведенного учителем (см. Приложение 2); · дневник посещенных уроков (см. Приложение 3); · план-конспект внеклассного мероприятия по иностранному языку и его анализ (см. Приложение 4). 3.Отчет о выполнении задания по педагогике: · план-конспект внеклассного зачётного воспитательного мероприятия и его анализ (см. Приложение 5); · конспект выступления на родительском собрании по актуальным вопросам воспитания. 4.Отчет о выполнении задания по психологии: · психолого-педагогическая характеристика учащегося (см. Приложение 6).
Расписание уроков
Индивидуальный план работы Первая неделя с по
Вторая неделя с по
Третья неделя с по
Четвертая неделя с по
Пятая неделя с по
Шестая неделя с по
Дневник проведенных уроков
Групповой руководитель _____________________________(подпись) План-график План-график План проведения научно-исследовательской работы
Научный руководитель________________________________________ Ф.И.О. (подпись)
Приложение 1. План-конспект урока иностранного языка В отчет включается план-конспект одного из проведенных практикантом уроков (любого, по выбору студента).
Схема оформления урока: Урок № Дата Класс Тема раздела Тема урока Тип / вид урока Форма урока Базовый УМК Цели: а) практический компонент б) воспитательный компонент в) образовательный компонент г) развивающий компонент Сопутствующие задачи Языковой материал Речевой материал Оснащение урока Дополнительная литература Ход урока
Схема самоанализа урока: 1.Общие впечатления от урока. 2.Трудности, возникшие при подготовке к уроку. 3. Выделение основных положительных и отрицательных моментов урока. 4.Предложения по улучшению урока. 5.Профессиональное совершенствование: от каких недостатков, ранее встречавшихся, избавился; какие знания и умения приобрел, нет ли повторения ошибок.
Приложение 2. Анализ урока иностранного языка В отчет включается подробный анализ одного из посещенных уроков учителя иностранного языка.
Схема анализа урока: 1. Определить практическую, образовательную, развивающую и воспитательную цели урока и назвать тип / вид урока. 2. Выделить этапы урока, определить задачу и содержание каждого из них, оценить их взаимосвязь; указать, как организационно осуществляет учитель переход от одного этапа к другому; определить время, затраченное на каждый этап. 3. Выделить новый языковой материал урока, определить приемы объяснения значения, формы и употребления языкового явления. 4. Назвать виды речевой деятельности, развиваемые на уроке, и обосновать их соотношение, учитывая при этом цель урока и его тип. 5. Проследить, как учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, как устанавливает контакт с классом, поддерживает внимание и интерес учащихся к иностранному языку. 6. Определить, как осуществляется на уроке реализация общедидактических принципов: сознательности, активности, наглядности, последовательности, систематичности, доступности, посильности обучения и др. 7. Определить, как осуществляется на уроке реализация методических принципов обучения: коммуникативности, ситуативности, устного опережения, учета родного языка, доминирующей роли упражнений и др. 8. Проследить, как учитель организует работу учащихся по овладению новым фонетическим, лексическим, грамматическим материалом. 9. Назвать способы закрепления и активизации в речи учащихся фонетического, лексического и грамматического материала. 10. Назвать типичные фонетические, лексические и грамматические ошибки учащихся, допущенные ими на уроке; виды и приемы контроля, используемые учителем на уроке, а также способы исправления ошибок учащихся в различных видах речевой деятельности. 11. Какие способы стимулирования, поощрения, порицания использует учитель? 12. Определить, как сочетаются групповые, коллективные и индивидуальные формы работы на уроке 13. Как осуществлялась проверка домашнего задания? Как было задано домашнее задание на следующий урок? 14. Оценить применение ТСО, их целевое значение, виды упражнений, выполняемых с их помощью 15. Охарактеризовать речь учителя: темп, правильность, выразительность и понятность учащимся, определить соотношение речи учителя и учащихся по времени. 16. Оценить такие качества учителя, как: педагогический такт, авторитет, организованность, наблюдательность, справедливость в требованиях и объективность в оценках, их аргументированность. 17. Результативность урока: определить насколько достигнуты цели и задачи урока. 18. Осуществлялись ли межпредметные связи на уроке? 19. Устанавливалась ли связь обучения с жизнью на уроке? 20. Какие здоровьсберегающие технологии использовались на уроке?
