Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Права и обязанности классного руководителя
(Л.Д. Гуткина Круг обязанностей классного руководителя// Настольная книга классного руководителя. – М.: Пед. поиск, 2000) I. Круг обязанностей классного руководителя Характеризуя работу классного руководителя, наверное, нельзя не коснуться вопроса о его правах и обязанностях. Классный руководитель имеет право: · получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей; · контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса; · контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи; · координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся, через проведение педагогических консилиумов, “малых” педсоветов; · определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и их родителями; · приглашать родителей (лиц, их замещающих) в учебное заведение; · участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов; · выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой, выносить на рассмотрение административного совета, научно-методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения; · отказываться от не свойственных ему, не входящих в круг его обязанностей, поручений; · определять свободно индивидуальный режим работы с детьми; · вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности; · создавать собственные системы и программы воспитательной работы, творчески применять новые формы, методы, и приемы воспитания; · выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку; · защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе.
Классный руководитель не имеет права: · унижать личное достоинство воспитанников, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.; · использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика; · злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение; · использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка; · обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.
Классный руководитель должен знать: · Закон Российской Федерации “Об образовании”; · “Конвенцию о правах ребенка” 1993 года; “Декларацию прав ребенка”; · педагогику: детскую, возрастную, социальную психологию; · школьную гигиену; · педагогическую этику; · теорию и методику воспитательной работы; · основы трудового законодательства.
Режим работы классного руководителя · Классный руководитель в 5-11 классах назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе. · Общие правила организации работы школы и педколлектива вытекают из Кодекса законов о труде (КЗоТ) РФ, которые должен исполнять любой работник. · Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, определяется ставкой классного руководителя, при этом учитель, работающий на полную ставку, присутствует в школе не менее четырех раз в неделю. В дни дежурства класса по школе классный руководитель дежурного класса находится в школе с 8.00 до 16.00. · Час классного руководителя (классный час) – один раз в неделю (формы проведения могут быть самыми разнообразными: тематический классный час, классное собрание, подготовка к общеклассному или общешкольному делу, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии и т.п.). · Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц (из которых одно может быть общешкольным). · Количество классных родительских собраний – не менее одного собрания в четверть (два собрания в год тематические). · Отчеты о проделанной работе представляются администрации по окончании первого полугодия и по окончании года в форме плана и устного собеседования, возможно анкетирование учащихся.
· В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану. · В случае, если классный руководитель ведет в классе постоянно действующий кружок, психолого-педагогический семинар, данная работа оплачивается дополнительно. · С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создается методическое объединение. · Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.
Документация и отчетность Классный руководитель ведет следующую документацию: · Классный журнал. · План воспитательной работы с классным коллективом. · Тетрадь классного руководителя в любой форме. · Дневники учащихся. · Личные дела учащихся. · Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости). · Папки с разработками воспитательных мероприятий (по желанию).
СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение также необходимо ребенку, как и пища. Как и пища, оно может быть здоровым, но и вредоносным. Неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений. Представленные ниже материалы, позаимствованные из замечательной книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» (Издание 3-е, стереотипное. – М.: ЧеРо, с участием ООО «Творческий центр Сфера», 2000.- 240с.: ил.), могут стать для Вас полезным практическим руководством, как и вся книга. Интересно, что многие главы этой книги написаны в форме уроков и включают упражнения, вопросы и множество примеров. Содержание книги так же может быть использовано классным руководителем для бесед с родителями по проблемам общения с их собственными детьми. Предлагаем выдержки из первой главы этой удивительной книги. Они адресованы в первую очередь родителям, но сам принцип и правила общения, которые в ней описаны, очень нужны и в педагогической деятельности. Урок первый. «Начиная наши систематические занятия, хочу познакомить вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Он и будет для нас отправной точкой. Принцип этот – безусловное принятие. Что он означает? Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь… (лениться, драться, грубить), не начнешь… (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».
Приглядимся: в этих фразах ребенку сразу сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей… Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, т.е. нужности другому, одна их фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…». Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно важны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Мы далеко не всегда следим за своими обращениями к детям. Как-то в «Учительской газете» было опубликовано покаянное письмо матери: она с опозданием поняла, что нанесла душевную рану сыну. Мальчик ушел из дома, написав в записке, чтобы его не искали: «Ты сама сказала, что тебе без меня лучше». Вот ведь как буквально понимают нас дети! Они искренни в своих чувствах, и наделяют абсолютной искренностью любую фразу, сказанную взрослым. Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: «Меня не любят». Доводы родителей типа: «Я же о тебе забочусь» или «Ради твоей же пользы» дети не слышат. Точнее они могут услышать слова, но не их смысл. У них своя, эмоциональная, бухгалтерия. Тон важнее слов, и, если он резкий, сердитый, или просто строгий, вывод всегда однозначный: «Меня не любят, не принимают». Иногда это оформляется для ребенка не столько в слова, сколько в ощущение себя плохим, «не таким», несчастным.
Давайте посмотрим, во что развивается «комплекс непринятия» по мере взросления детей. Вот отрывок из письма четырнадцатилетней девочки. «Я не верю, что с матерью могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни – это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной, вместо того, чтобы орать, говорила по-человечески. Я бы ее лучше поняла… Ее тоже можно понять, она хочет сделать из меня хорошего человека, а получает несчастного. Мне надоело так жить. Прошу у вас помощи! Помогите мне!!!» Обида, одиночество, а порой и отчаяние звучат в письмах других ребят. Они рассказывают, что родители с ними «не дружат», никогда не говорят «по-человечески», «тычут», «орут», используют только повелительные глаголы: «сделай!», «убери!», «принеси!», «помой!». Многие дети уже не надеются на улучшение обстановки дома и ищут помощи на стороне. Обращаясь в редакцию газет и журналов («Помогите!», «Что мне делать?», «Не могу дальше так жить!»), все дети до одного меняют имена, не приводят обратного адреса. «Если родители узнают – прибьют». И через все это порой пробиваются нотки теплой детской заботы о родителях: «Как ее успокоить?», «Им тоже трудно», «Ее тоже можно понять…». Правда, так пишут в основном дети до тринадцати – четырнадцати лет. А те, кто постарше, уже очерствели. Они просто не хотят видеть родителей. Не хотят находиться с ними под одной крышей. Пишет десятиклассница: «Я часто читала в газетах и журналах, что, мол, больше внимания надо уделять детям. Глупости. Я, да и многие мои сверстники, рады при малейшей возможности остаться одни. Идешь и думаешь: «Хоть бы их не было дома…». В воскресенье в голове: «Господи, лучше лишний день учиться!». А что чувствуют родители? Как им живется? У них не меньше горечи и обид: «Не жизнь, а одно мучение…», «Иду домой как на поле битвы», «По ночам перестала спать – все плачу…». Поверьте, даже если дело дошло до таких крайностей, крайностей для обеих сторон, еще не все потеряно: родители могут вернуть мир в семью. Но для этого надо начинать с себя. Почему с себя? Потому, что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта. Часто родители спрашивают: «Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должен никогда на него сердиться?» Отвечаю. Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать особым образом. И об этом мы будем говорить позже. А пока обращаю ваше внимание на следующие правила: · Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. · Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. · Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ Мы предлагаем материалы (выдержки из книг, отдельные статьи), которые могут стать для Вас хорошим подспорьем при проведении с детьми бесед на нравственные темы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.019 с.) |