Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Симон соловейчик «воспитание по иванову» - М. :педагогика, 1989. -352 С.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИЗ ГЛАВЫ «ДНЕВНИК НИКОЛАЯ ФЕДОРОВИЧА … Никто из них ничего дельного не придумает... Я должен научить их думать, для этого я и поставлен им классным руководителем, и ни для чего больше. Ну ладно - долгий разговор, дела на годы... А начать - начну с чего-нибудь крайне простого, чтобы не говорить о творчестве и не призывать к творчеству, а показать им, что все на свете можно делать очень интересно, если... Если сначала подумать. Я приду к ним и скажу самые обычные слова, они не раз это слышали: - Нам надо составить план работы. У кого какие предложения? И наверняка полкласса закричит: - В кино! - Пойдемте в кино! - Культпоход в кино! Они не знают половины слов русского языка, но уродливое слово «культпоход», в котором теперь даже и не слышится составляющее «культура», это слово они знают. В первые годы я буквально из себя выходил, когда слышал «культпоход в кино», я набрасывался на ребят: - Неужели вы больше ничего не можете придумать? Неужели вы не способны ни на что другое? У вас только кино в голове! Но теперь я скажу спокойно: - В кино? Хорошо. В кино так в кино. Очень хорошо. Кстати, я тоже люблю кино. Но как мы пойдем в кино? - То есть что это значит: «Как мы пойдем в кино?» Кто не знает, как ходят в кино? Покупают билеты и идут в кино! - А я и сам не знаю, ребята, как мы пойдем в кино... Я ,— скажу я,— никогда заранее ничего не знаю, так я устроен... Мне всегда нужно сначала подумать... Кто поможет мне? - В чем - поможет?! - А вот в этом... Кто поможет мне придумать, каким образом мы пойдем в кино? Человека 3 - 4 добровольцев всегда найдутся, особенно в IV классе. Да и в классе постарше тоже. Я не скажу им: «Подумайте», я не скажу им даже: «Давайте подумаем вместе» - это будет враньем. Не умеют они еще думать вместе! Нет, я попрошу их именно о помощи: «Помогите мне придумать...» Помогать - вот это они умеют. И мы останемся вчетвером или впятером - так, чтобы никто не мешал, никто не выкрикивал и чтобы каждому действительно пришлось чуть-чуть напрячься, чтобы трудно было отмолчаться. Если я говорю ребятам: «Давайте думать», я должен быть уверен в том, что думают, хотят думать действительно все. Я не могу позволить, чтобы думало трое, а 30 просто сидели. Лучше пусть гуляют в это время и гоняют по двору смятую консервную банку - это лучше! Потому что сидеть и не думать, когда нужно думать, - этого допускать нельзя. - Ну что ж,- скажу я ребятам, когда мы останемся одни,- вы знаете, кто мы сейчас с вами? - Кто? - Мы с вами - первый в истории нашего класса совет дела. Нам нужно провести дело - сходить вместе в кино, а мы собрались на совет по этому случаю. Мы - совет дела, и от того, как мы сейчас поработаем головами, будет зависеть, получат ли все ребята удовольствие, будет ли им интересно. Вы знаете,-скажу я,- пока мы собирались и усаживались, я подумал... И я расскажу им, что же я придумал на первый случай. Мы должны пойти не в соседний привычный кинотеатр, а выбрать по газете самый интересный для всех фильм из тех, что идут сейчас в городе. Для этого мы предложим список из трех-четырех фильмов и устроим голосование... - Тайное? Открытое? - А как вы думаете? - Потом,- скажу я,- мы заранее купим билеты. Но как мы их распределим? По звеньям? По жребию, как попало? Или кто с кем дружит? - По жребию! Возьмем шапку и по жребию! - Тогда, может быть,- скажу я,- сделаем один билет счастливым? Знаете, когда дома делают вареники, пельмени, то один из них счастливый, в него что-нибудь кладут? Решим и про счастливый билет - что на нем написать, чтоб было смешно. - А в самом кино? Во-первых, в кино работают люди - есть билетерша, есть киномеханик, есть кассир, и администратор сидит за окошком! Представляете? Все к нему идут, хотят выпросить билетик или бесплатный пропуск, а мы ничего просить не будем - просто подарим ему цветочек! - А если будет очередь? - Ну, с цветочком-то нас пропустят... С цветочком всюду пускают без очереди! - А к киномеханику? К