Коммуникативные Педагогические
Похожие статьи вашей тематики
ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ
ОБЩЕНИЮ
Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов:
♦ приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении);
♦ создание на занятии атмосферы защищенности при общении студентов с преподавателями;
♦ одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;
♦ одобрение практики обращения студентов за помощью к преподавателю или товарищам;
♦ поощрение устных ответов по собственной инициативе студентов;
♦ создание щадящих условий при ответе студента с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;
♦ недопущение действий со стороны отдельных студентов, подавляющих творческую активность товарищей на занятии.
Приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения:
♦ оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний;
♦ разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения;
♦ обучение (прямое и косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения;
♦ подчеркнуто позитивная критика (если таковая необходима) поведения студента в диалоге с преподавателем;
Ф демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к студентам, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем;
♦ оперативное предоставление студентам возможно сти «оправдать нетерпение поднятой руки»;
$ предоставление студентам возможности сориентироваться в ситуации, «собраться с мыслями».
Приемы инициирования встречной учебно-познавательной активности студентов:
♦ прямое побуждение студентов к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;
♦ мотивирование перед группой поощрения студентов за проявленную инициативу;
♦ критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним;
♦ «игровая провокация» («Что-то Иванов Иван недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав...»).
Основные психолого-педагогические приемы обучения сочетаются при оптимальном педагогическом общении.
В настоящее время необходимо осуществить переход от информационно-объяснительного обучения студентов к деятельному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в вузе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала студента. А этого можно добиться только при условии демократичности методов обучения, раскрепощения студентов, разрушения искусственных барьеров между преподавателями и студентами.
Развивающее обучение предполагает переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал — запомнил — пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами — осмыслил — запомнил — способен оформить свою мысль словами — умею применить полученные знания в жизни».
U. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
|