Как из «мухи» сделать «слона» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как из «мухи» сделать «слона»



Немало слов отличаются друг от друга одной буквой. Например, мука-рука-река-репа.

Последовательно превращая одно слово в другое, можно подобрать забавные смысловые комбинации. Например, кошку превратить в мышку:

Кошка – мошка – мышка

Попробуйте превратить:

Миг в час

Час в год

Ночь в день

Рожь в муку

 

Буриме

Название это французское и означает «рифмованные концы». Игра заключается в том, чтобы на заранее приготовленные рифмы написать стихи.

Например: дело, раз, смело, класс

весело, кругом, встретили, поем

Цепочка слов

Играть могут 5-8 человек. Все садятся в круг. Первый называет какое-либо слово (имя существительное), второй должен немедленно назвать другое слово, которое начинается с последней буквы (или предпоследней, если слово заканчивается мягким знаком, буквами «ы», «й») названного слова. Можно условиться о том, что все слова подбираются только на определенную тему: труд и техника, природа и ее явления, животный и растительный мир, жилище человека и его быт и др. В этих случаях полезно до начала игры вспомнить знакомые детям слова, названия, термины, относящиеся к избранной теме.

 

Решение кроссвордов, ребусов, шарад, т.п. на время.

III. КТД

 

Среди большого разнообразия форм внеклассной работы с детьми особого внимания заслуживают те, что реализуются с помощью методики Коллективных творческих дел. Ниже мы предлагаем Вам описание таких форм работы.

Главы из книги И.П.Иванова Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208с.

Турнир знатоков поэзии

Турнир знатоков поэзии - познавательное дело-обозрение. Цель турнира - пробудить, удовлетво­рить и развить интерес к поэзии разных эпох, жанров, стилей; расширить литературный и жизненный кругозор на основе обмена знаниями и увлечениями; содействовать формированию эстетического вкуса, воспитанию нравственных чувств, развитию творческих способностей.

Участниками турнира знатоков поэзии могут быть ребята одного или нескольких классов вместе с их старшими друзьями, а также сводные команды (допустимо, когда для каждого тура коллектив выдвигает отдельную команду знатоков).

Примерные виды (туры) состязаний.

1. Конкурс поэтических чувств.

Все участники получают задание найти стихи, в которых наиболее ярко выражены чувства любви, печали, радости, сочувствия и т. п. После подготовки команды на турнире поочередно читают стихи, отражающие эти чувства. Коллектив-организатор тура (или жюри) решает, кому удалось найти самые выразительные произведения.

2. Конкурс юмора и сатиры в поэзии.

Задание по этому конкурсу также дается предвари­тельно на общем сборе-старте. Коллектив, организую­щий этот тур состязаний, решает и объявляет остальным коллективам, какие стихотворения для конкурса они должны отыскать. Например, стихи, выражающие добрую шутку, тонкую иронию, сарказм (дальше работа идет так же, как в первом конкурсе).

3. Конкурс поэтических жанров.

По этому конкурсу нет предварительного задания. Коллектив, который будет вести данный тур состязаний, готовясь к турниру, подыскивает стихи разных жанров, например элегию, сонет, балладу, эпиграмму. Во время турнира эти произведения читают по очереди предста­вители данного коллектива (командиры), остальные участники определяют жанр, пишут на листочках от­веты (в том порядке, в каком читались стихи) и сдают их организаторам с указанием названия своей команды (лич­ного псевдонима). В конце турнира организаторы кон­курса объявляют результаты: в каком коллективе наи­большее число правильных ответов, под каким псевдо­нимом даны самые удачные ответы. Авторы этих ответов «расшифровывают» себя и получают призы.

4. Конкурс поэтов-масок.

Коллектив, готовящий этот тур состязании, выби­рает несколько стихотворений (лучше - известных поэ­тов) и на турнире читает их, а затем предлагает опреде­лить авторов (дальнейший ход этого конкурса подобен описанному выше).

5. Конкурс стихотворного творчества (буриме).

Коллектив, организующий это состязание, придумы­вает заранее несколько пар рифм-заготовок для стихо­творений разных стилей (патетического, лирического, сатирического и т. д.).

На самом турнире, дождавшись своего тура (лучше проводить этот конкурс последним), команда объяв­ляет задание: сочинить экспромтом стихотворения тре­буемого стиля по предлагаемым рифмам. На выполнение дается 10-15 минут. Затем по кругу представляются плоды коллективного творчества - сначала одна серия, например патетическая, потом остальные.

Советы организаторам.

