Особенности содержания и методики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности содержания и методики



8 педагогике сотрудничества выделяются четыре на­
правления:

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

• Концепция воспитания.

9 Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход

Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной сово­купности качеств личности. Мера этого развития провоз­глашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руково­дителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способ­ности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы — разбу­дить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможно­сти, использовать их для более полного и свободного раз­вития личности.

Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспита­тельном процессе — это ключевое звено, коммуникативная


 




основа личностно ориентированных педагогических техно­логий. Он объединяет следующие идеи:

• новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

• гуманизацию и демократизацию педагогических от­ношений;

• отказ от прямого принуждения как метода, не даю­щего результатов в современных условиях;

• новую трактовку индивидуального подхода;

• формирование положительной Я-концепции.
Новый взгляд на личность представляют следующие

позиции:

• личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе — полноценная человеческая личность;

• личность является субъектом, а не объектом в педа­гогическом процессе;

е личность — цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

• каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; ;

• приоритетными качествами личности являются выс­шие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, со­весть, достоинство,ягражданственность и др.).

Гуманизация и демократизация педагогических отно­шений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитатель­ного процесса.

Гуманное отношение к детям включает:

• педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

• оптимистическую веру в ребенка; -

• сотрудничество, мастерство общения;

• отсутствие прямого принуждения;

• приоритет положительного стимулирования;

 

• терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает:

• уравнивание ученика и учителя в правах;

• право ребенка на свободный выбор;


 

• право на ошибку;

• право на собственную точку зрения;

• соблюдение Конвенции о правах ребенка;

• стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограни­чивать, а предоставлять свободу выбора.

Основным содержанием новых отнощений является отмена принуждения как негуманного и не дающего ре­зультата средства. Проблема — не в абсолютизации прин­ципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Ученье без принуждения характеризует:

• требовательность без принуждения, основанная на доверии;

• увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

• замена принуждения желанием, которое порождает успех;

• ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

• применение косвенных требований через коллектив.
Новая трактовка индивидуального подхода состоит в

том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

• отказ от ориентировки на среднего ученика;

• поиск лучших качеств личности;

 

• применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-кон-цепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);

• учет особенностей личности в учебно-воспитатель­ном процессе;



прогнозирование развития личности;

• конструирование индивидуальных программ разви­тия, его коррекция.

Необходимо формирование положительной Я-концеп-ции личности. Я-концепция — это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на ос­нове которых она строит свое поведение.

В школьные годы Я-концепция — основа внутренне­го стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положи­тельным проявлениям личности. Отрицательная Я-кон­цепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает ус­пеху, ухудшает результаты, способствует изменению лич­ности в отрицательную сторону.

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирования у ребенка положительной Я-концеп-ции. Для этого, в первую очередь, необходимо:

• видеть в каждом ученике уникальную личность, ува­
жать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети та­
лантливы» — вот убеждение учителя);

е создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизне­деятельность, учеба приносили ребенку радость («Учиться победно!»);

• исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать при­чины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);

• предоставлять возможности и помогать детям реа-лизовывать себя в положительной деятельности («В каж­дом ребенке — чудо; ожидай его!»).

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий и развивающий ком­плекс педагогики сотрудничества открывает новые прин-


ципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

• обучение ведется прежде всего обобщенным знани­ям, умениям и навыкам и способам мышления;

• идет объединение, интеграция школьных дисциплин;

• вариативность и дифференциация обучения;

• используется положительная стимуляция ученья.

Совершенствование методов и форм учебного процес­са раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сиг­налах В.Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штей-нера, в опережении С.Н. Лысенковой, в идее крупных бло­ков П.М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлинского, развитии личности по Л.В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И.П. Вол­кова, в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации об­разования Е.Н. Ильина, Б.М. Неменского и др.

Концепция воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудниче­ства отражают важнейшие тенденции, по которым разви­вается воспитание в современной школе:

- превращение школы Знания в школу Воспитания;

- постановка личности школьника в центр всей воспи­тательной системы;

- гуманистическая ориентация воспитания, формиро­вание общечеловеческих ценностей;

- развитие творческих способностей ребенка, его инди­видуальности;

- возрождение русских национальных и культурных традиций;

- сочетание индивидуального и коллективного воспи­тания;

- постановка трудной цели.


 




Идеология и технология педагогики сотрудничества служит не только основанием целой системы методов обу­чения и воспитания, но во многом и определяет содержа­ние образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.008 с.)