Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание как формирование отношений, как организация деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современная педагогика и психология акцентируют внимание учителя на необходимости отношенческого подхода в педагогическом процессе: задача воспитателя при этом заключается в содействии формированию у ребенка позитивных, социально ценных отношений с самим собой и окружающим его миром людей, природы, вещей. Другими словами, именно система отношений Вашего воспитанника и будет основным объектом педагогического воздействия. Каждое из отношений имеет свое собственное содержание и может быть основой определенного направления работы классного руководителя.
Например:
Экологическое воспитание
Социальное воспитание
Гражданское, патриотическое воспитание
В определенной мере эта схема условна, т.к. не существует и не может быть четких границ между отдельными направлениями воспитательной работы. К тому же, есть такие направления, как, например, духовно-нравственное или эстетическое воспитание, которые будут присутствовать во всем, что бы Вы ни делали со своим классом. Тем не менее, каждое из выделенных направлений имеет и свое собственное содержание. Отношения личности проявляются и формируются в деятельности, поэтому одна из основных задач классного руководителя – создать условия для активного участия всех детей своего класса в разнообразных видах деятельности. Хорошо, если удается придать этой деятельности общественно полезный характер и ценностно-ориентирующую направленность. Однако, существует подход, где эти деятельности – общественно полезная и ценностно-ориентировочная выступают как самостоятельные. Обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей предложена Н.Е. Щурковой (См. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. - М.: Школа-Пресс, 1997. С. 376-377). Автором выделены следующие виды деятельности: - познавательная деятельность расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями; - трудовая деятельность существует в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда; - художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника; - спортивная деятельность культивирует здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетаясь с культивированием высокой гигиены жизни; - общественная деятельность содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности; - ценностно-ориентировочная деятельность направлена на осмысление общечеловеческих ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях; - коммуникативная деятельность осуществляется как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью. В разные периоды возрастного развития содержание деятельности школьников и соотношение ее различных видов изменяются. Вместе с тем на всех возрастных этапах необходимо стремиться к разумному сочетанию всех видов деятельности. Каждый из видов деятельности специфичен и относительно самостоятелен, но лишь относительно. В школьной практике мы встречаемся с их взаимопереплетением. Все это нужно учитывать при планировании внеклассной работы.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С чего начинать, приступая к планированию? В первую очередь, необходимо уяснить себе огромную значимость данной задачи. Ведь план дает возможность представить всю предстоящую Вам работу в целом, продумать стратегию и тактику своей деятельности, выявить, уточнить ее смысл. Составление плана невозможно без ответа на такие ключевые вопросы, как «что, зачем и каким образом я собираюсь делать, будучи классным руководителем?» Проработав содержание основных направлений воспитания и уяснив для себя развивающие, воспитывающие и обучающие возможности каждого из видов деятельности, определите набор конкретных дел, которые Вы бы хотели реализовать со своим классом. Конкурсы, устный журнал, экскурсия, диспут, ярмарка, пресс-конференция, концерт, спектакль, прогулка в лес, обсуждение кинофильма после совместного просмотра, выпуск стенгазеты, этическая беседа, др. обладают каждый своим педагогическим потенциалом, раскрывающимся в ходе реальной практики. Что нужно знать, выбирая ту или иную форму работы? Представьте алгоритм «цель - средство - результат»! Этой логике подчиняется как организация воспитательной работы в целом, так и разработка каждого конкретного дела. Выбор формы дела зависит от конкретных воспитательных целей. Например, если Вы поставили цель познакомить школьников с максимально обширной информацией по предмету, по вопросам науки, культуры, необходимо организовать лекцию с элементами беседы. Если же Вы преследуете цель воспитать у учащихся умение обосновывать свои взгляды, доказывать свою точку зрения, активно искать истину, то оптимальной формой станут беседа или диспут. Если Вам важно возбудить познавательный интерес к какой - либо проблеме, сформировать умение заниматься самообразованием, то можно избрать следующую форму: «круглый стол», пресс- конференцию, встречу с интересным человеком. Выбор формы воспитательной работы зависит от уровня воспитанности учащихся. При этом необходимо учитывать и уровень нравственных мотивов, знаний и нравственного поведения, и нравственных чувств детей своего класса. Выбор формы определяется и уровнем развития школьников, уровнем их логического мышления, степенью самостоятельности в суждениях и выводах, особенностями развития эмоционально-волевой сферы, обязателен учет возрастных особенностей детей. План обязательно должен предусматривать дифференцированный подход к воспитательной работе. Отдельные дела должны планироваться с учетом различных групп учащихся (дл детей, хорошо успевающих в учебе и не желающих учиться; для педагогически запущенных детей; для детей с различными интересами; отдельно для мальчиков и девочек, т.п.). Необходимо учитывать индивидуальные особенности данного класса. У каждого класса есть свое неповторимое лицо, в том числе преобладающие интересы, увлечения, сама атмосфера классного коллектива, традиции. Перед началом планирования необходимо побеседовать с ребятами, может быть, провести письменную анкету, задав, например, такие вопросы: какой вы представляете себе жизнь в нашем классе, школе в этом году? Что запомнилось вам больше всего в предыдущей работе? Что бы вы сделали, если стали бы директором школы, классным руководителем? (Обязательно участие в составлении плана работы органов детского самоуправления.)