Следует позаботиться о том, чтобы во время турнира у каждого коллектива было достаточное количество бумаги и все участники пришли с авторучками.

Общее время состязаний не должно превышать полутора часов. Не менее получаса нужно отвести на заключительную часть турнира (подведение итогов), чтобы каждый коллектив имел достаточно времени для содержательной оценки наиболее удачных ответов, сравнения различных решений одних и тех же поэтических задач.

 

Эстафета «Ромашка»

Эстафета – «Ромашка» - игра-обозрение, участники которой придумывают друг для друга веселые задачи на импровизацию и по очереди их выполняют.

Участниками игры могут быть постоянные микроколлективы (звездочки, звенья и т.п.) или сводные команды (не более 10-15 человек в каждой). В последнем случае организаторы игры могут заранее приготовить из бумаги или картона значки-жетоны стольких вариантов (разных рисунков), сколько предполагается создать команд. Каждый участник вытаскивает какой-либо значок и таким образом попадает в определенную команду.

Организаторы игры делают «ромашку» - картонный круг желтого цвета диаметром 15-20 см и лепестки из белой плотной бумаги с булавками в основании каждого лепестка. Количество лепестков должно coвпадать с числом команд или быть вдвое больше, если участники игры захотят выполнить по 2 задачи.

Затем организаторы игры выбирают (в соответствии с составом участников) веселые задачи и на каждом лепестке записывают начало одной из таких задач, например:

придумать и показать несколько сценок на тему…,

придумать и исполнить рассказ, который начинается так...,

изобразить пантомимой следующие пословицы и поговорки....

Многоточием обозначается та часть задачи, которая будет придумана уже во время самой игры.

Ход игры.

Игра состоит из трех этапов и может длиться от одного до двух часов. Перед началом игры участники садятся в круг по командам, каждая выбирает капитана и придумывает себе шуточное название. В центре круга ведущие кладут (на стол или стул) ромашку - ее лепестки (не скрепленные с желтой сердцевиной) обращены вверх той стороной, на которой нет текста.

1-й этап. По сигналу ведущих капитаны команд берут по лепестку (или по два), каждая команда придумывает вторую часть задачи и записывает ее вместо многоточия, оставленного организаторами. На это да­стся 5-10 минут. Первый этап завершается тем, что капитаны снова составляют из лепестков ромашку в произвольном порядке, а ведущие вращают ее, чтобы изменить расположение лепестков.

2-й этап. По сигналу ведущих капитаны команд берут по лепестку (или по два), и каждая команда готовит (одновременно с остальными, но по секрету от них) решение доставшейся задачи (или двух задач). На это дается 20-30 минут. Затем ведущие собирают команды, которые снова занимают свои места в кругу.

3-й этап. Один из ведущих вручает любому из капитанов желтую сердцевину ромашки. Капитан объявляет задачу. После того как команда ее выполнит, капитан прикладывает лепесток к сердцевине и передает эстафету любой другой команде. Так повторяется до тех пор, пока капитан последней из выступивших команд не вручит ведущим полностью составленную ромашку (если команды готовили по две задачи, можно провести эту эстафету в два тура).

Советы организаторам.

Помните, что эстафета-«ромашка» - это непринужденный, веселый смотр находчивости, фантазии, юмора, что эта игра удовлетворяет потребность ребят в драматизации, выявляет индивидуальные творческие способ­ности младших и старших, объединяет участников в различных видах коллективного поиска и коллективного решения.

Не стоит вводить оценку очками, баллами и т.п. - пусть каждое выступление рассматривается участниками и оценивается ведущими как маленький и оригинальный сюрприз-подарок на радость всем собравшимся.

Этой игре все возрасты покорны! Не нужно бояться разновозрастного состава команд, наоборот, решения веселых задач тем неожиданнее и ярче, чем разнообразнее состав команд. Эстафета - «ромашка» сбли­жает младших и старших подобно общей игре в кругу семьи. Эстафета - «ромашка» - отличное средство сплочения классного коллектива, преодоления разобщен­ности старших и младших, объединения ребят и педаго­гов на классных и школьных вечерах.

Живая газета

«Живая газета» - познавательное и организаторское дело-обозрение. Представляет собой серию коротких выступлений, авторы-исполнители которых в образной форме сообщают о новостях жизни коллектива (и окружающей жизни), дают оценку и раскрывают перспективы на будущее.

В отличие от устного журнала цель «живой газеты» - помочь членам коллектива правильно оценить положи­тельные и отрицательные стороны своей жизни и настро­иться на решение новых задач. Отсюда - боевой, моби­лизующий, задорный характер каждого номера, а также сравнительно короткое его существование - обычно не более 15-20 минут.

