Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структуры урока при при развивающем типе обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Структура урока — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возника- ющая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Структура урока изучения нового материала: • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; • указание на то, что учащиеся должны запомнить; • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; • сообщение либо актуализация техники запоминания • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; • контроль результатов первичного запоминания; • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; • частое включение опорного материала для запомина Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков: • сообщение учащимся цели предстоящей работы; • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; • проверка выполненных работ; • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; • задание на дом (если это необходимо). Структура урока формирования умений и навыков: • постановка цели урока; • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; • поведение проверочных упражнений; • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; • упражнения на их освоение; • упражнения на их закрепление; • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции; • упражнения на перенос в сходную ситуацию? • упражнения творческого характера; • итог урока; • задание на дом. Структура урока повторения: • организация начала урока; • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; „ • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание; • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; • задание на дом. Структура урока проверки знаний: • организация начала урока. Здесь необходимо создать
• постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы; • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
• подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений. Структура урока применения знаний, умений и навыков: • организация начала урока (психологический настрой учащихся); • сообщение темы урока и его задач; • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений; • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии;
• упражнения в применение знаний и умений в измененных условиях; • творческое применение знаний и умений; • упражнение по отработке навыков; • домашнее задание; • итог урока с оценкой проделанной учащимся работы. Структура повторителъно-обобщающего урока: • организационный момент;
• вступительное слово учителя, в котором он подчер • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные мнения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений; • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); • формулирование выводов по изученному материалу; • оценка результатов урока; • подведение итогов; • задание на дом (не всегда). Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей): • организация начала урока; • проверка домашнего задания, постановка цели урока; • подготовка* учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений; • изучение нового материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; • подведение итогов и результатов урока; • задание на дом; • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда). Структура уроков учителей-новаторов Система преподавания Л.В. Маховой: 1. Рассказ обзорного типа по всей теме. 2. Урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений. 3. Урок — практическая работа. 4. Урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала. 5. Заключительный опрос по теоретическому материалу. 6. Решение задач по теме с применением микрокалькуляторов. Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы: 1. Уроки теоретического разбора материала учителем. 2. Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам. 3. Уроки-семинары. 4. Уроки-практикумы. 5. Уроки контроля и оценки. Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным: 1. Уроки-лекция по всей теме. 2. Уроки решения ключевых задач. 3. Урок-консультация. 4. Урок-зачет. ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ I. Дидактические требования к современному уроку: • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков; • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями уро- ка, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах; • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; • реализация на уроке всех дидактических принципов; • создание условий успешного учения учащихся. И. Психологические требования к уроку Психологическая цель урока: 1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; 2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; 3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся. Стиль урока: 1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения: • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; • выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
• учет контроля, анализа и оценки деятельности школь • соотношение побуждения учащихся к деятельности 2) особенности самоорганизации учителя: • подготовить к уроку и главное — осознание психо • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всем происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.); • педагогический такт (случаи проявления); • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.). Организация познавательной деятельности учащихся: 1) Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся: • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления; • использование установок в форме убеждения, внушения; • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся; • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению); 2) Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений: • определение уровня сформированности знаний и представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов); е опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, познания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся; • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся); • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать; • использование различных видов творческих работ 3) Закрепление результатов работы: 0 формирование навыков путем упражнений; • обучение переносу ранее усвоенных умений и навы Организованность учащихся: 1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития; 2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке. Учет возрастных особенностей учащихся: 1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников; 3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам. III. Гигиенические требования к уроку: 1) температурный режим; 2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); 3) освещение; 4) предупреждение утомления и переутомления; 5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ); 6) своевременное и качественное проведение физкультминуток; 7) соблюдение правильной рабочей позы учащегося; 8) соответствие классной мебели росту школьника. IV. Требования к технике проведения урока: 1) урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; 2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными; 3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; 4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; 5) по возможности следует менять виды деятельности, учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; 6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы; 7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника. Этапы планирования урока и полготовки к нему учителя 1. Разработка системы уроков по теме или разделу. 2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. 3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка. 4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке. 5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем. 6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся. 7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях. АНАЛИЗ УРОКОВ Существует множество подходов к анализу уроков независимо от их формы. В общем плане проведения анализа урока выделяются пять опорных пунктов: психологическая цель урока, стиль урока, точнее, стиль деятельности педагога, организация познавательной деятельности учащихся, организованность учащихся, учет возрастных особенностей учащихся. По этим пунктам проводится полный или частичный анализ урока, т. е. наиболее значимых для конкретной ситуации его разделов. Рассмотрим подробнее этот подход на материале анализа «стиля урока» и «организации познавательной деятельности учащихся».
