Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Воспитание в первобытном обществе.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте 1. Прочитайте Главу 1 «Зарождение воспитания в первобытном обществе» учебного пособия А.И. Пискунова. Обратите внимание на источники знаний о воспитании в условиях первобытного общества, особенности воспитания соответственно стадиям развития первобытного общества. ! Завершите заполнение таблицы: Таблица 3. “Характерные черты воспитания в первобытном обществе”.
2. Познакомьтесь с взглядами русского учёного Л.Н. Модзалевского и современного исследователя Г.Б. Корнетова на происхождение воспитания. ! Ответьте на вопросы. 1. Как следует понимать слова Л.Н. Модзалевского о том, что «народы, не принадлежащие к числу исторических, не могут иметь и истории воспитания»? 2. Какие характерные черты воспитания у «неисторических» народов отмечает Л.Н. Модзалевский? 3. Какие преимущества имеет, по мнению Г.Б. Корнетова, цивилизационный подход для понимания исторического характера категории воспитания? При каких условиях воспитание становится инструментом социализации личности? 4. Что означает понятие «исторически первый тип воспитания»? В чём его отличие от второго типа воспитания – «цивилизации-стадии»?
II. Школы в государствах Древнего мира. Самостоятельная работа над данной темой позволяет обратиться к истокам истории школы, воспитания, педагогической мысли как особым сферам общественной и культурной деятельности цивилизаций Востока и Западной Европы; проследить развитие практики обучения и воспитания в государствах Древнего Востока (Междуречье, Египет, Индия, Китай), Греции, Риме. ! Заполните таблицу: Таблица 4. “Типы древних восточных и греко-римских школ”.
L Вопросы для самоконтроля: 1. Почему появилась потребность в школах? 2. Какие факторы обусловили специфику школ в эпоху античности? 3. Какие педагогические традиции прослеживаются в развитии школьной практики цивилизаций Востока и Западной Европы? III. Зарождение педагогической мысли в древности. 1. Проанализируйте сущность взглядов наиболее известных мыслителей Древнего Востока и античного мира на проблемы воспитания и личности ребёнка. ! Результаты оформите в виде таблицы: Таблица 5. “Мыслители Древнего мира о воспитании”.
При заполнении третьей графы используйте цитатный материал из первоисточников работ Конфуция, Демокрита, Платона, Сократа, Аристотеля, Квинтилиана, наиболее ярко показывающий понимание мыслителем цели и сущности воспитания, возрастной и социальной дифференциации воспитательного процесса, а также содержания, методов, средств воспитания. Сделайте общий вывод, в котором отразите основные тенденции и специфику развития школьной практики и педагогических идей в странах древневосточной и западноевропейской цивилизаций.
2. Изучите сущность используемого Сократом метода обучения. При этом следует иметь в виду, что Сократ распространял свои взгляды, по преимуществу, в разговорах и дискуссиях. В процессе их сформировался особый метод ведения диалога. Его целью было помочь собеседнику достигнуть истины путём обнаружения противоречий в его утверждениях. Первоначально Сократ возбуждал интерес к беседе при помощи правильно подобранных вопросов, выяснял слабые места в знаниях собеседника. В этом состояла сократовская ирония (сомнение). Вслед за этим наступал основной период беседы – маевтика («повивальное искусство»). Этим термином, который Сократ выбрал по аналогии с профессией своей матери – помогать ребёнку появиться на свет, он определил стремление обрести новое знание как основу истинной нравственности. Достижению этого служила специфическая индукция. Она должна была на основе выявления общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать нравственной основой человеческого поведения вообще. Весь процесс заканчивался дефиницией – понятийной фиксацией полученного общего знания. Дефиницию, по Сократу, следует подвергать новой иронии, а если общее ещё содержало противоречие, сформировать таким же путём (через маевтику и индукцию) новую дефиницию. Дефиниции в сократовском понимании служат понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и родов в их взаимных отношениях. (См.: История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1991. – С. 132.) Проанализируйте ситуацию беседы Сократа с Аристодемом о божестве, которую приводит в своих «Очерках истории воспитания и обучения» Л.Н. Модзалевский. ! Результаты оформите в виде таблицы: Таблица 6. “Анализ сократической беседы”.
L Задания для самоконтроля. I. Назовите авторов следующих педагогических высказываний. 1. «Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня». 2. «В воспитании первую роль должно играть прекрасное, а не дико-животное». 3. «Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей». 4. «Прекрасное постигается путём изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда». 5. «Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей». 6. «Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим». 7. «Я знаю, что я ничего не знаю». 8. «Для начала всякой науки нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени». 9. «Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным, чтобы воспитанием скрасить безобразие». 10. «Настоящим очагом красноречия служит душа». 11. «Я не родился со знаниями». 12. «Хорошее начало не мелочь, хотя и начинается с мелочи». 13. «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть Учителем». 14. «Многие многознайки не имеют ума». 15. «Законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодёжи, т.к. в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и сам государственный строй терпит оттого ущерб». 16. «Полезно иметь кого-нибудь для того, чтобы сперва ему подражать, а потом его превзойти». 17. «Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость». 18. «В душе же никакая насильственная наука не остаётся прочно». 19. «Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека». 20. «Я познаю всё с помощью одной истины».
II. Ответьте на вопросы. 1. Что являлось прообразом школ в 8–5 тысячелетиях до н.э.? 2. Кто из мыслителей имел склонность замечать и удивляться всему существенно необычному? 3. Кто был учеником Сократа? 4. В каких сочинениях Аристотель довольно подробно рассматривает вопросы воспитания? 5. Какую своеобразную школу организовал Платон? 6. Педагогические воззрения каких мыслителей античности оказали очень сильное влияние на последующее развитие педагогики? 7. После смерти какого мыслителя в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ? 8. Как называется иначе сократический метод? 9. Что Сократ ответил на вопрос о том, кого можно считать счастливым? 10. Кто нёс ответственность за воспитание полноправных граждан Спарты? 11. Кому принадлежит одна из первых попыток дать возрастную периодизацию развития человека от рождения до 21 года, когда он становится полноправным членом общества? 12. Какая форма воспитания появилась с зарождением семьи? 13. Кто из философов в жизни неизменно воздерживался от четырёх вещей: он не вдавался в пустые размышления; не был категоричен в своих суждениях; не проявлял упрямства; не думал о себе лично? 14. Кому из мыслителей принадлежит высокая оценка роли труда в воспитании и обучении?
3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения (до конца XVI в.). Цель: проследить развитие духовного и светского направлений в практике средневекового образования, педагогических идей западноевропейского гуманизма эпохи Возрождения, становление педагогических традиций в Древней Руси и Русском государстве.
Задания: 1. Изучить вопрос о состоянии образования и педагогической мысли в Византии, осмыслить их влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики. 2. Познакомиться с типами школ, характерными для эпохи Средневековья и Возрождения на примере различных стран. 3. Охарактеризовать сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования. 4. Представить основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.169 (0.008 с.) |