Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Печатается по решению редакционного совета вгпу

Поиск

НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Говоря о жизни ребенка в школе, трудно переоценить роль классного руководителя. Ведь классный руководитель – это не просто педагог-профессионал, это – прежде всего человек, понимающий и тонко чувствующий ребенка, сочувствующий и сопереживающий ему, верящий в него, неравнодушный к его бедам и проблемам, это помощник и защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни. Наконец, классный руководитель - это человек, твердо убежденный в том, что любой, даже самый «трудный» ребенок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи: признании, уважении и, конечно, любви.

Классный руководитель за очень многое отвечает и очень многое должен знать и уметь. Ведь именно от его личностных качеств, его усилий и профессионализма зависит максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и даров, а также создание наиболее благоприятных и комфортных условий для его духовно-нравственного, умственного и физического совершенствования.

Как правило, все многообразие задач, стоящих перед классным руководителем, описывается в виде четырех основных функций: аналитической, прогностической, организационно-координирующей и коммуникативной.

Аналитическая функция заключается в изучении индивидуальных особенностей детей своего класса, состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка, стадии развития классного коллектива, многого другого.

Выполнение этой функции предполагает владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмысливать обстановку в классе, школе, ближайшем окружении ребенка с целью создания благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе. Более того, знание ребенка, его склонностей, интересов, сфер дарований поможет Вам в выборе для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех. С другой стороны, выполнение этой функции предполагает знание и корректное умение пользоваться психолого-диагностическими методами изучения детей и условий их жизнедеятельности; умение вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся). Ведь очень важно, чтобы ребенок не чувствовал себя объектом пристального наблюдения и манипуляций со стороны взрослого человека, преследующего свои, непонятные ребенку цели. Осуществляя эту функцию, как, впрочем, и другие, Вы должны помнить, что ребенок – это высшая и безусловная ценность, и все Ваши усилия должны быть направлены во благо его жизни, счастья и развития.

Прогностическая функция заключается в предвидении и прогнозировании как результата своей педагогической деятельности в целом, так и конкретного воспитательного дела или даже отдельного педагогически инструментированного взаимодействия со своим классом или отдельным учеником. Очень важно проектирование ближних, средних и дальних перспектив в жизнедеятельности своего класса, предвидение путей развития классного коллектива, судеб своих воспитанников.

Выполнение этой функции предполагает умение видеть и формулировать свои воспитательные цели, планировать воспитательную работу в собственном классе с целью создания оптимальных для формирования каждой личности условий, способствующих свободному и полному раскрытию индивидуальности каждого ребенка.

Организационно-координирующая функция включает в себя огромное многообразие видов педагогической деятельности, например, оказание помощи детям в их учебной, общественно-полезной, иных видах школьной жизнедеятельности, в том числе, организации досуга.

Классный руководитель – это первый наставник, помощник в жизни классного коллектива, начиная от этапа помощи в создании органов детского самоуправления.

Классный руководитель – организатор взаимодействия с семьями детей, с внешкольными образовательными учреждениями; он – и активный участник в работе педсовета, разнообразных совещаний, других форм контакта с учителями-предметниками и школьной администрации по проблемам своего класса.

К этой функции относится также: ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей во время внеурочных мероприятий; организация питания, дежурства по классу, летней трудовой практики по подготовке школы к новому учебному году, организация трудовых дел; ведение документации (классный журнал, учет посещаемости, дневники учащихся, личные дела учащихся, план работы классного руководителя, психолого-педагогическая карта); участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.

Наверно, нет необходимости комментировать эту функцию. Просто, выполняя ее, Вы должны помнить, что воспитывают не классные часы, не морализирование, не указание ребенку на его промахи и ошибки, воспитывает совместная с ребенком деятельность и общение, богатство коллективных и индивидуальных переживаний, отношений, чувств. Воспитывает только тот педагог, которого дети любят, уважают, образу жизни которого тайно или явно подражают.

Выполнение учителем коммуникативной функции призвано обеспечить удовлетворение потребности каждого своего воспитанника в эмоциональном контакте, одной из основных жизненно необходимых человеческих потребностей.

Эта функция предполагает заботу об эмоциональном мироощущении ребенка, которое зависит и от доминирующего стиля взаимодействия с ним учителя (учителей), и от его социального статуса, внутригрупповой роли в классном коллективе, и от собственных успехов в общении с окружающими людьми.