Стиль урока как объект анализа, по Л. Т. Охитиной, предполагает ответы на два вопроса. Первый вопрос: в какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего, обучения, а именно: «а) соотношение нагрузка на память учащихся и их мышление; б) соотношение воспроизводящей деятельности учащихся и творческой; в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска; г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие — учащимися (кто ставит проблему, кто формирует-формулирует, кто решает); д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.)». Второй вопрос, на который готовится ответ при анализе стиля: каковы особенности самоорганизации учителя, т.е.: «а) подготовленность учителя к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ей осуществлению); б) рабочее самочувствие учителя в начале уроки и в в) педагогический такт учителя (случаи проявления г) психологический климат в классе (как поддержива Достаточно большой интерес представляет схема анализа организации познавательной деятельности учащихся, в процессе которого учителю предлагают ответить, в какой мере были обеспечены условия для продуктивной работы мышления и воображения: а) как он добивался нужной избирательности, осмыс б) какие установки использовал и в какой форме (убеж в) как добивался устойчивости и сосредоточенности внимания учащихся; г) какие формы работы использовал для актуализации Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений предполагает ответы на вопросы: а) на каком уровне формировались знания учащихся и т.п.); б) на какие психологические закономерности формиро в) с помощью каких приемов и форм работы добивался на уроке и др.); г) какого уровня понимания (описательного, сравни
д) какие виды творческих работ использовались на уроке и как руководил учитель творческим воображением учащихся (объяснение темы и цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы). Анализ организованности учащихся отвечает на вопрос, какие их группы по уровню обучаемости выделяет учитель и как он сочетает фронтальную работу в классе с групповыми индивидуальными формами учебных занятий. Учитель должен учитывать все звенья подготовки к уроку и его проведению, возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся не только при определении цели и стиля урока, но и в организации познавательной деятельности учащихся, при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения и в формировании личностных, деятельностных, интеллектуальных особенностей учащихся. Очевидно, что всесторонний охват всех основный объектов психологического анализа урока затруднителен в каждой конкретной его ситуации, но предоставлять их в системе необходимо, при этом учитывая специфику учебного предмета. Общая схема анализа урока представлена в табл. 7. В статье Г.Б.-Васильевой (Завуч. 1998. № 4) «Контроль за состоянием преподавания и выполнения требований учебных программ» рекомендуется следующая схема анализа урока: 1. Правильность определения и реализации учителем целей урока. 2. Научная содержательность урока. 3. Связь обучения с жизнью. 4. Оптимизация методов и средств обучения. 5. Активизация мыслительной деятельности учащихся и организация их самостоятельной работы. 6. Дифференцированный подход к обучаемым, индивидуализация обучения. 7. Формирование общенаучных умений и навыков. 8. Применение ТСО, вычислительной техники, дидактического и наглядного материала. Таблица 7
9. Развитие познавательных интересов и способностей 10. Выполнение требований практической части учебных программ. 11. Соблюдение требований возрастной и педагогической психологии. Методика анализа урока, с позиции личностно-ориентированного образования Подготовка учителя к уроку 1.1; Какую роль учитель отводит уроку в личностном развитии учащегося. 1.2. Задачи урока, их связь с задачами образовательной области предмета и темы. 1.3. Проводилась ли диагностика личностного развития обученности, воспитанности учащихся, как использовались результаты диагностики при постановке задач урока и определение его содержания. 1.4. Какая индивидуальная работа проектировалась учителем на уроке. 1.5. Как учитель оценивает результаты работы отдельных учащихся на уроке (в чем продвинулись на уроке сильные, средние, слабые ученики). 2. Организация урока 2.1. Какие задачи были-поставлены на уроке учителем перед учащимися, удалось ли привлечь учащихся к реализации поставленных задач, как учащиеся поняли задачу урока, как учитель выяснил степень понимания детьми задач предстоящей работы. 2.2. Была ли создана мотивация деятельности учащихся, как был разбужен их интерес, не возникло ли у них желание овладеть новыми знаниями и продвинуться в развитии. 2.3. Как учащиеся участвовали в организации урока, имело ли место взаимное обучение, коллективный или вза- имный контроль или оценка. Какие роли выполняются ' учащимися на уроке. Кто принял на себя ответственность за организацию, порядок и дисциплину. 2.4. Какова организационная структура урока, можно ли выделить этапы урока на пути движения учащихся к цели. Как изменяется деятельность учащихся на каждом этапе, какие задачи они решали. 2.5. Организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке. 3. Содержание 3.1. Какие ценности были положены в основу содержа учащимися. 3.2. Какие глобальные (планетарные) и более частные 3.3. Содержание теоретических знаний на уроке. В рамках какой научной теории они излагались. Была ли у учащихся возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению явлений и процессов, была ли создана ситуация выбора для учащихся и как они проявили себя в этом выборе. 3.4. Содержание познавательной и практической деятельности учащихся на уроке. Какими способами этих видов деятельности овладели ученики, участвовали ли они в творческом поиске. Результаты творческой деятельности. 3.5. Какими способами личностного развития овладе а) умением ставить перед собой задачи и добиваться их реализации; б) коммуникативными умениями; в) умением сотрудничества и взаимопомщи; г) умением саморегуляции, самоконтроля и самодицис- плины; д) умением самопознания, рефлексии и др. 3.6. В чем состоял развивающий характер содержания обучения на уроке. 3.7. Имели ли место дифференциация и интеграция содержания. 4. Технологии обучения 4.1. Как была организована самостоятельная, творческая работа учащихся. 4.2. Какими методиками учитель приводил учащихся в состояние активности.
