Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап. Коллективное подведение итогов.

Поиск

Очень часто мы забываем о том, как важно оглянуться на сделанное, пройти еще раз (мысленно) весь путь, ответить на вопросы: «Что было хорошо и почему? Что не удалось осуществить? Что предлагаем на будущее?» Этому этапу и посвящается «общий сбор-огонек». Им руководит учитель, умело направляя общую мысль на поиск причин удач и срывов, а также стимулируя каждого к выступлению.

И оказывается это еще не все…

Должен быть еще один этап, который называется «последействие». Его сущность заключается в том, что учитель организует использование накопленного опыта воспитанников в их дальнейшей школьной жизни. В недрах этого этапа созревают также идеи «завтрашней радости».

Как всегда, в освоении данной темы Вам могут помочь книги.

Удачные образцы КТД с конкретными рекомендациями по их планированию и проведению даны в книгах И.П. Иванова Воспитывать коллективистов - М., 1982; Энциклопедия коллективных творческих дел – М.,1989. Описание сценариев КТД можно найти в книге Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников/ Под ред. И.Б. Первина - М., 1985, с. 68-71, 84-87. Познакомьтесь с книгами В.А. Караковского: Воспитай гражданина - М., 1987; Чтобы воспитание было успешным - М., 1979; Любимые мои ученики - М., 1985. Московская школа №825, директором которой является В.А. Караковский, в течение ряда лет занимается разработкой методики КТД.Несомненный интерес представляет и небольшой по объему сборник Н.Е. Щурковой Собранье пестрых дел. – Владимир, 1993. В нем описаны 30 новых форм групповой работы. Образцы отдельных КТД приведены для Вас в Приложении №4 (III).

Обязательно разыщите книгу С.Соловейчика Воспитание по Иванову. - М., 1989.

Выдержки из глав этой книги Вы найдете в Приложении №4 (III).

 

Рекомендации по анализу и самоанализу воспитательного дела

Наработка собственного опыта воспитательной работы с детьми будет более эффективной, если Вы как можно шире познакомитесь с системой работы или даже отдельными воспитательными мероприятиями своих коллег, - начинающих и более зрелых классных руководителей.

Учитесь делать анализ!

Посещение любого воспитательного дела не должно быть бесцельным! Обязательно задайте вопрос: «Что я хочу узнать, посещая это воспитательное дело?» Ответ на него поможет вам сформулировать цель посещения.

Главная задача анализа воспитательного дела - выявить степень его влияния на личность ребенка, на его отношение к самому себе, окружающему миру в целом.

Целостный анализ воспитательного дела состоит из двух частей:

1. Описание хода дела («фотографирование»);

2.Анализ.

По ходу «фотографирования» фиксируйте:

-действия классного руководителя;

-взаимоотношения между ребятами;

-степень активности учащихся, количество «поставленных» в активную позицию;

-преобладающие состояния детского сообщества и отдельных учащихся;

-методы и приемы, которыми пользуется учитель.

 

Анализ целесообразно вести в соответствии с «алгоритмом» педагогической деятельности, т.е. в следующей последовательности:

I. Воспитательные задачи дела.

1. Главная цель, которую преследует классный руководитель.

2. Соответствуют ли воспитательные задачи (цели) проводимого дела основным задачам полугодия (четверти), уровню развития учащихся? Реальны ли они? Достижимы ли в ходе дела?

II. Система педагогических средств.

1. Какие педагогические методы и приемы использованы?

2. Соответствуют ли поставленным целям содержание воспитательного дела, его структура?

3. Отличается ли содержание эмоциональностью, новизной?

4. Какой преобладал характер отношений между учителем и учащимися (авторитарный, сотрудничества, др.)?

III. Результаты.

1. Какие состояния удалось вызвать у учащихся в ходе проведенного дела (активность, заинтересованность, безразличие, удивление, возмущение, радость, восхищение, сочувствие, негодование и др.); отвечают ли эти состояния педагогическим задачам?

2. Каков результат воздействия на личность, результат «последействия» проведенного воспитательного дела (побудило детей изменить свое отношение, задуматься над справедливостью своих оценок, поколебаться в ошибочных взглядах, поставить новые цели, стимулировать готовность к осуществлению полезных дел и т.д.)?

3. Ведущие причины именно такого результата.

IV. Выводы, предлагаемые меры.

1. Проанализируйте, достигло ли проведенное дело поставленной цели и насколько (полностью, частично, не достигло).

2. Дайте обоснованную оценку целесообразности, качеству подготовки, его результатам (полезное, удачное, ненужное, вредное, эффективное и др.).

3. Что в нем ценного, требующего распространения, дальнейшего использования, и какие недостатки следует устранить?

4. Как проверить последействие воспитательного дела? Как вести работу дальше?