Важность выполнения этой функции учителем определяется тем, что эмоциональное мироощущение ребенка – это основа его личностного отношения к миру, людям, самому себе.

От того, насколько успешно Вы реализуете эту функцию, будет зависеть, станет ли класс для ребенка местом, где ему хорошо и куда ему хочется каждый раз возвращаться, где его любят и ждут учителя, однокашники и, конечно Вы – его классный руководитель (руко-водитель), где он каждый день переживает чувство успеха и уверенности в себе.

 

Более подробно о функциях классного руководителя можно прочитать в статье Л.Д. Гуткиной Круг обязанностей классного руководителя//Настольная книга классного руководителя. М.: Пед. поиск, 2000. С. 74-81. В ней также идет речь о правах и обязанностях классного руководителя. Смотрите Приложение № 1.

ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

Можно ли выбрать из многообразия Ваших функций как учителя-предметника и классного руководителя самую важную? - Очень трудно! И все же, посоветуем Вам начать со знакомства и изучения своего класса: каждого ребенка в отдельности и всех вместе в их сложных взаимоотношениях в классном коллективе.

Как можно чаще встречайтесь со своим классом! В период первой недели работы посещайте все уроки своего класса по расписанию, будьте рядом на переменах, используйте любую возможность для непосредственного общения с детьми.

Учитесь наблюдать! На этом пути мелочей нет, интересно и значимо все: мельчайшие особенности внешности ребенка, его осанки, походки, манеры общения, речи, качества, которые ребенок проявляет в различных видах деятельности, разнообразных ситуациях, и многое-многое другое.

Наблюдение – это самый доступный и вместе с тем весьма сложный способ изучения детей. Однако именно живое непосредственное наблюдение позволит Вам сформировать образ личности своего воспитанника. В этом плане метод изучения детей сродни опыту художественной литературы. Писатель силой присущего ему таланта описывает своих героев так ярко и так точно, что мы получаем о них вполне законченное и целостное представление. При этом художественный образ оставляет впечатление о персонаже как о живом и хорошо знакомом нам человеке.

Сознательно развивайте свою педагогическую интуицию, учитесь эмпатии, способности вживаться в образ ребенка. Периодически проверяйте себя – сколько детей «всплывает» по желанию перед Вашими глазами (фамилия, имя, «образ»)? К концу второй недели работы Вы должны хорошо представлять себе каждого ребенка своего класса и особенности классного коллектива как целого.

Изучите школьную документацию, содержащую данные по детям, начиная с классного журнала. Воспользуйтесь другими способами изучения детей.

Обратите особое внимание на следующее: есть ли в классе дети из многодетных семей, кто из детей живет в неполных, неблагополучных, малообеспеченных семьях.

Попросите классного руководителя и учителей-предметников поделиться своим мнением о классе и его детях, только помните, что это – не Ваши выводы.

Поговорите со школьным психологом, ознакомьтесь с ранее собранными им материалами по изучению детей Вашего класса.

Существует большое разнообразие методов изучения личности школьника и классных коллективов, детально разработаны подходы к составлению их характеристик и схемы анализов. Вы можете попробовать любую из методик. Необходимую информацию можно найти в соответствующей литературе, в частности, в следующей:

· Психолого-педагогическое образование: технологический аспект. Учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. Селиверстовой Е.Н., Зобкова В.А., Романовой Л.А., Филатовой О.В.- Владимир: Маркарт, 2001.

· Лобанов А.А. Методические рекомендации по изучению нравственной воспитанности школьников. - Владимир: ВГПИ, 1987.

· Крикунов А.С., Чернышев А.С., Луньков А.И. Социально-психологические основы работы классного руководителя. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1989.

· Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов, - М.,: Просвещение, 1988.

ВОСПИТАНИЕ-ОБЩЕНИЕ

Изучение детей – процесс не просто длительный, а практически бесконечный, как путь постепенного, но никогда не прекращающегося приближения к образу личности своего воспитанника. Этот процесс идет рука об руку с процессом общения учителя с детьми. Чем больше мы вступаем в непосредственное взаимодействие с ребенком, тем лучше учимся понимать его и, как следствие этого, тем более эффективным становится наше общение с ним.

Взаимодействие с ребенком (прямое, непосредственное или косвенное и опосредованное) является одним из основных путей воспитания. Недаром многие педагоги рассматривают воспитание как общение.