киномеханику не пустят?! - Ладно,- скажу я,-это я беру на себя. Насчет киномеханика я договорюсь. А вы что на себя возьмете? Кто будет собирать деньги? Выбирать фильмы? Проводить голосование? Покупать цветы? - Ох, сколько дел! - А вы что думали? Думали, это так просто - пойти в кино? Мы же не по одиночке идем, мы идем вместе, и мы сами вызвались отвечать за это наше общее дело. Они наверняка пропустят мои слова мимо ушей - что ж! Я буду повторять их все 7 лет, и в конце концов они их услышат. А пока что - острый момент. Вот сейчас мы вместе придумываем, и они возбуждены, и им все это в общем-то нравится, потому что рядом со мной сидят только четверо-пятеро, добровольцы. Но ведь завтра всё, что мы придумали, надо будет делать! И я знаю, что тот, кому поручено собрать деньги, завтра забудет их собрать или скажет мне; «Яим говорю-говорю, а они не несут», и те, кому поручено выбрать фильмы для обсуждения, выберут 5 самых неудачных или вообще отмахнутся: «А мы нигде газеты не нашли». Вот где скука начнется! Но ведь и на уроке ученики говорят, что они не сделали домашнего задания, потому что не было учебника, или не было света в квартире, или, оказывается, «Вы нам не задавали!» На уроке-то все выглядит естественным и есть сто методов, с помощью которых учитель постепенно обучает работать. Почему же в воспитательных делах я должен быть беспомощным и непредусмотрительным? Хороший учитель не тот, кто дает задание, а потом исправляет ошибки. Хороший учитель тот, кто знает заранее, какие ошибки сделают его ученики, и так ведет урок, что они их и не допускают, этих ошибок. Вот он действительно учит - быстро и эффективно. Поначалу я буду стараться никогда не ругать моих ребят за безделье и вообще ни за что не ругать: что бы они ни сделали дурного — я виноват, это я не предусмотрел и не предупредил возможность дурного поступка. Воспитание на 90 процентов состоит из предусмотрительности. Говорят: знал бы, где упадешь, так соломки бы подстелил. Я должен знать, где они могут упасть, в этом и состоит мое профессиональное мастерство, если оно у меня есть. И я говорю своему первому совету дела: - Нас будет почти сорок человек, и мы все сразу явимся к контролеру, и все захотят, конечно, пройти первыми, чтобы занять очередь в буфете. Как быть? Я не знаю еще вашего класса, может быть, вы очень воспитанные, но однажды я видел, как толпятся и чуть ли не дерутся ребята у входа в кино, хотя у каждого на руках свой билет,- это мне не понравилось, это было некрасиво. И билетерша сразу начала нервничать, кричать и отталкивать напиравших, и настроение у всех было испорчено. Как быть? Молчат. Не знают, как быть. Кто-нибудь скажет: - А мы парами строились всегда... Ну да, они же из начальной школы, они привыкли парами, под строгим взглядом учительницы, под окрики: «Сережа! Тебе больше всех надо? Сережа, я кому сказала?» Нет, парами мы в кино не пойдем, мы уже большие. Но как быть? Может, на каждом билетике написать карандашом номер, чтобы по очереди? Или это скучно? А может, написать букву так, чтобы сложилась по билетам смешная фраза из сорока букв? И войти в кино, так сказать, целым предложением? Поставим на билете и номер и букву. Поиграем перед входом в кино, но войдем не толпясь. И они не будут кричать, и, главное, я не буду на них кричать, не буду дергать их и останавливать. А если нам придется поехать на трамвае? Что будет в вагоне, где 40 десятилетних ребят? Однажды я вез в цирк семиклассников. Отчего-то они были очень возбуждены в этот день. Что творилось в вагоне! Они нарочно не держались за поручни и при каждой остановке с визгом валились друг на друга и на пассажиров. Время было после рабочего дня, люди ехали уставшие, а тут - крик, гам, глупые шутки во весь голос. Ну и пассажиры, конечно, не остались в долгу... - Ребята, выходим, выходим,- сказал я, когда мы подъехали к цирку,-Билеты у всех есть? Покажите. Все достали билеты, я собрал их - доверчиво отдали. - А теперь,- сказал я,- мы с вами едем домой.