Структуры урока при при развивающем типе обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структуры урока при при развивающем типе обучения



Структура урока — это совокупность различных вари­антов взаимодействий между элементами урока, возника-


ющая в процессе обучения и обеспечивающая его целенап­равленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

• первичное введение материала с учетом закономер­ностей процесса познания при высокой мыслительной ак­тивности учащихся;

• указание на то, что учащиеся должны запомнить;

• мотивация запоминания и длительного сохранения

в памяти;

• сообщение либо актуализация техники запоминания
(работа с опорными для памяти материалами, смысловая
группировка и т.п.);

• первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

• контроль результатов первичного запоминания;

• регулярное систематизирующее повторение через ко­роткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

• внутреннее повторение и постоянное применение по­лученных знаний и навыков для приобретения новых;

• частое включение опорного материала для запомина­
ния в контроль знаний, регулярная оценка результатов за­
поминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

• сообщение учащимся цели предстоящей работы;

• воспроизведение учащимися знаний, умений и навы­ков, которые потребуются для выполнения предложенных

заданий;

• выполнение учащимися различных заданий, задач,

упражнений;

• проверка выполненных работ;

• обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

• задание на дом (если это необходимо).


Структура урока формирования умений и навыков:

• постановка цели урока;

• повторение сформированных умений и навыков, яв­ляющихся опорой;

• поведение проверочных упражнений;

• ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

• упражнения на их освоение;

• упражнения на их закрепление;

• тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

• упражнения на перенос в сходную ситуацию?

• упражнения творческого характера;

• итог урока;

• задание на дом.

Структура урока повторения:

• организация начала урока;

• постановка образовательных, воспитательных, разви­вающих задач; „

• проверка домашнего задания, направленного на по­вторение основных понятий, умозаключений, основопола­гающих знаний, умений, способов деятельности (практичес­кой и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о пред­стоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

• подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

• задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

• организация начала урока. Здесь необходимо создать
спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться
проверочных и контрольных работ или чрезмерно волно­
ваться, так как учитель проверяет готовность детей к даль­
нейшему изучению материала;


 

• постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащи­еся обязательно сами проверили работы;

• изложение содержания контрольной или провероч­ной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или от­веты на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть по­сильными для каждого ученика;

 

• подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в дру­гих работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

• определение типичных ошибок и пробелов в знани­ях и умениях, а также путей их устранения и совершен­ствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

• организация начала урока (психологический на­строй учащихся);

• сообщение темы урока и его задач;

• изучение новых знаний, необходимых для формиро­вания умений;

• формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по анало­гии;

 

• упражнения в применение знаний и умений в изме­ненных условиях;

• творческое применение знаний и умений;

• упражнение по отработке навыков;

• домашнее задание;

• итог урока с оценкой проделанной учащимся работы.

Структура повторителъно-обобщающего урока:

• организационный момент;


 





• вступительное слово учителя, в котором он подчер­
кивает значение материала изученной темы или тем, сооб­
щает цель и план урока;

• выполнение учащимися индивидуально и коллек­тивно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, выраба­тывающих обобщенные мнения, формирующих обобщен­но-понятийные знания, на основе обобщения фактов, яв­лений;

• проверка выполнения работ, корректировка (при не­обходимости);

• формулирование выводов по изученному материалу;

• оценка результатов урока;

• подведение итогов;

• задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока

(он, как правило, имеет две или несколько

дидактических целей):

• организация начала урока;

• проверка домашнего задания, постановка цели урока;

• подготовка* учащихся к восприятию нового учебно­го материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

• изучение нового материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

• обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

• подведение итогов и результатов урока;

• задание на дом;

• подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков учителей-новаторов

Система преподавания Л.В. Маховой:

1. Рассказ обзорного типа по всей теме.


2. Урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений.

3. Урок — практическая работа.

4. Урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных эле­ментов учебного материала.

5. Заключительный опрос по теоретическому материалу.

6. Решение задач по теме с применением микрокаль­куляторов.

Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изу­чения каждой темы:

1. Уроки теоретического разбора материала учителем.

2. Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, ал­горитмам.

3. Уроки-семинары.

4. Уроки-практикумы.

5. Уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

1. Уроки-лекция по всей теме.

2. Уроки решения ключевых задач.

3. Урок-консультация.

4. Урок-зачет.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

I. Дидактические требования к современному уроку:

• четкое формулирование образовательных задач в це­лом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

• определение оптимального содержания урока в соот­ветствии с требованием учебной программы и целями уро-


ка, с учетом уровня подготовки и подготовленности уча­щихся;

• прогнозирование уровня усвоения учащимися науч­ных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

• выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптималь­ного их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обес­печивающий познавательную активность, сочетание раз­личных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении уча­щихся;

• реализация на уроке всех дидактических принципов;

• создание условий успешного учения учащихся.

