Многообразие педагогических средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многообразие педагогических средств



Беседа и диспут

Каждый из нас имеет первоначальные представления о такой форме взаимодействия с детьми как беседа. Попробуем назвать ее некоторые «слагаемые успеха».

Содержание беседы должно быть актуально для детей Вашего класса, вызывать интерес, будить желание высказаться самому и услышать мнение одноклассников и своего учителя по волнующей проблеме. Безусловно, важна непринужденность обстановки, создание эмоционально-комфортной для детей атмосферы общения.

Во время беседы учитель должен тактично побуждать детей к высказываниям, однако не менее важны тишина в аудитории и умение слушать друг друга.

Успеху разговора с детьми способствуют достаточно широкий кругозор и эрудиция педагога, безусловно, являющегося центральным, ведущим лицом беседы.

Воспитательный смысл беседы – в ее ценностно-ориентирующей направленности. Именно поэтому важны открытость, искренность позиции взрослого, построение разговора от «сердца к сердцу».

«Учат слова, но увлекают примеры», - говорит латинская пословица. Педагог может вести своих воспитанников к истокам нравственного идеала через примеры жизни людей, нашедших счастье в служении ценностям Добра, Истины, Красоты. Героями Ваших бесед могут стать великие святые Русской Земли, и герои Великой Отечественной Войны, знаменитые ученые, врачи, педагоги и современная нам многодетная семья, взявшая на воспитание чужих детей.

Диспут, в отличие от беседы, решает еще и дополнительные задачи: учит вести полемику, отстаивать свою точку зрения, осознавать противоположные взгляды и представления.

Рекомендуется проводить диспут лишь в старших классах. Воспользуйтесь также и следующими рекомендациями:

· Подготовка к диспуту начинается с выбора темы.

· Когда тема выбрана, необходимо продумать вопросы для обсуждения, сформулировать некоторые из них так, чтобы они допускали возможность спора, противоположных суждений.

· К диспуту можно подготовить список рекомендуемой литературы.

· Порядок ведения диспута. Диспут начинается со вступительного слова ведущего, о цели и порядке проведения диспута. Каждый желающий выступить может поднять руку или написать записку. Желательно регламентировать время выступления, например, не более 3 - 5 минут. По ходу диспута можно ставить вопросы, не предусмотренные программой.

· Задача ведущего - обеспечить благожелательную обстановку в аудитории, уважительное отношение к каждому выступающему, не допускать раздражительного тона реплик в ходе диспута. Чтобы побудить старшеклассников к выступлению, ведущий обнажает и сталкивает различные точки зрения, просит уточнить высказанную мысль, подтвердить ее фактом и т.д.

На диспуте каждый может выступить с критическим суждением по любому вопросу.

Диспут - это столкновение мнений, выявление и «прояснение» точек зрения. Как во время беседы, так и на диспуте не принимают решений, которые кладут окончательный конец полемике, однако совместный разговор должен прояснить сомнения, помочь детям в выходе на истинные ценности, дать ориентиры для нравственного, духовного поиска, роста. Именно эта, во многом скрытая от участников диспута основная педагогическая цель и является наиболее сложной для реализации, именно она придает данной форме работы с детьми особую значимость. Обратите на это внимание! Смысл диспута не в споре ради спора!

Есть иеще одна тонкость,которую надо обязательно учесть, продумать. Не все проблемы можно вынести на открытое и равноправное дискутирование, отдать на откуп во многом неподвластному педагогической воле стечению обстоятельств во время горячего спора... Например, будьте осторожны при обсуждении таких актуальных для молодежи вопросов, как наркотики, «безопасный секс», аборты, другие, подобные им темы. Мы не рекомендуем выносить их на диспут. Данные проблемы могут быть затронуты Вами во время доверительных разговоров с детьми, которые всегда должны нести в себе утверждение определенных позитивных ценностей, а не «раскачивание» сознания на поиски лучших вариантов ответа.