- И я порвал билеты и на глазах ребят бросил в урну. Домой поехали молча. И 5 родителей, которые были с нами, тоже молчали. Но начинать с этого нельзя. Да я бы и не хотел, чтобы такой случай повторился в моей жизни. Что же делать? Ладно, что-нибудь придумаю потом. Пока что договоримся, что в трамвае мальчики покупают билеты девочкам, а в буфете угощают девочек конфетами. А потом, когда все эти мелочи, которые так интересны детям, будут позади, я выложу самое главное. Именно в таком порядке: сначала мелочи, потом главное. Я знаю, что в этом возрасте мелочи ребятам интереснее всего, и когда начинаешь обсуждать с ними вечер сказок, то они не спрашивают, какая будет сказка и о чем она, а сразу кричат: «Я буду медведь! У меня есть маска!» Костюмы для них важнее, чем представление. Главное же мое предложение покажется им случайным, только что придуманным. Они не поймут, какие последствия будут у этой истории. Я предложу, чтобы после кино, на другой день, мы все собрались и устроили «разнобой» - что-то вроде привычного им КВН. Разобьемся на 4 команды, и каждая команда будет задавать вопросы по фильму, чтобы ребята внимательнее смотрели картину и думали над ней. Можно, конечно, просто устроить обсуждение, но это скучно, это трудно для ребят. И что они могут сказать, просмотрев фильм? То, что говорят всегда: понравился, не понравился. «Особенно мне понравилось то, что...» - вот и весь репертуар выступлений. Нет, я должен помочь им просмотреть фильм иначе, чем всегда, повнимательнее, чтобы они во время фильма были заняты фильмом, а не друг другом, как это часто бывает при коллективных посещениях кино или театра. Недаром режиссеры так восстают против этих «культурных» походов: невыносимый зритель тот, кто не сам пришел в театр, кого привели строем! Пусть каждая команда придумает по вопросу на такие темы: что-то о действующих лицах (в чем одеты, любимое выражение героя, причины его поступка, главная черта героя); что-то об актерах, занятых в фильме, и создателях его (и пусть таким образом ребята впервые в жизни заметят, что у фильма есть режиссер); и какой-нибудь вопрос из истории кино... А разобьемся мы на эти команды заранее, завтра же. И что самое важное для меня, всю работу по подготовке нашего дела распределим не по отдельным ребятам, а по командам. И пусть каждая команда, в свою очередь, придумает, как свое поручение выполнить творчески. Но и тут я их не оставлю. Мне придется хоть 15 минут посидеть с каждой командой, и тем, кто будет, например, отвечать за билеты, подсказать, что можно устроить в классе билетную кассу, повесить вывеску и назначить часы работы. А тем, кто будет отвечать за «разнобой», помочь составить жюри, придумать, чем наградить победителей и церемонию вручения призов. А тем, кто будет покупать цветы для работников кинотеатра, подсказать, где и какие цветы лучше купить, и, кстати, может, к каждому букетику приложить открытку с добрыми словами или даже стихами, если найдется поэт. И конечно, у каждой команды будет свой капитан, а может быть, и название, эмблема... Вот, ребята, скажу я, когда все кончится, вот что значит ходить в кино! Конечно, трудов много. Но если получится хотя бы половина того, что придумано, ребята почувствуют: что-то в классе происходит! Это чувство и есть мой первый педагогический, так сказать, доход. Ребята будут в этот день - один только день! - в необычном состоянии, и каждое слово, которое они от меня услышат, будут воспринимать острее. Одно дело всюду и всегда вести себя хорошо, это придет еще не скоро. Но сделать так, чтобы ребята хоть немножко были внутренне нацелены на хорошее поведение, чтобы они были в состоянии некоторого обостренного отношения к себе и к другим, - это, я думаю, получится. Меньше всего слышат меня ребята, когда они в привычной колее, когда им все известно, и они без меня знают, что делать и как себя вести. А в непривычном состоянии они нуждаются в информации, т.