V. Анализ последействия.

Результат воспитательного дела складывается из двух моментов:

а) состояния, отношения учащихся во время его проведения;

б) изменения (количественные и качественные), которые произошли в нравственном развитии ребенка, в его сознании и поведении (нравственных представлениях, понятиях, мотивах, оценках и т.д.). Для выявления таких изменений необходим анализ отсроченных результатов педагогического воздействия.

Для выявления отсроченных результатов (своего рода «последействия») целесообразно после проведения воспитательного дела наблюдать за детским сообществом, анализируя при этом:

-соответствуют ли ценности детского сообщества нормам нравственности, с которыми познакомились школьники?

-какова общественная направленность коллективной и индивидуальной деятельности учащихся?

-стремятся ли ваши ученики к нравственному совершенствованию?

-применяют ли они усвоенные нравственные ценности при анализе чужих и своих поступков?

Эти же вопросы задавайте и себе, когда будете анализировать свою собственную воспитательную деятельность. (Осухова Н.Г.)

 

Во время педпрактики Вам в качестве одного из обязательных учебных заданий предлагается составить конспект зачетного воспитательного мероприятия.

В качестве ориентира Вы можете воспользоваться следующим планом:

1. Обоснуйте Ваш выбор данного мероприятия по содержанию (теме) и по организационной форме его проведения.

2. Укажите, какую литературу Вы использовали для разработки данного дела, чьей помощью пользовались.

3. Сформулируйте основную педагогическую цель и конкретные задачи, которые Вы стремились достичь.

4. Кратко опишите особенности оформления помещения, назовите использованное оборудование.

5. Изложите ход воспитательного дела, подробно описав его содержание и отразив особенности методики его организации и проведения.

6. После проведения своего воспитательного мероприятия сделайте самоанализ, ответив на следующие вопросы:

- Удалось ли Вам реализовать намеченные задачи?

- Удовлетворены ли Вы ходом дела?

- Как восприняли дети свое участие в нем?

- Насколько Ваши воспитанники были активны, увлечены, организованны?

- Какая атмосфера царила (преобладала) во время проведения дела?

Попробуйте выявить и оценить результаты данного воспитательного дела и в первую очередь его влияние на изменение смыслового, ценностного отношения детей к той или иной деятельности, проблеме, окружающему миру людей, вещей, природы?

 

В дневнике педагогических наблюдений важно зафиксировать результаты наблюдений за поведением и эмоциональной реакцией ребят на подготовительном этапе и во время проведения воспитательного дела. Осмысление этих наблюдений позволит поставить новые задачи, побудит к выбору новых организационных форм. Чем разнообразнее будут виды деятельности и организационные формы воспитательной работы, тем успешнее помощь ребенку в его личностном становлении. Воспитание - дело творческое. Желаем всем, кто включился в воспитательную деятельность, новых находок, открытий, преодоления трудностей в сложном педагогическом труде!

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Одним из важных направлений работы классного руководителя является организация взаимодействия с семьями детей. Вместе с тем работа с родителями – это именно то направление, которое наиболее часто оказывается заформализованным в школе и малоэффективным. Начинающие классные руководители зачастую не только не знают, как осуществлять данную профессиональную функцию, но и боятся даже приступить к ней. Давайте попробуем вместе разобраться в этой проблеме.

Начнем с того, что признаем безусловную важность, а также естественную необходимость для классного руководителя вступить в активное взаимодействие с родителями.

В первую очередь это связано с тем, что у учителя должна быть реальная возможность влияния на условия жизни и воспитания ребенка в семье, в том числе и для защиты его интересов, если в этом появится необходимость.

Во-вторых, родители, безусловно, должны быть Вашими единомышленниками в воспитании или, в крайнем случае, хотя бы не противниками тому, что будет осуществляться в классе Вашими руками.

И, наконец, самое простое - нельзя хорошо понимать ребенка, его проблему, если не знать образа жизни, традиций, ценностей его семьи.

Подытоживая сказанное, сформулируем вывод: надо уметь работать с родителями.

Попробуем теперь разобраться – с чем связаны основные страх, опасения начинающего классного руководителя? Может быть с интуитивным пониманием того, что основная масса родителей настроена к школе скептически, а подчас и крайне негативно? Разговор с родителями помогает понять одну из причин этого – школа многократно увеличивает количество проблем для семьи, добавляя буквально с 1-го сентября к семейным, бытовым, производственным неурядицам свои, школьные. Между тем взрослым намного проще справиться со своими производственными или хозяйственно-бытовыми делами, чем с воспитательными функциями. Инженером быть «понятнее», чем хорошим отцом. Возможно ли помочь родителям в этом? Мы уверены, что школа должна и может помочь семье в деле воспитания и обучения детей, и это наш второй вывод.