Именно поэтому проведению беседы или диспута должна предшествовать серьезная подготовительная работа, в первую очередь – продумывание Вами содержания и вопросов для обсуждения, а также тех выводов, к которым Вы хотите подвести своих учеников.

Лучшим подспорьем в такой работе для Вас могут стать умная книга или статья по обсуждаемой теме. Ниже, в Приложении № 4 мы приводим отдельные главы из книг, содержание которых может стать основой для бесед с детьми.

При отборе содержания мы отдали предпочтение темам: «Любовь», «Семья», «Родители», «Дети».

Рекомендуем Вам и другую литературу. Так, основой для разговора по проблемам этикета может стать книга Бушелевой В.Б. Поговорим о воспитанности. М., 1980.

Для построения беседы «О братьях наших меньших» Вам помогут книги Ю. Дмитриева, Н. Батуева, О. Перовской

Мы рекомендуем Вам также познакомиться с журналом «Духовно-нравственное воспитание» (Издается с 2001 г. как приложение к журналу «Воспитание школьников»). Помещенные в нем материалы поражают своей духовной глубиной и целостностью видения проблемы.

Как никогда сегодняшним детям нужны рассказы, книги, повествующие о нравственном величии Человека, книги, «окультуривающие» ребенка, ориентирующие его на ценности общечеловеческие, высшие, духовные ценности.

Но нужно ли, и, если нужно, то, как строить беседы на основе информации «негативного» характера? Например, «о вреде наркотиков» или «просвещать» детей по таким вопросам, как, например,«безопасный секс».

Авторы настоящего пособия предупреждают об особо осторожном отношении к беседам подобного рода.

Безусловно, такие проблемы как наркомания не могут быть обойдены вниманием педагога. Однако так важно – не навредить!

Реальная опасность таится в том, что информация, «просвещение» признаются подчас основным средством воздействия на ребенка. Это выражается во мнении, что ученик должен в обязательном порядке и как можно раньше быть осведомленным об отрицательных последствиях наркотиков, алкоголя, половых связей без использования контрацептивов, т.п. Одна из задач при этом, которую ставит учитель, – напугать ребенка негативными последствиями для его жизни и здоровья. Однако, как свидетельствует практика, «устрашающая» информационная модель действует неэффективно и достаточно часто приводит к противоположным результатам, к провоцированию именно нежелательных последствий. Об этом свидетельствуют результаты информационно-просветительской деятельности в США и других западных странах.

Так, в 1970 г. в США была официально утверждена программа полового образования. Цель программы - снижение уровня абортов среди несовершеннолетних посредством обучения их методам контрацепции. Однако результаты внедрения данной программы были прямо противоположными: за первые пять лет (1971-1976) уровень абортов среди подростков вырос на 45%.

Западный мир сполна ощутил плоды подобной «профилактической» работы. В этой связи была проделана работа по научному анализу причин расхождения ожиданий и результатов. В итоге проведенных исследований была разработана теория «когнитивного диссонанса»: устрашение действует неэффективно потому, что ведет к отрицанию человеком реальности. Теория когнитивного диссонанса утверждает, что люди стремятся к тому, чтобы не столько быть правыми, сколько верить в то, что правы.

Те же последствия подобной просветительской работы наблюдаются и в нашей стране. В свое время один из руководителей наркологической службы в Минздраве, доктор Бабаян предупреждал об опасности избыточной информации о наркотиках, когда вроде бы благие намерения достигают прямо противоположного результата. Поэтому символична притча: «Достаточно человеку сказать: «не думай о белой обезьяне», чтобы заставить его только об этом и думать». Доктор Бабаян предупреждал о том, что наша нация отличается особыми темпераментом и эмоциональностью. Не случайно наша культура, по сравнению с европейской, очень целомудренна. И ломать эти национальные и культурные архетипы, по его мнению, - преступление, не что иное, как нарушение нашей духовной экологии.

Мы должны защитить детей от подобной информации. В этой связи должны быть, разработаны педагогические основы информационной безопасности, выработаны четкие педагогические принципы передачи информации.

