Этап непосредственной реализации технологии перевоспитания.. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап непосредственной реализации технологии перевоспитания..



  • деятельность по оказанию помощи осужденному в адаптации в новых для него условиях (в работе с рецидивистом учитываются особенности его вхождения в среду и возможности возникновения конфликта между ним и коллективом, группой и другим осужденным);
  • вовлечение осужденного в общий сложившийся исправительно-воспитательный процесс на период назначенного ему срока;
  • постепенное вхождение осужденного в общий ритм труда, отдыха, взаимоотношений с окружающими.

Педагогическая деятельность по перевоспитанию осужденного

зависят от ряда фак­торов, в том числе:

  • особенностей характера осужденного;
  • включенности самого осужденного в процесс самоисправления, само­воспитания и т. д.
  • срока пребывания в пенитенциарном учреждении, назначенного для осужденного;
  • своеобразия коллектива осужденных, его позитивных воспита­тельных возможностей;
  • педагогического опыта администрации и воспитателей;
  • воспитательных возможностей самого учреждения.

 

 

Заключительный этап.

· активная и направленная деятельность попечительского совета при воспитательной колонии уголовно-исправительной системы по решению проблем осужденного;

· адаптаци­онный период после отбывания срока осуж­денным (зависит от действенности воспитания, осознания бывшим осужденным необходимости соблюдения право­вых норм, от наличия места жительства, возможности трудо­устройства, особенностей среды, в которой предстоит жить, ее нравст­венного климата, отношения к бывшему осужденному окружающих).

 

 

Принципы перевоспитания осужденных:

1. Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности. Про­цесс перевоспитания невозможен без четкого и конкретного определе­ния его цели, под которой понимается идеальное представление о пред­полагаемом, «проектируемом» (Макаренко) результате педагогической деятельности.

Цель выступает как первоначальный ориентир, позволяющий воспита­телю выстроить перед осужденным целую систему «перспективных линий» — от ближней до дальней. В качестве дальней цели может быть определена перспектива окончательного перевоспитания и воз­вращения бывшего преступника в жизнь общества сознательным, за­конопослушным его членом.

2. Принцип соответствия цели средствам, формам и методам пере­воспитательной деятельности по отношению к конкретному осуж­денному. Цель всегда рассматривается в соответствии со средствами. Средства, формы и методы выступают конкретным педагогическим ин­струментарием достижения цели. Последняя всегда предусматривает использование наиболее оптимального педагогического инструмента­рий, который позволил бы в соответствующих условиях конкретным воспитателям добиться перевоспитания каждого осужденного.

3. Принцип связи процесса перевоспитания осужденного с окружаю­щей жизнью. П роцесс перевоспи­тания направлен на подготовку осужденного к жизнедеятельности в той социальной среде, в которую он попадет после его выхода на сво­боду. В другом случае он после освобождения из мест заключения может не найти свое место в обще­стве, и общество не примет его, что вызовет рецидив. Последствия подобного рецидива часто проявляются в агрессивных действиях ос­вобожденного, предусматривающих применение административных мер.

Воспитателям рекомендуется помочь человеку восстановить и на­ладить социально полезные связи и отношения с другими людьми, социальным окружением; постоянно держать осужденных в курсе со­бытий внутриполитической и международной жизни, расширять круг общественно-политических интересов, формировать у них положи­тельные социальные установки. Этому способствует также и приоб­щение осужденных к делам колонии, вовлечение их в трудовую и об­щественную деятельность.

4. Принцип активности осужденного в общественно полезной дея­тельности. Включение человека в активную об­щественно полезную деятельность способствует его социальной переориентации, перевоспитанию. Общественно полезная деятельность осужденных — это прежде всего их производительный труд, учебная, общественная деятельность в часы досуга, участие в художественной самодеятель­ности, культурно-досуговая и физкультурно-спортивная работа.

5. Принцип воспитания в коллективе. В условиях жесткой изоляции, принудительного пребывания в опре­деленных администрацией отряде, бригаде, звене резко возрастает роль ближайшего социального окружения.

Сформировать коллективистские отношения в среде осужденных чрезвычайно сложно, но вполне возможно. Основу данного опыта создала педагогическая тео­рия коллектива, разработанная Макаренко, которая трансформиро­вана и адаптирована к условиям современных исправительных уч­реждений.

Коллектив может быть самым разным: от позитивного (о котором писал Макаренко как наи­более важном средстве перевоспитания) до резко негативного — «асо­циальный коллектив». В негативном (асоциальном) плане это не коллектив, а сообщество, группа и пр. В ряде исправительных учреж­дений процветают отрицательные традиции, с молчаливого согласия «авторитеты» уголовного мира («углы», «паханы», «главворы») на­саждают враждебные нормальному человеческому общежитию прави­ла поведения и взаимоотношений. В таких «зонах» воспитательная, а тем более перевоспитательная работа требует особого педагогического мастерства.