И. Психологические требования к уроку

Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изуче­ния конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической за­дачи изучения темы и результатов, достигнутых в предше­ствующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого-педа­гогического воздействия, методических приемов, обеспечи­вающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1) определение содержания и структуры урока в соот­ветствии с принципами развивающего обучения:

• соотношение нагрузки на память учащихся и их

мышление;

• определение объема воспроизводящей и творческой

деятельности учащихся;

• планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе са­мостоятельного поиска;

• выполнение учителем и учащимися проблемно-эв­ристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);


 




• учет контроля, анализа и оценки деятельности школь­
ников, осуществляемых учителем, и взаимной критической
оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

• соотношение побуждения учащихся к деятельности
(комментарии, вызывающие положительные чувства в свя­
зи с проделанной работой, установки, стимулирующие ин­
терес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и
принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания,
нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации учителя:

• подготовить к уроку и главное — осознание психо­
логической цели и внутренняя готовность к ее осуществ­
лению;

• рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всем про­исходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

• педагогический такт (случаи проявления);

• психологический климат на уроке (поддержание атмос­феры радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся: 1) Определение мер для обеспечения условий продук­тивной работы мышления и воображения учащихся:

• планирование путей восприятия учениками изучае­мых объектов и явлений, их осмысления;

• использование установок в форме убеждения, внуше­ния;

• планирование условий устойчивого внимания и со­средоточенности учащихся;

• использование различных форм работы для актуа­лизации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, инди­видуальный опрос, упражнения по повторению);

2) Организация деятельности мышления и воображе­ния учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

• определение уровня сформированности знаний и
умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных


представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);

е опора на психологические закономерности формиро­вания представлений, понятий, уровней понимания, позна­ния новых образов в организации мыслительной деятель­ности и воображении учащихся;

• планирование приемов и форм работы, обеспечива­ющих активность и самостоятельность мышления уча­щихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними дан­ными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуаль­ных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложне­ние заданий с целью развития познавательной самостоя­тельности учащихся);

• руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобща­ющему, оценочному, проблемному) и формированием уме­ний рассуждать и умозаключать;

• использование различных видов творческих работ
учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполне­
ния, обучение отбору и систематизации материала, а так­
же обработке результатов и оформлению работы);

3) Закрепление результатов работы:

0 формирование навыков путем упражнений;

• обучение переносу ранее усвоенных умений и навы­
ков на новые условия работы, предупреждение механичес­
кого переноса.

Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемо­сти, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся: 1) планирование урока в соответствии с индивидуаль­ными и возрастными особенностями учащихся;


 




2) проведение урока с учетом сильных и слабых уче­ников;

3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

III. Гигиенические требования к уроку:

1) температурный режим;

2) физико-химические свойства воздуха (необходи­мость проветривания);

3) освещение;

4) предупреждение утомления и переутомления;

5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практичес­ких работ);

6) своевременное и качественное проведение физкульт­минуток;

7) соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8) соответствие классной мебели росту школьника.

IV. Требования к технике проведения урока:

1) урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3) необходим полный контакт во взаимодействии учи­теля и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагоги­ческий такт и педагогический оптимизм;

4) доминировать должна атмосфера доброжелательно­сти и активного творческого труда;

5) по возможности следует менять виды деятельности, учащихся, оптимально сочетать различные методы и при­емы обучения;

6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

7) учитель должен обеспечить активное учение каждо­го школьника.


Этапы планирования урока и полготовки к нему учителя

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение образовательно-воспитательно-развива­ющих задач урока на основе программы, методических по­собий, школьного учебника и дополнительной литературы.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отноше­нии блоков, частей, выделение опорных знаний, дидакти­ческая обработка.

4. Выделение главного материала, который ученик дол­жен понять и запомнить на уроке.

5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на

нем.

6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в не­стандартных ситуациях.

АНАЛИЗ УРОКОВ

Существует множество подходов к анализу уроков не­зависимо от их формы.

В общем плане проведения анализа урока выделяют­ся пять опорных пунктов: психологическая цель урока, стиль урока, точнее, стиль деятельности педагога, органи­зация познавательной деятельности учащихся, организо­ванность учащихся, учет возрастных особенностей учащих­ся. По этим пунктам проводится полный или частичный анализ урока, т. е. наиболее значимых для конкретной ситуации его разделов. Рассмотрим подробнее этот подход на материале анализа «стиля урока» и «организации по­знавательной деятельности учащихся».


