Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Школы эпохи Средневековья и Возрождения.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Это задание ориентировано на продолжение знакомства с историческими типами школ, характерными для эпохи Средневековья не только стран Западной Европы, но и Ближнего и Среднего Востока. Используйте наряду с лекционным материалом учебные пособия А.И. Пискунова, З.И. Васильевой и др. (по выбору). Также познакомьтесь с дидактическими материалами к разделу 3 (CD), посвящёнными проблемам школьного образования. Обратите внимание на основные типы школ: духовные, светские – государственные и авторские. Наиболее ярким примером реализации гуманистического подхода в практике школьного образования являлась авторская школа Витторино да Фельтре (1378-1446), деятельность которой представлена в отрывке из работы П.Г. Мижуева «Главные моменты в развитии западноевропейской школы». Обратите особое внимание на значение средневековых университетов как центров просвещения в XII-XVI столетиях. 1. Изучите сущность понятия «университет», его структуру, особенности организации в нём учебного процесса. ! Заполните таблицу: Таблица 8. “Типы школ эпохи Средневековья и Возрождения”.
! 2. Перечислите основные принципы организации авторской гуманистической школы Витторино да Фельтре. ! 3. Используя словарь историко-педагогических терминов, выпишите понятия: - университет – - декан – - факультет – - бакалавр – - магистр – - доктор – - школяры – - ваганты – 4. Изучите материал из «Постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ» (1215). ! Ответьте на вопросы: почему - в постановлении папского легата так много внимания уделяется вопросам, не связанным напрямую с учёбой (одежде магистров, их участию в похоронах и т.п.)? - именно папский легат пытается распоряжаться в Парижском университете? - в документе говорится о том, что книги должны быть «прослушаны», а не «прочтены»? - именно книга Аристотеля «Метафизика», посвящённая общему устройству мира, оказалась среди запрещённых?
III. Гуманистический подход западноевропейских мыслителей в воспитании и образовании. В процессе выполнения задания ознакомьтесь с деятельностью и основными идеями педагогов-гуманистов: Томмазо Кампанеллы, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня. Следует иметь в виду, что Т. Кампанелла (1568-1639) – итальянский гуманист, который в своём сочинении «Город солнца» высказал чрезвычайно важную мысль о том, что гармоничное развитие человека должно осуществляться в специально организованной обществом среде. Ф. Рабле (1494-1553) в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» пытается обосновать такое содержание образования, которое, с одной стороны, развивало бы личность, а с другой – отвечало интересам экономического развития общества; значение ведущей роли воспитания не только для отдельного человека, но и всего общества, воспитания как средства для разумного социального устройства. М. Монтень (1533-1592) в трёхтомном сочинении «Опыты» создаёт образ человека образованного и критически мыслящего; законы человеческой нравственности, опытное знание, формирование активной мыслящей личности, внимательное изучение воспитателем «Книги природы» – эти и другие педагогические аспекты привлекли особое внимание гуманиста. ! 1. Заполните таблицу: Таблица 9. “Педагогические идеи гуманизма”.
! 2. Ответьте письменно на вопросы: - В чём сущность педагогического средневекового гуманизма? - Что общего и в чём особенности педагогических взглядов гуманистов? - К какому гуманистическому направлению можно отнести Т. Кампанеллу, Ф. Рабле, М. Монтеня?
IV. Основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве. 1. Данное задание предполагает самостоятельную работу с текстом учебного пособия З.И. Васильевой (с. 67-84). При этом следует обратить внимание на воспитательные традиции Древней Руси, византийское влияние, сочетание духовного и светского направлений в развитии просвещения, особенности образования и педагогической мысли в период Киевской и Московской государственности. ! Заполните таблицу: Таблица 10. “Направления и сущность воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве до XVI в.”.
Для конкретизации таблицы используйте Дидактические материалы (CD), представляющие вопросы воспитания в устном народном творчестве, в литературных памятниках Древней Руси и Русского государства: народные пословицы, поговорки о воспитании, обучении, выдержки из «Поучения…» князя Владимира Мономаха, «Домостроя». Следует иметь в виду, что истоки нравственных и этических представлений о воспитании, которые сохранялись у русского народа на протяжении многих веков, были заложены условиями и образом семейной жизни, воздействием среды, обычаев, живого примера. По словам В.О. Ключевского, «это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки» (Очерки и речи. Второй сб. статей. – М., 1913, с 227).
Глубокая народная мудрость по вопросам воспитания концентрировалась в произведениях русского фольклора. 2. Познакомьтесь с народными пословицами и поговорками. ! Выпишите примеры пословиц и поговорок, в которых 1. нашли отражение вечные истины добра, уважения к ближнему, почитания Бога, трудолюбия как нравственные идеалы воспитания; 2. утверждается ценность знания, учения, ума; 3. присутствуют указания в отношении методов и средств воспитательного воздействия, отмечается важность личного примера родителей, взрослых.