6. Принцип сочетания требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним. В основе его лежит гуманное от­ношение к человеку. Макаренко утверждал, что не может быть воспи­тания без требовательности, и одновременно предупреждал: «Нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитан­нику, как можно больше уважения к нему». Воспитательный процесс, ориентированный только на подавление, нейтрализацию отрицательных качеств личности, столь же малоэф­фективен, как и педагогика вседозволенности. Важно видеть в чело­веке не только недостатки, но и то положительное, на что можно опе­реться в работе с ним.

7. Принцип опоры на положительное в личности. В перевоспитатель­ной работе с осужденными исключительно важно уметь видеть в лич­ности не только недостатки, но и положительное. Серьезные нравственные дефекты, отрицательные черты характера осужденных, их негативное отношение как к требованиям исправительно-трудового права, так и их носителям (воспитателям осужденных) лежат, что называется, на поверхности. В то же время те качества и черты характера, которые отражают человеческую сущ­ность личности, осужденные чаще всего прячут от окружающих, дабы не стать объектом насмешек и издевательств со стороны других, а под­час и не осознаются ими самими.

Принцип опоры на положительные качества личности не означа­ет снижения требовательности к осужденным, а тем более захвали­вания и попустительства. Большой вред как самому человеку, так и коллективу наносят те руководители и воспитатели, которые, ис­пользуя такие, например, черты характера, как коммуникативность, активность в общественных делах, ставят некоторых осужденных в привилегированное положение, допускают по отношению к ним по­слабление требований режима, а иногда даже создают группы «ак­тивистов».

8. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в про­цессе перевоспитания. Принцип дифференцирован­ного подхода требует строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Это позволит воспита­телям наиболее полно учесть особенности каждого.

Осужденные различаются по полу, возрасту, образованию, национальным, религиозным и социально-групповым, индивидуально-психологическим особенностям, социально-педагогической запущенности, образу жизни до осуждения, типу совершенно­го преступления и т.д.

Для дифференциации осужденных необходимо выделить груп­пы, с учетом своеобразия каждого осужденного:

1) по характеру совершенных преступлений (корыстные, насильственные корыст­ные, насильственные некорыстные,);

2) по количеству судимостей (впервые судимые, неоднократно су­димые);

3) по степени криминальной зараженности (глобальная, парциаль­ная, предкриминальная);

4) по степени общественной опасности (признанные или непри­знанные особо опасными рецидивистами);

5) по возрасту;

6) по образованию;

7) по полу;

8) по степени исправления;

9) по характеру общественной активности (актив, резерв актива, пассив, «болото», контрактив);

10) по неформальному положению осужденных в самой общности («главворы», «паханы», «мужики», «углы», «обиженные») и т.д.

Такая дифференциация позволяет заметить в личности осужден­ного наиболее существенное и требующее учета в воспитательной ра­боте с ним.

9. Принцип индивидуального подхода в процессе перевоспитания. Каждый человек — это свой мир, свои возможности, свои социальные проблемы, и потому он, естественно, требует индивидуального подхо­да. Особенно это важно в процессе перевоспитания. Об этом еще в 1924 г. писал Сорока-Росинский. Он, в частности, отмечал, что одно из необходимых условий функционирования школы для трудновос­питуемых — это «индивидуальный подход к воспитаннику».

10. Принцип комплексного подхода предполагает использование комплекса мер воспита­тельного воздействия, способного обеспечить разносторонность развития.

Комплексный подход распространяется на определение целей и задач перевоспитания; выбора методов перевоспитания; организацию формального и неформального общения личности; планирование вос­питательного процесса; привлечение к непосредственной и опосредо­ванной воспитательной работе всех сотрудников подразделений, об­щественности; всестороннее изучение личности осужденных на всех этапах воспитательного процесса (от организации приема вновь при­бывших осужденных до подготовки их к освобождению); реализацию в практической деятельности исправительных учреждений всей сис­темы принципов перевоспитания осужденных.

 

Содержание основных этапов процесса исправления.

Основные направления воспитатель­ной работы в условиях пенитенциарного учреждения.

В общей педагогике гражданское воспитание является одним из основных направлений и задач педагогической деятельности. В пени­тенциарной педагогике оно становится целью целостного и комплекс­ного перевоспитания. Выделяют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях.

Правовое воспитание осужденных. Это процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеж­дение в необходимости следовать им, а также организацию правомер­ного, ответственного и социально активного поведения.

Задача данного направления заключается в том, чтобы максимально добиваться усвоения осужденными знаний основных законов государства, и на этой основе способствовать формированию у них высокого правосо­знания.

Нравственное воспитание осужденных. Оно предусматривает це­ленаправленную деятельность на преодоление у осужденных чуждых обществу моральных качеств и убеждений. Итогом воспитательной работы должно быть формирование нравственных чувст, сознания и нравственного поведения.

