Права и обязанности классного руководителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права и обязанности классного руководителя



(Л.Д. Гуткина Круг обязанностей классного руководителя// Настольная книга классного руководителя. – М.: Пед. поиск, 2000)

I. Круг обязанностей классного руководителя

Характеризуя работу классного руководителя, наверное, нельзя не коснуться вопроса о его правах и обязанностях.

Классный руководитель имеет право:

· получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;

· контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

· контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;

· координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся, через проведение педагогических консилиумов, “малых” педсоветов;

· определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и их родителями;

· приглашать родителей (лиц, их замещающих) в учебное заведение;

· участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов;

· выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой, выносить на рассмотрение административного совета, научно-методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения;

· отказываться от не свойственных ему, не входящих в круг его обязанностей, поручений;

· определять свободно индивидуальный режим работы с детьми;

· вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;

· создавать собственные системы и программы воспитательной работы, творчески применять новые формы, методы, и приемы воспитания;

· выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;

· защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе.

 

Классный руководитель не имеет права:

· унижать личное достоинство воспитанников, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;

· использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;

· злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;

· использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;

· обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.

 

Классный руководитель должен знать:

· Закон Российской Федерации “Об образовании”;

· “Конвенцию о правах ребенка” 1993 года; “Декларацию прав ребенка”;

· педагогику: детскую, возрастную, социальную психологию;

· школьную гигиену;

· педагогическую этику;

· теорию и методику воспитательной работы;

· основы трудового законодательства.

 

Режим работы классного руководителя

· Классный руководитель в 5-11 классах назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе.

· Общие правила организации работы школы и педколлектива вытекают из Кодекса законов о труде (КЗоТ) РФ, которые должен исполнять любой работник.

· Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, определяется ставкой классного руководителя, при этом учитель, работающий на полную ставку, присутствует в школе не менее четырех раз в неделю. В дни дежурства класса по школе классный руководитель дежурного класса находится в школе с 8.00 до 16.00.

· Час классного руководителя (классный час) – один раз в неделю (формы проведения могут быть самыми разнообразными: тематический классный час, классное собрание, подготовка к общеклассному или общешкольному делу, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии и т.п.).

· Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц (из которых одно может быть общешкольным).

· Количество классных родительских собраний – не менее одного собрания в четверть (два собрания в год тематические).

· Отчеты о проделанной работе представляются администрации по окончании первого полугодия и по окончании года в форме плана и устного собеседования, возможно анкетирование учащихся.

· В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

· В случае, если классный руководитель ведет в классе постоянно действующий кружок, психолого-педагогический семинар, данная работа оплачивается дополнительно.

· С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создается методическое объединение.

· Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.

 

Документация и отчетность

Классный руководитель ведет следующую документацию:

· Классный журнал.

· План воспитательной работы с классным коллективом.

· Тетрадь классного руководителя в любой форме.

· Дневники учащихся.

· Личные дела учащихся.

· Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости).

· Папки с разработками воспитательных мероприятий (по желанию).

 

СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение также необходимо ребенку, как и пища. Как и пища, оно может быть здоровым, но и вредоносным. Неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений.

Представленные ниже материалы, позаимствованные из замечательной книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» (Издание 3-е, стереотипное. – М.: ЧеРо, с участием ООО «Творческий центр Сфера», 2000.- 240с.: ил.), могут стать для Вас полезным практическим руководством, как и вся книга. Интересно, что многие главы этой книги написаны в форме уроков и включают упражнения, вопросы и множество примеров.

Содержание книги так же может быть использовано классным руководителем для бесед с родителями по проблемам общения с их собственными детьми.

Предлагаем выдержки из первой главы этой удивительной книги. Они адресованы в первую очередь родителям, но сам принцип и правила общения, которые в ней описаны, очень нужны и в педагогической деятельности.

Урок первый.

«Начиная наши систематические занятия, хочу познакомить вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Он и будет для нас отправной точкой. Принцип этот – безусловное принятие.

Что он означает?

Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь… (лениться, драться, грубить), не начнешь… (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».

Приглядимся: в этих фразах ребенку сразу сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей…

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, т.е. нужности другому, одна их фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно важны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Мы далеко не всегда следим за своими обращениями к детям. Как-то в «Учительской газете» было опубликовано покаянное письмо матери: она с опозданием поняла, что нанесла душевную рану сыну. Мальчик ушел из дома, написав в записке, чтобы его не искали: «Ты сама сказала, что тебе без меня лучше». Вот ведь как буквально понимают нас дети! Они искренни в своих чувствах, и наделяют абсолютной искренностью любую фразу, сказанную взрослым. Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: «Меня не любят». Доводы родителей типа: «Я же о тебе забочусь» или «Ради твоей же пользы» дети не слышат. Точнее они могут услышать слова, но не их смысл. У них своя, эмоциональная, бухгалтерия. Тон важнее слов, и, если он резкий, сердитый, или просто строгий, вывод всегда однозначный: «Меня не любят, не принимают». Иногда это оформляется для ребенка не столько в слова, сколько в ощущение себя плохим, «не таким», несчастным.

Давайте посмотрим, во что развивается «комплекс непринятия» по мере взросления детей. Вот отрывок из письма четырнадцатилетней девочки.

«Я не верю, что с матерью могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни – это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной, вместо того, чтобы орать, говорила по-человечески. Я бы ее лучше поняла… Ее тоже можно понять, она хочет сделать из меня хорошего человека, а получает несчастного. Мне надоело так жить. Прошу у вас помощи! Помогите мне!!!»

Обида, одиночество, а порой и отчаяние звучат в письмах других ребят. Они рассказывают, что родители с ними «не дружат», никогда не говорят «по-человечески», «тычут», «орут», используют только повелительные глаголы: «сделай!», «убери!», «принеси!», «помой!». Многие дети уже не надеются на улучшение обстановки дома и ищут помощи на стороне. Обращаясь в редакцию газет и журналов («Помогите!», «Что мне делать?», «Не могу дальше так жить!»), все дети до одного меняют имена, не приводят обратного адреса. «Если родители узнают – прибьют». И через все это порой пробиваются нотки теплой детской заботы о родителях: «Как ее успокоить?», «Им тоже трудно», «Ее тоже можно понять…». Правда, так пишут в основном дети до тринадцати – четырнадцати лет. А те, кто постарше, уже очерствели. Они просто не хотят видеть родителей. Не хотят находиться с ними под одной крышей.

Пишет десятиклассница:

«Я часто читала в газетах и журналах, что, мол, больше внимания надо уделять детям. Глупости. Я, да и многие мои сверстники, рады при малейшей возможности остаться одни. Идешь и думаешь: «Хоть бы их не было дома…». В воскресенье в голове: «Господи, лучше лишний день учиться!».

А что чувствуют родители? Как им живется? У них не меньше горечи и обид: «Не жизнь, а одно мучение…», «Иду домой как на поле битвы», «По ночам перестала спать – все плачу…».

Поверьте, даже если дело дошло до таких крайностей, крайностей для обеих сторон, еще не все потеряно: родители могут вернуть мир в семью. Но для этого надо начинать с себя. Почему с себя? Потому, что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта.

Часто родители спрашивают:

«Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должен никогда на него сердиться?»

Отвечаю. Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать особым образом. И об этом мы будем говорить позже. А пока обращаю ваше внимание на следующие правила:

· Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

· Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

· Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 

БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ

Мы предлагаем материалы (выдержки из книг, отдельные статьи), которые могут стать для Вас хорошим подспорьем при проведении с детьми бесед на нравственные темы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.019 с.)