е. во мне, воспитателе. Не я навязываюсь им со своими воспитательными идеями и советами, а они ждут их от меня. И это будет моим постоянным правилом на все 7 лет: всегда в классе должно происходить что-то важное для ребят, они должны быть в некотором душевном напряжении, это напряжение постепенно должно стать их естественным, обычным человеческом состоянием - творческое напряжение. Только не засыпать душой! Все, что угодно, только не засыпать! И если это напряжение начнет спадать, то первыми будут тревожиться сами ребята. Когда это случиться, тогда и я почувствую, что чего-то добился, это будет первый маленький результат многолетней моей будущей работы. Но как бы интересно ни прошло первое наше дело, второе опять придется начинать с нуля - так же, как и третье, и четвертое... Получилось ли первое дело хорошо, получилось ли оно плохо, второе начинать одинаково страшно, и так будет почти всегда. Если было скучно, тяжело собрать ребят на следующую работу. Если было весело, следующая работа может вызвать разочарование. Зато при творческом методе никогда не знаешь скуки повторения. Сами дела могут и повторяться, но никогда не повторяется подготовка к ним - неожиданности, которые преподносят тебе ребята, бесконечны. Ну ладно, допустим, в кино мои будущие ребятишки сходят молодцами - всё сделали, в трамвае проехали чинно, цветочки купили и преподнесли... Молодцы, молодцы. Но посмотрим теперь, каковы они в более сложном деле. Я им так и скажу: - А теперь попробуем испытать себя в каком-нибудь серьезном деле... Серьезном? Но каком же? Ах, если бы пожар... Все бросились бы тушить. Но пожара нет, и не нужен нам пожар. - А серьезное дело,- скажу я ребятам,- это такое дело, от которого кому-то на свете станет хорошо, какое-то дело не для себя, а для людей. И мы можем сразу и навсегда договориться: именно такие и только такие дела мы будем впредь называть серьезными. Чтобы не ставить их в неудобное положение и не вытаскивать из них ответы клещами, я сам предложу: - Давайте сделаем генеральную уборку в вашем бывшем классе, где теперь первый «А»... Заранее вижу разочарованные лица: уборка! Да еще уборка класса! Сначала попробую подействовать на сознание: - Прошло уже почти две недели, а первоклашкам убирать свой класс трудно. Вы знаете, сколько весит даже самая легкая парта? А поднимите-ка стул, на котором вы сидите? Нет, не так, одной рукой! Мне очень важно, что мы будем убирать не свой класс, а чужой. Я никогда не стану обращаться к ребятам с аргументами типа; «Уберем наш класс, и нам же будет лучше…», «Проведем поскорее собрание и быстрее пойдем домой»... - Мы будем убирать чужой класс за «спасибо»? - Нет,- скажу я ребятам,- мы придем под вечер, часов в пять, уберем его, и можете быть уверены: даже если мы наведем стерильную чистоту, никто из первоклашек этого не заметит - и вы были такие же. - А учительница? - Учительница, конечно, ахнет, но откуда она узнает, что это мы? Неужели кто-нибудь в нашем классе проговорится? Людей, способных выдать тайну, в моем будущем классе, конечно, не найдется. Кстати, что такое «стерильная» чистота? Я объясню ребятам это слово, а потом: - Ещераз переверните стул. Видите, на ножках колпачки из полиэтилена... На них - видите? - пыль лохмотьями. Это не потому, что мы плохо убираем, пыль набирается каждые два дня. Надо взять мокрую тряпку и пыль эту снять... Иначе, если на чистый пол поставить такой грязный стул, то действительно никто и не заметит, что мы убирали. А пол линолеумный... Но это ребята и без меня знают: линолеумный пол надо оттирать квадрат за квадратом, стирать черные полосы от каблуков кто чем может - бритвой, ножичком, стеклышком, пастой, наждачной бумагой... И кто только изобрел это - покрывать полы в школе линолеумом! Чиркнул каблуком - черная полоса. - Работа,- скажу я,- чрезвычайно трудная, и если все сделать тщательно, то нужно часа два. Но мы должны совершить подвиг, мы должны поставить мировой рекорд уборки: вымыть класс, натереть пол мастикой и расставить парты и стулья всего за час! - А кто будет принимать работу? - Я. И если она будет отличной, то я поставлю в углу знак качества, у меня уже и трафарет готов, вот он... Словом, я постараюсь убедить их приняться за работу и обязательно проведу голосование: кто за? Все ли принимают предложение? Скорее всего, предложение будет принято - все-таки четвероклассники... А если получится, что проголосуют против? Тогда мы не будем убирать I