 




Стиль урока как объект анализа, по Л. Т. Охитиной, предполагает ответы на два вопроса. Первый вопрос: в какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего, обучения, а именно: «а) со­отношение нагрузка на память учащихся и их мыш­ление; б) соотношение воспроизводящей деятельности учащихся и творческой; в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска; г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учите­лем и какие — учащимися (кто ставит проблему, кто формирует-формулирует, кто решает); д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оцен­ки, самоконтроля и самоанализа учащихся; е) соотноше­ние побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделан­ной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принужде­ния (напоминания об отметке, резкие замечания, нота­ции и т.п.)».

Второй вопрос, на который готовится ответ при анализе стиля: каковы особенности самоорганизации учителя, т.е.: «а) подготовленность учителя к уроку (степень овладе­ния содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ей осуществлению);

б) рабочее самочувствие учителя в начале уроки и в
процессе его осуществления (собранность, сонастроенность
с темой и психологической целью урока, энергичность, на­
стойчивость в осуществлении поставленной цели, оптими­
стический подход ко всему происходящему, педагогичес­
кая находчивость и др.);

в) педагогический такт учителя (случаи проявления
педагогического такта или, напротив, нетактичности);

г) психологический климат в классе (как поддержива­
ет учитель атмосферу радостного, искреннего общения ре­
бят с ним и друг с другом, деловой контакт или другие
отношения)».


Достаточно большой интерес представляет схема ана­лиза организации познавательной деятельности учащих­ся, в процессе которого учителю предлагают ответить, в какой мере были обеспечены условия для продуктивной работы мышления и воображения:

а) как он добивался нужной избирательности, осмыс­
ленности, целостности восприятия учениками изучаемых
предметов, как помогал им отличать инвариантные при­
знаки от вариативных;

б) какие установки использовал и в какой форме (убеж­
дение, внушение);

в) как добивался устойчивости и сосредоточенности

внимания учащихся;

г) какие формы работы использовал для актуализации
в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых
для понимания нового материала (индивидуальный опрос,
собеседование с классом, упражнения по повторению).

Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и уме­ний предполагает ответы на вопросы:

а) на каком уровне формировались знания учащихся
(на уровне конкретно-чувственных представлений, поня­
тий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул

и т.п.);

б) на какие психологические закономерности формиро­
вания представлений, понятий, уровней понимания, созда­
ния новых образов опирался учитель в организации дея­
тельности мышления и воображения школьников;

в) с помощью каких приемов и форм работы добивался
учитель активности и самостоятельности мышления уча­
щихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций,
разные уровни проблемно-эвристического решения задач,
использование задач с недостающими и «лишними» дан­
ными, организация поисковой, исследовательской работы

на уроке и др.);

г) какого уровня понимания (описательного, сравни­
тельного, объяснительного, обобщающего, оценочного, про­
блемного) добивался учитель от учащихся и как в связи с
этим руководил формированием убеждений и идеалов;


 




д) какие виды творческих работ использовались на уроке и как руководил учитель творческим воображени­ем учащихся (объяснение темы и цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материа­ла, а также обработке результатов и оформлению работы). Анализ организованности учащихся отвечает на вопрос, какие их группы по уровню обучаемости выделяет учи­тель и как он сочетает фронтальную работу в классе с групповыми индивидуальными формами учебных заня­тий. Учитель должен учитывать все звенья подготовки к уроку и его проведению, возрастные и индивидуально-пси­хологические особенности учащихся не только при опреде­лении цели и стиля урока, но и в организации познаватель­ной деятельности учащихся, при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения и в формировании личностных, деятельностных, интеллектуальных особенно­стей учащихся.

Очевидно, что всесторонний охват всех основный объек­тов психологического анализа урока затруднителен в каж­дой конкретной его ситуации, но предоставлять их в сис­теме необходимо, при этом учитывая специфику учебного предмета. Общая схема анализа урока представлена в табл. 7.

В статье Г.Б.-Васильевой (Завуч. 1998. № 4) «Контроль за состоянием преподавания и выполнения требований учебных программ» рекомендуется следующая схема ана­лиза урока:

1. Правильность определения и реализации учителем целей урока.

2. Научная содержательность урока.

3. Связь обучения с жизнью.

4. Оптимизация методов и средств обучения.

5. Активизация мыслительной деятельности учащих­ся и организация их самостоятельной работы.

6. Дифференцированный подход к обучаемым, индиви­дуализация обучения.