Трудовое воспитание осужденных. Его цель — закрепление у осуж­денных трудовых умений и навыков, психологической готовности к труду, нравственного отношения к нему, осознанной потребности тру­диться. Это направление является исключительно важным, так как труд, трудовая деятельность — одно из основных средств исправления и перевоспитания осужденных. Труд — основа нравственного воспи­тания.

Физическое и санитарно-гшиеническое воспитание осужденных. Сама обстановка пенитенциарного учреждения предусматривает важ­ное значение этого направления в работе с осужденными. Оно позво­ляет не допустить деградации личности осужденного, сохранять его человеческое достоинство. Оно направлено на развитие физических способностей, укрепление здоровья, формирование морально-воле­вых качеств.

Важное значение имеет активизация самовоспитания осужденных. Главным его назначением является включение заключенного в самовоспитательную деятельность, осо­знание им необходимости преодоления каких-либо негативных ка­честв личности. Оно направлено на превращение объекта воспитания в субъект самовоспитания.

Существуют различные средства исправления и перевоспитания осужденных.

Средства педагогического процесса — те, которые являются состав­ной частью перевоспитания и обеспечивают его функционирование в интересах исправления осужденных. К ним относятся: труд, режим, культурно-досуговая деятельность, общественная работа и др.

Основные средства педагогического процесса:

1. Труд как основа перевоспитания осужденных. Главное назначе­ние —использовать труд для удовлетворения потребностей индивида как средство развития личных потребностей;

способствовать физическому и нравственному развитию челове­ка в процессе трудовой деятельности.

2. Режим как средство перевоспитания осужденных. Режим представляет комплекс требований, правил, ограниче­ний, запретов, охватывающих всю жизнь осужденных, их труд, быт, отношения с администрацией, внешним миром, трудовыми коллекти­вами.

Ограничения распространяются на сферу труда, быта, питания, пользование предметами культурного назначения, общение с родст­венниками и знакомыми, свободу передвижения и т.д. В то же время излишне строгая регламентация жизни и деятель­ности человека может привести и к формированию таких качеств, как иждивенчество, безынициативность, приспособленчество. В воспитательных целях предусматривается снижение режимных требований по мере исправления человека.

Воспитывающее влияние режима предусматривает: разрушение старых установок, позиций, переориентацию инте­ресов; разрушение старого стереотипа поведения и общения; формирование привычек и навыков нравственного поведения.

3. Общеобразовательное обучение осужденных как средство перевос­питания осужденных.

В настоящее время число лиц с низким уров­нем образования среди осужденных растет, поэтому потребность в обучении естественно возрастает.

Учащиеся-осужденные значительно реже нарушают режим отбывания наказания, в их среде более здоро­вый морально-психологический климат, они лучше работают; каждый школьный урок предоставляет учителям дополнительную возможность для воспитательного воздействия на обучаемых-осужденных.

4. Профессиональное образование осужденных как средство воспита­ния осужденных.

Данное средство помогает осужденным овладеть профессией либо повысить профессиональную квалификацию. Этот факт положитель­но отражается на процессе перевоспитания человека в период отбы­вания наказания, а также оказывает ему помощь впоследствии, после возвращения из мест лишения свободы, в трудоустройстве и саморе­ализации.

Организационными формами профессионального образования осужденных являются:

индивидуальное обучение осужденных, имеющих небольшой срок наказания, осуществляется наставником из числа квалифициро­ванных специалистов. Главная цель его — быстрое включение осуж­денного в трудовую деятельность;

бригадное обучение реализуется в группах до 10 человек под ру­ководством инструктора — опытного специалиста. Его задача — под­готовка большего количества рабочих массовых профессий;

курсовое обучение — создаются курсы от 10 до 70 человек. На этих курсах изучается теория и проводятся практические занятия. В их задачи входит повышение квалификации, изучение нового обо­рудования и новой технологии, обучение передовым методам труда, а также вторым и смежным специальностям;

школы передового опыта призваны ознакомить осужденных с передовыми методами труда без отрыва от производства;

классы мастеров существуют для обеспечения предприятий ко­лонии квалифицированными рабочими. Они охватывают 25—30 чело­век, их цель — обучение одной или смежным специальностям.

Высшей формой профессиональною образования в исправитель­ных учреждениях является обучение в профессионально-техническом училище (ПТУ). Туда зачисляют тех. кто не имеет никакой специаль­ности и изъявил желание учиться.

5. Кулътурно-досуговая деятельность также выступает средством перевоспитания. Для этого вводятся элементы самоуправления, кружки самодеятель­ности, народного творчества, чтение и обсуждение книг, просмотры телепередач, кинофильмов и пр.

Средства педагогической деятельности — те, что использует вос­питатель для воздействия на воспитуемых в процессе воспитательной деятельности. К ним относятся1 слово, действия, пример, книга, тех­нические средства и пр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.034 с.)