У каждого классного руководителя, не смотря на сходный путь движения при продумывании своей деятельности с классом, будет свой собственный, отличный от других план работы. Это определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей и лицом класса как целого. Повторим еще раз - у каждого коллектива свой уровень развития, направленность интересов, свои проблемы, достижения, много других отличительных черт, что должно найти отражение в планировании Вашей деятельности как классного руководителя.
Рабочий вариант Вашего плана на данном этапе работы может быть выполнен в следующей форме.
Эта таблица вовсе не означает, что успех воспитания будет зависеть от количества запланированных и проведенных мероприятий. Это лишь первый шаг продумывания Вами системы внеклассной работы. Помните, что большинство дел носит (и это желательно) комплексный характер и может затрагивать различные направления воспитательной работы, а также включать разнообразные виды детской деятельности. Например,
Итак, ваша задача будет заключаться в оптимальном отборе наиболее эффективных в воспитательном отношении дел, позволяющих включить максимально возможное количество детей в разнообразные виды деятельности.
Заканчивая планирование, отберите оптимальное количество дел и определите время их осуществления. Запишите в удобной для пользования форме, например, в виде графически-сетевого планирования. Внесите в план также предстоящие педсоветы, участие в методическом объединении классных руководителей, родительские собрания, др.
В окончательном виде план может выглядеть так:
Не забывайте, что процесс воспитания сложен, длителен и противоречив. Первая его особенность состоит в том, что он не может осуществляться в отрыве от реальной жизни, реальных социальных взаимодействий, деятельности школьников. Вторая его особенность состоит в том, что воспитание – это, прежде всего, формирование личностной культуры школьника, системы его ценностных отношений к миру, людям, самому себе. Именно в процессе воспитания ребенок обретает такую личностную характеристику как нравственность, объединяющую такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие и др., которые, собственно говоря, и регулируют его поведение. Однако, как показывает практика, нельзя воспитывать нравственные качества личности, если ученик не проявляет собственной активности, не «движется» навстречу воспитателю. Что делать, чтобы вызвать внутреннюю активность воспитанника? Как пробудить его потребность в нравственном поведении? «Пленить моралью и создать опыт нравственного поведения», - так отвечали на этот непростой вопрос А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. В самом общем виде это означает: необходимо, прежде всего, пленить ученика высшими идеалами, создать в его сознании своего рода «образцы должного поведения» и на этой основе организовать его деятельность и отношения, где ученик сможет проявить эти свои стремления, «накопить умения и опыт поведения». (Осухова Н.Г.) Поясним. Для того чтобы в человеке было заложено то или иное нравственное качество, сформировано определенное нравственное отношение, он должен «пройти» через несколько этапов. Во-первых, ребенку необходимо иметь представление о данном моральном требовании, знать, в чем именно заключается данное нравственное качество, а также понимать, почему и зачем необходимо выполнять данное требование. Это способствует появлению позитивного отношения ребенка к нравственной норме, ее «принятию». Безусловно, ученик должен быть убежден в истинной ценности данного нравственного положения. При этом помните, что «принятие» ребенком морального требования, запрета во многом связано не столько со сферой его интеллекта, сколько со сферой чувств, с личным опытом переживаний. Однако, этого мало. Ребенок должен уметь выполнять нравственные требования, т.е. вести себя в соответствии с ними. Этому можно помочь через обучение в игре, через организацию специальных воспитывающих ситуаций, а самое главное – через участие детей в реальных делах. В этом плане приобретение детьми собственного опыта успешного нравственного поведения, подкрепленного пережитыми и позитивно окрашенными эмоциями, оказывается бесценным. Надо помнить и о естественных, и потому наиболее сильных, педагогических средствах, которыми в первое семилетие жизни человека является пример и подражание родителям, а в период с 7 до 14 лет – авторитет кого-то из значимых взрослых, в том числе учителей-предметников, классного руководителя. Продумывая систему воспитательной работы с классом, учитывайте все данные обстоятельства.