7. Формирование общенаучных умений и навыков.

8. Применение ТСО, вычислительной техники, дидакти­ческого и наглядного материала.


Таблица 7

 

Виды пси­хологиче­ского ана­лиза урока Задачи учителя по отно­шению к самому себе Задачи учителя по отног шению к учащимся
Предва­ряющий Постановка психологических целей урока (развитие по­знавательных интересов к изучаемому предмету; сти­мулирование мыслительной активности; развитие объе­ма памяти; формирование высоких моральных качеств и убеждений и т.д.) Психологическое обоснова­ние целей, задач, этапов, форм работы, методических приемов Соотнесение своих индиви­дуально-психологических особенностей (темп речи, импульсивность и самооб­ладание, эмоциональность и др.) с условиями реализации поставленных целей Учет основных мотивов учебной деятельности (по­знавательных, коммуника­тивных, широко социальных) учащихся Учет возрастных и индиви­дуально-психологических особенностей учащихся (мышления, памяти и др. познавательных процессов). Учет уровня предметной подготовки к уроку. Учет межличностных отно­шений в группе
Текущий Постоянное наблюдение, фиксация, коррекция выпол­нения поставленных целей, задач обучения и процесса педагогического общения В случаях затруднения, сбоя или непредвиденной легко­сти выполнения заданий необходимо постановка новых целей, использование новых средств и способов обучения, т.е. перестройка хода урока Учет хода учебной работы учащихся (их заинтересо­ванности в уроке, мысли­тельной активности, харак­тера усвоения материала и т.д.)
Ретроспек­тивный Оценка собственной педаго­гической деятельности(уда­ча, недостатки, их причины, пути коррекции и совершен­ствования) Определение реального продвижения учащихся в общеобразовательном, воспитательном и практиче­ском планах, т.е. ответ на вопрос, какова реальная польза от проведенного урока

 




9. Развитие познавательных интересов и способностей
учащихся.

10. Выполнение требований практической части учеб­ных программ.

11. Соблюдение требований возрастной и педагогичес­кой психологии.

Методика анализа урока, с позиции личностно-ориентированного образования

Подготовка учителя к уроку

1.1; Какую роль учитель отводит уроку в личностном развитии учащегося.

1.2. Задачи урока, их связь с задачами образовательной области предмета и темы.

1.3. Проводилась ли диагностика личностного разви­тия обученности, воспитанности учащихся, как использо­вались результаты диагностики при постановке задач уро­ка и определение его содержания.

1.4. Какая индивидуальная работа проектировалась учителем на уроке.

1.5. Как учитель оценивает результаты работы отдель­ных учащихся на уроке (в чем продвинулись на уроке сильные, средние, слабые ученики).

2. Организация урока

2.1. Какие задачи были-поставлены на уроке учителем перед учащимися, удалось ли привлечь учащихся к реали­зации поставленных задач, как учащиеся поняли задачу урока, как учитель выяснил степень понимания детьми задач предстоящей работы.

2.2. Была ли создана мотивация деятельности учащихся, как был разбужен их интерес, не возникло ли у них желание овладеть новыми знаниями и продвинуться в развитии.

2.3. Как учащиеся участвовали в организации урока, имело ли место взаимное обучение, коллективный или вза-


имный контроль или оценка. Какие роли выполняются ' учащимися на уроке. Кто принял на себя ответственность за организацию, порядок и дисциплину.

2.4. Какова организационная структура урока, можно ли выделить этапы урока на пути движения учащихся к цели. Как изменяется деятельность учащихся на каждом этапе, какие задачи они решали.

2.5. Организация рефлексии учащихся по поводу ус­лышанного и сделанного на уроке.

3. Содержание

3.1. Какие ценности были положены в основу содержа­
ния обучения и стали ли они предметом обсуждения с

учащимися.

3.2. Какие глобальные (планетарные) и более частные
проблемы развития человечества были включены в содер­
жание урока.

3.3. Содержание теоретических знаний на уроке. В рамках какой научной теории они излагались. Была ли у учащихся возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению явлений и процессов, была ли со­здана ситуация выбора для учащихся и как они прояви­ли себя в этом выборе.

3.4. Содержание познавательной и практической дея­тельности учащихся на уроке. Какими способами этих ви­дов деятельности овладели ученики, участвовали ли они в творческом поиске. Результаты творческой деятельности.

3.5. Какими способами личностного развития овладе­
ли учащиеся:

а) умением ставить перед собой задачи и добиваться

их реализации;

б) коммуникативными умениями;

в) умением сотрудничества и взаимопомщи;

г) умением саморегуляции, самоконтроля и самодицис-

плины;

д) умением самопознания, рефлексии и др.