класс, мы придумаем что-нибудь другое! Какое-нибудь другое дело для людей, и незаметно для себя ребята, даже и отказавшиеся от уборки класса, примут как несомненный сам принцип - принцип работы для людей. Итак, мы будем убирать - все за это проголосовали, мы постараемся убрать тщательно.... Но есть на свете правило: «Всё - творчески, иначе зачем?» На первый взгляд это «зачем» звучит дерзко: ведь можно придумать и другие, более важные объяснения, для чего люди работают. Но если вдуматься, то почти всегда увидишь: когда работа сделана не творчески, она никому не нужна... Нет: всё -творчески, иначе зачем? И у нас уже есть маленький опыт совета дела. Опять я предложу: - Кто хочет в совет дела? Вероятнее всего, на этот раз в добровольцах окажутся другие, потому что другое по характеру дело. В этом-то и прелесть советов: они не окаменевают, не устанавливаются раз и навсегда, в них гораздо меньшеопасности формального подхода к заданию... И это единственный путь - другого я не знаю - постепенно научить всех ребят обдумывать предстоящую работу, т. е. относиться к ней в какой-то, пусть небольшой, степени творчески. Самый неэффективный способ обучать детей думать - это говорить им: «Думайте, ну думайте же! Ну что, я за вас должен думать?» - хотя многим этот способ кажется единственно верным. Действительно, вроде бы педагог и не должен думать за детей. А по-моему, мысль развивается только в присутствии человека, который думает на наших глазах. Что получают ребята на совете дела? Ситуацию, в которой думать необходимо, и пример человека, который думает и на их глазах находит удовлетворяющие всех решения. Вот я и буду на первых порах служить им таким примером, если мне настолько не повезет, что в классе не окажется ни одного мыслящего ребенка. Необходимость думать и пример думающего! Я должен играть роль зажигания, я должен искру давать, не заботясь о том, кто и что придумал на самом деле, кто нашел выход. Здесь результат важнее, чем автор. Если у нас постоянно будут приличные результаты, то постепенно ребята увидят, как это выгодно - посидеть и подумать, прежде чем взяться за работу, и это станет у них привычкой и потребностью - собраться и подумать. Вот и хорошо! Это то, что мне нужно: чтобы совместное размышление над предстоящей работой стало привычным делом. А кроме того, даже если они сами ничего придумать не могут - они же принимают или отвергают мои предложения, т. е. опять-таки думают. Это видно хотя бы потому, как быстро устают они от напряжения мысли: 20 минут - самое большее, а потом их как бы и нет со мной - утомились... К тому же детям все равно будет казаться, что всё придумали они сами. И это ощущение дороже всего. Нет, я не играю с ними, не навожу их на ответ, заранее зная его, как это делает учитель математики, предлагая детям задачу. Это слишком серьезный процесс, чтобы играть или прикидываться. Если я не знаю ответа, я молчу, думаю и с такой же решительностью отвергаю их неудачные предложения, с какой они отвергают мои. Если у меня есть в запасе удачный ответ, я тут же его и выдаю, не пытаясь изобразить глубокомысленные поиски. Это очень тонкое дело! Если потороплюсь с ответом, я могу заглушить ребячью мысль, которая, может быть, родилась бы в следующую секунду. Если же начну вытягивать ответ из ребят, а потом наконец выдам свой ответ, то тем самым я невольно подчеркну, что они - неспособные, а я - молодец. Нет, они даже и заметить не должны, в какую секунду родилось верное предложение, из какого угла оно прозвучало. У детей должна быть уверенность: если мы собрались вместе, мы обязательно придумаем что-то интересное, что ответ есть. А если мы ничего примечательного не придумали, значит, мы просто поленились и имеем все основания быть недовольными собой и своей умственной работой. Значит, надо собраться еще раз или два, иначе нечестно, совесть будет мучить. Конечно, все это можно делать куда более экономным способом, и коллеги мои часто говорят мне: - Ну что ты с ними сидишь и сидишь? Возьми трех-четырех дельных ребятишек, всё сделай с ними, и получится то же самое и, может быть, даже лучше! Да и по теории