Идет урок английского языка в 6 классе.

Ученик извиняющимся тоном говорит: «А я сегодня забыл тетрадку с домашним заданием».

Учитель (раздраженно, почти кричит): «Опять! Сколько раз вам говорить, что я злюсь на тех, кто не делает задание! Ты у меня в черном списке! Завтра принесешь тетрадь со всеми упражнениями».

****

Ученик: «Я задание вместо сегодня на среду записал…»

Учитель (едва сдерживаясь): «В конце концов, не мне это надо!»

Через некоторое время Болотов робко тянет руку, желая ответить.

Учитель: «Можешь опустить, - я с тобой вообще разговаривать не хочу».

 

****

Урок географии в 5 классе.

Учитель: «Так, открыли тетради и записали тему…

Так! Убирай свою кепи!»

Ученик: «Это не кепи, а бейсболка».

Учитель: «Тем более. Особо умный, иди сюда! Вот ты нам сейчас поведаешь, бывают ли горы на дне мирового океана…»

 

****

Урок… За окном - жара, и поэтому в классе тоже очень жарко…

Учитель: «Ой, что-то душно…»

Ученик (не вставая и довольно громко): «Надо окно открыть!»

Учитель (повышает голос, хмурит брови и машет рукой): «А ну-ка, тсс…Учитель сам знает, что надо».

 

Эти микроситуации были записаны студентами в ходе педагогической практики. При этом позиция учителя в них была оценена как ошибочная, некорректная, ведущая к возникновению вражды с ребенком.

 

Ситуации, аналогичные данным, происходят и вне урока. С другой стороны, в современной школе нередки случаи грубого отказа ребенка выполнить ту или иную просьбу классного руководителя, подчиниться определенным школьным требованиям.

Возможно ли бесконфликтное общение?

Как построить нормальные отношения с ребенком?

Можно ли и как поправить отношения с «проблемными», «трудными», «непослушными» детьми?

Практика воспитания изобилует вопросами такого рода. Оказывается, чтобы ответить на них утвердительно, необходимо в первую очередь принять «благоприятный» стиль общения. Этот стиль недаром носит название «личностно центрированного», т.к. при этом личность человека, с которым мы строим взаимодействие, попадает в центр нашего внимания.

Этот стиль предполагает отношение к ребенку как субъекту педагогического взаимодействия, уважительное отношение к его неповторимым индивидуальным особенностям. Само общение при этом выступает как уникальный, эмоционально-насыщенный, глубоко личностный процесс взаимодействия.

Отправной точкой такого общения является положение о безусловном принятии ребенка.

Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он умный, трудолюбивый или красивый, а просто так, просто за то, что он есть!

Существуют и другие принципы личностно центрированного общения, на основе которых функционируют правила, приемы общения. Этому можно научиться. В частности мы рекомендуем Вам замечательную книгу, содержащую подробное описание технологии бесконфликтного общения с детьми:

· Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с детьми. Как? – Изд. 3-е. - М.: ЧеРо, с участ. ООО «Творческий Центр Сфера», 2000.-240с.: илл.

Одну из глав этой книги мы представляем для Вас в Приложении № 1.

 

Однако, чтобы быть успешным в профессиональном педагогическом общении, одного знания правил оказывается недостаточно. Решающим фактором успеха становится сам учитель, в первую очередь его жизненная позиция, эмоциональное мироощущение.

 

Идет урок литературы. Опоздавшая ученица робко открывает дверь, не решаясь войти.

Учитель Зоя Петровна мягко и с улыбкой смотрит поверх очков и говорит: «Заходи, Таня, не смущайся, включайся в работу».

 

****

 

Математика в 7 классе. Один ученик решает пример у доски. Другому ребенку, сидящему на первой парте, не видна запись, и он шепчет: «Тема, сдвинься!»

Учительница реагирует: «Нельзя так грубо обращаться с одноклассниками. Нужно говорить мягче».

Ученик без смущения отвечает: «А я и сказал: Тема, сдвинься…»

 

****

Учительница геометрии, заканчивая последний урок, на котором было немного шумновато, говорит доброжелательно: «Ну, ладно, поработали сегодня неплохо, только шумели… Но я понимаю, - устали. До свидания».

 

****

Учительница английского языка на уроке в 7 классе предлагает детям поговорить на тему о болезнях.

Очередь доходит до Саши: «Я часто подхватываю где-то рак…» (произносит по-английски).