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА
Все дальше уходят от нас традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек. Хорошо, если мы умеем хранить их как семейное предание. Замечательно, если знаем свое родословное дерево. Однако, как мы обедним свою жизнь, если народные праздники и игры, песни, загадки, потешки и сказки останутся только как музейные экспонаты. Сегодня мы сталкиваемся с колоссальными проблемами в патриотическом, трудовом, экологическом воспитании детей. Мы часто встаем в тупик перед проблемами духовно-нравственного развития ребенка. А между тем, именно народная педагогика содержит в своей основе идеал духовно-нравственной личности и средства ее формирования. Народные духовные традиции – это такое же бесценное достояние, как и вполне материальные богатства природы. Так же как и вторые они могут исчезать. Между тем способ поддерживать их жизнь достаточно прост – не только знать и бережно хранить свое наследие, но и творчески воспроизводить его. В списке литературы (Приложение №6) Вы найдете перечень книг, в которых раскрываются воспитательные возможности народных праздников, игр, произведений устного народного творчества, а сейчас мы более подробно поговорим с Вами лишь об использовании в педагогическом процессе подвижных игр. Так жаль, что из наших дворов уходят игры, а вместе с ними и само понятие двора. Однако природа не терпит пустоты – детство не может обходиться без игр. И вот на смену лапте, горелкам, чехарде, пряткам и казакам-разбойникам пришли «Пробки», «Монополия» и сотни разновидностей электронных игр. Скорее это может быть названо потерей, нежели равнозначной заменой. Народ веками вырабатывал свои игры. Самые счастливые из них дошли до нас. Правила большинства игр требуют идти на выручку своему товарищу, предполагают умения действовать слаженно, дружно со всеми. Народные игры – это подлинные уроки доброты, честности, смелости, коллективизма. Однако, это еще и уроки ловкости, физической силы, смекалки. Наконец – это источник радости от активного естественного движения, ярких здоровых эмоций, приподнятого настроения. Попробуйте в один из погожих дней провести для параллели своего класса «Праздник игры». Для этого сначала хорошо изучите народные игры сами, составьте программу игр, которые будете предлагать детям, продумайте начало и конец праздника. Мы абсолютно уверены в Вашем успехе: любой ребенок любит играть! А неожиданным и самым лучшим результатом для всех нас станет то, что позднее дети захотят самостоятельно играть в Ваши игры в своем собственном дворе. (И пусть старинные добрые игры войдут естественно и в Ваш педагогический арсенал.) В приложении №4 (часть II) Вы можете найти описание многих подвижных игр, а пока можно познакомиться с некоторыми правилами, заимствованными из небольшой книжки «Выходи играть во двор» (В. Володченко, В. Юмашев. Выходи играть во двор. – М.: Молодая Гвардия, 1984. – 126 с., илл.). В этой книге даны, в том числе, описания таких увлекательных дворовых игр, как лапта, городки, казаки-разбойники, классики, прятки и др. Два важных правила: · Чтобы определиться, кому начинать игру или водить, можно конаться. Для этого берут палку или веревку. И один из тех, кто конается, захватывает конец, другой берется рукой рядом, третий опять рядом и т.д. Чья рука захватит противоположный конец, тому водить или начинать игру. · Чтобы обойтись в игре без споров и раздоров, бросают жребий. Один из играющих, например, зажимает в кулаке камушек. Другой угадывает, в какой он руке. Угадал – его правда, спору конец.
Советы начинающим игрокам: · Начиная игру, предварительно обсудите весь ее ход. Заранее спланированная игра помогает оценить свои силы, развивает чувство взаимопомощи. · Подготавливая место для игры, нужно проверить все вокруг, чтобы ничто не мешало участникам и не могло нанести им травм. · Не играйте на проезжих дорогах. Игры с мячом проводите подальше от окон, клумб и грядок. · Играйте честно, дружно, соблюдая установленные правила. Ставьте интересы команды выше своих. Подчиняйтесь требованиям капитана. · Играйте смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами. Не горячитесь, проявляйте больше выдумки и смекалки. · Никогда не сердитесь, если в игре вас нечаянно толкнули или наступили на ногу. Не допускайте никакой грубости сами.
В Приложении №4 (часть II) Вы найдете описания различных игр. Некоторые из них мы разыскали в старых книгах и журналах, кое-что придумали сами. Мы не старались группировать игры по возрастному или иному принципу. Потому что твердо уверены: интересная игра интересна и самым маленьким, и ребятам постарше. Уверены и в том, что даже очень тесный двор можно с успехом приспособить для любой игры.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.43 (0.01 с.) |