Давайте попробуем определить основное содержание работы с родителями. Многочисленные задачи, которые классный руководитель будет решать совместно с семьями детей, видимо, можно сгруппировать в три больших блока.

I. Психолого-педагогическая помощь семье.

II. Организация совместной деятельности, приобщение родителей к жизни класса, школы. Работа по сплочению родительского коллектива.

III. Рефлексия по поводу развития ребенка.

Данное содержание работы может быть реализовано классным руководителем через различные организационные формы. Например, такие…

Индивидуальные

· Индивидуальное консультирование

· Посещение семьи

· Письма-характеристики

· Др.

 

Групповые

· Работа с родительским активом

· Работа с отдельными группами родителей, например, детей с определенным типом проблемы; отдельно с отцами и матерями; выборочно с родителями только мальчиков или девочек; др.

· Др.

 

Коллективные

· Родительские собрания

· Пресс-конференции

· Встреча с интересующим родителей человеком (юристом, представителем администрации, врачом, т.п.)

· Др.

Каждая из предложенных выше форм обладает своим педагогическим потенциалом и позволяет классному руководителю решать многообразные задачи. Вы будете осваивать эту работу в ходе реального выполнения функций классного руководителя.

А что можно попробовать в ходе педагогической практики?

В первую очередь, познакомьтесь с системой работы классного руководителя Вашего класса с семьями детей.

Примите участие как помощник классного руководителя во всех делах с участием родителей, на которых Вам будет позволено присутствовать.

Обязательно выступите перед родителями на родительском собрании по какой-либо проблеме, связанной с обучением и воспитанием детей.

Родительские собрания – один из самых распространенных видов работы с родителями. Им можно придавать форму дискуссии по какому-либо актуальному вопросу, но чаще интересующая родителей тема излагается в форме беседы. Это может быть конференция по обмену родительским опытом, вечер вопросов и ответов, др.

Обычное плановое родительское собрание может иметь следующую структуру:

1. Рассмотрение какой-либо темы в рамках программы психолого-педагогического просвещения родителей (ведет классный руководитель или приглашенный специалист).

2. Решение организационных, хозяйственных, финансовых и т.п. проблем в жизни класса. Обсуждение дел, требующих помощи и совместной деятельности родителей (вопросы для обсуждения могут быть подняты классным руководителем или родительским активом).

3. Рассказ классного руководителя о жизни класса за прошедший период и ознакомление родителей с планом на будущее.

При выборе основной темы для обсуждения с родителями на собрании воспользуйтесь таким советом: максимально приближайте (сближайте) в содержательном плане Ваш разговор с родителями с теми беседами, что Вы планируете провести с детьми. Причем, желательно, чтобы обсуждение вопроса, актуальной проблемы с родителями было опережающим.

На Ваших собраниях всегда должны незримо присутствовать Ваши ученики, дети Ваших родителей. При этом, характеризуя детей, говорите о положительном. Не превращайте родительское собрание в чтение нотаций родителям, не сводите повестку дня лишь к вопросам успеваемости и дисциплины.

Будьте тактичны в своих ответах и оценках.

Наряду с продумыванием содержания собраний уделяйте особое внимание их атмосфере. Родители должны чувствовать себя эмоционально комфортно в стенах школы.

Выстраивайте свое общение с родителями как равноправными партнерами.

Во всех своих просьбах в качестве классного руководителя обращайтесь к родителям уверенно, как, несомненно, к своим союзникам.

При предъявлении своих требований обязательно аргументируйте их, исходя из интересов развития детей.

Работайте так, чтобы родители не опасались доверить вам любую информацию о своих детях, были уверены, что она не будет разглашена либо использована против ребенка.

Многие из вышеназванных положений могут сыграть роль принципов, на которых Вы будете выстраивать свое взаимоотношение с родителями.

Завершая этот раздел, назовем еще два важных правила:

- чтобы иметь влияние на родителей, надо с радостью и заинтересованностью относиться к их детям;

- обращайтесь как можно чаще к чувству родительской любви, уважайте ее.

 

Вот и подходит к концу наш с Вами разговор о таком нелегком, но самом важном на свете Деле – классном руководстве. Языком этого пособия мы прежде всего хотели донести до Вас одну очень важную, на наш взгляд, мысль о том, что воспитывают не классные часы, не морализование, не указание ребенку на его промахи и ошибки, воспитывает совместная с ребенком деятельность и общение, богатство коллективных и индивидуальных переживаний, отношений, чувств. Воспитывает только тот педагог, которого дети любят, уважают, образу жизни которого тайно или явно подражают.

Мы будем рады знать, что этот небольшой сборник оказался Вам полезен, и от всего сердца желаем, чтобы Ваш первый опыт работы с детьми был непременно успешным!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.0 (0.009 с.)