В XI-XII вв. появились своеобразные руководства по семейному воспитанию – «Поучения». Они создавались священниками, образованными людьми и, несмотря на то, что были адресованы детям, воспринимались родителями как рекомендации для воспитания. Таким было «Поучение», написанное князем Владимиром Мономахом (1053-1125) своим детям в 1096 г. 3. Познакомьтесь с текстом «Поучения». Обратите внимание на значение духовного аспекта в воспитании, призывы к добродетели, гуманности, трудолюбию, мужеству в борьбе с врагом, мудрости, знанию. ! Сделайте выписки примеров добродетели. 4. Понимание светского направления в воспитании даёт обращение к тексту «Домостроя», ставшего в Русском государстве XVI в., благодаря одному из его авторов – священнику Сильвестру, «катехизисом» морали и энциклопедией домашнего быта. ! Выпишите сохранившие актуальность идеи «Домостроя». Сделайте вывод о том, какие общие педагогические идеи характерны для «Поучения» Владимира Мономаха и «Домостроя».
L Задания для самоконтроля. I. Заполните пропуски. 1. Высшая школа в Константинополе (организована при императоре Феодосии II в 425 г.) – ________________________________________________ 2. Основная книга для обучения грамоте в Византии – _____________________ 3. Учение религиозной философии, ориентированное на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие, используемое для обучения в церковных школах XI-XV вв., – _______________________________________ 4. Объединение учителей и учеников, предоставляющее высшее образование в странах Европы, – ________________________________________ 5. Форма обучения, которая была принята в семьях торговцев и ремесленников наряду с церковными и светскими школами, – _____________________________________ 6. Арабская грамматическая школа, обучение в которой проходило на основе Корана, – ___________________________________ 7. Хрестоматия, содержащая книжную мудрость, – _____________________ 8. Человек, осуществлявший обучение письму, чтению и счёту на Руси, – ____ 9. Первый русский печатный учебник (конец XVI в.) – _____________________ 10. Школа, открытая в Киеве князем Владимиром в кон. Х в., – ______________
II. Назовите авторов следующих педагогических высказываний. 1. Не в том достоинство, чтобы носить красивые одежды, но в том, чтобы облечься в добрые дела. (…………………………………….) 2. Тот, кто занимается лишь одной какой-нибудь наукой, ни её как следует не знает, ни других. (……………………………………….) 3. Воспитывают не одну душу и не одно тело, но всего человека: нельзя расчленять его надвое. (……………………………………….) 4. Воспитай его так, чтобы он оказывал предпочтение младшему брату, если он есть, если же нет, то и слуге, т.к. и это относится к великому любомудрию. (……………..) 5. Способность снизойти до влечений ребёнка и руководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной. (………………………………………….)
G Творческое задание. Кроссворд № 2 “Средневековое образование”.
по горизонтали: 2. Первый печатный учебник на Руси. 4. Средняя религиозная мусульманская школа в странах Ближнего и Среднего Востока. 6. Учитель в Византии. 7. Высшая школа в Константинополе, созданная при императоре Феодосии II. 10. Религиозное движение, выступавшее против католической церкви. 11. Арабо-грамматическая начальная школа. 13. Европейская средневековая школа повышенного типа, созданная иезуитами. 14. Книга наставлений и советов по воспитанию, «энциклопедия» домашнего быта на Руси. по вертикали: 1. Средневековый гуманист, автор произведения «Город солнца». 3. Ветхозаветная книга, содержавшая главные догматы христианского вероучения, используемая для обучения грамоте в Средние века в странах Западной Европы и на Руси. 5. Среднеазиатский средневековый учёный-энциклопедист, автор трактата «Тафким». 8. Форма обучения ремеслу. 9. Счётная доска для обучения в Византии и Древней Руси. 12. Князь, открывший в Киеве первую на Руси школу «учения книжного». 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое время (до начала ХХ в.). Реформаторская педагогика. Цель: проследить традиции и углубить представления об особенностях развития образования и педагогической мысли в Новое время путём изучения учебной литературы и анализа первоисточников, позволяющих охарактеризовать авторские педагогические концепции, идеи по проблемам обучения, воспитания, деятельности школы и учителя.
Задания: 1. Продолжить знакомство с развитием школьного образования и воспитания в странах Западной Европы, США и России XVII-XIX веков. 2. Дать сравнительный анализ развития ведущих педагогических идей и концепций воспитания в западноевропейской педагогической мысли XVII-XIX веков. 3. Изучить основные аспекты просветительской деятельности М.В. Ломоносова. 4. Охарактеризовать основные направления в развитии русской педагогической мысли XIX века. 5. Познакомиться с сущностью основных течений реформаторской педагогики.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.69 (0.007 с.) |