Учительница делает испуганное лицо: «Саша, зачем ты нас пугаешь?»

Саша: «Это я шучу. У меня черный юмор».

Тут вся группа заливается смехом и больше всех смеется учительница.

 

****

 

Учительница латинского языка в 7 классе вызывает к доске девочку: «Машенька, давай вспомним слова латинской песенки».

И тут девочка вместо рассказа начинает петь.

Учительница дает знак классу подпевать ей и в конце говорит: «Ай, браво, синьора! Молодец! Даже спела!»

 

****

 

Урок физкультуры в 5 классе. Дети выстраиваются в ряд.

Учитель: «Ну что, зайчики, бегать будем?

Все хором: «Да!»

Учитель: «А прыгать?»

Все хором: «Да!»

Учитель: «Ну, тогда сдадим-ка мы сегодня нормативы!»

Дети: «Ура!»

«Нормативы» у всех получались разными. Учитель записывал их в свой журнал, не говоря ребятам. Однако, когда ученик прибегал к финишу и спрашивал: «Ну, как, Владимир Сергеевич, я уложился?» Тот с улыбкой отвечал каждому: «Ну, а как же! Ты у меня, Миша, молодец!»

 

А вот еще один комментарий к уроку, записанный студентами на педпрактике в 7 классе: «Учительница располагает к себе, не строгая, но требовательная; дает возможность высказаться каждому ученику. На уроке время даром не теряют. Атмосфера радушия. Даже нам, присутствующим захотелось включиться в работу…»

 

Практика показывает, что успешными в организации взаимодействия с детьми, а значит и в осуществлении воспитательного процесса, оказываются те учителя, а также студенты, которым присущи следующие качества:

· уверенность в себе и уверенность в способностях своих учеников;

· отношение к себе и детям с надеждой и оптимизмом;

· доброжелательность, искренний интерес к детям;

· стремление понимать своих учеников, умение посмотреть на ситуацию детскими глазами;

· удовлетворенность выбором своей профессии;

· сильная собственная нравственная позиция учителя, выступающего перед детьми как личность, имеющая «свои» ценности, открытая в проявлении своих чувств, без фальши.

Профессионально ценным качеством, необходимым для успешной педагогической деятельности, является и способность учителя к диалогу.

Диалогический способ общения всегда субъект-субъектен в отличие от монологического воздействия. В последнем случае ребенок рассматривается взрослым как объект приложения его педагогических усилий, а основной целью такого воздействия становится формирование личности по определенному образцу. Руководством для этого образца часто выступают установки, взгляды самого учителя. Опасность такого подхода таится в нарушении принципа «не навреди», т.к. начинает подвергаться переделке, формовке Индивидуальность человека.

Иным путем идет учитель при диалоге с ребенком. Воспитание при этом мыслится как оказание помощи в его личностном развитии. А это, в свою очередь, возможно только на основе познания этой личности, понимания неповторимой индивидуальности ребенка. Способом же познания неповторимой индивидуальности другого является любовь, или, употребляя научную терминологию, - «доминанта на другом», «доминанта на собеседнике» (А.А. Ухтомский).

Более подробно о диалоге как педагогическом средстве можно прочесть в очень интересной, хотя и непростой, работе Т.А. Флоренской «Диалоги о воспитании и здоровье», опубликованной в тематическом выпуске журнала «Духовно-нравственное воспитание» №3,II полугодие2001 г., С. 12-25.

Мы думаем, что в размышлении над этой проблемой Вам могут помочь и следующие книги:

· Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М.: Просвещение, 1986.

· Ильин Е.Н. Герой нашего урока.- М.: Просвещение, 1991.

· Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1972.

Рекомендуем Вам также поработать с содержанием соответствующего раздела пособия Психолого-педагогическое образование: технологический аспект//Под ред. Селиверстовой Е.Н., Зобкова В.А., Романовой Л.А., Филатовой О.В. – Владимир, 2000, С. 79-103. Материалы, предложенные в этом разделе, помогут проанализировать присущие Вам особенности профессионально-педагогического общения и оценить свой индивидуальный стиль взаимодействия со школьниками (с целью их последующей корректировки), узнать о наиболее распространенных ошибках учителя в организации педагогического общения, способствующих возникновению конфликтных ситуаций, а также познакомиться с наиболее эффективными способами их преодоления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.163.82 (0.01 с.)