Приложение 3. Дневник посещенных уроков В течение всей педагогической практики студенты посещают уроки учителей по разным предметам, фиксируя в педагогическом дневнике свои наблюдения. Цель этих наблюдений – на основе анализа методики работы учителей осмыслить положительные стороны их работы, с тем чтобы использовать лучшее на своих уроках. Необходимо проследить, как учитель организует работу учащихся, мобилизует их познавательную активность, общается с ними, какими методами и приемами достигаются цели урока на разных его этапах, как осуществляется воспитание школьников через обучение иностранному языку. Количество посещенных уроков – не менее 10. Схема фиксации хода урока: Дата_____________ Дисциплина________________ Учитель________ Класс__________ Тема__________________
Схема анализа посещенного урока:
1.Каковы были цели урока и достигнуты ли они? 2.Что Вам больше всего понравилось и почему? 3.Чему учащиеся научились на уроке? 4.Чем этот урок был полезен Вам? 5.Что, почему и как можно было бы изменить на этом уроке?
Приложение 4. План-конспект внеклассного мероприятия по иностранному языку и его анализ
Оформление титульного листа:
Схема оформления плана-конспекта зачетного внеклассного мероприятия по иностранному языку: 1. Название мероприятия, его тема. 2. Цели и задачи проведения внеклассного мероприятия. 3. План мероприятия. 4. Конспект с выделением структурных частей внеклассного мероприятия. 5. Оборудование. 6. Литература. 7. Анализ проведенного внеклассного мероприятия по приводимой ниже схеме: · общие сведения: дата проведения мероприятия, школа, класс(ы); · соответствие данного мероприятия возрастным особенностям учащихся; · связь внеклассного мероприятия с учебным материалом (тематика, языковой материал); · отношение учащихся к данному мероприятию (активность участников, их заинтересованность, равнодушие и т.п.); · качество исполнения; · выводы.
Приложение 5. План-конспект внеклассного воспитательного Мероприятия и его анализ
Схема оформления плана-конспекта зачетного воспитательного мероприятия:
1.Тема и вид воспитательного мероприятия. 2.Цели и задачи проведения воспитательного мероприятия. 3.План проведения воспитательного мероприятия. 4.Конспект с выделением структурных частей воспитательного мероприятия. 5.Анализ внеклассного воспитательного мероприятия по приводимой ниже схеме: · Общие сведения: дата проведения мероприятия, школа, класс. · Психолого-педагогическое обоснование актуальности проводимого воспитательного мероприятия. · Уровень активности, самостоятельности детей в подготовке мероприятия. · Анализ хода воспитательного мероприятия: реализация содержания мероприятия, выполнение поставленной задачи, что удалось, что не получилось? Что приобрели школьники в познавательном, духовном, нравственном развитии? Как учитывались возрастные особенности учащихся при проведении мероприятия? · Общая оценка: соответствие результатов мероприятия поставленным целям; оценка мероприятия с точки зрения познавательной и воспитательной ценности подобранного материала; степень удовлетворенности ребят от проведенного мероприятия; причина успехов, неудач, ошибок и пути их ликвидации; позиция классного руководителя в проведении и подведении итогов мероприятия; значение мероприятия для последующего развития коллектива и отдельных учащихся.
6.Литература.
