Тенденции развития школы в западной Европе и США во второй половине XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции развития школы в западной Европе и США во второй половине XX века



Второй этап реформирования (1970—80-е гг.), несмотря на различие в мировоззренческих и идеологических установках, подходах, историческом опыте и педагогических традициях, ха­рактеризовался общими тенденциями в развитии и совершенствовании образовательных систем. К ним отно­сятся:

— повышение роли и значения образования в жизни обще­ства, превращение его вслед за наукой в реальную производи­тельную силу, центральное связующее звено системы наука — техника — человек — производство;

— формирование целостной гибкой перманентной системы обучения и воспитания, начиная с семьи и детского сада и кон­чая университетом и послевузовским образованием, сочетание традиционного и альтернативного образования, государствен­ного и частного;

— модернизация учебно-материальной базы, обновление со­держания образования, построение архитектонических комплек­сов учебно-воспитательного процесса, с одной стороны, в целях обеспечения гармонического развития личности и требований НТР к будущему работнику, с другой — для использования ог­ромных обучающих возможностей современной компьютерной и аудиовизуальной техники, педагогической технологии, осно­ванной на последних достижениях философии, социологии, фи­зиологии и психологии;

— массовая профессионализация обучающихся на базе дос­таточно высокого уровня общеобразовательной подготовки и при стремлении раннего выявления особо одаренных юношей и де­вушек, создание им соответствующей поддержки для получения элитарного образования;

— демократизация и гуманизация организации и управле­ния образованием, всех учебных дисциплин, развитие широкой и всесторонней культурной подготовки учащихся — исторической, обществоведческой, экологической, этической, физической;

— повышение фундаментальности и логизации содержания образования, становление нового педагогического мышления, построение отношений учитель — ученик на основе педагогики сотрудничества;

— активизация работы учебных заведений в качестве социо­культурных центров, развитие в них самоуправленческих начал ученического и педагогического коллективов, активное участие в работе школ родителей и общественности.

 

 

51. Реформа высшего образования в Европе (90-е гг. XX в,- 2010 гг.). Болонский процесс.

 

С 1998 г. европейская система образования вступила в но­вый этап развития, получивший название Болонского процесса, когда министры образования четырех стран (ФРГ, Франции, Великобритании и Италии), собравшиеся в Париже по случаю юбилея Сорбонны, подписали декларацию «О гармонизации архитектуры европейского высшего образования», которая при­зывала к интеграции высшей школы стран Старого Света через модификацию систем образования, через развитие академиче­ской мобильности, достижение большей конкурентоспособно­сти программ европейских вузов.

В 1999 г. на встрече в Болонье, на которой присутствовали представители 29 европейских стран, были сформулированы за­дачи и принципы реорганизации высшего образования и дан старт реформированию в общеевропейском масштабе, которое рассчитано на 10 лет (до 2010 г.). Основные задачи реформы:

— принятие системы общепонятных и легко сопоставимых документов о высшем образовании и единого приложения к ди­пломам;

— переход на многоуровневую систему высшего образования, в основе которого лежат два цикла (уровня) подготовки;

— внедрение общей системы учебных зачетных кредитов;

— развитие европейского сотрудничества в сфере обеспече­ния качества высшего образования в рамках сопоставимых кри­териев и методов.

В качестве одной из приоритетных целей по формированию единого пространства принята система четко определенных, со­поставимых степеней, которая основана на двух циклах обуче­ния: додипломном (базовом) и последипломном. Доступ ко вто­рому циклу открывается после успешного завершения первого, продолжающегося как минимум три года. Второй цикл должен завершаться присуждением степени магистра и/или доктора.

Важным аспектом Болонского процесса является введение кредитной системы зачета дисциплин. Существуют различные версии кредитной системы. Наиболее близкой отечественной ысшей школе является европейская, суть которой сводится к следующему. Каждый учебный год оценивается в 60 кредитов (1 кредит — 25 часов, включающих аудиторные и внеаудитор­ные занятия, практику, экзамены и зачеты). Каждая дисципли­на оценивается в 5—6 кредитов. Две трети кредитных единиц приходятся на основную программу, треть — на усмотрение студента, 20 кредитов занимает практика, 15 — развитие рече­вых коммуникаций.

С каждым годом к Болонскому процессу присоединяются всё новые страны. Россия подписала Болонское соглашение в сентябре 2003 г.

 

 

52. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века. Школьная реформа 1998 г.

В 1991 г. был принят Закон об образовании в Республике Беларусь, в ко­тором были сформулированы принципы государственной поли­ тики в области образования, цели и задачи национальной сис­темы образования, ее структура, права и обязанности препода­вателей, учащихся, принципы финансирования.

Одновременно был разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулировавших и оп­ределявших деятельность звеньев системы непрерывного обра­зования: «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития высшего образования в Республике Бела­русь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи» (1999), «Концепция развития педагогического образования в Республи­ке Беларусь» (2000) и др. В этих документах получила отраже­ние новая образовательная политика, взгляды на образование и воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров в из­менившихся социально-культурных условиях. Наиболее ярким событием в школьном образовании 90-х гг. стало появление учебных заведений нового типа. Их реставра­ция в системе образования СССР, а затем и стран СНГ вызвала бурную полемику на страницах периодической печати, цен­тральное место в которой заняли вопросы сущности и характера деятельности инновационных структур, их типологии, содержа­ния образования. Полярность точек зрения специалистов и по­лемика вокруг новых школ была вызвана стихийным характе­ром их появления, отсутствием единой концепции, утратой тра­диций развития академической школы в советский период. Чтобы стабилизировать работу новых учебных заведений, пона­добилось время, которое показало их жизнеспособность. В сво­ей деятельности гимназия и лицей опираются на традиции ев­ропейского школьного образования: академизм, профильность, селективность, высокое качество обучения. Пик создания но­вых школ в республике приходится на 1991 — 1993 гг. Начиная с 1994 г. рост сети гимназий и лицеев замедляется, что объясня­ется определенным насыщением белорусской системы образо­вания этими образовательными учреждениями и ужесточением государственного контроля за их деятельностью. В середине 90-х гг. приоритетным становится не количественный рост, а качество их работы. В 2004 г. в Республике Беларусь действо^ вали 115 гимназий, 26 лицеев, 100 школ с углубленным изучением предметов. Значительная часть гимназий и лицеев, специализи­рованных школ сконцентрирована в столице, что объясняется высоким общественным спросом, большим числом вузов и ква­лифицированного профессорско-преподавательского состава.

В 1998 г. в Республике Беларусь началась школьная реформа. Ее проведению предшествовал подготовительный этап. В 1996 г. были разработаны Концепция реформы общеобразовательной школы (утв. Постановлением Совета Министров РБ от 21.08.1996., № 554) и Программа ее реализации, в которой определены и оха­рактеризованы 12 основных этапов, организационно-управлен­ческое и ресурсное обеспечение реформы, ведущие направления в развитии ступеней общего образования.

В ходе реформы был осуществлен переход к обучению де­тей с 6 лет. Это обусловило необходимость подготовки к школе детей пятилетнего возраста и вызвало к жизни развитие такого типа учебного заведения, как детский сад-школа. Белорусская школа стала 12-летней. В республике была внедрена новая мо­дель школьного образования (4 + 6 + 2), согласно которой об­щее базовое образование предполагает 10-летний срок обучения и является обязательным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.007 с.)