педагогической так вроде бы и выходит: считается, что если я собираюсь создать коллектив, то я должен в первую голову вырастить актив - работать именно с этими тремя - пятью ребятами, и пусть они потом, когда я выращу их, будут работать со всеми остальными. Как хорошо! Хорошо - на бумаге. А на деле сразу появится противопоставление активных и пассивных; на деле сразу обнаружатся ребята, которые будут рассуждать примерно так: «Есть активисты, пусть они и думают, пусть они и работают». И затем: мне, профессионалу, стоит огромных трудов вовлечь в работу пассивных ребят. Почему же считают, что это по плечу ребенку-активисту? Нет, я буду сидеть с ними на советах дела, потрачу время, потрачусь силами - и так я обеспечу себе относительно легкую жизнь в старших классах, когда у меня не будет пассива, когда все ребята научатся думать и когда у меня вырастет действительно крепкий и уверенный в своих силах актив, которому очень нетрудно управлять классом, и никто никогда не произнесет заветную фразу активистов: «В нашем классе ничего не сделаешь». Этот мой актив вырастет естественно и безболезненно из советов дела и общей нашей работы. Вырастет - не выделится... Выделять актив и выдвигать в активисты мне не придется никогда. И уже к VII классу, когда меня спросят перед сбором: «Кто у вас будет председателем совета отряда?», я отвечу: «Не знаю, кого ребята выберут». И мне действительно неважно, кого выберут. Кого выберут, с тем я и буду работать, тот и должен справиться. Так что в IV классе я не стану жалеть времени на советы дела, чтобы всех ребят втянуть в работу. Не втягивать всех и, разумеется, не принуждать, а так придумать дело, так его организовать, чтобы у всех появилась необходимость работать. Не я заставляю ребят работать! И не активисты! Просто - необходимость. Но я должен эту необходимость создать. Так как же будет выглядеть наша тайная генеральная уборка I «А» класса? Начнем мы, конечно, не с уборки. Убирать помещения мои дети не умеют, и потому уборка не доставит им удовольствия. Удовольствие доставляет лишь тот труд, в котором ты хоть немножко профессионал, только та работа, которая у тебя получается. А иначе работать противно, особенно гордому человеку. Значит, мы сначала проведем краткосрочные курсы уборщиков! Тут уж мне придется показать свое мастерство. Иногда мне кажется, что единственное, что я умею,- это убирать школьные помещения! Япокажу им, как пронести ведро с водой, чтобы не облить всю школу, и как надо выбирать тряпку для мытья полов; как отжимать ее двумя-тремя движениями - и почти досуха; как пользоваться шваброй и как - веником; я расскажу им, в какой момент уборки лучше вытирать пыль и как сделать, чтобы она не поднималась в воздух. Специально для девочек я покажу, какими должны быть движения во время уборки и как держать осанку - трудящийся человек всегда должен выглядеть красиво! Я открою им личные свои секреты протирки стекол до блеска - так, чтобы стекол было почти и не видно; покажу, как удобнее мыть стены, чтобы не испортить их и чтобы вода не лилась за рукава. Я уверен, меня будут слушать внимательно. И когда я устрою летучий конкурс «Ну-ка, отожми», от желающих взяться за половую тряпку не будет отбоя, причем в очереди будут почти одни мальчики. Класс для уборки мы, конечно, разделим по бригадам, которые теперь наверняка составятся по-другому, не так, как было, когда мы ходили в кино. И это очень хорошо - пусть у каждого ребенка будет больше товарищеских связей. А вот соревнования между бригадами мы устраивать не будем. Я противник детского соревнования в труде! Я считаю, что соревноваться в труде могут люди с очень высокоразвитым сознанием, взрослые, зрелые люди. Для детей труд не должен иметь никакого другого стимула, кроме удовольствия от высокого качества работы и ее полезности для людей. И даже когда ребята постарше получают деньги за работу - против чего я отнюдь не возражаю,- я всегда стараюсь сделать так, чтобы деньги были для них вторым или третьим стимулом, а не первым. Приятно за свою хорошую работу еще и деньги получить, но именно «еще и». Я сам, конечно, приду в рабочей одежде. Не