Оформление титульного листа отчёта по педагогике:
Приложение 6. Психолого-педагогическая характеристика учащегося Основная цель производственной практики по психологии практики – выработать у студентов умения и навыки решать задачи, требующие применения психологических знаний. Эта цель может достигаться несколькими путями, но наиболее эффективный путь - изучение личности учащегося и составление его характеристики, с целью проектирования его развития воспитания. Работа над характеристикой требует от студентов знаний теоретических положений общей, возрастной, педагогической, специальной и социальной психологии. Основными методами изучения личности учащегося для составления его характеристики остаются наблюдение и тестирование. Наблюдению подлежат различные движения, высказывания ученика, манера общения со сверстниками и взрослыми, поведение вне школы и т.д. Во внешних проявлениях ученика студенту-практиканту надлежит увидеть психологический смысл, психологическую сторону действия, поведения, т.е. обнаружить мотивы, цели поведения, особенности характера, воли, чувств, особенности внимания, памяти и т.д. Словом, наблюдаемый акт поведения следует анализировать и оценивать в единстве его внутреннего (психологического) и внешнего (моторного) проявления. Кроме наблюдения, следует использовать и другие методики, выбор которых осуществляется как при непосредственном участии и рекомендациях преподавателя психологии, так и самостоятельно. При выполнении задания, если позволяет время и условия, студенты могут изучить не одного, а двух учащихся. Параллельное изучение позволит провести сопоставление учащихся по отдельным критериям (свойствам, особенностям) и в целом личностей. При изучении двух школьников следует выбрать менее сходных в личностных, познавательных характеристиках. Например, слабоуспевающего и отличника. Контрастность объектов изучения дает возможность более рельефно познать ученика, на которого составляется характеристика. Результаты оформляются в отдельной тетради в соответствии со схемой составления психолого-педагогической характеристики учащегося.
Характеристики учащегося
I. Общие сведения (Ф.И.О., возраст, класс, общее физическое развитие, состояние здоровья, принадлежность к детским или молодежным организациям). Семейные условия. Культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семье, отношения к ребенку: его учебным и трудовым обязанностям в школе и семье, режим и что делается для создания нормальных условий жизни ребенка в семье. II. Учебная деятельность 1. Успеваемость (преобладающие оценки, успеваемость по разным предметам). 2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность). 3. Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность, умение выразить свою мысль письменно и устно). 4. Способность к учению: - особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению); - осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления; - уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (механическое или осмысленное заучивание, овладение приемами преднамеренного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти); - развитие мышления (умение различать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстрота нахождения решения). - соотношение творческого и воссоздающего воображения. 5. Старательность в учебной работе. 6. Интерес к знаниям и отношение к учению (наличие или отсутствие интереса к учебе, к каким предметам проявляется наибольший интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности). 7. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять план, конспект и пр.). 8. Средства повышения сознательности и самостоятельности данного ученика в обучении. III. Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома) 1. Отношение к труду (уважительное или пренебрежительное, заинтересованность в смысле своего труда, любовь к труду, что именно наиболее привлекательно в труде - процесс работы, сделанная вещь или овладение трудовыми навыками). 2. Наличие трудовых навыков и умений, легко ли они приобретаются? 3. Организованность и дисциплинированность в труде. 4. Привычка к длительным трудовым усилиям. 5. Каким видам труда отдается предпочтение. V. Дисциплинированность 1. Общая характеристика поведения (спокойное, сдержанное, ученик проявляет излишнюю подвижность, непоседлив). 2. Соблюдение школьного режима (соблюдается, причины нарушений; нарушает намеренно, по небрежности, ученик не успевает уложиться в отведенное время и пр.). 3. Выполнение требований взрослых (охотно или по принуждению; часто ли ученик отказывается выполнять требования и какие). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины и их причины. 4. Степень дисциплинированности в различных условиях. Мотивы дисциплинированности 5. Меры воспитательного воздействия на данного ученика, результаты принятых мер. Приложение 7. Отзыв учителя иностранного языка о работе студента-практиканта
В отзыве дает оценку выполненной студентом учебной и внеклассной работы по иностранному языку, выделяя сильные стороны его языковой и методической подготовленности (планирование учебного процесса, проведение уроков различных типов и видов, коммуникативно направленное предъявление языкового материала, использование различных режимов работы, способность поддерживать интерес учащихся к изучению иностранного языка, использование современных технологий, ТСО и
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.255.180 (0.018 с.) |