Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этап. Коллективное подведение итогов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Очень часто мы забываем о том, как важно оглянуться на сделанное, пройти еще раз (мысленно) весь путь, ответить на вопросы: «Что было хорошо и почему? Что не удалось осуществить? Что предлагаем на будущее?» Этому этапу и посвящается «общий сбор-огонек». Им руководит учитель, умело направляя общую мысль на поиск причин удач и срывов, а также стимулируя каждого к выступлению. И оказывается это еще не все… Должен быть еще один этап, который называется «последействие». Его сущность заключается в том, что учитель организует использование накопленного опыта воспитанников в их дальнейшей школьной жизни. В недрах этого этапа созревают также идеи «завтрашней радости». Как всегда, в освоении данной темы Вам могут помочь книги. Удачные образцы КТД с конкретными рекомендациями по их планированию и проведению даны в книгах И.П. Иванова Воспитывать коллективистов - М., 1982; Энциклопедия коллективных творческих дел – М.,1989. Описание сценариев КТД можно найти в книге Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников/ Под ред. И.Б. Первина - М., 1985, с. 68-71, 84-87. Познакомьтесь с книгами В.А. Караковского: Воспитай гражданина - М., 1987; Чтобы воспитание было успешным - М., 1979; Любимые мои ученики - М., 1985. Московская школа №825, директором которой является В.А. Караковский, в течение ряда лет занимается разработкой методики КТД.Несомненный интерес представляет и небольшой по объему сборник Н.Е. Щурковой Собранье пестрых дел. – Владимир, 1993. В нем описаны 30 новых форм групповой работы. Образцы отдельных КТД приведены для Вас в Приложении №4 (III). Обязательно разыщите книгу С.Соловейчика Воспитание по Иванову. - М., 1989. Выдержки из глав этой книги Вы найдете в Приложении №4 (III).
Рекомендации по анализу и самоанализу воспитательного дела Наработка собственного опыта воспитательной работы с детьми будет более эффективной, если Вы как можно шире познакомитесь с системой работы или даже отдельными воспитательными мероприятиями своих коллег, - начинающих и более зрелых классных руководителей. Учитесь делать анализ! Посещение любого воспитательного дела не должно быть бесцельным! Обязательно задайте вопрос: «Что я хочу узнать, посещая это воспитательное дело?» Ответ на него поможет вам сформулировать цель посещения. Главная задача анализа воспитательного дела - выявить степень его влияния на личность ребенка, на его отношение к самому себе, окружающему миру в целом. Целостный анализ воспитательного дела состоит из двух частей: 1. Описание хода дела («фотографирование»); 2.Анализ. По ходу «фотографирования» фиксируйте: -действия классного руководителя; -взаимоотношения между ребятами; -степень активности учащихся, количество «поставленных» в активную позицию; -преобладающие состояния детского сообщества и отдельных учащихся; -методы и приемы, которыми пользуется учитель.
Анализ целесообразно вести в соответствии с «алгоритмом» педагогической деятельности, т.е. в следующей последовательности: I. Воспитательные задачи дела. 1. Главная цель, которую преследует классный руководитель. 2. Соответствуют ли воспитательные задачи (цели) проводимого дела основным задачам полугодия (четверти), уровню развития учащихся? Реальны ли они? Достижимы ли в ходе дела? II. Система педагогических средств. 1. Какие педагогические методы и приемы использованы? 2. Соответствуют ли поставленным целям содержание воспитательного дела, его структура? 3. Отличается ли содержание эмоциональностью, новизной? 4. Какой преобладал характер отношений между учителем и учащимися (авторитарный, сотрудничества, др.)? III. Результаты. 1. Какие состояния удалось вызвать у учащихся в ходе проведенного дела (активность, заинтересованность, безразличие, удивление, возмущение, радость, восхищение, сочувствие, негодование и др.); отвечают ли эти состояния педагогическим задачам? 2. Каков результат воздействия на личность, результат «последействия» проведенного воспитательного дела (побудило детей изменить свое отношение, задуматься над справедливостью своих оценок, поколебаться в ошибочных взглядах, поставить новые цели, стимулировать готовность к осуществлению полезных дел и т.д.)? 3. Ведущие причины именно такого результата. IV. Выводы, предлагаемые меры. 1. Проанализируйте, достигло ли проведенное дело поставленной цели и насколько (полностью, частично, не достигло). 2. Дайте обоснованную оценку целесообразности, качеству подготовки, его результатам (полезное, удачное, ненужное, вредное, эффективное и др.). 3. Что в нем ценного, требующего распространения, дальнейшего использования, и какие недостатки следует устранить? 4. Как проверить последействие воспитательного дела? Как вести работу дальше? V. Анализ последействия. Результат воспитательного дела складывается из двух моментов: а) состояния, отношения учащихся во время его проведения; б) изменения (количественные и качественные), которые произошли в нравственном развитии ребенка, в его сознании и поведении (нравственных представлениях, понятиях, мотивах, оценках и т.д.). Для выявления таких изменений необходим анализ отсроченных результатов педагогического воздействия. Для выявления отсроченных результатов (своего рода «последействия») целесообразно после проведения воспитательного дела наблюдать за детским сообществом, анализируя при этом: -соответствуют ли ценности детского сообщества нормам нравственности, с которыми познакомились школьники? -какова общественная направленность коллективной и индивидуальной деятельности учащихся? -стремятся ли ваши ученики к нравственному совершенствованию? -применяют ли они усвоенные нравственные ценности при анализе чужих и своих поступков? Эти же вопросы задавайте и себе, когда будете анализировать свою собственную воспитательную деятельность. (Осухова Н.Г.)