3.6. В чем состоял развивающий характер содержания обучения на уроке.


3.7. Имели ли место дифференциация и интеграция со­держания.

4. Технологии обучения

4.1. Как была организована самостоятельная, творчес­кая работа учащихся.

4.2. Какими методиками учитель приводил учащихся в состояние активности.

 

4.3. Имело ли обучение диалогический характер. Возникали ли у учащихся вопросы к учителю, друг к другу, к учебнику.

4.4. Какими средствами и способами учитель осуще­ствлял поддержку учащихся на уроке. Была ли индивиду­альная поддержка.

4.5. Как осуществлялось развитие гуманитарного мыш­ления учащихся.

4.6. Как предупреждались затруднения учеников и ус­танавливается обратная связь.

4.7. Какие из современных технологий обучения ис­пользовал учитель.

4.8. Каков эффект технологий, использованных учи­телем.

5. Экология у*рока

5.1. Состояние здоровья учащихся класса, его учет на уроке.

5.2. Какое настроение было у детей. Не возникали ли акты агрессии, подавленности, неудовлетворительно­сти, пассивности. Что было причиной и не переутоми­лись ли дети.

5.3. Достаточно ли были загружены ученики и пере­жили ли они радостное чувство успеха.

5.4. Эргономические условия.

5.5. Доброжелательность, сердечность, душевность, вза­имная забота учителя и учеников — с каким настроени­ем ушли с урока учитель и учащиеся.


6. Педагогическая культура и профессионализм
учителя на уроке.

6.1. Проявлялись ли в поведении и общении учителя с детьми любовь, доброта, уважение независимо от их успе­хов в обучении.

6.2. Понимает ли педагог юношескую, детскую психо­логию, понимает ли поведение учащихся и все ли по­ступки учителя были педагогически целесообразны и справедливы.

6.3. Хорошими ли профессиональными знаниями вла­деет учитель, может ли выстроиться свою систему доказа­тельств и умеет ли увлечь своим предметом учащихся.

6.4. Были ли на уроке педагогические находки, вдох­новение учителя, фантазия, импровизация, артистизм, инди­видуальный педагогический почерк.

6.5. Умеет ли учитель гибко ставить проблемные воп­росы по ходу изучения темы. Обладает ли способностью вести занятия на уровне эвристической беседы.

6.6. Не проявляет ли учитель раздражительности и не­довольства детьми, не повышал ли на них голос, не нару­шал ли норм общей и педагогической этики.

6.7. Как учитель относится^ к неверным ответам уча­щихся, вовлекает ли в их опровержение других учеников. Не допускает ли пренебрежения или невнимания к вопро­сам учащихся.

7. Общая оценка урока как элемента системы
личностно-ориентированного образования

7.1. Урок был хорошо подготовлен (или нехорошо подготовлен) для решения задач развития учащихся. Обеспечил (не обеспечил) детей в продвижении и усвое­нии знаний.

7.2. Урок полностью отвечал (не отвечал) принципам природосообразности, культуросообразности и индивиду­альному подходу к ученику.

7.3. Ученики чувствовали (не чувствовали) себя хозяе­вами урока, его соавторами и проявили ли свои субъектные


 



11. Педагогика



свойства, активность, ответственность, самодисциплину, уме­ние делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою

позицию.

7.4. Учитель использовал (не использовал) гуманисти­
ческую педагогическую технологию, реализовал (не реали­
зовал) стратегию сотрудничества. Сочетал ли фронтальную
работу с классом с индивидуальной работой. Поощрял ли
индивидуальные достижения.

7.5. Общая атмосфера и образовательная среда урока
способствовали (не способствовали) саморазвитию, самооб
разованию, самовыражению, самоопределению учащихся;
использование их жизненного опыта и стимулирование
личностного смысла учения.

Анкета

Преподаватель глазами учащегося

1) Позволяют ли занятия приобрести необходимые зна­ния и умения по предмету.

2) Последовательны ли и логичны занятия.

3) Имеется ли хороший подбор примеров и иллюстраций.

4) Содержат ли занятия информацию, которую можно получить только в аудитории.

 

5) Вызывают ли занятия интерес к предмету.

6) Стимулирует ли активную и творческую работу.

Оценка личности учителя

1) Уверенно ли держится учитель перед аудиторией.

2) Владеет ли высокой культурой речи и соблюдает ли должный темп изложения.

3) Считается ли с мнением студентов.

4) Требователен ли.

5) Объективен ли в оценке знаний и умений.

6) Корректен ли и практичен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 979; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.136 с.)