Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические взгляды и деятельность И.И.Бецкого. Закрытые сословные учебные заведения.

Поиск

В эпоху правления Екатерины II предпринимается попытка создания государственной системы образования. План создания в России государственной системы образования Екатерина II поручила И.И. Бецкому (1704—1795) — европейски образованному человеку, хорошо знакомому с идеями французских просветителей. В 1762 г. он был вызван в Петербург из-за границы, где жил долгое время, и назначен президентом Академии художеств. Участвовал в создании системы воспитательно-образоваельных учреждений. Бецкой представил на рассмотрение императрицы документ «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764), в котором изложил свои взгляды на воспитание молодого

поколения, сложившиеся под влиянием идей французских просветителей (Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеции).

Суть концепции заключалась в следующем. России нужны просвещенные, законопослушные, преданные монарху подданные. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей любовь к отечеству, уважение к существующему правопорядку, трудолюбие. Носителем этих качеств должен быть воспитатель, к выбору которого следует предъявлять самые суровые требования. Воспитание должно осуществляться не в семье, а в закрытых учебных заведениях, созданных по сословному принципу.

И.И. Бецкой надеялся посредством воспитания создать новую «породу» людей (гуманных дворян, купцов, ремесленников) с целью сглаживания противоречий в обществе. Условием формирования первого поколения «новых людей» Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, его предрассудков и пороков. С этой целью в 60—70 гг. XVIII в. в Москве и Петербурге создается система закрытых учебно - воспитательных учреждений сословного характера для

детей от 5—6 до 17—20 лет. По проектам И.И. Бецкого открываются воспитательное училище при Академии художеств, коммерческое училище в Москве. При открытии учебных заведений власти строго придерживались сословного принципа. Кадетские корпуса, пансионы предназнались для дворян, воспитательные дома, училища (коммфческие, художественные, театральные и др.) — для лиц третьего сословия.

Особое внимание И.И. Бецкой отводил женскому образованию. Он способствовал открытию первого женского воспитательно-образовательного учреждения — Смольного института благородных девиц. Первый прием воспитанниц был осуществлен в 1764 г. Через год по предложению Бецкого было открыто отделение для девушек-мещанок. Процесс обучения делился на четыре класса (уровня).

В младшем классе (6-9 лет) обучались русскому и иностранному языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию.

Во 2-м классе (9—12 лет) к этим предметам добавлялись история и география.

В 3-м классе (12—15 лет) вводилось изучение «словесных наук», подразумевающее чтение книг исторического характера, нравоучительных историй, главным образом на французском языке.

В 4-м классе (15—18 лет) предусматривалось обучение светскому этикету, повторение пройденного. Старшие воспитанницы занимались с младшими. В Смольном на первом месте стояло религиозное воспитание, далее следовало нравственное воспитание, которое подразумевало «усвоение светских добродетелей, кротости, учтивости, благонравного поведения, скромности и великодушия». Важное место занимало физическое воспитание, предусматривавшее привитие навыков гигиены, здорового об-

раза жизни, умеренности во всем. Согласно Уставу, во главе

Смольного стояла начальница, назначаемая императрицей. Для проверки успехов учениц устраивались экзамены. Наиболее отличившиеся воспитанницы награждались.

Создание единичных учебных заведений в целом не изменило ситуацию в просвещении. Практическая реализация теории Бецкого натолкнулась на отсутствие подготовленных учителей, нехватку учебников, недостаточное финансирование.


 

29. Школьная реформа 1782-1786 гг. в России. Деятельность Ф.И.Янковича по подготовке документов реформы.

Неудовлетворенность ходом преобразований вызвала необходимость разработки нового проекта школьной реформы. В целях подготовки реформы по указу императрицы была создана правительственная комиссия во главе с сенатором П.В. Завадовским. На замысел и ход проведения реформы большое влияние оказал австрийский опыт. В качестве эксперта из-за рубежа был приглашен Ф.И. Янкович (1741—1814), имевший опыт проведения школьной реформы в Австро-Венгрии. Он стал главным идеологом реформы и разработал документы по ее реализации.

В 1782 г. Екатерина II утвердила представленный Янковичем «План к установлению народных училищ в Российской империи», предусматривавший создание в России по образцу Австро-Венгрии школы для третьего сословия — народное училище. Первоначально Ф.И. Янкович предлагал создать три типа народных училищ (малые, средние и главные). Однако от средних типов школ отказались после эксперимента, проведенного в Петербурге и губернии. Принятый комиссией «Устав народным училищам в Российской империи» (1786) утвердил школьную систему

в виде главных училищ (в каждом губернском городе) и малых

училищ (в уездных городах и селах). Одновременно с учреждением народных училищ планировалось подготовить учителей и издать новую учебную литературу, в создании которой Янкович принял активное участие. Им были изданы «Букварь», «Прописи и для них руководство по чистописанию», «Всемирная история», подготовлены географические и исторические карты, атласы, наглядные пособия, он ввел в русской школе активную работу с глобусом, использование доски и мела. В этот период российская школа получает первые учебники. Так, в 1786 г. были изданы учебник по естествознанию «Начертания Естественной истории», «Краткое руководство к геометрии», «Краткая Российская грамматика» и др.

Основным учебным пособием для российских учебных заведений стала книга «О должностях человека и гражданина...»(1783), В которой была изложена государственная позиция на воспитание учащихся. Во введении к учебнику цель воспитания была определена как достижение человеком благополучия, возможно лишь при верноподданническом отношении к самодержавию, преданности своему сословию, христианской добродетели, телесном здоровье и трудолюбии. Книга имела два варианта:" для учителей и учащихся. В первом содержались методические рекомендации учителям по воспитанию, во втором учащимся разъяснялись их обязанности по отношению к самому себе, Богу, ближнему, обществу.


 

Школьная политика в России в начале XIX века. Создание государственной системы просвещения.

Начало XIX в. ознаменовалось реформой российского образований. В 1802 г. было организовано Министерство народного просвещения — первый центральный орган государственной власти, ведавший вопросами образования. Министерство не только выработало, но и в значительной степени осуществило план развития народного образования.

Согласно плану в России была создана новая система народного просвещения, которая включала в себя четыре типа учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия, университет.

В основу системы российского просвещения были положены три принципа: бесплатность, бессословность, преемственность всех типов школ. Вместе с тем в гимназию и университет запрещалось принимать крепостных крестьян.

В стране устанавливалась строгая зависимость низших звеньев образования от высших. Во главе учебного округа стоял попечитель, который осуществлял руководство всеми учебными заведениями округа через ректора университета. Ректор университета избирался профессорами на общем собрании вуза, подчинялся попечителю и управлял учебными заведениями своего округа. Директор гимназии управлял гимназией и всеми школами губернии. Смотрители руководили уездными и всеми приходскими училищами.

В первой четверти XIX в. в России оформляется государственнай университетская система. К Московскому университету (1755)-добавились Казанский (1804), Харьковский (1805), Виленский реорганизован в 1803-1804), Дерптский (1805) и Санкт-Петербургский (1819).

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.007 с.)