II. Западноевропейская педагогическая мысль XVII-XIX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Западноевропейская педагогическая мысль XVII-XIX вв.



1. Систематизируйте знания о вкладе западноевропейских мыслителей в разработку теоретических основ педагогики.

! Заполните таблицу.

Таблица 13.

“Ведущие педагогические идеи и концепции Западной Европы XVII-XIX вв.”.

педагог, годы жизни, страна сущность педагогической концепции (теории) основные концептуальные идеи примеры цитат из первоисточников
       

При заполнении таблицы следует обратиться к материалам лекций, рекомендованных учебных пособий, а также выдержкам из педагогических работ Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.А.В. Дистервега, помещённым в соответствующем разделе Дидактических материалов (CD).

Важно обратить внимание на соотнесение понятий «педагогическая концепция (теория)», «педагогические идеи».

Педагогическая концепция (теория) – построенная на определённой теоретико-методологической основе и обобщении современного передового опыта воспитания и обучения, в том числе и собственного, экспериментально проверенного, система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления.

В связи с этим рекомендуется рассмотреть педагогическую концепцию всеобщего воспитания и образования (Я.А. Коменский), концепцию воспитания нового человека-джентльмена (Дж. Локк), концепцию естественного (свободного) воспитания (Ж.-Ж. Руссо), концепцию социальной педагогики (И.Г. Песталоцци), теорию развивающего и воспитывающего обучения (И.Ф. Гербарт), концепцию народной школы (Ф.А.В. Дистервег).

Педагогические идеи – это основные положения, детерминированные воззрениями автора, формы постижения в мысли явлений объективной реальности обучения и воспитания, включающие в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования педагогической действительности.

Каждым педагогом были выдвинуты определённые педагогические идеи, которые легли в основу их педагогических концепций. Например, наибольшее значение и влияние на развитие педагогической теории и практики оказали идеи философского сенсуализма в познании, природосообразного воспитания, естественного равенства людей, развивающего элементарного обучения и нравственного воспитания личности, воспитывающего обучения, многостороннего интереса в обучении, связи обучения с производительным трудом и др.

 

2. Изучите взгляды западноевропейских педагогов на проблему учителя, используя выдержки из работ Я.А. Коменского «Великая дидактика», Дж. Локка «Мысли о воспитании», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», И.Г. Песталоцци «Лингард и Гертруда», Ф.А.В. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей» (см. Дидактические материалы, CD).

! Выпишите цитаты об учителе и сделайте общий вывод о качествах личности, которыми должен обладать учитель.

 

3. Закрепите теоретический материал.

! Ответьте на вопросы.

1) Как понимали идею природосообразности воспитания и обучения западноевропейские мыслители XVII-XIX вв.? Что общего? В чём особенности?

2) В чём сущность понятия «классно-урочная система обучения», предложенного Я.А. Коменским?

3) В чём особенности возрастной периодизации, представленной Я.А. Коменским и Ж.-Ж. Руссо? (В случае затруднения обратитесь к соответствующей таблице Дидактических материалов, CD.)

4) Какое место в педагогическом наследии XVII-XIX вв. отводилось школе?

5) Что общего и в чём особенности взглядов западноевропейских педагогов на роль труда в воспитании и развитии личности?

Сделайте общий вывод о тенденциях развития западноевропейской педагогической мысли XVII-XIX столетий.

 

L Задания для самоконтроля.

I. Выполните тест.

1. Автором какого произведения был Я.А. Коменский?

а) «Похвала глупости»

б) «Великая дидактика»

в) «Опыт о человеческом разуме»

2. Годы жизни Я.А. Коменского:

а) 1592-1670

б) 1469-1536

в) 1632-1704

3. Какие типы школ были предложены Я.А. Коменским?

а) тривиальные, элементарные, коллегиумы, университеты

б) школы начальные, средние, высшие

в) материнская, родного языка, латинская, академия

4. Как у Коменского была сформулирована цель воспитания?

а) умственное, нравственное, физическое воспитание в их единстве

б) развитие ума, сердца, воли

в) развитие интеллекта, физическое совершенствование, нравственная добродетель

5. В каком году была написана работа Джона Локка «Мысли о воспитании»?

а) 1632

б) 1700

в) 1693

6. «Мысли о воспитании» – это программа воспитания …

а) леди

б) джентльмена

в) детей рабочих

7. Нравственное воспитание, по Локку, ориентировано на формирование …

а) добродетелей: разумности, скромности, умеренности и т.д.

б) практических навыков ремесла

в) свободной творческой личности

8. Джон Локк выступал против…

а) традиционного классического образования

б) реального образования

в) формального образования

9. Что поможет джентльмену сохранить то состояние, которым он обладает?