Материал для выпусков «живой газеты»:

· положительный опыт своего коллектива и других коллективов, заслуживающий распространения и разви­тия;

· радостные события в жизни своего коллектива (на­пример, дни рождения) и в окружающей жизни;

· неприятности и конфликты и предложения о путях их преодоления;

· планы и перспективы развития коллектива (ближние, средние, дальние).

Весь этот материал оформляется с помощью самых разнообразных средств (жанров, приемов), например таких, как лозунги-речевки, перекличка, сценка или серия сценок, в том числе с комментариями, репорта­жем, лозунгом-«приговором», «живые картины», кари­катуры, дружеские шаржи и т.п., интервью, загадки, былины, частушки, шуточные оды, эпиграммы, шуточная энциклопедия, теневые картины, световые страницы (с помощью эпидиаскопа), песни, в том числе с новыми словами на популярные мотивы, и т. д.

«Живую газету» можно выпускать эпизодически и регулярно, в классе - силами микроколлективов (на­пример, звеньев) и их старших друзей или сводными бригадами желающих; в школе - силами клас­сных коллективов и их союзов (например, по очереди) или сводными объединениями.

Выступать с «живой газетой» можно на общем сборе, вечере, слете, а также на линейке (здесь «живая газета» не должна длиться более 5-10 минут).

Подготовка к выпуску «живой газеты» начинается на сборе-старте участников, где сообща выбирают ее наз­вание, составляют план номера, придумывают жанры выступлений, создают отдельные группы, отвечающие за подготовку своего выступления. На одной - двух репетициях отрабатывают общие выступления, просматривают и обсуждают групповые. Очень важно после показа номера оценить его на «огоньке» участников, а если есть возможность -вместе со зрителями.

Одним из главных условий успеха «живой газеты» является дружная работа ребят и их старших друзей, которая строится как общая забота о коллективе: о преодолении недостатков в его жизни, о развитии и исполь­зовании хорошего опыта, о раскрытии радостных пер­спектив.

Пусть как можно больше членов коллектива пройдут через эту работу, будут авторами-исполнителями «живой газеты»: ведь она обладает поистине волшебной силой в борьбе с равнодушием, в воспитании многих ценных качеств и, прежде всего, ответственности и чести, разви­вает творческие способности, навыки выразительной речи и культуры движения, сплачивает ребят и взрослых общими раздумьями, переживаниями, общей заботой, мажорным тоном, содействует взаимному воспитанию и самовоспитанию младших и старших.

 

Интересные формы работы, которые осуществляются по методике КТД, Вы можете найти в книге Н.Е. Щурковой Собранье пестрых дел. – Владимир, 1993.-72с.

Час тихого чтения

«Час тихого чтения» побуждает ребенка к общению с книгой, способствует развитию художественного мышления, воображения, памяти.

В тот день, когда проводится это мероприятие, дети и пе­дагоги приносят с собой в книгу, не предусмотренную школьной программой, а ту, кото­рую они «читают сейчас». Чтобы ребята не забыли о «часе тихого чтения», за 1-2 дня появляются листки-памятки, напоминающие о задуманном деле. Если же ребенок все-таки забыл книгу, у него есть возможность выбрать книгу в школьной библиотеке, которая в это время обязательно открыта.

Администрацией школы предоставляется общее для всех членов школьного коллектива время, когда в тишине и удобст­ве каждый может спокойно почитать принесенную им книгу. С этой целью каждому классу выделяется подходящее помещение, вносятся соответствующие изменения в школьное расписание уроков.

Воспитательный потенциал «часа тихого чтения» очень велик, однако он не исчер­пывается до конца, если по окончании его не обнародуется спи­сок читаемых детьми и педагогами книг. Этот список вывеши­вается к концу учебного дня: «Что сегодня мы читаем» и «Что читали учителя». При этом создается особая эмоциональная атмосфера, выде­ляются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библио­графических знаний…

Час тихого чтения может проводиться как в общешкольном мас­штабе, так и классно-групповом. Во втором случае необходимо заранее подготовить соответствующее помещение (это может быть отдельная комната с плотной звукоизоляци­ей) и продумать удобное для всех последующее учебное расписание.

Прочитанное за этот «час» (его время определяется возра­стным и интеллектуальным развитием детей), как правило, не обсуждается. Но, если педагог отдельного класса сочтет необхо­димым такое обсуждение, он сокращает время на чтение и пред­лагает детям рассказать о книге, которую они читают. При этом чрезвычайно важной является одна методическая и этическая деталь: что бы ни читали дети, их выбор не должен иметь оцен­ки, нет «хорошего» или «плохого» чтения - всякое чтение до­стойно, из всякой книги можно извлечь ценное, будь это сказка или философский трактат.