4.3. Имело ли обучение диалогический характер. Возникали ли у учащихся вопросы к учителю, друг к другу, к учебнику. 4.4. Какими средствами и способами учитель осуществлял поддержку учащихся на уроке. Была ли индивидуальная поддержка. 4.5. Как осуществлялось развитие гуманитарного мышления учащихся. 4.6. Как предупреждались затруднения учеников и устанавливается обратная связь. 4.7. Какие из современных технологий обучения использовал учитель. 4.8. Каков эффект технологий, использованных учителем. 5. Экология у*рока 5.1. Состояние здоровья учащихся класса, его учет на уроке. 5.2. Какое настроение было у детей. Не возникали ли акты агрессии, подавленности, неудовлетворительности, пассивности. Что было причиной и не переутомились ли дети. 5.3. Достаточно ли были загружены ученики и пережили ли они радостное чувство успеха. 5.4. Эргономические условия. 5.5. Доброжелательность, сердечность, душевность, взаимная забота учителя и учеников — с каким настроением ушли с урока учитель и учащиеся. 6. Педагогическая культура и профессионализм 6.1. Проявлялись ли в поведении и общении учителя с детьми любовь, доброта, уважение независимо от их успехов в обучении. 6.2. Понимает ли педагог юношескую, детскую психологию, понимает ли поведение учащихся и все ли поступки учителя были педагогически целесообразны и справедливы. 6.3. Хорошими ли профессиональными знаниями владеет учитель, может ли выстроиться свою систему доказательств и умеет ли увлечь своим предметом учащихся. 6.4. Были ли на уроке педагогические находки, вдохновение учителя, фантазия, импровизация, артистизм, индивидуальный педагогический почерк. 6.5. Умеет ли учитель гибко ставить проблемные вопросы по ходу изучения темы. Обладает ли способностью вести занятия на уровне эвристической беседы. 6.6. Не проявляет ли учитель раздражительности и недовольства детьми, не повышал ли на них голос, не нарушал ли норм общей и педагогической этики. 6.7. Как учитель относится^ к неверным ответам учащихся, вовлекает ли в их опровержение других учеников. Не допускает ли пренебрежения или невнимания к вопросам учащихся. 7. Общая оценка урока как элемента системы 7.1. Урок был хорошо подготовлен (или нехорошо подготовлен) для решения задач развития учащихся. Обеспечил (не обеспечил) детей в продвижении и усвоении знаний. 7.2. Урок полностью отвечал (не отвечал) принципам природосообразности, культуросообразности и индивидуальному подходу к ученику. 7.3. Ученики чувствовали (не чувствовали) себя хозяевами урока, его соавторами и проявили ли свои субъектные
11. Педагогика свойства, активность, ответственность, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию. 7.4. Учитель использовал (не использовал) гуманисти 7.5. Общая атмосфера и образовательная среда урока Анкета Преподаватель глазами учащегося 1) Позволяют ли занятия приобрести необходимые знания и умения по предмету. 2) Последовательны ли и логичны занятия. 3) Имеется ли хороший подбор примеров и иллюстраций. 4) Содержат ли занятия информацию, которую можно получить только в аудитории.
5) Вызывают ли занятия интерес к предмету. 6) Стимулирует ли активную и творческую работу. Оценка личности учителя 1) Уверенно ли держится учитель перед аудиторией. 2) Владеет ли высокой культурой речи и соблюдает ли должный темп изложения. 3) Считается ли с мнением студентов. 4) Требователен ли. 5) Объективен ли в оценке знаний и умений. 6) Корректен ли и практичен.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.15.112 (0.012 с.) |