Во время педпрактики Вам в качестве одного из обязательных учебных заданий предлагается составить конспект зачетного воспитательного мероприятия. В качестве ориентира Вы можете воспользоваться следующим планом: 1. Обоснуйте Ваш выбор данного мероприятия по содержанию (теме) и по организационной форме его проведения. 2. Укажите, какую литературу Вы использовали для разработки данного дела, чьей помощью пользовались. 3. Сформулируйте основную педагогическую цель и конкретные задачи, которые Вы стремились достичь. 4. Кратко опишите особенности оформления помещения, назовите использованное оборудование. 5. Изложите ход воспитательного дела, подробно описав его содержание и отразив особенности методики его организации и проведения. 6. После проведения своего воспитательного мероприятия сделайте самоанализ, ответив на следующие вопросы: - Удалось ли Вам реализовать намеченные задачи? - Удовлетворены ли Вы ходом дела? - Как восприняли дети свое участие в нем? - Насколько Ваши воспитанники были активны, увлечены, организованны? - Какая атмосфера царила (преобладала) во время проведения дела? Попробуйте выявить и оценить результаты данного воспитательного дела и в первую очередь его влияние на изменение смыслового, ценностного отношения детей к той или иной деятельности, проблеме, окружающему миру людей, вещей, природы?
В дневнике педагогических наблюдений важно зафиксировать результаты наблюдений за поведением и эмоциональной реакцией ребят на подготовительном этапе и во время проведения воспитательного дела. Осмысление этих наблюдений позволит поставить новые задачи, побудит к выбору новых организационных форм. Чем разнообразнее будут виды деятельности и организационные формы воспитательной работы, тем успешнее помощь ребенку в его личностном становлении. Воспитание - дело творческое. Желаем всем, кто включился в воспитательную деятельность, новых находок, открытий, преодоления трудностей в сложном педагогическом труде! РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Одним из важных направлений работы классного руководителя является организация взаимодействия с семьями детей. Вместе с тем работа с родителями – это именно то направление, которое наиболее часто оказывается заформализованным в школе и малоэффективным. Начинающие классные руководители зачастую не только не знают, как осуществлять данную профессиональную функцию, но и боятся даже приступить к ней. Давайте попробуем вместе разобраться в этой проблеме. Начнем с того, что признаем безусловную важность, а также естественную необходимость для классного руководителя вступить в активное взаимодействие с родителями. В первую очередь это связано с тем, что у учителя должна быть реальная возможность влияния на условия жизни и воспитания ребенка в семье, в том числе и для защиты его интересов, если в этом появится необходимость. Во-вторых, родители, безусловно, должны быть Вашими единомышленниками в воспитании или, в крайнем случае, хотя бы не противниками тому, что будет осуществляться в классе Вашими руками. И, наконец, самое простое - нельзя хорошо понимать ребенка, его проблему, если не знать образа жизни, традиций, ценностей его семьи. Подытоживая сказанное, сформулируем вывод: надо уметь работать с родителями. Попробуем теперь разобраться – с чем связаны основные страх, опасения начинающего классного руководителя? Может быть с интуитивным пониманием того, что основная масса родителей настроена к школе скептически, а подчас и крайне негативно? Разговор с родителями помогает понять одну из причин этого – школа многократно увеличивает количество проблем для семьи, добавляя буквально с 1-го сентября к семейным, бытовым, производственным неурядицам свои, школьные. Между тем взрослым намного проще справиться со своими производственными или хозяйственно-бытовыми делами, чем с воспитательными функциями. Инженером быть «понятнее», чем хорошим отцом. Возможно ли помочь родителям в этом? Мы уверены, что школа должна и может помочь семье в деле воспитания и обучения детей, и это наш второй вывод. Давайте попробуем определить основное содержание работы с родителями. Многочисленные задачи, которые классный руководитель будет решать совместно с семьями детей, видимо, можно сгруппировать в три больших блока. I. Психолого-педагогическая помощь семье. II. Организация совместной деятельности, приобщение родителей к жизни класса, школы. Работа по сплочению родительского коллектива. III. Рефлексия по поводу развития ребенка. Данное содержание работы может быть реализовано классным руководителем через различные организационные формы. Например, такие… Индивидуальные · Индивидуальное консультирование · Посещение семьи · Письма-характеристики · Др.