Гостиная: поэтическая

Музыкальная

Театральная

Спортивная

Уже само лексическое зна­чение слова «гостиная» - комната, в которой принимают го­стей (и, одновременно, это сам процесс приема гостей) – обусловливает логику данной формы работы и ее структуру.

Традиционно гостей принимают для общения и во имя общения. Разу­меется, гостей знакомят друг с другом. Гости рассказывают какие-то веселые истории, вспоминают события, с ними проис­ходящие. Гости дарят друг другу улыбки, сувениры, подарки. Гости поют, играют, танцуют. Гостей иногда угощают.

Сбор гостей (15-20 минут) оформляется музыкой, достаточ­но тихой, мелодичной, мягких ритмов. Хозяева гостиной помогают всем удобно расположиться, каждого одаривают улыбкой, при­ветствуя, производят «психологическое поглаживание».

Первый момент - представление гостей. Каждого вновь пришедшего представлят гостям. Затем любой может сказать о ком-то несколь­ко слов, углубляющих знание о том или ином человеке, его интересах, особенностях его профессиональной деятельности. Слова эти могут быть остроумными, шут­ливыми, серьезными, веселыми, но всегда добрыми. Ведь главное здесь - доброе распо­ложение друг к другу, психологический климат гостиной. Уже в момент представления может зародиться ситуация песни, ес­ли представляемый гость хорошо поет и желал бы в качестве визитной карточки предложить песню, - все присутствующие ему подпевают.

Далее проходит «Воспоминание о прошлом». Тематика гостиной определя­ет и тематику воспоминаний: на музыкальной гостиной вспоми­нают эпизоды своей жизни, связанные с музыкой; на поэтичес­кой - то, что определило сегодняшний интерес к поэзии; на спортивной - случаи из жизни гостя, связанные со спортом и т. д.

Обычно предлагается вспомнить что-то интересное, веселое, смешное. Рассказывая про себя смешное, гость уже освобож­дается от психологической зажатости, а когда ему удастся вы­звать смех окружающих, он приобретает уверенность и психологическую свободу.

Затем наступает момент дружеских сувениров, подарков. В соответствии с названием гостиной, преподносятся музыка или поэзия, слайд или сообщение, совет или открытка. Сувениры преподносят лишь те, кто хочет, - никакого насилия, учета и контроля быть не должно.

В гостиной всегда звучат анекдоты - остроумные корот­кие рассказы, им надо отдать должное и похвалить тех, кто мастерски доносит этот особый жанр. Особенность этого момен­та в том, что «принимаются» не все анекдоты, а лишь те, кото­рые тематически связаны с характером гостиной. Такое суро­вое условие вынуждает гостей к творческому отбору либо к творческой интерпретации приготовленного рассказа.

Завершающей частью гостиной обычно становится творческая игра: литературная, музыкальная, поэтическая, теат­ральная, спортивная и т. д., в которой принимают участие все гости, к тому времени уже сблизившиеся и подружившиеся, чувствующие себя свободно и комфортно.

Общение могут сопровождать танцы, чаепитие, коллективное пение и т.д.

Завершается гостиная моментом: «Стоя в прихожей, я хочу сказать...» Музыка завершает момент прощания.

Вышесказанное касалось содержательного контура го­стиной. Однако следует помнить, что «гостиная» - это «ком­ната». Необходимо позаботиться о красивом удобном интерье­ре, свободном передвижении гостей, красоте оформления, кос­тюмах «хозяев», красочности угощения и гигие­не чаепития. Нехорошо, когда все гости бросаются расставлять посуду, столы, а потом прибирать комнату. Лучше, если для этого будет выделена небольшая группа людей.

Гостиная - очень гибкая форма организованного общения, импонирующая подростку и юноше с их претензией на взрос­лость. Приглашать в качестве гостей следует и младшеклассников, чтобы форма гостиной сохранилась как традиционная: когда подрастут эти юные гости, они внесут в такого рода об­щение свои творческие коррективы, а иначе каждый год в каж­дой новой возрастной группе придется воссоздавать типовую модель этой интересной формы дружеского общения.

Чтобы подчеркнуть эластичность этой формы, укажем на примеры необычных гостиных: кинологическая гостиная - собирает гостей, любящих собак; астрологическая гостиная - гости увлекаются астрологией; психологическая гостиная - собира­ются гости, интересующиеся психологическими проблемами.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.042 с.)