для того, чтобы помогать моим бригадам уборщиков. А потому, что знаю: ни одна из них не доведет дела до конца! Но я не буду их за это ругать, не буду произносить речей о том, как из малого складывается великое,- это они потом сами поймут. В конце концов они же добровольцы, они никому ничем не обязаны. И настроение ребят мне дороже отвлеченной педагогической мысли о том, что надо доводить работу до конца. Однако уборка действительно должна быть закончена, иначе сами ребята не получат удовольствия от нее. Выход один: нарушая все педагогические правила, я быстренько протру пыль там, где они ее оставили, подотру лужи, вымою тряпки и поставлю ведра на место. Прости меня, суровая педагогика, но, когда художник учит рисовать начинающего, разве он не прикасается кистью к его работе? Не наводит последние штрихи? А я буду всегда стараться, чтобы мои дети во всяком деле чувствовали себя художниками; художническая этика и будет нашей трудовой этикой. Когда генеральная уборка будет закончена, класс доведут до блеска, так что в нем дышать легче станет, и когда я торжественно поставлю в углу знак качества - вот в эту минуту, разогнувшись, я и прокляну себя. Я знаю, что так будет! Сейчас бы домой - дел много, к урокам надо готовиться, да и устану я к этому времени: к середине сентября как раз приходит первая, самая тяжелая усталость, усталость оттого, что еще не втянулся в работу. Домой! Но ведь придуман был на совете дела бал уборщиц и уборщиков... Ах, как это соблазнительно - махнуть рукой на все, найти какую-нибудь причину и сказать ребятам: ладно, не будем сегодня бал устраивать, в другой раз! Они не обидятся, и вообще ничего страшного... Но - нельзя. Вот этого мне делать никогда нельзя. Я весьма снисходительно смотрю на то, что ребята не заканчивают работу, но себе я этого позволить не могу. Всё, что придумал совет дела, всё, за что голосовали, должно быть сделано во что бы то ни стало, наперекор всем обстоятельствам. Потому что чаще всего, когда доходит до дела, то как хочется провести его по сокращенной программе, побыстрее, попроще. «Ему чего-нибудь попроще...» - обычный педагогический девиз. Но в этом и особенность творческого подхода к работе - он принципиально не совместим с желанием сделать «попроще». Наоборот - побогаче, поветвистее, что ли. Наша работа должна быть украшена, в ней должны быть какие-то необязательности - именно от них в последнюю минуту всегда хочется отказаться, но именно они и делают работу праздником, именно они и дают педагогический доход. Конечно, доход - по сравнению с расходом сил - до смешного незначителен. Но что поделать? КПД педагога даже меньше, чем у паровоза... Нет, я вздохну, соберусь с духом, найду в себе силы для улыбки, и мы проведем наш бал уборщиц, бал Золушек... У меня был директор, который говорил мне: - Николай Федорович, нельзя ли сделать так, чтобы все было, но чтобы ничего не делать? К сожалению, я так не умею, хотя всегда несколько завидовал умельцам такого рода, я их немало встречал в жизни: ничего не делают, а не придерешься. Вроде всё есть, что положено… И все-таки мы сделаем наш бал попроще. Костюмов, конечно, не будет, но какие-то детали... Девочек мы разделим на две команды - на Принцесс и Золушек, мальчиков разделим на Принцев и Трубочистов. Разделимся самым простым способом - посчитаемся, как считаются дети во дворе, когда начинают играть в казаки-разбойники: - Матки-матки, чей вопрос: роза или ромашка? - Матки-матки, чьи заплатки: лягушка или жаба? - Маша или крокодил? Нет, теперь не такие вопросы задают. Теперь даже восьмилетние: - «Чайка» или «Мерседес»? - «Мерседес»! И у нас начнутся веселые соревнования между Принцессами в бумажных коронах и Золушками в передничках, между Принцами с гофрированными бумажными воротниками и Трубочистами в черных цилиндрах. Кстати, ребята увидят, как можно сделать шикарный цилиндр за 15 минут - не надо приклеивать донышка сверху. А на следующий день... На следующий день я даже и вспоминать не позволю, как мы вчера работали. И чуть только кто-нибудь начнет про вчерашнее, я палец к губам: - Тс-с! Тайна!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