Групповые · Работа с родительским активом · Работа с отдельными группами родителей, например, детей с определенным типом проблемы; отдельно с отцами и матерями; выборочно с родителями только мальчиков или девочек; др. · Др.
Коллективные · Родительские собрания · Пресс-конференции · Встреча с интересующим родителей человеком (юристом, представителем администрации, врачом, т.п.) · Др. Каждая из предложенных выше форм обладает своим педагогическим потенциалом и позволяет классному руководителю решать многообразные задачи. Вы будете осваивать эту работу в ходе реального выполнения функций классного руководителя. А что можно попробовать в ходе педагогической практики? В первую очередь, познакомьтесь с системой работы классного руководителя Вашего класса с семьями детей. Примите участие как помощник классного руководителя во всех делах с участием родителей, на которых Вам будет позволено присутствовать. Обязательно выступите перед родителями на родительском собрании по какой-либо проблеме, связанной с обучением и воспитанием детей. Родительские собрания – один из самых распространенных видов работы с родителями. Им можно придавать форму дискуссии по какому-либо актуальному вопросу, но чаще интересующая родителей тема излагается в форме беседы. Это может быть конференция по обмену родительским опытом, вечер вопросов и ответов, др. Обычное плановое родительское собрание может иметь следующую структуру: 1. Рассмотрение какой-либо темы в рамках программы психолого-педагогического просвещения родителей (ведет классный руководитель или приглашенный специалист). 2. Решение организационных, хозяйственных, финансовых и т.п. проблем в жизни класса. Обсуждение дел, требующих помощи и совместной деятельности родителей (вопросы для обсуждения могут быть подняты классным руководителем или родительским активом). 3. Рассказ классного руководителя о жизни класса за прошедший период и ознакомление родителей с планом на будущее. При выборе основной темы для обсуждения с родителями на собрании воспользуйтесь таким советом: максимально приближайте (сближайте) в содержательном плане Ваш разговор с родителями с теми беседами, что Вы планируете провести с детьми. Причем, желательно, чтобы обсуждение вопроса, актуальной проблемы с родителями было опережающим. На Ваших собраниях всегда должны незримо присутствовать Ваши ученики, дети Ваших родителей. При этом, характеризуя детей, говорите о положительном. Не превращайте родительское собрание в чтение нотаций родителям, не сводите повестку дня лишь к вопросам успеваемости и дисциплины. Будьте тактичны в своих ответах и оценках. Наряду с продумыванием содержания собраний уделяйте особое внимание их атмосфере. Родители должны чувствовать себя эмоционально комфортно в стенах школы. Выстраивайте свое общение с родителями как равноправными партнерами. Во всех своих просьбах в качестве классного руководителя обращайтесь к родителям уверенно, как, несомненно, к своим союзникам. При предъявлении своих требований обязательно аргументируйте их, исходя из интересов развития детей. Работайте так, чтобы родители не опасались доверить вам любую информацию о своих детях, были уверены, что она не будет разглашена либо использована против ребенка. Многие из вышеназванных положений могут сыграть роль принципов, на которых Вы будете выстраивать свое взаимоотношение с родителями. Завершая этот раздел, назовем еще два важных правила: - чтобы иметь влияние на родителей, надо с радостью и заинтересованностью относиться к их детям; - обращайтесь как можно чаще к чувству родительской любви, уважайте ее.
Вот и подходит к концу наш с Вами разговор о таком нелегком, но самом важном на свете Деле – классном руководстве. Языком этого пособия мы прежде всего хотели донести до Вас одну очень важную, на наш взгляд, мысль о том, что воспитывают не классные часы, не морализование, не указание ребенку на его промахи и ошибки, воспитывает совместная с ребенком деятельность и общение, богатство коллективных и индивидуальных переживаний, отношений, чувств. Воспитывает только тот педагог, которого дети любят, уважают, образу жизни которого тайно или явно подражают. Мы будем рады знать, что этот небольшой сборник оказался Вам полезен, и от всего сердца желаем, чтобы Ваш первый опыт работы с детьми был непременно успешным!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.0 (0.009 с.) |