а) садоводство

б) бухгалтерия

в) законы

10. Самый простой и эффективный способ воспитания детей, по Локку, – это

а) рассуждения

б) наказания

в) примеры

11. Годы жизни Ж.-Ж. Руссо:

а) 1712-1778

б) 1650-1704

в) 1715-1771

12. Какой возрастной период Ж.-Ж. Руссо назвал «периодом бурь и страстей»?

а) от рождения до двух лет

б) от двух до двенадцати

в) от двенадцати до пятнадцати

г) от пятнадцати до совершеннолетия

13. Три основных фактора, влияющих на развитие ребёнка по концепции Руссо:

а) школа, родители, сверстники

б) природа, люди, вещи

в) воспитание, книги, учителя

14. Предложенный Ж.-Ж. Руссо метод наказания:

а) телесные наказания

б) словесные наказания

в) естественные последствия

15. Педагог, автор идеи элементарного образования:

а) И.Г. Песталоцци

б) И.Ф. Гербарт

в) Ф.А.В. Дистервег

16. Основным элементом при обучении счёту согласно идее элементарного образования является …

а) единица

б) десяток

в) точка

17. Кому принадлежит идея соединения обучения с производительным трудом?

а) Я.А. Коменскому

б) Ж.-Ж. Руссо

в) И.Г. Песталоцци

18. Три основных раздела, которые были выделены И.Ф. Гербартом в теории воспитания:

а) управление, обучение, нравственное воспитание

б) управление, обучение, трудовое воспитание

в) обучение, воспитание, развитие

19. Идея об управлении детьми, подавлении их "дикой резвости" принадлежала …

а) Дж. Локку

б) И.Г. Песталоцци

в) И.Ф. Гербарту

20. Понятие "воспитывающее обучение" ввёл в западноевропейскую педагогику …

а) И.Г. Песталоцци

б) И.Ф. Гербарт

в) Ф.А. Дистервег

21. Главная функция интереса в обучении, по мнению И.Ф. Гербарта, состоит …

а) в возбуждении желания приобретать знания

б) в содействии усвоению изучаемого материала

в) в развитии активной волевой деятельности индивида

22. "Учителем немецких учителей" в западноевропейской педагогике называли …

а) И.Ф. Гербарта

б) И.Г. Песталоцци

в) Ф.А. Дистервега

23. Одна из ведущих педагогических идей, принадлежащая Ф.А.В. Дистервегу, –

а) связи обучения с производительным трудом

б) элементарного образования

в) культуросообразности

 

II. Назовите авторов следующих педагогических высказываний.

1. “Вполне соответствующей своему назначению я называю только такую школу, которая явилась бы истинной мастерской людей, в которой, следовательно, умы учащихся озарялись бы блеском мудрости, для того чтобы быстро проникать во всё явное и сокровенное, души и движения их направлялись бы ко всеобщей гармонии добродетелей. Словом, чтобы в школах совершенно обучали всех всему”.
2. “Всё выходит хорошим из рук Творца, всё вырождается в руках человека”.
3. “Индивидуальность определена и ограничена; многообразный интерес стремится вдаль и по всем направлениям”.
4. “Наблюдайте природу и следуйте по пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно упражняет детей; она закаляет их темперамент всякого рода испытаниями; она с ранних пор учит их, что такое труд и боль”.
5. “Ничто не спасёт Европу, кроме признания чистых элементарных начал, из которых должно исходить физическое, нравственное и умственное образование человеческого рода”.
6. “Обучай культуросообразно! … Мы этим устанавливаем для воспитания и обучения принцип культуросообразности вообще и ставим его рядом с природосообразностью. Первый принцип подчинён при этом второму, действовать природосообразно – высшее, наиболее общее формальное требование для всякого воспитателя. Это вечный идеал, к достижению которого надо стремиться”.
7. “Педагогика – это наука, необходимая для воспитателя лично. Но, кроме того, он должен знать науки, которые будет передавать питомцу. И я теперь же признаюсь, что не представляю себе воспитания без преподавания, и обратно… не признаю такого преподавания, которое бы не было воспитывающим”.
8. “Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить”.
9. “Примеры показывают, что человек без воспитания становится ни чем иным, как только зверем”.
10. “Ребёнок должен учиться ремеслу, ручному труду; и даже более того – не одному, а двум или трём, причём одному более основательно”.
11. “Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям природы, и вы его скоро сделайте любознательным; чтобы поддерживать в нём любознательность, не торопитесь никогда удовлетворять её. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решить их”.
12. “Так родители, поощряя капризы детей и балуя их, когда они малы, портят в них природные задатки, а потом удивляются, что вода, источник которой они сами отравили, имеет горький вкус”.
13. “Человечество должно позаботиться о том, чтобы оживить ход природы, внеся в него человеческое и божественное начало. В этом цель идеи элементарного образования, в этом цель благочестия и мудрости”.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.025 с.)