ЛИТЕРАТУРА 1. Абраменкова В. Игры и игрушки наших детей: Забава или пагуба? - М., 2001. 2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М.,1995. 3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988. 4. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности.- М., 1980. 5. Газман О.С. Воспитание: Новые подходы. - М., 1997. 6. Газман О., Матвеев В. Педагогика в пионерском лагере: из опыта работы Всероссийского пионерлагеря «Орленок». – М., 1982. 7. Гебель В., Глекер М. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию: книга для родителей, педагогов и врачей/ Пер. с нем. - М., 1996. 8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2001. 9. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис - 2. - М., 2002. 10. Гуткина Л.Д. Круг обязанностей классного руководителя// Настольная книга классного руководителя. - М., 2000. 11. Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Духовно-нравственное воспитание». 12. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов.- М., 1982. 13. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.,1989. 14. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.,1987. 15. Как защитить вашего ребенка?/ Сост. А.Добросоцких. - М., 2002. 16. Караковский В.А. Воспитай гражданина.- М., 1987. 17. Караковский В.А. Любимые мои ученики.- М., 1987. 18. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным. - М., 1979. 19. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / под ред. Первина И.Б. - М., 1985. 20. Крикунов А.С., Чернышев А.С., Луньков А.И. Социально-психологические основы работы классного руководителя. Учебное пособие. -М., 1989. 21. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. - М., 1998. 22. Леви В. Нестандартный ребенок. - М.,1983. 23. Лобанов А.А. Методические рекомендации по изучению нравственной воспитанности школьников. - Владимир, 1987. 24. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., 1986. 25. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. -М.,1978. 26. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. (Любое издание.) 27. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. - М., 1978. 28. Орлова Е. Устный журнал, живая газета // Вожатый, 1980, №1. 29. Основы социальной педагогики: Курс лекций, Владимир, 1995. 30. Педагогическая практика: воспитательный аспект /Сост. Разумовская Т.В. - Владимир, 2001. 31. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект. Учебно-методическое пособие/ Под ред Селиверстовой Е.Н., Зобкова В.А., Романовой Л.А., Филатовой О.В. - Владимир, 2001. 32. Поляков С.Д. О новом воспитании// Сер. Педагогика и психология 1990, №2. 33. Поломис К. Дети на отдыхе. - М., 1995. 34. Путешествие в страну тайн: познавательные игры в семье /под. ред. Смирнова В.Ф. и др.- М., 1992. 35. Путь к мастерству/ Сост. Л.Чубаров. – М.,1988. 36. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. 37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996. 38. Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе.- Владимир, 1997. 39. Русский фольклор/ Сос. И примеч. В. Аникина. - М., 1986. 40. Священик Артемий Владимиров. Учебник жизни. - М., 1999. 41. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. - М.,1989. 42. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М., 1987. 43. 44. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. М,, 1996. 45. Серия «Новые ценности образования». 46. Сокольникова Н. Как оформлять стенгазету// Юный художник, 1983, №9. 47. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1972. 48. Фридман Л.М., Пушкина Т.А.. Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. - М.,1988. 49. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1987. 50. Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия. - М., 1994. 51. Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия. - М.,1994. 52. Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. - М., 1986. 53. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: методические материалы для работы с детьми. - Владимир, 1993.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.103.204 (0.016 с.) |