Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игровая форма воспитательных мероприятий: викторина, турнир, КВН, др.

Поиск

 

Одной из распространенных форм воспитательной работы с детьми является игровая форма внеклассной деятельности. Это вполне объяснимо: игра привлекает детей своей эмоциональностью, яркостью, динамизмом. Именно игра предоставляет педагогу максимально благоприятные возможности для вовлечения в совместную деятельность всех детей класса. Педагогически грамотно организованная игра предъявляет к участвующим в ней детям целый спектр требований, при этом не только интеллектуальных, но и социально-нравственных, вызывает различные художественно-творческие и практические умения. Можно отметить и такую особенность, как легко возникающий у детей интерес к предлагаемой игровой деятельности.

Однако существуют и значительные подводные камни на данном пути. Например, опасность увлечься формой, забыв о содержании. Отсюда и первая рекомендация – заранее продумывайте педагогические цели игрового дела. Ясно представьте, на какие именно отношения ребенка с другими людьми, природой, самим собой, др. Вы хотите повлиять; какая система ценностей лежит в основе содержания предлагаемых детям игровых заданий.

Еще одна опасность – механическое перенесение в школьный класс атмосферы телевизионных игровых шоу, с их преимущественным акцентом на возбуждение азарта и адресностью на весьма широкую и, как правило, взрослую аудиторию. Безусловно, Вы можете воспользоваться идеями телевизионных игр, однако с тщательным отбором лишь тех элементов, что адекватны поставленным Вами воспитательным задачам.

Рекомендуем учесть также и следующие положения.

· Заранее продумайте время и место проведения игры. Актовый зал, классная комната, какой-либо из кабинетов обладают каждый своими особенностями и возможностями. Игра, проведенная сразу после уроков или же в специально назначенное время вечером, будут изначально отличаться друг от друга своей атмосферой. Не забудьте о световом, наглядном, музыкальном оформлении пространства.

· Если условия игры предполагают соревнования команд, то уделите особое внимание подходу к формированию их состава. В первую очередь в сфере Вашего внимания должны быть следующие проблемы: равенство сил и отношения детей друг с другом. Вряд ли целесообразно разлучать закадычных друзей, равно как и разводить по разным командам враждующие (если такие есть) микрогруппировки.

· Особое внимание уделите составлению игровых заданий. Они должны вовлекать детей в максимально разнообразные виды деятельности, адресоваться как к интеллекту ребенка, так и к его рукам, и к сфере чувств.

· Важным правилом должно быть вовлечение в игру всех детей класса. Если организуемая игра все же предполагает наличие болельщиков, то должны быть особо продуманы способы их активного задействования в игровом сюжете, в том числе, и через специальные игровые задания.

· Не забудьте, подводя итоги игры, сказать добрые слова обо всех участниках. Призы, если они предполагаются, тоже должны быть вручены всем, начиная (!) с проигравшей команды. Быть «самой дружной командой» или «самой справедливой» - не менее значимо, чем набрать больше всех баллов за выполнение заданий.

· О наградах позаботьтесь заранее и помните, что лучшие призы – самодельные. Медали, грамоты, испеченный пирог, что-то другое сделанное руками, привносят свой особый смысл в игру.

· Формирование состава жюри – тоже непростое дело. Опыт показывает, что взрослое жюри (учителя, студенты, гости) предпочтительнее «детскому».

В Приложении №4 (II) для Вас размещена «Игротека».

 

Методика коллективных творческих дел.

 

Вам, вероятно, уже известны разнообразные формы работы с классом, в которых максимальная активность принадлежит классному руководителю. Как и во время проведения урока, учитель выступает сначала в качестве сценариста и режиссера своей и ученической деятельности, а затем как ведущий и исполнитель задуманного сценария.

Однако существует методика иного подхода к организации и проведению воспитательной работы с детьми. Её сущность раскрывается уже в названии – КТД (Коллективное творческое дело). Один из ее авторов И.П. Иванов описывает данную форму воспитательной работы как способ организации детской жизнедеятельности. По содержанию коллективные творческие дела могут быть различны: трудовой десант, защита фантастических проектов, веселая спартакиада, концерт-«молния», «живая газета», День Победы, др., но их все отличает от привычных мероприятий особая методика, позволяющая каждому ребенку проявлять и развивать все свои индивидуальные задатки, активно расти и совершенствоваться в личностном плане.