Как один из вариантов может выступить система принципов, предложенная кандидатом физико-математических наук С. Рыбаковым:

1. Не всякая информация полезна и нужна. Ребенок имеет право не знать тех аспектов жизни общества, которые могут нанести непоправимый вред душе ребенка.

2. Информация должна соответствовать возрасту информируемого. Это должно относится и к возрасту духовному.

3. Количество предлагаемой информации должно быть ограничено возможностями сознательного восприятия этой информации.

4. Информация должна соответствовать провозглашаемым целям.

5. Должен быть положен запрет на все виды подсознательной (под- или надпороговой) передачи информации: гипнотическим или оккультным методам манипулирования сознанием и др.

6. Передача информации не должна сопровождаться искусственным распылением препаратов, регулирующих деятельность нервной системы.

7. Информируемый имеет право знать источник распространения информации.

В заключение следует подчеркнуть, что реалии педагогической и социальной действительности требуют создания действенных законодательных механизмов защиты ребенка от вредной для него информации жестокости, насилия, порнографии, наркомании и т.п. (Губернаторова Л.И. Влияние информации на становление здорового образа жизни ребенка.)

Максимальная опасность таится в информационном просветительстве подростков, для которых данные проблемы преждевременны. «Ранняя информация служит провокацией для детей. В свое время З.Фрейд учил отвечать ребенку, интересующемуся своим происхождением, строго на заданный вопрос. Никаких будоражащих разговоров, никаких демонстраций и иллюстраций. Пока человек не созрел – психика его неустойчива. Иначе он замыкается на удовлетворении низших потребностей и высшие уже не формируются». (Шибакова Т. Не думай о белой обезьяне// Молва, № 106. 06.09.20001)

Какой же выход может быть в данной ситуации? Многие выдающиеся отечественные педагоги: П.Ф. Каптерев, В.В. Зеньковский, К.Н. Вентцель, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский писали, что суть полового воспитания детей должна заключаться не в распространении медицинских знаний, а в нравственном воспитании ребенка. Само половое воспитание при этом должно рассматриваться как составная часть духовно-нравственного становления личности.

В пользу этого вывода свидетельствует тот факт, что в Америке, столкнувшейся с колоссальными проблемами после функционирования медико-просветительской программы «Обучение контрацепции», в 1996 году конгресс США принял как контрмеру программу «Обучение воздержанию», на реализацию которой ежегодно выделяется по 50 млн. долларов. Данная программа, в частности, включает в себя и следующие положения: половое воздержание – это положительный стиль жизни; всем детям нужны разумные обоснования полового воздержания до брака и высокий уровень ожиданий взрослых для формирования ценностей воздержания; основными ценностями провозглашаются правда, добро, семья; при этом метод обучения – директивный. (Маслов В.М. Из материалов YI Международных Рождественских образовательных чтений. - Москва, 1999)

Итак, вместо просвещения о путях «безопасного секса» - пропаганда целомудрия, здорового образа жизни.

Как быть в связи с этим знанием учителю?

Вряд ли целесообразно вообще отказываться от бесед на «опасные» темы.

Мы предлагаем Вам обдумать следующие подходы к решению данной проблемы.

Первое. Беседы с детьми строить на основе художественно-образного материала, обсуждении жизненных ситуаций, рассказов.

Второе. Содержание бесед основывать на позитивном, на материале, несущем нравственные ориентиры, которые могут помочь подросткам противостоять соблазнам, не быть сбитым с истинного пути рекламой вседозволенности.

Третье. Работу информационно-просветительского характера перенести в семью, т.е. вести через беседы с родителями.

Авторы данного пособия, понимая всю сложность проблем, которые сегодня встают перед нашими детьми, и, представляя всю сложность труда воспитателя, попытались показать различие подходов к работе с детьми и просвещению родителей, поместив материалы, которые могут стать основой для бесед с ними в разные рубрики. (Соответственно в Приложении №2 Вы найдете материалы для разговора с детьми, а в Приложении №3 – для бесед с родителями).

 

Другие формы внеклассной работы с детьми описаны в Приложении №4 (I).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.015 с.)