Методика коллективных творческих дел насчитывает многолетнюю историю. У нее много сторонников, однако, хватает и тех, кто смотрит на нее довольно скептически. И все же осмелимся сказать, что «коммунарская методика» (еще одно название данной педагогической технологии) – одно из интереснейших явлений в отечественной теории и практике воспитания.

Напомним ее ведущие идеи.

1. Коллективная организация деятельности предполагает такой способ жизни детского коллектива, при котором все его члены участвуют в совместном планировании, осуществлении и анализе общих дел.

2. Коллективное творчество. Все дела задумываются и осуществляются не по шаблону, не по готовым рецептам, а с импровизацией, с выдумкой, «не так, как у всех». Возможно, Вы слышали своеобразный коммунарский девиз: «Все творчески – иначе зачем?»

3. Эмоциональная насыщенность жизни коллектива составляет особую заботу взрослых, работающих с детьми. Все дела организуются так, чтобы у их участников были разбужены и задействованы лучшие человеческие чувства, такие как доверие, сопереживание, единение. При этом так же важны эмоциональный подъем и интенсивность, напряженность переживаемых чувств. Это достигается, в том числе, и через использование особо эмоциогенных средств: эмблемы, девиза, костра…

4. Общественная направленность деятельности коллектива. Особенностью данного подхода в рассматриваемой методике является постановка акцента не только на общественно-полезном характере дел, но и на той радости, которую это дело может доставить людям. Характерная коммунарская установка звучит так: «Деятельность на пользу и радость людям».

5. Коллективное целеполагание – важнейший результат, к достижению которого стремятся взрослые, а именно, чтобы у детей произошла выработка и осмысление нравственно-ценных идеалов. На их основе и организуется жизнь детского коллектива. В дальнейшем они начинают играть роль нравственно-ценных ориентиров, принципов жизни отдельной личности.

Огромную роль при реализации идеи коллективного целеполагания играют личные убеждения и идеалы, исповедуемые педагогом.

6. Мы привыкли к тому, что процессы развития, как отдельной личности, так и целого детского коллектива совершаются достаточно медленно. Однако оказывается возможным воздействовать на скорость воспитания, как ни парадоксально это звучит. Этому служат ситуации – образы (образцы).

На практике данная идея реализуется через особую организацию жизни детского коллектива в строго определенный, изначально ограниченный отрезок времени. Ему может быть отведено от нескольких часов до нескольких дней. Возможно, Вы слышали названия: лагерный сбор, коммунарский день, творческая учеба.

Их основная идея заключается в том, чтобы дети прожили данный период времени как лучший в их совместной жизни. Недаром данный принцип носит название «ситуация – образ», т.к. на многодневном ли лагерном сборе или во время одного «коммунарского дня» дети получают образец, образ лучших человеческих взаимоотношений. Это достигается напряженностью жизни с сильными незабываемыми переживаниями, ярко выраженной направленностью непрерывного потока творческих дел на пользу и радость себе и другим.

 

Конечно, Вас интересует вопрос, с чего начать и как действовать, осваивая данную методику работы с детским коллективом? В рамках данного пособия мы подробно осветим лишь технологию самого коллективного творческого дела. Она включает в себя несколько основных этапов:

Этап. Предварительная работа.

На данном этапе выбирается определенное коллективное творческое дело. Затем в ходе «стартовой беседы», в которой участвует весь класс, решаются следующие вопросы: «Для кого будет проводиться данное дело? Когда? Где? С кем вместе? Кому быть организатором?», т.п.

2 этап. Коллективное планирование.

Вначале класс разбивается на небольшие группы, в которых вновь проходит обсуждение вышеназванных вопросов, однако теперь уже с большей конкретизацией. Вместес этим каждая микрогруппа предлагает свой вариант проведения данного дела.

Затем происходит открытое обговаривание всех вариантов. Этот «общий сбор-старт» ведет учитель. Он может задавать наводящие вопросы выступающим; происходит сравнение и, наконец, выбор наиболее приемлемого для всех плана. Определяется место каждого в предстоящей работе.

На этом этапе происходит выбор Совета дела и распределение ответственных.

3 этап. Коллективная подготовка.

Этот этап заключается в конкретной деятельности детей над реализацией плана. При этом план до конца уточняется и конкретизируется. Распределяются поручения, устанавливаются конкретные сроки. Более опытные, умелые, сам учитель помогают справиться тем, кому пока еще трудно или что-то непонятно.

Этап. Проведение КТД.

Это и есть некий кульминационный пункт, итог, результат, к которому стремился коллектив класса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.26.104 (0.008 с.)